ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-166481/2021-149-1227 от 22.12.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело №А40-166481/21-149-1227

29 декабря 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковтонюком Я.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «ЛОЭСК», Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

к Федеральной антимонопольной службе

третьи лица:, ПАО «Россети Ленэнерго»

о признании незаконным решения от 23.07.2021 №СП/61880/21

с участием:

от Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области: Пономаренко Г.В. (дов. от 11.01.2021 №03-02/2021)

от АО «ЛОЭСК»: Лисина И.Ю. (дов. от 01.01.2021 №106/2011)

от ответчика: Савостина Е.В. (дов. от 11.01.2021 №МШ/23/21), Старостина А.А. (дов. от 15.12.2021 №МШ/107438/21)

от ПАО «Россети Лнеэнерго»: Целиков Д.В. (дов. от 18.10.2021 №482375-21)

У С Т А Н О В И Л:

АО «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (далее – АО «ЛОЭСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в части выдачи предписания Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области о пересмотре индивидуальных тарифов для АО «ЛОЭСК» на 2021 год.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 11.08.2021 заявление принято к производству, делу присвоен № А40-166481/21-149-1227.

В последующем Общество уточнило заявленные требования, принятые в порядке ст.49 АПК РФ, просит признать незаконным и отменить предписание ФАС России, содержащее в Решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 с учетом решения ФАС России № СП/84237/21 от 06.10.2021 «Об установлении нового срока исполнения Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21», в части:

слова в абзацах 3 – 6 на странице 36 Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21:

«Также ФАС России считает необходимым отметить, что по результатам анализа материалов, направленных Комитетом от 05.07.2021 № КТ-3-2544/2021 установлено, что по результатам дополнительного анализа обосновывающих документов АО «ЛОЭСК» в целях исполнения предписания ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18 с учетом решений ФАС России от 04.05.2021 № СП/36389/21, от 28.05.2021 № СП/43619/21, в соответствии с принятым ЛенРТК приказом от 29.06.2021 № 71-п НВВ АО «ЛОЭСК» на 2021 год снижена на 3 770 554,07 тыс. руб.

При этом, Комитетом не были пересмотрены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 год.

Пересмотр НВВ без соответствующего перерасчета индивидуальных и единых (котловых) тарифов является нарушением порядка расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определенным положениями Методических указаний № 20-э/2.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования пересмотреть индивидуальные тарифы для АО «ЛОЭСК» с учетом приказа ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п.»;

следующие абзацы в пункте 3 резолютивной части Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 (стр. 37 – 38 Решения):

- абзац 2 «Расходы на оплату труда» в размере 3 341 593,20 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 426 738,20 тыс. руб.)»,

- абзац 3 «Списание программных продуктов» в размере 44 964,94 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 44 964,94 тыс. руб.)»,

- абзац 4 «Проценты по кредитам» в размере 618 247 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 618 247 тыс. руб.)»,

- абзац 5 «Налог на прибыль» в размере 673 907,00 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 653 959 тыс. руб.)»,

- абзац 6 «Отчисления на социальные нужды» в размере 1 015 844,33 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 129 728,41 тыс. руб.)»,

- абзац 9 «Совокупному учету подлежат средства в размере 2 311 659,30 тыс. руб.»;

слова в пункте 7 резолютивной части Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 (абз.1 стр. 39): «а также индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ленинградской области» и «а также с учетом приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.06.2021 № 71-п.».

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – ЛенРТК) также подало заявление о признании недействительным Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 02.11.2021 заявление принято к производству, делу присвоен № А40-232281/21-92-1577

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 24.11.2021 суд объединил дела № А40-166481/21-149-1227 и № А40-232281/21-92-1577 в одно производство для их совместного рассмотрения в рамках дела № А40-166481/21-149-1227.

К участию в деле привлечено ПАО «Россети Ленэнерго» в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора.

В судебном заседании 15.12.2021 ЛенРТК уточнило заявленные требования, принятые в порядке ст.49 АПК РФ, просит признать незаконным Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в части пунктов 1, 2, 3, 5, 7 в части необходимости пересмотра органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго», а также индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ленинградской области с учетом включения экономически обоснованных расходов, указанных в пунктах 3,5 Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21, а также с учетом доводов, отраженных в мотивировочной части по статье устранение нарушений законодательства о государственном регулировании тарифов при исполнении предписания ФАС России от 18.01.2019 № СП/2720/19 с учетом решений ФАС России от 31.10.2019 № СП/95698/19, от 22.03.2021 № СП/21534/21 (дополнительному учету подлежит в необходимой валовой выручке ПАО «Россети Ленэнерго» подлежит 1 117 935,74 тыс. руб.), а также с учетом приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.06.2021 № 71-п. Признать незаконным решение ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21 «об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21». Признать незаконным решение ФАС России от 02.12.2021 № СП/102986/21 «об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21».

В судебном заседании был объявлен перерыв до 22.12.2021.

После перерыва представители Общества и ЛенРТК поддержали поданные заявления. Представитель ФАС России (далее также – ответчик) и представитель ПАО «Россети Ленэнерго» против удовлетворения заявлений возражали по основаниям, изложенным в отзывах на заявления.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании статьи 71 АПК РФ, суд установил, что требования Общества подлежит удовлетворению в полном объеме, а требования ЛенРТК – частично по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Суд установил, что срок установлены для оспаривания ненормативного правового акта, установленный частью 4 статьи 198 АПК заявителями не пропущен.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей13 Гражданского кодекса РФ, пунктом 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права заявителя.

