ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-163052/14 от 04.12.2014 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-163052/14

75-572

декабря 2014 г.

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2014 года

Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2014 года

Арбитражный суд в составе судьи Нагорная А. Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Николаевой К.С., с использованием средств аудиофиксации,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению)

Общества с ограниченной ответственностью «Серебряный город» (зарегистрированного по адресу: 109028, г. Москва, набережная Серебряническая, д. 29; ОГРН: 1047796779580, ИНН: 7709572681, дата регистрации: 15.10.2004 г.) 

к Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д.34, стр.6; ОГРН: 1047709098315, ИНН: 7709000010, дата регистрации: 23.12.2004 г.)

о признании недействительными решений: № 19-04/9376/1494 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения; № 19-04/9387/1495 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения;  № 19-04/9388/1496 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения   

при участии представителей

от истца (заявителя) – Плехова О.В. и Щеголева Н.В. по доверенности от 24.10.2014 г. без №, Нестеренко А.А. по доверенности от 16.04.2014 г. без №, паспорт,

от ответчика – Демина А. В. По доверенности от 18.03.2014 г. № 05-04/, паспорт, Коньков Ю.Ю. по доверенности от 02.12.2014 г. № 05-04, удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Серебряный город» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Москве (далее – ответчик, Инспекция) о признании недействительными решений: № 19-04/9376/1494 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения; № 19-04/9387/1495 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения;  № 19-04/9388/1496 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения.   

В судебном заседании представители заявителя поддержали требования по доводам искового заявления и письменных пояснений к нему (т. 3 л.д. 48-67). Представители ответчика возражали по доводам оспариваемых решений, отзыва на исковое заявление (т. 2 л.д. 61-64) и письменных объяснений (т. 3 л.д. 68-71), в обоснование правомерности принятых решений ссылались на разъяснение Департамента финансов города Москвы от 29.01.2014 г. № 90-01-01-04-04/14 (т. 2 л.д. 65).    

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования Общества о признании частично недействительными решений налогового органа удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что 10.12.2013 г. Общество представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2010, 2011, 2012 год, в которых заявило право на применение льготы, предусмотренной п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», соответственно уменьшив исчисленный налог на имущество.

По результатам проведения камеральных налоговых проверок Инспекцией были составлены акты камеральных налоговых проверок от 25.03.2014 г. № 19-04/37951, 19-04/37952, 19-04/37953, в которых указано на неправомерное применение льготы по налогу на имущество, предложено доначислить налог на имущество (т. 1 л.д. 15-26). Общество представило возражения на акты проверок (т. 1 л.д. 27-44).

По результатам рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок Инспекцией были приняты оспариваемые решения от 19.05.2014г. №19-04/9376/1494, 19-04/9387/1495, 19-04/9388/1496 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которыми заявителю был доначислен налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, соответственно за 2010 г. в сумме 2 233 414 руб., за 2011 г. в сумме 8 850 940 руб., за 2012 г. в сумме 8 520 064 руб. (т. 1 л.д. 45-63).

По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Общества Управлением Федеральной налоговой службы по г. Москве были приняты решения от 11.07.2014г. №№ 21-19/066738, 21-19/066737, 21-19/066735, которыми решения Инспекции были оставлены без изменения, а апелляционные жалобы Общества без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что Общество в уточенных налоговых декларациях по налогу на имущество за 2010, 2011 и 2012 г. от 10.12.2013 г. заявило льготу по налогу на имущество в отношении гаражей-стоянок, входящих в состав принадлежащего Обществу нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, Серебряническая наб., д. 29, общей площадью 56 032,50 кв. м. (Свидетельство о государственной регистрации права № 77 АЖ 437941 от 31.03.2008).

Ранее, согласно данным первичных налоговых деклараций по налогу на имущество за указанные налоговые периоды Общество на применение льготы, предусмотренной п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», не претендовало.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» освобождаются от уплаты налога на имущество организаций организации - в отношении многоэтажных гаражей-стоянок.

В силу налогового законодательства Министерство финансов Российской Федерации, Финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальные образования дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно Распоряжению Правительства Москвы от 05.10.2005 № 1944-РП «О вопросах разъяснения налогового законодательства» на Департамент финансов города Москвы возложены полномочия по письменному разъяснению порядка применения законодательства города Москвы о налогах и сборах, в целях реализации возложенных статьей 34.2 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по разъяснению вопросов применения законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Также в целях реализации указанных полномочий Департамент финансов города Москвы обеспечивает взаимодействие с Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве, а по земельному налогу - и с Департаментом земельных ресурсов города Москвы.

Департамент финансов города Москвы на запрос Инспекции от 27.01.2014 г. (т. 3 л.д. 73-73) письмом от 29.01.2014 г. № 90-01-01-04-04/14 (т. 2 л.д. 65) разъяснил, что в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» освобождены от уплаты налога на имущество организации в отношении многоэтажных гаражей - стоянок. Установление данной льготы направлено на стимулирование строительства современных отдельно стоящих многоэтажных гаражей - стоянок автотранспортных средств. Основанием для предоставления льготы налогоплательщикам является Свидетельство о государственной регистрации права собственности, в котором объектом права является многоэтажный гараж - стоянка. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилые здания вне зависимости от наличия или отсутствия в них парковочных мест не является основанием для применения указанной льготы.

