ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-168395/13 от 14.05.2014 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва Дело № А40-168395/2013

20 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена  14 мая 2014 года

Полный текст решения изготовлен 20 мая 2014 года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М. (149-1500)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Магомедовым Р.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Кубаньэнерго»

к Федеральной антимонопольной службе

3-и лица: ФИО1, ФИО2, ОАО «МТС», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45 ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56., ФИО57, ФИО58., ОАО «МегаФон» , ФИО59, ОАО «РЖД», ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города», Потребительский жилищный кооператив «Единство», ЗАО «Телеком Евразия», ООО «Лесной Терем», ООО «Санаторий Бирюза», ОАО «НК «РОСНЕФТЬ» - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ», ГК «Фаэтон»

о признании недействительным решения от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13 и предписания от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13

при участии

от заявителя: ФИО60 (дов. от 20.12.2013г. №119/10-511)

от ответчика: ФИО61 (дов. от 21.08.2013г. №ИА/32596/13)

от ООО «Управляющая компания Т2 рус»: ФИО62 (дов. от 21.01.2014г.)

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Кубаньэнерго» (далее – заявитель) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13.

Определением о назначении дела к судебному разбирательству от 13.01.2014г. суд привлек к участи в деле в качестве 3-их лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: ФИО1, ФИО2, ОАО «МТС», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45 ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56., ФИО57, ФИО58., ОАО «МегаФон» , ФИО59, ОАО «РЖД», ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города», Потребительский жилищный кооператив «Единство», ЗАО «Телеком Евразия», ООО «Лесной Терем», ООО «Санаторий Бирюза», ОАО «НК «РОСНЕФТЬ» - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ», ГК «Фаэтон»

Заявитель требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в заявлении, мотивированном тем, что оспариваемые Решение и Предписание ФАС России не соответствуют закону, нарушают законные права и интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и должны быть признаны недействительными. По мнению ОАО «Кубаньэнерго» обжалуемые Решение и Предписание подлежат отмене, поскольку действия Общества по невыполнению мероприятий по технологическому присоединению указанных в Решении заявителей в срок, установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 не противоречит специальным нормам действующего в данной сфере законодательства.

После вступления в силу Положения об особенностях предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение и особенностях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 341 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 665) (далее -3 Положение), в Сочинском филиале ОАО «Кубаньэнерго» ведется работа по приостановлению заключения договоров на технологическое присоединение (направление заявителю проекта договора и технических условий) до окончания периода проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, в случае, если договор не был заключен ранее.

Также, в соответствии с письмом №МК-10080/09 от 02.11.2012, поступившим в ОАО «Холдинг МРСК» от Минэнерго России, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе, по вопросам электроэнергетики, в Сочинском филиале ОАО «Кубаньэнерго» была осуществлена работа по рассылке дополнительных соглашений в адреса Заявителей, с заключенными, но не исполненными на момент вступления в силу постановления Правительства № 665 договорами технологического присоединения.

В рамках направляемых в адрес потребителей проектов дополнительных соглашений стороны обязуются исполнить обязательства по договору технологического присоединения после завершения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года.

Согласно Положению, неурегулированные между сетевыми организациями и заявителями разногласия, возникающие в процессе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства олимпийских объектов или иных объектов капитального строительства, а также в процессе заключения, исполнения и расторжения договоров об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства олимпийских объектов, подлежат передаче сетевыми организациями или заявителями на рассмотрение Комиссии по технологическому присоединению к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, созданной Федеральной антимонопольной службой России.

В соответствии с Регламентом работы Комиссии, утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы, Министерства энергетики РФ и Федеральной службы по тарифам от 14.07.2010 № 350/307/251, к полномочиям Комиссии относится, в том числе, рассмотрение неурегулированных разногласий между сетевыми организациями и заявителями, указанными выше; выдача рекомендаций сетевым организациям по результатам их рассмотрения.

Положением также установлено, что сетевая организация принимает решение об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства Олимпийских объектов или иных объектов капитального строительства (отказе в осуществлении технологического присоединения) с учетом рекомендаций, выданных Комиссией по результатам рассмотрения неурегулированных разногласий.

Так как решения Комиссии носят рекомендательный характер, не утверждены нормативно-правовым актом, то они не являются обязательными для исполнения.