Из материалов дела следует, что Общество является территориальной сетевой организацией Ленинградской области, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг по технологическому присоединению электроустановок потребителей к электрическим сетям.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки,) утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Согласно статье 23 Закона об электроэнергетике, пункту 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, утверждаемыми ФСТ России, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, включая единые (котловые) тарифы.

В Ленинградской области органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов является ЛенРТК, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.08.2013 № 274.

В 2018 году ФАС России проведена проверка ЛенРТК в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества на 2016-2018 годы.

Предписанием ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18 (далее – Предписание от 26.12.2018) ЛенРТК был признан нарушившим положения пунктов 7, 26, 27, 28, 29, 31, 38 Основ ценообразования, пункт 23 Правил, а также положения Методических указаний.

ЛенРТК предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки Общества в 2019-2021 гг. и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год в срок до 01.02.2019

ЛенРТК отчитался об исполнении Предписания от 26.12.2018 письмом от 07.02.2019 № КТ-3-403/2019 и направил соответствующие материалы, в том числе экспертное заключения по исполнению Предписания от 26.12.2018. По итогам исполнения Предписания от 26.12.2018 ЛенРТК определена величина, подлежащая исключению из состава необходимой валовой выручки АО «ЛОЭСК» в 2019-2021 гг. в размере - 2 326 092,64 тыс. руб., в том числе в 2019 году исключены 461 462,24 тыс. руб.; в 2020 - 848 344,8 тыс. руб., в 2021 году - 1 016 285,61 тыс. руб.

Изучив исполнение ЛенРТК Предписания от 26.12.2018, ФАС России пришла к выводу о нарушении ЛенРТК пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил. ФАС России направила ЛенРТК письмо исх. № ЦА/93080/19 от 24.10.2019, в котором установила, что Предписание от 26.12.2018 ЛенРТК в полном объеме с соблюдением требованием действующего законодательства РФ не исполнено, в связи с чем, указала ЛенРТК о необходимости до 01.12.2019 устранить нарушения законодательства.

ЛенРТК в порядке статей 197, 198 АПК РФ обратился в Арбитражный суд города Москвы с требованием о признании незаконным и отмене предписания ФАС России, содержащегося в письме от 24.10.2019 № ЦА/93080/19.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2020, оставленным без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2020 по делу № А40-311560/19-122-2450 предписание ФАС России, содержащееся в письме исх. № ЦА/93080/19 от 24.10.2019, признано незаконным, поскольку ФАС России нарушен порядок выдачи данного письма. Судом указано, что оспариваемое письмо выдано не по результатам проведения проверки нарушений ЛенРТК обязательных требований и не является документом, предусмотренным пунктом 5.3.2.3 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС России), пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре). Выдача предписаний вне проведения контрольных (надзорных) мероприятий действующим законодательством не предусмотрена.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям на территории Ленинградской области на 2021 год издан Приказ ЛенРТК от 30.12.2020 № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» (далее – Приказ ЛенРТК № 665-п), которым предусмотрено исключение 1 016 285,61 тыс. руб. во исполнение Предписания от 26.12.2018.

Приказом ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п «О внесении изменений в приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 года № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» (далее – Приказ ЛенРТК № 71-п) внесены изменения в тарифно-балансовое решение в отношении АО «ЛОЭСК» на 2021 год в части уменьшения необходимой валовой выручки с 5 409 985,15 тыс. руб. до суммы 1 639 431,08 тыс. руб.

В Ленинградском областном суде в порядке административного судопроизводства Общество оспорило Приказ ЛенРТК № 665-п, действующий, как в первоначальной редакции, так и в редакции Приказа ЛенРТК № 71-п. Решением Ленинградского областного суда от 04.10.2021 по делу № 3а-264/2021 исковые требования Общества удовлетворены. Суд признал недействующим со дня принятия приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2020 № 665-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2021 год» в том числе, в части необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) АО «ЛОЭСК», индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 г. для акционерного общества «ЛОЭСК – Электрические сети Санкт-Петербурга и Ленинградской области» - публичного акционерного общества «Россети Ленэнерго».

Оспариваемое Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 вынесено по итогам рассмотрения заявления о разногласиях между ПАО «Россети Ленэнерго» и ЛенРТК относительно размера необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго», утвержденной на 2021 год. В Решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 указано на необходимость пересмотра ЛенРТК необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго», а также индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год на территории Ленинградской области с учетом уменьшения Приказом ЛенРТК № 71-п необходимой валовой выручки Общества, установленной на 2021 год.

Общество полагает, что указание в Решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 на необходимость пересмотра индивидуальных тарифов для Общества нарушает права последнего, поскольку такое предписание не могло быть выдано в процессе рассмотрения заявления о разногласиях относительно размера необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год, без участия Общества в данном процессе, кроме того, издание оспариваемого Решения от 23.07.2021 нарушает абзац 13 пункта 7 Основ ценообразования и пункт 33(1) Правил, предписание, содержащееся в Решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21, нарушает общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, установленные статьей 6 Закона об электроэнергетике.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ФАС России и ПАО «Россети Ленэнерго» ссылались на то, что ЛенРТК был обязан в любом случае пересмотреть индивидуальные тарифы для расчетов между ПАО «Россети Ленэнерго» и Общества, даже без новых указаний со стороны ФАС России, так как такая обязанность прямо вытекает из положений Основ ценообразования и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утв. Приказ ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

Удовлетворяя требования Общества, суд соглашается с его доводами, при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 5.3.2.3 Положения о ФАС России, ФАС России выдает предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе, законодательством о государственном оборонном заказе, законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов и законодательством о естественных монополиях.

