РБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва
31 июля 2019года Дело № А40-162862/19-122-1316
Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2019года
Полный текст решения изготовлен 31 июля 2019года
Арбитражный суд в составе: судьи Девицкой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Порошиной М.О.
с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.
рассматривает в предварительном судебном заседании дело по заявлению Хорошевского межрайонного прокурора г. Москвы
к ООО «АПТЕКА 24» (105215, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПАРКОВАЯ 9-Я, ДОМ 66, КОРПУС 2, КВАРТИРА 56, ОГРН: 1157746037767, Дата присвоения ОГРН: 20.01.2015, ИНН: 7735140134)
о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.06.2019 г.
при участии:
от заявителя – Магит М.М., удост. №273017
от ответчика – Шапран А.П., дов. от 23.07.2019 г.
УСТАНОВИЛ:
Хорошевский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО «АПТЕКА 24» к административной ответственности по ч. 4 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявление мотивировано тем, что обществом совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности с нарушением требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Заявитель в судебное заседание явился, требования поддержал.
Ответчик вину в совершении правонарушения фактически признал, представил отзыв, просил применить малозначительность или назначить наказание в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статей 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации», лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, а также фармацевтической деятельности передано для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Хорошевской межрайонной прокуратурой г. Москвы 06.06.2019 в период с 14:00 до 18:00 проведена проверка исполнения лицензионных требований в сфере фармацевтической деятельности в ООО «Аптека 24» • ИНН 7735140134), зарегистрированном по адресу: г. Москва, ул. 9-я Парковая, д.66. к. 2. кв. 56. расположенном по адресу: г. Москва, пр. Маршала Жукова, д. 53, к. 1.
В ходе проверки установлено, что ООО «Аптека 24» (ИНН 7735140134) имеет лицензию па осуществление фармацевтической деятельности от 01.09.2016 ,N» ЛО-77-02-007932, выданную Департаментом здравоохранения г. Москвы.
Статьей 9 Федерального закона от J2.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предусмотрено, что все лекарственные средства, произведенные на территории Российской Федерации и ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат государственному контролю. Государственный контроль при обращении лекарственных средств осуществляется посредством проведения проверок соблюдения субъектами обращения лекарственных средств, правил отпуска лекарственных препаратов, правил хранения лекарственных средств.
В ходе проведения проверочных мероприятий в ООО «Аптека 24» (ИНН 7735140134) выявлены нарушения требований постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», согласно которым лекарственные средства для медицинского применения хранятся в соответствии с требованиями «Правил хранения лекарственных средств», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 706н от 23.08.2010 (далее - Правила хранения лекарственных средств).
Согласно п.п. 32, 33 Правил хранения лекарственных средств, хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия пониженной температуры (лекарственные средства, физико-химическое состояние которых после замерзания изменяется и при последующем согревании до комнатной температуры не восстанавливается (40% раствор формальдегида, растворы инсулина)), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных положений в ООО «Аптека 24» (ИНН 7735140134), зарегистрированном по адресу: г. Москва, ул. 9-я Парковая, д.66, к. 2, кв. 56, расположенном по адресу: г. Москва, пр. Маршала Жукова, д. 53, к. 1, допускается хранение лекарственных препаратов с нарушением температурного режима: лекарственный препарат Пертуссин сироп для приёма внутрь 100 г. в количестве 6 штук должен храниться при температуре от 12 до 15 градусов, фактически хранился в холодильнике при температуре 20 градусов; Алоэ сок для приёма внутрь 50 мл. должен храниться при температуре не выше 15 градусов, при этом хранился в холодильнике при температуре 20 градусов; облепиховое масло Камелия 100 мл. должно храниться при температуре не выше 18 градусов, при этом хранилось в холодильнике при температуре 20 градусов; облепиховое масло Алтай ООО «Янтарное» 50 мл. должно храниться и температуре не выше 15 градусов, при этом хранилось в холодильнике и температуре 20 градусов; облепиховое масло из плодов и листьев 50 мл. должно храниться при температуре не выше 10 градусов, при этом хранилось в холодильнике при температуре 20 градусов; лекарственный препарат - тетрациклин мазь глазная 3 г. в количестве 4-х штук должна храниться при температуре не выше 15 градусов, при этом хранилась в холодильнике при температуре 20 градусов; лекарственный препарат - Альфа - Токоферола ацетат (витамин Е) должен храниться при температуре 15 до 25 градусов, фактически хранился в холодильнике при температуре ниже 10 градусов.