ОАО «Кубаньэнерго» учитывает соответствующие рекомендации, выданные Комиссией, но принимает решение об осуществлении технологического присоединения Заявителей на основании технологических возможностей с учетом недопущения ограничения технологического присоединения энергопринимающих устройств, строительство которых предусмотрено Программой строительства Олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, или утвержденным наблюдательным советом ГК «Олимпстрой» перечнем объектов и мероприятий, не включенных в Программу.

С 2007 года под руководством Минэнерго России ведется работа по ведению и актуализации реестра заявленных Олимпийских электрических нагрузок в Сочинском энергорайоне.

С учетом данных о нагрузках Олимпийских объектов, приведенных в реестре, ведется учет баланса мощности в Сочинском энергорайоне, который в настоящее время корректируется с учетом высоких рисков невведения в работу, до момента проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года, Кудепстинской ТЭС, и, как следствие, негативного прогноза по обеспечению самобаланса энергорайона.

Ответчиком ранее представлен материалы антимонопольного дела, указал, что оспариваемые решение и предписание ФАС России от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13 является законными и обоснованными.

Третье лицо ООО «Управляющая компания Т2 рус» возражало относительно заявленных требований, поддержало позицию Ответчика.

Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства, суд считает возможным рассмотреть спор без их участия в порядке ст. ст. 123, 124 156 АПК РФ

В материалах дела имеется письменный отзыв третьего лица ЗАО «Телеком Евразия», мотивированный тем, что оспариваемые решение и предписание вынесены ФАС России в полном соответствии с законодательством РФ об осуществлении технологического присоединения и ФЗ «О защите конкуренции», являются законными и обоснованными.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Суд установил, что срок, установлены для оспаривания ненормативных правовых актов, установленный ч. 4 ст. 198 АПК заявителем не пропущен.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, решением комиссии Ф АС России от 22.08.2013г. по делу № 1 10-177/00-21-13 ОАО «Кубаньэнерго» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем злоупотребления доминирующим положением в части необоснованного уклонения от осуществления мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами, которое привело (могло привести) к ущемлению прав и законных интересов третьих лиц.

На основании указанного решения заявителю выдано предписание от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, предписывающее:

1.ОАО «Кубаньэнерго» в срок, не превышающий 6 (шесть) месяцев со дня получения настоящего Предписания, прекратить злоупотребление
 доминирующим положением, выразившееся в неисполнении мероприятий по
 технологическому присоединению к электрическим сетям, путем осуществления
 действий по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в
 установленном порядке со следующими лицами:

- ФИО22 (договор № 10203-11-00032848-1 от 13.03.2012);

- ФИО23 (договор № 10202-11-00052324-1 от 10.11.2011);

- ФИО31 (договор №10207-12-00089350-1 от 13.09.2012);

- ФИО36 (договор № 10203-11-00028576 от 15.03.2011);

- ФИО48 (договор №20203-12-00068144-1);

- ФИО48 (договор №20203-12-00068152-1);

- ООО «Лесной Терем» (договор № 40203-11-00060894-1 от 10.02.2012);

- ООО «Санаторий Бирюза» (договор № 20204-11-00036484-1 от 20.05.2011 и договор № 20204-12-00065488-1 от 29.03.2012);

- ОАО «НК «РОСНЕФТЬ» - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ» (договор №20202-10-000089996-2/ 0170410/2311Д от 01.09.2010).

2.ОАО «Кубаньэнерго» не допускать нарушения антимонопольного
 законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, в части нарушения сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договорам об осуществлении технологического присоединения, заключенным до 22.07.2012 года, за исключением лиц, указанных в пункте 1 настоящего Предписания. В случае обращения лиц, с которыми были заключены до 22.07.2012 договоры об осуществлении технологического присоединения, осуществить фактические действия по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в установленном порядке и в сроки, не превышающие 6 (шесть) месяцев с момента обращения

3.ОАО «Кубаньэнерго» о выполнении пункта 1 настоящего Предписания сообщить ФАС России в срок, не превышающий 5 дней со дня совершения действий, указанных в пункте 1 настоящего Предписания, представив в ФАС России подтверждающие документы

Не согласившись с указанным решением и предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Решением антимонопольного органа от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13 Обществу вменено нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Предписанием от 22.08.2013г. обществу предложено устранить допущенные нарушения.

