Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Москва Дело № А40-166082/2015
Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2015 года
Полный текст решения изготовлен 08 декабря 2015 года
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Немовой О.Ю. (шифр судьи 72-1340)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гузиевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заявлению дело по заявлению ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД»
к заинтересованному лицу: Банку России
о признании незаконным действий, выразившихся в возврате документов, представленных для получения лицензии
при участии: от заявителя: ФИО1 по решению № 14 от 12.11.2013
от ответчика (заинтересованного лица): ФИО2 по доверенности от 09.10.2015 № 395, ФИО3, доверенность от 07.09.2015г. №337
УСТАНОВИЛ:
ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД» обратилось в суд с заявлением об оспаривании возврата Банком России документов, представленных ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД» для получения лицензии на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар на основании уведомления № 52-2/11040 от 22.08.2015 о возврате документов.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие законных оснований для возврата документов.
Ответчик против заявленных требований возражал по доводам письменных объяснений.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участников процесса, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД владеет лицензией № 1220 от 24.07.2008, выданной Федеральной службой по финансовым рынкам, на заключение биржевым посредником в биржевой торговле договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар.
Согласно п. 4 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ «Об организованных торгах» участники организованных торгов, осуществляющие деятельность на основании лицензии биржевого посредника, не могут быть допущены к торгам после 01.01.2014.
При таких обстоятельствах заявитель обратился в Банк России, являющийся лицензирующим органом на финансовых рынках, с заявлением о выдаче аналогичной лицензии на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар (далее - «лицензия»).
Уведомлением (письмом) № 52-2/11040 от 27.08.2015 ответчик вернул обществу заявление с приложением комплекта документов, как не соответствующих требованиям п. 10.1-18 Административного регламента по представлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 25.01.2011 № 11-5/пз-н.
Заявитель, посчитав уведомление (письмо) незаконным обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в статьях 3-5, 7 и 8 данного федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения - лицензии, выдаваемой Банком России, за исключением случая, предусмотренного частью второй настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39 Закона о рынке ценных бумаг по заявлению соискателя лицензии ему может быть выдана лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар.
Сроки и последовательность административных процедур и административных действий Банка России, его структурных подразделений, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и работниками установлены Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной услуги по лицензированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 25.01.2011 № 11-5/пз-н, (далее - Административный регламент).
Комплект документов от ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД» для получения лицензии на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, поступил на рассмотрение в Банк России 05.08.2015.
В соответствии с пунктом 51.2 Административного регламента Банк России осуществляет проверку соблюдения соискателем лицензии требований:
- к оформлению заявления согласно приложению 1 к Административному регламенту;
- к комплектности и оформлению документов, перечисленных в пунктах 10.1-18 Административного регламента.
Согласно пункту 51.3 Административного регламента при представлении соискателем лицензии неполного комплекта документов и/или документов, оформление которых не соответствует требованиям пунктов 10.1-18 Административного регламента, Банк России отправляет соискателю уведомление о возврате документов с приложением описи документов, содержащей замечания к комплекту документов, по форме согласно приложению № 8 к Административному регламенту, а также с приложением самого комплекта документов в адрес соискателя лицензии, указанный в его анкете.
Уведомлением Банка России от 27.08.2015 № 52-2/11040 комплект документов, представленных ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД», был возвращен обществу на основании пункта 51.3 Административного регламента в связи с несоблюдением требований пунктов 10.1-18 указанного регламента, а также в связи с несоблюдением требований законодательства, а именно было установлено:
1. Несоответствие Общества абзацу второму пункта 2.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н (далее - Положение о внутреннем контроле) Обществом не включена должность контролера в штат работников, ФИО4 принят на должность заместителя генерального директора по внутреннему контролю).
2.В расчет размера собственных средств Общества включены активы, не предусмотренные требованиями пункта 2.2 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (в состав активов расчета собственных средств Общества включены программно-аппаратные средства, а также дебиторская задолженность).
3.Наличие в документах, представленных Обществом недостоверной и искаженной информации, а именно:
- в пункте 1.9 анкеты, а также в бизнес-плане Общества указано, что у соискателя имеется лицензия биржевого посредника, совершающего товарные фьючерсные и операционные сделки в биржевой торговле от 24.07.2008 № 1220, вместе с тем согласно нормам, установленным Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах», указанная лицензия утратила силу с 01.01.2014;
- в пункте 3.2, 4.2 анкеты Общества указано, что заместителем генерального директора по внутреннему контролю является ФИО4, при этом согласно штатному расписанию вышеуказанную должность занимает ФИО4.