Согласно части 2 статьи 29.2 Закона об электроэнергетике, части 6 статьи 7 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, осуществлением Государственного контроля (надзора) в сферах естественных монополий, организацией и проведением проверок субъектов естественных монополий, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ выдача предписания (в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения является обязанностью должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проводивших проверку, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Оспариваемое предписание, содержащееся в Решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 выдано не по результатам проведения проверки нарушений ЛенРТК обязательных требований (при этом под обязательными требованиями в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 294-ФЗ понимаются требования, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации) и не является документом, предусмотренным пунктом 5.3.2.3 Положения о ФАС России, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 (далее - Положение о государственном контроле (надзоре).

Выдача предписаний вне проведения контрольных (надзорных) мероприятий действующим законодательством не предусмотрена.

Аналогичная позиция отражена в Решении Арбитражного суда города Москвы от 11.03.2020, оставленном без изменений постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.12.2020 по делу № А40-311560/19-122-2450.

При таких обстоятельствах у ФАС России отсутствовали правовые основания по выдаче ЛенРТК в процессе рассмотрения заявления о разногласиях относительно размера необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год предписания о пересмотре индивидуальных тарифов для АО «ЛОЭСК» на 2021 год в связи с ненадлежащем (по мнению ФАС России) исполнением ранее выданного предписания ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18.

Кроме того, суд учитывает, что согласно абзацу 13 пункта 7 Основ ценообразования регулирующий орган принимает решения об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования, об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение: вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания), в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации в месячный срок со дня вступления в силу решения суда или принятия Федеральной антимонопольной службой одного из указанных решений (выдачи предписания), если иной срок не установлен соответствующим решением (предписанием).

Согласно пункту 33(1) Правил в случае признания судом в текущем периоде регулирования решения регулирующего органа об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования в этом периоде регулирования не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующим полностью или в части, регулирующий орган во исполнение указанного судебного решения обязан в течение 20 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда принять решение об установлении (пересмотре) цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, долгосрочных параметров регулирования, заменяющее решение, признанное недействующим полностью или в части.

Ввиду того, что Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 не является ни одним из вышеперечисленных в абзаце 13 пункта 7 Основ ценообразования и пункте 33(1) Правил документов, в соответствии с которыми возможно было бы изменять размер индивидуальных тарифов АО «ЛОЭСК» на 2021 год, издание ФАС России оспариваемого Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 нарушает абзац 13 пункт 7 Основ ценообразования и пункт 33(1) Правил.

Учитывая, что исполнение оспариваемого предписания, содержащегося в Решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 повлечет уменьшение индивидуальных тарифов Общества, а также приведет к нарушению прав и законных интересов АО «ЛОЭСК» при принятии тарифных решений в будущих периодах регулирования, суд приходит в выводу о нарушении оспариваемым актом прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 подлежит признанию незаконным в части абзацев 2-5 на странице 36 следующего содержания:

«Также ФАС России считает необходимым отметить, что по результатам анализа материалов, направленных Комитетом от 05.07.2021 № КТ-3-2544/2021 установлено, что по результатам дополнительного анализа обосновывающих документов АО «ЛОЭСК» в целях исполнения предписания ФАС России от 26.12.2018 № СП/107200/18 с учетом решений ФАС России от 04.05.2021 № СП/36389/21, от 28.05.2021 № СП/43619/21, в соответствии с принятым ЛенРТК приказом от 29.06.2021 № 71-п НВВ АО «ЛОЭСК» на 2021 год снижена на 3 770 554,07 тыс. руб.

При этом, Комитетом не были пересмотрены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на 2021 год.

Пересмотр НВВ без соответствующего перерасчета индивидуальных и единых (котловых) тарифов является нарушением порядка расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии, определенным положениями Методических указаний № 20-э/2.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования пересмотреть индивидуальные тарифы для АО «ЛОЭСК» с учетом приказа ЛенРТК от 29.06.2021 № 71-п.».

А также подлежит признанию незаконным пункт 7 резолютивной части Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в части необходимости пересмотра органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с учетом приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.06.2021 № 71-п.

В уточненных требованиях от 14.10.2021 Общество просит также признать Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 незаконным в части предписания ЛенРТК по результатам рассмотрения разногласий увеличить размер необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статьям расходов «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Списание программных продуктов», «Проценты по кредитам», «Налог на прибыль».

В обоснование нарушения своих прав и интересов Общество ссылается, что на основании размера необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» рассчитываются единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии в Ленинградской области, по которым, в том числе, общество как территориальная сетевая организация получает плату за свои услуги по передаче электрической энергии по прямым договорам с потребителями, а также оплачивает в составе платы за электроэнергию по договорам энергоснабжения своих объектов как потребитель электрической энергии, поскольку стоимость электроэнергии складывается из стоимости поставленной электроэнергии (мощности), услуг по передаче электроэнергии, сбытовых надбавок и прочих услуг, оказываемых в рамках процесса поставки электроэнергии потребителям.

Поскольку согласно пунктам 49,50,51 Методических указаний №20-э/2 расчет единых (котловых) тарифов производится на основе суммарной необходимой валовой выручки всех сетевых организаций региона, суммарная необходимая выручка применяется в формуле расчета ставки на содержание электрических сетей, входящей в состав двухставочных единых (котловых) тарифов на передачу электрической энергии, суд соглашается с доводами Общества, что оспариваемое Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в части предписания ЛенРТК по увеличению отдельных расходов в составе необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» затрагивает его права и законные интересы, как потребителя электрической энергии, так и территориальной сетевой организации Ленинградской области.