В качестве документов, подтверждающих правомерность применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций заявителем в ходе проведения камеральных налоговых проверок и в материалы настоящего дела были представлены следующие документы: устав; информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата; свидетельство о государственной регистрации права № 77 АЖ 437941 от 31.03.2008; технический план здания; бухгалтерская справка-расчет.

Из представленных  документов следует, что заявитель является  правообладателем  нежилого здания  по  адресу:   г.  Москва,   Серебряническая  наб.,  д.29,площадью  56032.5   кв.м.,   что подтверждается свидетельством о государственной регистрации  права № 77 АЖ 437941 от 31.03.2008 (т. 1 л.д. 101). В состав здания входят нежилые офисные помещения и стоянка-гараж.

В соответствии с техническим планом объект представляет собой 8-ми этажное здание с двумя подземными этажами (-1 этаж и -2 этаж), на которых находятся гаражи, подсобные помещения, коридоры, лифты, тамбуры и прочие помещения технического назначения, в т.ч. оборудование и помещения, составляющие общую инженерную инфраструктуру всего здания (электрощитовые, насосные, кладовые, подсобные и служебные помещения, лестничные клетки, лифты, коридоры, санузлы, цеха), а также кафетерий, офис, склад и т.д.

В целях проверки доводов заявителя о том, что в состав здания, расположенного по адресу: г. Москва, Серебряническая набережная, д. 29, входит 2-х этажная стоянка-гараж, Инспекцией был осуществлен выход по месту нахождения имущества и в присутствии представителя управляющей компании ООО «Си Би Ричард Эллис» Романовской К.Ю. и начальника охраны объекта Иванова СВ., составлен акт от 27.11.2014, а также проведен допрос генерального директора ООО «Серебрянный город» Островского А.С. и представителя управляющей компании ООО «Си Би Ричард Эллис» - Романовской К.Ю.

Согласно акту от 27.11.2014 г. эксплуатация объекта осуществляется управляющей компанией ООО «Си Би Ричард Эллис» начиная с 2007; «- 1» уровень занимает парковка общей площадью 3 309, 2 м2, а также офис управляющей компании ООО «Си Би Ричард Эллис» и офисы арендаторов, общей площадью 2 370, 5 м2, места общего пользования и технические помещения, площадью 2 281 м2, склад арендатора 39, 7 м2; на «- 2» этаже располагается парковка площадью 6 440, 4 м2, места общего пользования, технические и служебные помещения площадью 1 730, 4 м2.

Таким образом, общая площадь помещений, расположенных на «- 1» этаже по данным управляющей организации составляет 8 000, 4 м2, на «- 2» этаже - 8 170, 8 м2, что соответствует экспликации к поэтажным планам здания (т.1 л.д. 126-150, т. 2 л.д. 1-7). Однако, согласно экспликации, общая площадь помещений «- 1» этажа, отведенных под гараж, составляет 3 682, 9 м2 (приблизительно 46% от общей площади «- 1» этажа). Именно эта площадь имущества (3 682, 9 м2 по экспликации, а не 3 309, 2 м2 - фактически используемая в качестве парковки) согласно позиции общества подлежит льготированию (общая площадь парковки составляет 10 123, 3 м2 = 3 682, 9 м2 + 6 440, 4 м2).

Налоговым органом было установлено, что имущество заявителя, по которому заявлена льгота, не является отдельным и самостоятельным конструктивным объектом, поскольку помещения, отведенные под «гараж» занимают лишь часть площадей «- 1» и «- 2» этажей здания, около 60% общей площади двух подземных этажей.

Заявитель не оспаривает тот факт, что принадлежащий ему объект недвижимости не является отдельно стоящим многоэтажным гаражом-стоянкой, а является нежилым офисным зданием, в составе которого имеются, в том числе, места для стоянки автомобилей. Общая площадь указанного объекта недвижимости составляет 56 032,5 кв.м., в то время как многоэтажной гаражом-стоянкой занято лишь 10 123,3 кв.м., то составляет менее 1/5 от общей площади здания.

Исходя из изложенных обстоятельств налоговый орган пришел к выводу о том, что рассматриваемый объект недвижимости (точнее его часть, приходящаяся на гараж-стоянку) не подходит под критерии, определенные законодателем для возникновения права на использование льготы, предусмотренной п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций». Суд с выводом налогового органа согласен исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество для российских организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, объектом налогообложения, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика соответствующих прав и обязанностей, в т. ч. обязанность уплачивать законно установленные налоги и право на применение налоговых льгот, является недвижимое имущество, учитываемое на балансе налогоплательщика в качестве объектов основных средств в установленном порядке.

Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н утверждены Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» (далее - ПБУ 6/01).

Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Принадлежащее Обществу здание многофункционального центра с подземной автостоянкой по адресу: Москва, Серебряническая набережная, 29, является самостоятельным обособленным объектом, который учтен у Общества в качестве основного средства как единый инвентарный объект.

Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 378.2 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении определенных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения. К такому имуществу относятся, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них. При этом, согласно п. 3 ст. 378.2 НК РФ, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) предназначенное для использования (фактически используемое) в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, здание, принадлежащее Заявителю, включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (на 2014 год).

Таким образом, объектом налогообложения по налогу на имущество в данном случае является именно здание многофункционального центра с подземной автостоянкой, а не многоэтажный гараж-стоянка. При этом, применение льготы в отношении части объекта налогообложения, законодательством не предусмотрено.

Судом также учитывается, что многоэтажный гараж-стоянка - это специализированное сооружение, предназначенное для размещения в минимальных объемах как можно большего количества машин. Типовой проект многоэтажный гаража-стоянки должен включать в себя ярусы, расположенные один под другим, выездные и въездные рампы, топливные резервуары и мастерские технического обслуживания.

В связи с образовавшейся проблемой парковки автомобилей, Правительством Москвы был принят ряд постановлений, направленных на упорядочение системы организации парковки легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, в том числе:

«Об упорядочении системы организации хранения транспортных средств, принадлежащих гражданам. Проектирования и строительства гаражей и автостоянок в г. Москве» от 14.12.1993 № 1140;      «О программе массового строительства в Москве многоэтажных гаражей-стоянок» от 18.04.1995 № 318; «О программе массового строительства многоэтажных гаражей-стоянок на 500 000 машиномест и организации ее выполнения» от 12.03.1996 № 216.

Принятие перечисленных постановлений было направлено на организацию движения и необходимость создания мест хранения и паркования автомобилей. Для способствования успешной реализации программы Правительством были принят и ряд льгот, в т.ч. льгота, предусмотренная п. 9 ст. 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций». Ее применение в отношении иных объектов не соответствует историческому толкованию данной нормы.   

Судом в ходе рассмотрения настоящего дела было предложено заявителю представить документы в отношении использования гаража-стоянки (сдаются ли машиноместа в нем в аренду или используются иным образом), однако документов в отношении использования гаража-стоянки в материалы дела не представлено.   

Суд с учетом имеющихся в материалах дела документов приходит к выводу о том, что входящий в нежилое здание, принадлежащее заявителю, гараж-стоянка не предназначен для общественного хранения легковых автомобилей и не является отдельно стоящим многоэтажным гаражом-стоянкой, а рассчитан на обслуживание данного нежилого здания.

Между тем из содержания п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» буквально следует, что освобождению от уплаты налога на имущество организаций подлежат исключительно организации - в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, а не какого-либо иного имущества, также приспособленного для парковки и хранения автомобилей и имеющего несколько этажей. 

В целях толкования спорной льготы судом принимается во внимание, что Закон Российской Федерации  от 09 декабря 1991 года N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и Закон города Москвы от 23 октября 2002 года N 47 "О ставках налога на имущество физических лиц", действовавшие в проверяемый период, не предоставляют никаких льгот физическим лицам, являющимся собственниками гаражей-стоянок и машиномест в них, в связи с чем неоправданное расширение применения сферы действия льготы, установленной п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», на которое по существу и претендует заявитель, на всех владельцев гаражей-стоянок, в той или иной мере участвующих в решении городских проблем парковки автомобилей, является необоснованным и не соответствует смыслу законодательства. 

Суд считает обоснованным и полностью соответствующим порядку применения  п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» разъяснение Департамента финансов города Москвы от 29.01.2014 г. № 90-01-01-04-04/14 (т. 2 л.д. 65). Тот факт, что оно дано за пределами проверяемых периодов по налогу на имущество, по запросу Инспекции, направленному в ходе проводимых камеральных налоговых проверок, не свидетельствует о его несоответствии Закону г. Москвы от 05.11.2003 № 64 и, соответственно, не влечет возникновения у Общества права на применение спорной льготы.       

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что у заявителя отсутствовали основания для применения льготы, предусмотренной п. 9 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», в связи с чем  оспариваемые решения Инспекции от 19.05.2014г. №19-04/9376/1494, 19-04/9387/1495, 19-04/9388/1496 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которыми Обществу отказано в ее применении,  соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, Закону г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» и признанию недействительными не подлежат.   

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью «Серебряный город» (зарегистрированного по адресу: 109028, г. Москва, набережная Серебряническая, д. 29; ОГРН: 1047796779580, ИНН: 7709572681, дата регистрации: 15.10.2004 г.) к Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по г. Москве (зарегистрированной по адресу: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д.34, стр.6; ОГРН: 1047709098315, ИНН: 7709000010, дата регистрации: 23.12.2004 г.) о признании недействительными решений: № 19-04/9376/1494 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения; № 19-04/9387/1495 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения;  № 19-04/9388/1496 от 19.05.2014 г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части доначисления в бюджет платежей по налогу на имущество, указанных в п.1 резолютивной части решения, - отказать.    

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.Н.Нагорная