Суд полагает, что данное решение является законным, в то время как доводы заявителя об обратном не свидетельствуют, при этом исходит из следующего.
Согласно Приложению N 2 к Административному регламенту в 1.9.анкеты соискателем лицензии указываются виды деятельности, на осуществление которых у соискателя имеются лицензии.
При этом, исходя из общих принципов законодательства о лицензировании, суд соглашается с толкованием административного органа, что в данном пункте должны быть указаны только те виды деятельности, которые заявитель имеет право осуществлять на основании действующих лицензий.
В связи с чем, является неправильным указание заявителем о наличии у него лицензии № 1220 биржевого посредника, совершающего товарные фьючерсные и операционные сделки в биржевой торговле, выданной ФСФР России 24.07.2008, которая в силу части 4 статьи 29 Федерального закона «Об организованных торгах» не подтверждает наличие у заявителя права на осуществление вышеуказанной деятельности с 01.01.2014г
Согласно пункту 2.2 Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 20.07.2010 № 10-49/пз-н (действовало на момент рассмотрения документов заявителя, представленных для получения лицензии), помимо соблюдения лицензионных требований и условий, предусмотренных данным положением, лицензионным требованием и условием для соискателя лицензии является размещение собственных средств соискателя лицензии на депозитном вкладе в кредитной организации на срок не менее 90 дней с даты представления в лицензирующий орган документов для получения лицензии, при этом не допускается размещение денежных средств во вклады, срок возврата денежных средств по которым не определен или определен моментом востребования, и/или наличие собственных средств соискателя лицензии, рассчитанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, при условии, что в состав активов принимаемых к расчету собственных средств включаются только активы, предусмотренные пунктами 3.1, 3.2, 3.8, 3.12 и 3.13 Положения о порядке расчета собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж и биржевых посредников, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, утвержденного приказом ФСФР России от 23.10.2008 N 08-41/пз-н.
В связи с чем, суд соглашается с выводами лицензирующего органа о том, что соискатель лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг не должен включать в расчет собственных средств дебиторскую задолженность, как актив, предусмотренный пунктом 3.7 Положения о порядке расчета собственных средств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.2 Положения о внутреннем контроле профессионального участника рынка ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР России от 24.05.2012 № 12-32/пз-н, должность контролера включается в штат работников профессионального участника.
В нарушение указанных требований ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД» должность контролера в штат работников общества не включена.
При этом доводы заявителя о том, что обязанности контролера исполняет ФИО4, который включен в штат заявителя в должности заместителя генерального директора по внутреннему контролю, не может свидетельствовать о соблюдении заявителем вышеуказанной нормы права, поскольку само по себе наличие в обществе лица, осуществляющего внутренний контроль, не имеет в данном случае правового значения, поскольку нарушение выразилось в невключении именно должности контролера в штат работников ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД».
Кроме этого, согласно штатному расписанию заместителем генерального директора по внутреннему контролю является ФИО4.
Однако, согласно поданной анкете, эту должность, как и должность контролера, занимает ФИО4.
При этом ссылка заявителя на то, что в штатном расписании содержится неумышленная ошибка не свидетельствует о необоснованности выводов лицензирующего органа, поскольку заявитель, являясь юридическим лицом, и имея намерение осуществлять лицензируемый вид деятельности, обязан не только знать требования действующего законодательства, но обязан обеспечить их неукоснительное соблюдение.
Представляя ненадлежащим образом оформленные документы, содержащие умышленные или неумышленные ошибки, заявитель несет риски совершения указанных действий. В то время как лицензирующий орган не вправе выносить решение на основании документов, содержащих противоречивые сведения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит действующему законодательству, в том числе, пункту 51.3 Административного регламента
Поскольку совокупность обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ и необходимых для признания оспариваемого решения незаконным, судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут служить основанием к удовлетворению заявленных требований.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителя, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 41, 64, 65, 71, 75, 110, 163, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД» о признании незаконным возврат Банком России документов, представленных ООО «Бостон Мерчант Файненшл ЛТД» для получения лицензии на осуществление брокерской деятельности только по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар, на основании Уведомления от 22.08.2015 № 52-2/11040 о возврате документов отказать полностью.
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятии в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья О.Ю. Немова