Кроме того, за время проведения проверки 06.06.2019 с 14:00 до 18:00 минут температура в холодильном оборудовании № 2 (от 8 до 15 градусов) составляла 20 градусов, в то время как в журнале периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования № 2 (от 8 до 15 градусов) за 06.06.2019 указана температура 8 градусов.
В ходе проверки выявлены лекарственные средства с истекшим сроком годности: метаболическое средство Корилип (суппозитории ректальные 10 штук) - срок годности истек 01.05.2019 года - хранилось в холодильнике; Лонгидаза Бовгиалуронидаза азоксимер, лиофилизат для приготовления раствора для инъекций (5 флаконов) - срок годности истек 01.09.2018 года - хранилось в холодильнике.
В соответствии с п.п. 11, 12 Правил хранения лекарственных средств, в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
При выявлении лекарственных средств с истекшим сроком годности они должны храниться отдельно от других групп лекарственных средств в специально выделенной и обозначенной (карантинной) зоне.
В нарушение вышеуказанного положения межрайонной прокуратурой установлено, что не ведется журнал учета лекарственных средств ограниченным сроком годности.
Так, в указанный журнал не внесены сведения о лекарственных метаболическое средство Корилип (суппозитории ректальные штук) - срок годности истек 01.05.2019 года; Лонгидаза Бовгиалуронидаза азоксимер, лиофилизат для приготовления раствора для инъекций (5 флаконов) - срок годности истек 01.09.2018 года.
В ходе проведения проверочных мероприятий в ООО «Аптека 24» (ИНН 7735140134) также выявлены нарушения требований постановления Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», согласно которым лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, должен соблюдать правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н (далее - Правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения).
Так, журнал периодической регистрации температуры внутри холодильного оборудования № 1 не заполнен с 04.06.2019.
Согласно п.6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
В соответствии с п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям, в том числе:
1) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:
- аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
2) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Таким образом, в действиях юридического лица - ООО «Аптека 24» (ИМИ 7735140134), зарегистрированного но адресу: г. Москва, ул. 9-я Парковая, д.66, к. 2, кв. 56. расположенного по адресу: г. Москва, пр. Маршала Жукова, д. 53, к. 1, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Заявителем не были нарушены нормы КоАП РФ при проведении проверки, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом и с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Доказательств того, что ответчиком были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, до составления протокола об административном правонарушении ответчиком не представлено и судом не установлено (ст. 2.1 КоАП).
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Срок привлечения к ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Требования ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителем Общества к административной ответственности, судом не установлено.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением, в соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и в каждом случае определяется исходя из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Судом рассмотрены все доводы Ответчика относительно малозначительности совершенного деяния, однако отклонены, поскольку у суда не имеется оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При этом согласно п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
Ссылки Ответчика на возможность применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц
Ссылка заявителя на то, что общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, не принимается судом, поскольку наличие данных обстоятельств не является достаточным основанием для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного правонарушения, условия, способствующие его совершению, в связи с чем, суд считает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть штраф в размере 100 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 4.5, ч. 4 ст. 14.1, ч. 1 ст. 25.1, ст. 28.2 КоАП РФ, ст. ст. 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ООО «АПТЕКА 24» (105215, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ПАРКОВАЯ 9-Я, ДОМ 66, КОРПУС 2, КВАРТИРА 56, ОГРН: 1157746037767, Дата присвоения ОГРН: 20.01.2015, ИНН: 7735140134) к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ и наложить на него административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по г. Москва (прокуратура г. Москвы л/с 04731443380); ИНН получателя - 7705019420; КПП получателя - 770501001; Банк получателя: Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (кратко - ГУ Банка России по ЦФО); БИК - 044525000; ОКТМО - 45381000; расчетный счет № 40101810045250010041; КБК - 415 116 26000 01 6000 140.
Доказательства оплаты штрафа необходимо представить в суд.
Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Н.Е. Девицкая |