Нарушения заключаются в том, что Обществом для физических и юридических лиц не выполнены мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.

Суд пришел к выводу, что решения и предписания ФАС России от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13 вынесены с соблюдением норм действующего законодательства.

Оспариваемые ненормативные правовые акты вынесены антимонопольным органом в пределах полномочий.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2012 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

В соответствии со ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Условием применения ст. 10 Закона о защите конкуренции является то, что лицо должно занимать доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

В силу ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно ст. 3 ФЗ N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Федеральным законом N 147-ФЗ "О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг по передаче электрической энергии (ст. 4).

ОАО «Кубаньэнерго» является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является передача электрической энергии.

В связи с этим ОАО «Кубаньэнерго» признается занимающим доминирующее положение на рынке осказания услуг по передаче электрической энергии и технологического присоединения в границах балансовой принадлежности электрических сетей.

Как следует из материалов дела, Комиссия при вынесении оспариваемых решения и предписания руководствовалось следующим:

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утвержденные настоящим Постановлением Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям применяются на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. № 341 «Об утверждении Положения об особенностях предоставления технических условий, определения платы за технологическое присоединение и особенностях технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии на территории муниципального образования город-курорт Сочи в период организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила технологического присоединения на территории г. Сочи).

В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения на территории г. Сочи в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения заявителем условий договора об осуществлении технологического присоединения в отношении иных объектов капитального строительства сетевая организация расторгает ранее заключенный с таким заявителем договор об осуществлении технологического присоединения, о чем уведомляет его в 10-дневный срок почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Однако в указанных в настоящем решении договорах обязательства заявителя исполнены в полном объеме.

Подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила) одним из существенных условий договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать:

15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) -для заявителей, указанных в пункте 13 Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом Л напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих - электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

2 года - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

ОАО «Кубаньэнерго» представлены документы, указывающие на выполнение мероприятий по технологическому присоединению со следующими лицами:

- ФИО46 (акт об осуществлении технологического присоединения от 01.08.2013);

- ФИО56. (акт об осуществлении технологического присоединения от 01.08.2013);

- ОАО «РЖД» (акт об осуществлении технологического присоединения от 12.09.2012);

- ОАО «МТС» (договор от 28.02.2012 № 40202-12-00064932; от 03.10.2012 № 10202-11-00045789; от 08.22.2011 № 40202-11-00043405; от 21.06.2012 № 40202-12-00071284-1; от 13.06.2012 № 40203-12-00079272-1; от 20.07.2012 №40204-12-00085776-1).

ФАС России установил, что из представленных ОАО «Кубаньэнерго» документов не представляется возможным определить наличие технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей в установленном порядке. В представленных документах отсутствуют даты их составления, в частности, в копиях актов об осуществлении технологического присоединения со следующими лицами:

- ФИО1 (договор от 17.07.2012 № 10206-12-00081760-1);

- ФИО3 (договор № 1021-12-00084580-1 от 23.08.2012);

-О.Т.ВБ. (договор № 10201-12-00072204-1 от 03.05.2012);

- ФИО5 (договор № 10202-11-00051062-1 от 31.10.2012);

- ФИО6 (договор от 23.05.2012 № 10203-12-00072250-1);

- С.И.АБ. (договор от 17.07.2012 № 10203-12-00083918);

- ФИО8 (договор № 10202-12-00088246-1);

- -ФИО9 (договор № 10201-12-00064630-1 от 17.04.2012);

- ФИО10 (договор от 21.11.2011 № 10203-11-00050322-1); -ФИО11 (договор № 10202-11-00042485-1 от 26.07.2011);

- ФИО12 (договор № 10203-11-00062076-1 от 24.01.2012);

- ФИО13 (договор № 10206-12-00086440-1);

- ФИО14 (договор № 10203-12-00080966-1 от 26.06.2012);

- ФИО15 (договор № 10202-12-00079198-1 от 11.07.2012);

- ФИО16 (договор № 10203-12-00088538-1 от 22.09.2012);

- ФИО17 (договор №10206-09-005826-1 от 13.08.2009);

- ФИО18 (договор № 10202-10-00021360-1 от 07.12.2010);

- ФИО19 (договор № 10202-09-006476-1 от 20.05.2009);

- ФИО21 (договор №40201-12-00087452-1 от 13.07.2012);