ЛенРТК в исковом заявлении просит признать Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 незаконным в части пп. 1, 2, 3, 5, пункта 7 в части необходимости пересмотра необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статьям расходов «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Списание программных продуктов», «Проценты по кредитам», «Налог на прибыль», «Прибыль на капитальные вложения», «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения», «Расходы на сертификацию электрической энергии», «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии». Также ЛенРТК оспаривает правомерность вывода ФАС России о некорректном исполнении ЛенРТК предписания от 18.01.2019 №СП/2720/19 с учетом решении от 31.10.2019 №СП/95698/19, от 22.03.2021 № СП/21534/21.

Рассмотрев доводы АО «ЛОЭСК», указанные в дополнении искового заявления от 14.10.2021, письменных пояснениях, доводы ЛенРТК, указанные в исковом заявления, письменных пояснениях, возражения, представленные ФАС России на исковые заявления, позицию третьего лица ПАО «Россети Ленэнерго», заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истцов в части допущенных ФАС России нарушений действующего законодательства РФ при выдаче по результатам рассмотрения разногласий предписания ЛенРТК об увеличении размера необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статьям расходов «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды», «Списание программных продуктов», «Проценты по кредитам», «Налог на прибыль» по следующим основаниям.

Разногласия по статье «Расходы на оплату труда» возникли в связи с учетом различных величин численности работников ПАО «Россети Ленэнерго», минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала (далее - ММТС).

Пункт 26 Основ ценообразования указывает, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

При тарифном регулировании расчет расходов на оплату труда на 2021 год произведен ЛенРТК, исходя из размера минимального гарантированного уровня ММТС, установленного в пункте 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2019-2021 в размере 8967,11 руб. с учетом индексации на 2021 год. В оспариваемом решении ФАС России, ссылаясь на пункт 26 Основ ценообразования, пункт 3.3 Отраслевого соглашения, указала на необходимость применения средней величины ММТС в размере 9345 руб., поскольку такая величина рассчитана в соответствии с приказами ПАО «Россети Ленэнерго» от 23.01.2020 № 22-з и от 17.07.2020 № 219-з.

Суд не может согласиться с позицией антимонопольного органа. Отраслевым соглашением в электроэнергетике РФ на 2019-2021 определено, что расходы работодателей, предусмотренные этим соглашением, в полном объеме учитываются при установлении цен (тарифов). Пунктом 3.3 отраслевого тарифного соглашения определен размер ММТС с 1 июля 2019 года в сумме 8643 руб., если иное не установлено коллективными договорами организации. Пунктом 3.5 отраслевого тарифного соглашения определено, что в зависимости от финансового и экономического состояния организации, а также социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе устанавливать тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем ММТС. Участие организации в отраслевом тарифном соглашении предоставляет дополнительные социальные гарантии работникам, а не устанавливает приоритет норм коллективного договора над законодательством РФ о регулировании тарифов. Вопреки позиции антимонопольного органа Отраслевое тарифное соглашение не содержит норм, обязывающих органы регулирования принимать к учету расходы на оплату труда, возникающие в связи с установлением тарифной ставки выше утвержденного ММТС. Расходы работодателя на превышение минимального гарантированного уровня ММТС не должны возмещаться за счет тарифного источника, в противном случае это нарушит принцип соблюдения баланса экономических интересов (пункт 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике).

Рост штатной численности ПАО «Россети Ленэнерго» с 3 218 человек до 3 523,67 человек обусловлен необходимостью соблюдения требований части 5 статьи 37 Закона об электроэнергетике по обслуживанию коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничном рынке силами сетевой организации. АО «ЛОЭСК» в обоснование требований указывает, что согласно Решению ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 ЛенРТК необходимо учесть рост численности ПАО «Россети Ленэнерго» на 305,67 человек и рост расходов на сумму 426 738,20 тыс. руб., из чего можно определить среднемесячную заработную плату на одного нового сотрудника в размере 116 339,57 руб. ФАС России ни в оспариваемом решении, ни в отзыве на иски от 14.12.2021 не обосновал увеличение среднемесячной заработной платы с 75483,1 руб., установленной первоначальным тарифным решением, до 116339,57 руб.

Таким образом, ФАС России нарушен пункт 26 Основ ценообразования, пункт 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике, пункты 3.3, 3.5 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2019-2021 при принятии решения об увеличении расходов в необходимой валовой выручке ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статье «Расходы на оплату труда» на сумму 426 738,20 тыс. руб.

Расходы на отчисления на социальные нужды являются производными от расходов на оплату труда, которые несёт регулируемая организация. ЛенРТК при определении расходов применяет ставку в размере 30,40 % от величины расходов на оплату труда, что соответствует законодательству РФ. Поскольку при принятии решения об увеличении расходов в небходимой валовой выручке ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статье «Расходы на оплату труда» на сумму 426 738,20 тыс. руб. ФАС России нарушила действующее законодательство РФ в сфере тарифного регулирования, суд не может признать законным предписание об увеличении расходов по статье «Отчисления на социальные нужды» на сумму 129 728,41 тыс. руб.

