ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-162657/20-144-1275 от 12.01.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

25 января 2021 года

Дело № А40-162657/2020-144-1275

Полный текст решения изготовлен 25 января 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2021 года

Арбитражный суд города Москвы

в составесудьи Папелишвили Г.Н.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Фаткулиным Р.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО)

к ответчику: Управление Росреестра по г. Москве

о признании незаконным бездействия

с участием:

от заявителя – Игнашина И.Н. (паспорт, дов. от 24.01.2020 №12, диплом)

от ответчика – Мацота Н.Э (паспорт, дов. от 30.12.2019 №Д-38/2019, диплом)

УСТАНОВИЛ:

«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением в котором просит признать незаконным бездействие Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в виде невозобновления государственной регистрации прав в отношении здании с кадастровыми номерами 77:01:0001024:1064, 77:01:0001024:1043, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Подсосенский переулок, дом 30, стр. 1, стр. 2 и обязании.

Заявитель требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик представил материалы регистрационного дела, требования отклонил по доводам, изложенным в отзыве.

Лица, явившиеся в судебное заседание, пояснили, что иных доказательств, кроме тех, что были представлены в материалы дела, не имеют.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, арбитражный суд установил, что требования заявителя заявлены необоснованно и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Срок подачи заявления не пропущен.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, процессуальный закон устанавливает наличие одновременно двух обстоятельств, а именно, не соответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.

«Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) в своем заявлении указывает, что Банк 26.03.2020 с целью произведения регистрации прав в отношении здании с кадастровыми номерами 77:01:0001024:1064, 77:01:0001024:1043, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Подсосенский переулок, дом 30, стр. 1, 2 направлено в адрес Управления Росреестра по г. Москве два заявления № 77/011/223/2020-2778, 2780.

Уведомлением от 08.04.2020 № 77/011/223/2020-2778,2780 Управление Росреестра по Москве уведомило банк о приостановке осуществления действий по государственной регистрации прав собственности сроком до 06.07.2020.

На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости) 26.03.2020 «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) направило в адрес Управления Росреестра по Москве два заявления о приостановлении государственной регистрации сроком на 6 месяцев.

Далее с целью возобновления государственного кадастрового учета и регистрации прав 03.08.2020 «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (ПАО) подано два заявления №№ MFC-0558/2020-149078-1, MFC-0558/2020-149318-1. Заявитель указывает, что Банком были устранены причины, препятствующие осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона о регистрации недвижимости, что является необходимым действием для возобновления регистрации.

Однако, уведомлением от 04.08.2020 № 77/011/223/2020-2778, 2780 Управление Росреестра по Москве проинформировало Банк о неустранении причин приостановления осуществления действий по государственной регистрации прав в отношении здания, с кадастровым номером 77:01:0001024:1064, 77:01:0001024:1043, распложенного по адресу: г. Москва, пер. Подсосенский, дом 30, стр. 1, стр. 2, а также повторно указало о сроке приостановки осуществления действий по государственной регистрации до 10.12.2020.

Не согласившись с указанным бездействием Управления Росреестра по г. Москве, посчитав его необоснованным и не соответствующим действующему законодательству, «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Согласно п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 01.07.1996 № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным обжалуемого заявителем бездействия необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.

С учетом заявленных требований и доказательств, имеющихся в материалах дела, суд считает необходимым указать следующее.

26.03.2020 в Управление поступили заявления № 77/011/223/2020-2778, 2780 на государственную регистрацию права собственности в отношении объектов недвижимости - зданий, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Подсосенский, д. 30, стр. 1, стр. 2, с кадастровыми номерами № 77:01:0001024:1064 и № 77:01:0001024:1043.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 и ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации обязательным этапом государственной регистрации является проведение Управлением правовой экспертизы представленных на регистрацию документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления.

В силу ч. 4 ст. 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимых для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы.

Следует отметить, что Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.11.2011 №7088/11 проверка законности сделки определена как установление соответствия формы, содержания и результата сделки действующему законодательству.

При этом в рамках правовой экспертизы государственным регистратором проводится проверка юридической силы правоустанавливающих и других представленных на государственную регистрацию документов, в связи с чем, государственный регистратор обращается к законодательным актам, регулирующим определенные правоотношения.

В качестве документа - основания в материалы дела правоустанавливающих документов представлен договор купли-продажи № 5939/79 от 25.11.2019, заключенный между КБ «РОСЭНЕРГОБАНК» (продавец) и ПАО «АТБ» (покупатель).

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона о регистрации регистрация недвижимости прав на объекты недвижимого имущества осуществляется на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя и иных лиц, в случае прямого указания закона и прилагаемых к нему документов, необходимых для ее проведения, в том числе и документов о правах на недвижимое имущество (правоустанавливающие), перечень которых установлен ст. 14 Закона о регистрации и также отвечающих требованиям ст. 21 Закона о регистрации.

Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.

В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Из содержания ч. 1 ст. 21 Закона о регистрации следует, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости, в том числе, указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества. Существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи подтверждается государственным кадастровым учетом (ч. 7 ст. 1 Закона о регистрации).

В силу ч. 1 ст. 5 Закона о регистрации каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона о регистрации Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).

Согласно п. 7 ст. 1 Закона о регистрации подтверждение существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи подтверждается кадастровым учетом такого недвижимого имущества.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. Такими характеристиками, в числе прочих, являются: кадастровый номер объекта недвижимости; номер этажа здания или сооружения, на котором расположено помещение или машино-место, площадь недвижимого имущества, а также иные характеристики, установленные п. 4 ст. 8 Закона о регистрации недвижимости.

В ходе проведения правовой экспертизы, при проверке государственным регистратором данных об учтенных объектах недвижимости, содержащихся в ЕГРН, было установлено, что ранее в материалы реестровых дел были представлены заявления и документы на кадастровый учет изменений, из которых усматриваются изменения основных характеристик вышеуказанных объектов недвижимости.

Таким образом, усматривается, что сторонами по Договору не достигнуты соглашения по всем существенным условиям Договора.

При проведении правовой экспертизы выявлено, что вышеуказанный объект недвижимости является объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, отчуждение указанного имущества должно проходить с учетом требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия).

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Главой VIII Закона об объектах культурного наследия установлены особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия.

В соответствии с п. 5 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия, распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, в том числе передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований Закона об объектах культурного наследия.

Согласно положениям п.п. 7-10 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия, в случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права владения и (или) пользования на объект культурного наследия, включенный в реестр, действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 Закона об объектах культурного наследия, иное охранное обязательство, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

При этом, копия охранного обязательства является неотъемлемой частью такого договора.

В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права владения и (или) пользования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, являющегося объектом сделки, не оформлено охранное обязательство или иные охранные документы, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, предусмотренные пунктами 1-3 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 Закона об объектах культурного наследия.

При этом договор, предусматривающий передачу прав владения и (или) пользования таким объектом, должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникают права владения и (или) пользования таким имуществом, по выполнению требований, установленных пунктами 1-3 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия в отношении такого объекта.

В случае отсутствия в таком договоре указанного существенного условия сделка является ничтожной.

Таким образом, представленный Договор не отвечает вышеуказанным требованиям действующего законодательства.

В соответствии с п. 5, 7, 11 ч. 1, ч. 2 ст. 26 Закона о регистрации государственная регистрация в отношении вышеуказанного объекта недвижимости приостановлена о чем заявителю сообщено уведомлением № 77/011/223/2020-2778, 2780 от 08.04.2020.

Таким образом, в отношении вышеуказанных объектов недвижимости Управлением были проведены все необходимые регистрационные действия, в установленные Законом о регистрации сроки, что говорит об отсутствии бездействия со стороны Управления.

Кроме того суд также указывает, что в соответствии с ч.1 ст.4 АПК РФ в арбитражный суд вправе обратиться заинтересованное лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Таким образом, обращение в суд за защитой своих нарушенных прав ставит своей целью восстановление этих прав.

Согласно ст.199 АПК РФ в заявлении о признании решений и действий (бездействия) незаконными должны быть, в частности, указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым решением и действием (бездействием), при этом в силу ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений; обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права, в связи с чем, ст.201 АПК предусмотрена необходимость указания в резолютивной части решения на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Однако заявитель не указал, какие именно его права были нарушены оспариваемым бездействием, и какие права заявителя подлежат восстановлению, путем признания оспариваемого бездействия незаконным с учетом наличия уведомления № 77/011/223/2020-2778/8 от 23.09.2020.

При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты, с учетом положений ст.201 АПК РФ не приводит к восстановлению их субъективных прав, а материальный интерес заявителя к оспариваемому бездействию имеет абстрактный характер, так как отсутствует неопределенность в сфере правовых интересов заявителя, устранение которой возможно в случае удовлетворения заявленных требований.

Следовательно, в данном случае, отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных требований заявителя.

При указанных обстоятельствах требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в удовлетворении заявления «Азиатско-Тихоокеанский Банк» (АО) о признании незаконным бездействия Управления Росреестра по г. Москве в виде невозобновления государственной регистрации прав в отношении здании с кадастровыми номерами 77:01:0001024:1064, 77:01:0001024:1043, расположенных по адресу: г. Москва, пер. Подсосенский переулок, дом 30, стр. 1, стр. 2 отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья Г.Н. Папелишвили