- ФИО24 (договор № 10201-11-00044776-1);

- -ФИО25 (договор № 10201-12-00073518-1 от 25.04.2012);

- А.В.ВБ. (договор № 10201-11-00044948-1 от 12.03.2012);

- -ФИО27 (договор № 10201-11-00045026-1 от 15.03.2012);

- ФИО28 (договор № 10201-11-00044816-1 от 20.03.2012);

- -ФИО29 (договор № 10201-11-00044786-1 от 30.08.2012);

- ФИО63. (договор № 10201-12-00074510-1 от 18.06.2012);

- ФИО32 (договор № 10203-12-00065226-1);

- ФИО33 (договор № 10201-11-0046594 от 28.11.2011);

- ФИО34. (договор № 10202-12-00082956-1 от 10.09.2012);

- ФИО35. (договор № 102-12-00086778-1 от 16.07.2012);

- ФИО37 (договор № 10204-12-00065808-1 от 21.03.2012); -С.И.АБ. (договор № 10203-12-00083918-1 от 17.07.2012);

- ФИО38 (договор №10202-10-00003237-1 от 15.03.201 1);

- ФИО39 (договор №10202-10-00003236-1 от 15.03.2011);

- ФИО40 (договор №10202-10-00001552-1 от 10.05.2011);

- ФИО41 (договор №10202-10-00001548-1 от 12.05.2011);

- ФИО42 (договор №10202-10-00001555-1 от 20.05.2011);

- -ФИО43 (договор№10202-10-00001714-1 от 30.11.2011);

- ФИО44 (договор №10202-10-00001554-1 от 05.03.2012);

- ФИО45 (договор №10201-12-00087792-1 от 29.08.2012);

- ФИО47 (договор №10202-11-00036968-1 от 01.09.2012);

- ФИО48 (договор №20203-11-00041479-1);

- ФИО49 (договор №10206-12-00074078-1 от 15.05.2012);

- ФИО50 (договор №10202-12-00081948-1 от 26.07.2012);

- ФИО51 (договор №10202-10-00025134-1 от 11.01.2011; договор №10202-10-00025127-1 от 11.01.2011);

- ФИО52 (договор №10203-12-00086372-1);

- ФИО53 (договор №10202-12-00072232 от 13.07.2012);

- ФИО54 (договор № 10201-05-000129);

- ФИО55 (договор №10201-11-00044804-1);

- ФИО57 (договор №10204-09-00019730-1 от 02.07.10);

- О.С.ВБ. (договор №10202-12-00076822-1 от 31.05.2012);

- ДНТ «Железнодорожник» - массив № 2 (договор № 20201-12-00070532-1 от 20.06.2012);

- ОАО «Спецавтохозяйство по уборке города» (договор № 40201-12-00071004-1 от 24.09.2012);

- Потребительский жилищный кооператив «Единство» (договор № 20204-07-004604-2 от 25.09.2007);

- ГК «Фаэтон (договор №20202-12-00070990-1 от 09.04.2012).

По имеющейся у ФАС России информации, на момент возбуждения дела № 1 10-177/00-21-13 у таких заявителей технологическое присоединение их энергопринимающих устройств отсутствовало. Кроме того по указанным договорам срок выполнения мероприятий истек.

ФАС России указывает, что из представленных ОАО «Кубаньэнерго» документов следует, что не выполнили технические условия следующие заявители:

- ФИО2 (договор от 10.07.2012 № 10202-12-00067822-1);

- ОАО «МТС» (договор от 19.08.2010 № 4002-10-00003412-1)

- Г.Г.ТБ. (договор № 10201-11-00043822-1 от 06.12.2011);

- ОАО «МегаФон» (договор № 40202-12-00088784-1);

- ЗАО «Телеком Евразия» (договор № 40203-10-00015343-1).

В представленных ОАО «Кубаньэнерго» документах отсутствуют акты об осуществлении технологического присоединения со следующими лицами:

- ФИО22 (договор № 10203-11-00032848-1 от 13.03.2012);

- ФИО23 (договор № 10202-11-00052324-1 от 10.11.2011);

- К.Е.ЕБ. (договор №10207-12-00089350-1 от 13.09.2012);

- ФИО36 (договор № 10203-11-00028576 от 15.03.2011);

- ФИО48 (договор №20203-12-00068144-1);

- ФИО48 (договор №20203-12-00068152-1);

- ООО «Санаторий Бирюза» (договор № 20204-11-00036484-1 от 20.05.2011 и договор №20204-12-00065488-1 от 29.03.2012);

- ОАО «НК «РОСНЕФТЬ» - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ» (договор № 20202-10-000089996-2/ 0170410/2311Д от 01.09.2010).