ПАО «Россети Ленэнерго» при рассмотрении разногласий просило учесть в составе НВВ на 2021 год расходы по статье «Списание программных продуктов» в сумме 54 457 тыс. руб., неучтенные органом регулирования. Указывало, что программное обеспечение приобретается в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О критической информационной инфраструктуре», приказом ФСТЭК России от 25.12.2017 № 239 «Об утверждении требований по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», политики в области информационной безопасности группы компаний ПАО «Россети», программы информационной безопасности ПАО «Россети Ленэнерго». Возражая против требований ПАО «Россети Ленэнерго», ЛенРТК ссылался на то, что в нарушение пунктов 5,6 Основ ценообразования регулируемая организация не ведет раздельный учет расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем по субъектам Российской Федерации, не представила в составе тарифной заявки документы бухгалтерского учета, подтверждающие отнесение указанных расходов на оказание услуг по передаче электрической энергии. ФАС России, ссылаясь на статью 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О критической информационной инфраструктуре», пункт 31 Основ ценообразования, удовлетворила требования ПАО «Россети Ленэнерго» и определила к дополнительному учету плановую величину затрат по статье «Списание программных продуктов» на 2021 год, исходя из величины фактических затрат заявителя и индексов потребительских цен в соответствии с прогнозом на 2021 год в размере 44 964,94 тыс. руб.

Оспаривая Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в указанной части, Общество и ЛенРТК, не опровергая возможность определения затрат на списание программных исходя из величины фактических затрат ПАО «Россети Ленэнерго» и индексов потребительских цен продуктов согласно пункту 31 Основ ценообразования, указывают, что в отсутствие данных раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по субъектам Российской Федерации, ФАС России неправомерно определила сумму расходов дополнительного учета.

В соответствии со статьей 43 Закона об электроэнергетике, пунктом 6 Основ ценообразования, пунктом 3 Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов в сфере услуг по передаче электроэнергии, утверждённого приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585, субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет (в том числе первичный бухгалтерский учет) продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе, передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства). Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственною регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что ПАО «Россети Ленэнерго» осуществляет регулируемую деятельность по услуге по передаче электрической энергии на территории двух смежных субъектов города Санкт-Петербург и Ленинградская область. Общество обеспечивает раздельный учет активов продукции, доходов и расходов, а также заемных средств с разбивкой по субъектам РФ и по видам деятельности в рамках управленческого учета, с использованием расшифровок данных первичного бухгалтерского учета, технической информации, статистических данных, бизнес- плана, что следует из Положения об учетной политике ПАО «Россети Ленэнерго» от 31.12.2020 № 836. Согласно таблице 7 Положения от 31.12.2020 №836 раздельный учет расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем, по субъектам РФ ПАО «Россети Ленэнерго» не ведется.

В оспариваемом решении и отзыве на иски от 14.12.2021 ФАС России, в пояснениях третьего лица ПАО «Россетти Ленэнерго» отсутствуют опровержения позиции заявителей об отсутствии ведения раздельного учета расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем, по субъектам РФ.

Согласно п. 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Согласно абзацу 2 пункта 5 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности. Применение раздельного учета по субъектам Российской Федерации необходимо в целях исключения повторного учета одних и тех же расходов при установлении цен (тарифов) по каждому субъекту Российской Федерации.

Таким образом, ФАС России нарушены пункты 5, 6, 7 Основ ценообразования, статья 44 Закона об электроэнергетике при принятии решения об увеличении расходов в необходимой валовой выручке ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статье расходов «Списание программных продуктов» на сумму 54 457 тыс. руб., данная сумма определена в отсутствие данных об отнесении расходов на субъекты Российской Федерации.

ПАО «Россети Ленэнерго» при рассмотрении разногласий просило учесть в составе необходимой валовой выручки на 2021 год расходы по статье «Проценты по кредитам» на 2021 год в размере 1 320 223 тыс. руб., неучтенные органом регулирования. Указывало, что в период с 2011 по 2020 годы тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливались с применением метода доходности инвестированного капитала, при котором величина заемных средств (с учетом остатков на начало долгосрочного периода регулирования) на конец каждого года долгосрочного периода регулирования составляет не менее 25 процентов размера инвестированного капитала (пункт 12 Основ ценообразования). При расчете корректировок необходимой валовой выручки в период с 2011 по 2020, осуществляемых в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, в соответствии с формулой пункта 42 Методических указаний № 228-э, в расчете объема собственных средств на реализацию инвестиционных программ, предусмотренных в необходимой валовой выручке, при подведении фактических итогов деятельности ЛенРТК признавалась и учитывалась стоимость заемных средств (процентов) в полном объеме. В связи с выбором ЛенРТК для регулирования Заявителя метода долгосрочной индексации вышеуказанными письмами в адрес ЛенРТК были представлены дополнительные обосновывающие материалы по статье «Проценты по кредитам».

Возражая против требований ПАО «Россети Ленэнерго», ЛенРТК указывал, что представленные ПАО «Россети Ленэнерго» материалы не могут служить должным обоснованием величины расходов по погашению процентов по кредитам, т.к. не содержат расчетов и обоснования расходов на 2020 и 2021 годы (содержащаяся в них информация относится к периоду 2005 — 2019 годы и не может являться основанием для производства расчетов на 2021 год). Также ПАО «Россети Ленэнерго» не представлены расчеты кассовых разрывов, подтверждающие величину кредитных средств, необходимых для пополнения оборотных средств организации и документы по движению денежных потоков и кредитов.

ФАС России, ссылаясь на пункты 5, 32 Основ ценообразования, пункт 11 Методических указаний № 98-э требования ПАО «Россети Ленэнерго» удовлетворила и определила к дополнительному учету расходы на обслуживание заемных средств на 2021 год в размере 618 247 тыс. руб. в соответствии с представленными обосновывающими материалами и показателями формы 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках».

Оспаривая Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в указанной части, Общество полагает, что ФАС России не произведен анализ исполнения инвестиционной программы ПАО «Россети Ленэнерго» на территории Ленинградской области, с учетом плановых и фактических использованных источников финансирования инвестиционных мероприятий, включая бюджетные источники финансирования. ЛенРТК ссылается на непредоставление ПАО «Россети Ленэнерго» необходимых документов в составе первоначальной заявки, на нарушение сроком направления дополнительных материалов и отсутствие в них расчетов и обоснования расходов на 2020 и 2021 годы.

Судом установлено, что первоначальная тарифная заявка ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год, направленная письмом от 29.04.2020 №ЛЭ/14-20/258, не содержала предложений по учету расходов на обслуживание заемных средств. Затем в связи с изменением метода регулирования письмом от 11.12.2020 № ЛЗ/14-20/526 ПАО «Россети Ленэнерго» направило дополнительные материалы в составе приложений на электронном носителе папке «Проценты и погашение 2019», отражающие информацию о кредитах за период с 2005 по 2019 годы без расчета и обоснования расходов на 2020 и 2021 годы.

Подпунктом 8 пункта 17 Правил, установлена обязанность регулируемых организаций к заявлениям об установлении тарифов прилагать обосновывающие материалы, в том числе, расчет бухгалтерскую и статистическую отчетность, сходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

В силу абзаца 2 пункта 12 Правил организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования. Законодательством на регулируемую организацию возложена обязанность предоставления документов, содержащих необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности влечет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.

Как верно указывает ЛенРТК, ПАО «Россети Ленэнерго» не представило в соответствии с норами действующего законодательства РФ обоснования целевого назначения привлеченных средств, а именно расчеты кассовых разрывов, подтверждающие величину кредитных средств, необходимых для пополнения оборотных средств и документы по движению кредитов, расчеты расходов на 2020, 2021 годы, что не позволяет органу регулирования произвести расчет расходов в отсутствие их документального подтверждения. Применение ФАС России для расчета расходов формы 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» не предусмотрено законодательством о тарифном регулировании.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, направляемые на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования. Пункт 32 Основ ценообразования указывает, что расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Включению ФАС России расходов на проценты по кредитам без анализа исполнения ПАО «Россети Ленэнерго» инвестиционной программы на территории Ленинградской области, с учетом плановых и фактических использованных источников финансирования инвестиционных мероприятий, включая бюджетные источники финансирования, нарушает указанные правовые нормы и не может быть признано обоснованным.

Таким образом, ФАС России нарушены пункты 11, 32 Основ ценообразования, пункты 12, 17 Правил государственного регулирования при принятии решения об увеличении расходов в необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статье расходов «Проценты по кредитам» на сумму 618 247 тыс. руб.

ПАО «Россети Ленэнерго» при рассмотрении разногласий просило учесть в составе необходимой валовой выручки на 2021 год расходы по статье «Налог на прибыль» в размере 1 421 843 тыс. руб., против учтенных органом регулирования в размере 19 948 тыс.руб. Указывало, что заявленная в тарифной заявке сумма рассчитана по формуле пункта 20 Методических указаний № 228-э с учетом сохранения регулирования методом доходности инвестированного капитала во втором долгосрочном периоде 2021-2025 годы в размере 19 948 тыс. руб. Размер налога обусловлен применением заявителем отрицательного сглаживания при расчете необходимой валовой выручки на 2021 год.

Возражая против требований ПАО «Россети Ленэнерго», ЛенРТК указывал что при установлении тарифов на 2021 год величина налога на прибыль была включена ЛенРТК в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Ленэнерго» в предложенном обществом размере (19 948 тыс. руб.), который не превышает величину налога на прибыль, отраженную в налоговых декларациях. Применение иного подхода противоречило бы принципу баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, закрепленному пунктом 1 статьи 6 Закона об электроэнергетике.

ФАС России, ссылаясь на пункт 20 Основ ценообразования, требования ПАО «Россети Ленэнерго» удовлетворила и определила к дополнительному учету плановую величину налога на прибыль на основании данных формы 1.3. «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» в сумме 673 907,00 тыс. руб.

Согласно пункту 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период. Применение ФАС России для расчета расходов формы 1.3 «Показатели раздельного учета доходов и расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, согласно форме «Отчет о прибылях и убытках» не предусмотрено законодательством о тарифном регулировании.

Довод ЛенРТК, что величина налога на прибыль включена в необходимую валовую выручку ПАО «Россети Ленэнерго» в предложенном обществом размере 19 948 тыс. руб., который не превышает величину налога на прибыль, отраженную в налоговых декларациях, не освобождает орган регулирования от проведения оценки отчетных материалов регулируемой организации в целях принятия экономически обоснованного тарифа.

Оспаривая Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в указанной части, Общество указывает, что размер дополнительно учитываемого налога на прибыли не соответствует формуле его расчета. Решением ФАС России предписано дополнительно учесть расходы по статье «Прибыль на капитальное развитие» в сумме 100 945,75 тыс. руб., по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» в сумме 527 471 тыс. руб., сглаживание в размере 1 186 984 тыс. руб. в виде переноса расходов с целью сдерживания роста тарифов, принятые корректировки НВВ на сумму 1 117 935,74 тыс. руб. Общий объем расходов, которые будут учтены в качестве компенсации ранее понесенных расходов, а также плановая прибыль для целей финансирования инвестиционных мероприятий составит 2 933 336,49 тыс. руб. Исходя из предполагаемого объема прибыли до налогообложения в размере 2 933 336,49 тыс. руб., в соответствии с действующей ставкой налога на прибыль в размере 20% в соответствии с п.1 ст. 284 Налогового кодекса РФ, расходы по налогу на прибыль Общества на период 2021 г. составят 586 667,30 тыс. руб. что ниже на 87 239,70 тыс. руб. расходов по оспариваемому решению. Суд полагает данный довод обоснованным, основанным на нормах налогового законодательства РФ и арифметических правилах.

Таким образом, ФАС России нарушены пункт 20 Основ ценообразования № 98-э, пункт 1 статьи 284 Налогового кодекса РФ при принятии решения об увеличении расходов в необходимой валовой выручке ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статье расходов «Налог на прибыль» на сумму 673 907,00 тыс. руб.

Рассмотрев доводы иска ЛенРТК, возражения, представленные ФАС России на исковые заявления, позицию третьего лица ПАО «Россети Ленэнерго», заслушав представителей сторон, суд приходит к выводу о необоснованности доводов ЛенРТК в части допущенных ФАС России нарушений действующего законодательства РФ при выдаче по результатам рассмотрения разногласий предписания ЛенРТК об увеличении размера необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год по статьям расходов «Прибыль на капитальные вложения», «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения», «Расходы на сертификацию электрической энергии», «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии».

Разногласия по статье «Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения» возникли в связи с применением органом регулирования и заявителем различных тарифных ставок при определении плановой величины выпадающих доходов от льготного технологического присоединения на 2021 год.

Органом регулирования расчет произведен исходя из количества выполненных договоров технологического присоединения в количестве 19 238 шт., определенного в соответствии с данными сводного реестра исполненных договоров за 2017-2019 годы на территории Ленинградской области, представленного ПАО «Россети Ленэнерго» в составе документов, направленных письмом от 30.10.2020 № ЛЭ/14-20/444. При этом 19 186 шт. выполненных договоров технологического присоединения определены Комитетом как договоры, по которым мероприятия по проверке заявителем и сетевой организацией технических условий не осуществляется в соответствии с пунктом 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861).

Комитетом в обоснование требований указывает, что сетевая организация не несет расходы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 16 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФАС России от 29.08.2017 № 1135/17 (далее - Методические указания № 1135/17). Поэтому при расчете плановой величины выпадающих доходов от льготного технологического присоединения применяется только ставка Си - стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов сетевой организации на подготовку и выдачу сетевой организацией технических условий заявителю.

Суд не может согласится с позицией ЛенРТК. Так, подпунктом «д» пункта 18 Правил № 861 (в редакции от 03.12.2020) предусмотрено, что мероприятия по проверке выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX Правил № 861 включаются в мероприятия по технологическому присоединению за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил № 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ. В пункте 12(1) Правил № 861 указаны следующие потребители: юридические лица или индивидуальные предприниматели в целях технологического присоединения по второй или третьей категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств). В пункте 14 Правил № 861 указаны следующие потребители: физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В соответствии с пунктом 108 Правил № 861 результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил № 861, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 Правил № 861).

В соответствии с п. 24 Методических указаний № 1135 стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, по мероприятиям, указанным в п. 16 Методических указаний № 1135/17 (кроме подпункта «б») (руб. за одно присоединение) Ci утверждается итоговой суммой, а также в разбивке по следующим ставкам (руб. за одно присоединение): Си - подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю (ТУ); С 1.2 - проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий.

В соответствии с п. 21 Методических указаний № 1135/17 стандартизированная тарифная ставка Ci рассчитывается по мероприятиям, указанным в п. 16 (кроме подпункта «б») Методических указаний № 1135/17, в разбивке по мероприятиям в соответствии с п. 21 Методических указаний № 1135/17.

В соответствии с п. 21 Методических указаний № 1135/17 ставка платы за единицу максимальной мощности ClmaxN (руб./кВт) и стандартизированная тарифная ставка Ci (руб. за одно присоединение) за технологическое присоединение к электрическим сетям утверждается отдельно для технологического присоединения энергопринимающих устройств с применением временной схемы электроснабжения, в том числе для обеспечения электрической энергией передвижных энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 150 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), и для постоянной схемы электроснабжения, а также утверждается в разбивке по следующим мероприятиям: подготовка и выдача сетевой организацией технических условий заявителю; проверка сетевой организацией выполнения заявителем технических условий (включая процедуры, предусмотренные подпунктами «г» - «е» пункта 7 Правил № 861).

В этой связи, в соответствии с действующим законодательством для заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 правил № 861, стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей Ci принимается в части ставки Си и С 1.2.

Таким образом, вопреки доводам ЛенРТК при определении плановых выпадающих доходов от технологического присоединения на 2021 год не подлежат исключению расходы на проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий, а Решение от 23.07.2021 в данной части соответствует законодательству РФ.

Суд отклоняет доводы ЛенРТК о том, что расходы по статье «Расходы на сертификацию электрической энергии» не могут быть признаны органом регулирования экономически обоснованными, поскольку носят необязательный характер.

Согласно статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц входит в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 58289-2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2018 № 1038-ст (далее – Стандарт № 1038-ст) устанавливает содержание процедур и порядок проведения работ по сертификации электрической энергии, предусмотренной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982. При этом, в соответствии с пунктом 3.2 Стандарта № 1038-ст заявителем является юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке на территории Российской Федерации, которое обращается за получением сертификата соответствия и получает сертификат соответствия. Заявителем является сетевая организация.

В постановлении Верховного суда Российской Федерации от 13.05.2016 № 305-АД15-19783, на которое ссылается заявитель ЛенРТК, отражен вывод, что тот факт, что объектом сертификации является электрическая энергия в распределительных сетях, не свидетельствует о том, что сетевая организация является субъектом, на которого законодательством возложена обязанность по подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов. Однако данное постановление Верховного суда Российской Федерации принято до введения в действие Стандарта № 1038-ст (01 февраля 2019 года) и вывод суда сделан без учета данного акта.

Таким образом, вопреки доводам ЛенРТК, органом регулирования неправомерно не учтены заявленные ПАО «Россети Ленэнерго» затраты на сертификацию электрической энергии на 2021 год, а Решение ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 в данной части соответствует законодательству РФ.

Суд отклоняет доводы ЛенРТК, о нарушении ФАС России пункта 32 Основ ценообразования при принятии решения об увеличении НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» по статье «Прибыль на капитальные вложения». В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования расходы на инвестиции в расчетном периоде регулирования определяются на основе утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, включающих мероприятия по повышению энергоэффективности в рамках реализации законодательства Российской Федерации об энергосбережении, с учетом особенностей, предусмотренных абзацами вторым - десятым пункта 32 Основ ценообразования. Инвестиционная программа ПАО «Россети Ленэнерго» утверждена приказом Минэнерго России от 29.12.2020 № 31@, тарифными источниками финансирования мероприятий является амортизация в сумме 5 728,94 млн. руб., а также прибыль от оказания услуг по передаче электрической энергии в сумме 121,13 млн. руб. Учитывая величину налога на добавленную стоимость, входящего в объем финансирования инвестиционной программы, ФАС России правомерно указал на необходимость органу регулирования произвести учет расходов по статье «Прибыль на капитальные вложения» исходя из утвержденной инвестиционной программы ПАО «Россети Ленэнерго» в сумме 100 945,75 тыс. руб.

Суд отклоняет доводы ЛенРТК, о нарушении ФАС России пунктов 34(1)-34(3) Основ ценообразования при принятии решения об увеличении НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии», поскольку в условиях наличия у территориальной сетевой организации программы энергосбережения и отчета об ее исполнении, отказ органа регулирования в учете экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за 2019 год является неправомерным. Обратного заявителем ЛенРТК не доказано.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным решения ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21 «об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21» и решение ФАС России от 02.12.2021 № СП/102986/21 «об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21», которым ЛенРТК предписано устранить ранее допущенные нарушения, за исключением указания, что плановый недосбор НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» и сверхполученный доход Общества в 2021 году с учетом установленных ЛенРТК тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год подлежат учету (исключению) при установлении тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год.

Как было указано выше выдача предписаний вне проведения контрольных (надзорных) мероприятий действующим законодательством не предусмотрена. Суд соглашается с доводами ЛенРТК о том, что указание в решении ФАС России от 02.12.2021 № СП/102986/21 «об установлении нового срока исполнения решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 с учетом решения ФАС России от 06.10.2021 № СП/84237/21» на необходимость учесть (исключить) плановый недосбор НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» и сверхполученный доход Общества в 2021 году с учетом установленных ЛенРТК тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год при установлении тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год, представляет собой новое предписание, которое выдано без проведения плановой/внеплановой проверки. Кроме того, суд учитывает, что в действующем законодательстве РФ в области тарифного регулирования отсутствует понятие такого показателя как «плановый недосбор НВВ» и какие-либо формулы, в соответствии с которыми такой показатель может быть рассчитан ЛенРТК.

Законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене. Признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента его принятия.

Согласно части 2 статьи 182 АПК РФ решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, решения по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) указанных органов, а также решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, подлежат немедленному исполнению.

Аналогичное положение закреплено в части 7 статьи 201 АПК РФ: решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

В силу части 8 статьи 201 АПК РФ со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 182. 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования АО «ЛОЭСК» удовлетворить полностью, требования Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области удовлетворить в части.

Признать незаконным решение ФАС России от 23.07.2021 №СП/61880/21 (с учетом решения ФАС России №СП/84237/21 от 06.10.2021 «Об установлении нового срока исполнения Решения ФАС России от 23.07.2021 №СП/61880/21» и с учетом решения ФАС России от 02.12.2021 №СП/102986/21 «Об установлении нового срока исполнения Решения ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21 с учетом решения ФАС России № СП/84237/21 от 06.10.2021») в части: абз. 2-5 на стр. 36 решения ФАС России; пункт 3 резолютивной части решения ФАС России в части абзацев 2, 3, 4, 5, 6, 9: «Расходы на оплату труда» в размере 3 341 593,20 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 426 738,20 тыс. руб.)», «Списание программных продуктов» в размере 44 964,94 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 44 964,94 тыс. руб.)», «Проценты по кредитам» в размере 618 247 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 618 247 тыс. руб.)», «Налог на прибыль» в размере 673 907,00 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 653 959 тыс. руб.)», «Отчисления на социальные нужды» в размере 1 015 844,33 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 129 728,41 тыс. руб.)», «Совокупному учету подлежат средства в размере 2 311 659,30 тыс. руб.»; пункт 7 резолютивной части решения ФАС России от 23.07.2021 №СП/61880/21 в части необходимости пересмотра органом исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с учетом приказа Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.06.2021 № 71-п.

Признать незаконными решение ФАС России от 02.12.2021 №СП/102986/21 «Об установлении нового срока исполнения Решения ФАС России от 23.07.2021 №СП/61880/21 и решение ФАС России №СП/84237/21 от 06.10.2021 в части указания, что плановый недосбор НВВ ПАО «Россети Ленэнерго» и сверхполученный доход АО «ЛОЭСК» в 2021 году с учетом установленных Комитетом тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год подлежат учету (исключению) при установлении тарифов в сфере электроэнергетики на 2022 год.

В остальной части заявленных требований Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области отказать.

Обязать ФАС России устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в установленном законом порядке и сроки.

Взыскать с ФАС России в пользу АО «ЛОЭСК» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).

Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: М.М. Кузин