Установлено, что в ФАС России поступили заявления от
 ФИО31 и ОАО «НК «РОСНЕФТЬ» - КУБАНЬНЕФТЕПРОДУКТ» с
 информацией о выполнении ОАО «Кубаньэнерго» технологического
 присоединения энергопринимающих устройств указанных лиц, однако
 документы, подтверждающие технологическое присоединение в установленном порядке, не представлены. ОАО «Кубаньэнерго» также не представило документы, подтверждающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств указанных лиц в установленном порядке.

Таким образом, ОАО «Кубаньэнерго» вследствие невыполнения мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами, нарушены требования подпункта «б» пункта 16 Правил.

Как следует из письма ООО «Лесной терем» от 08.08.2013, акт о технологическом присоединении и акт разграничения балансовой принадлежности подписаны со стороны ООО «Лесной терем», однако, фактическое присоединение ОАО «Кубаньэнерго» не осуществлено. ОАО «Кубаньэнерго» выразило намерение осуществить фактическое технологическое присоединение после подписания ООО «Лесной терем» договора энергоснабжения (купли - продажи электрической энергии) с ОАО «Кубаньэнергосбыт» (гарантирующий поставщик).

Данное требование противоречит Правилам.

Пункт 7 Правил устанавливает следующую процедуру технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение,
 реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема
 максимальной мощности, а также изменить категорию надежности
 электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности,
 не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но
 изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств
 заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных
 договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя (за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил);

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических^ и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта о технологическом присоединении, акта разграничения балансовой принадлежности, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

В соответствии с пунктом 19 Правил по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон, акт об осуществлении технологического присоединения и акт согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Таким образом, фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") осуществляется сетевой организацией до составления акта об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 32 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с потребителем (покупателем) при отсутствии возможности поставить электрическую энергию (мощность) потребителю вследствие отсутствия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, к объектам электросетевого хозяйства или вследствие нахождения энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.

Таким образом, для заключения договора энергоснабжения имеет значение не только составление документов об осуществлении технологического присоединения, но и возможность гарантирующего поставщика поставить электрическую энергию (мощность) вследствие наличия технологического присоединения в установленном порядке энергопринимающих устройств, в отношении которых предполагается заключение договора энероснабжения, к объектам электросетевого хозяйства.

ОАО «Кубаньэнерго» нарушены пункты 7, 19 Правил.

В результате действий (бездействия) ОАО «Кубаньэнерго» по невыполнению мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами и заключенными договорами об осуществлении технологического присоединения, нарушены требования подпункта «б» пункта 16 Правил.

Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлено, что ОАО «Кубаньэнерго» без правовых оснований предлагало перенести срок исполнения мероприятий на конец XXII Олимпийских зимних игр 2014 года всем потребителям, упомянутым в настоящем решении.

Сам факт неисполнения обязательств по заключенным договорам техприсоединения, в нарушение императивно установленных Правилами сроков, и факт направления предложений по изменению императивно установленных Правилами сроков осуществления обязательств по техприсоединению свидетельствует о реальной угрозе ущемления интересов заявителя.

Данная позиция подтверждена судебной практикой, в частности постановлением Федерального арбитражного суда Северо - Западного округа от 31 августа 2011 года по делу № А21 -8404/2010.

Таким образом, суд установил, что действия (бездействие) ОАО «Кубаньэнерго», как лица, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению, путем необоснованного уклонения от осуществления мероприятий по технологическому присоединению в срок, установленный Правилами, которое могло привести к ущемлению интересов заявителей, нарушают часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Заявитель не доказал факта нарушения оспариваемыми актами своих прав в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно правовой позиции Пленума ВАС РФ (Постановление от 30.06.2008 N 30, п. 14), антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, что является, по смыслу ч. 2 ст. 11 ГК и гл. 9 Закона о защите конкуренции способом восстановления нарушенных гражданских прав.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьей 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.

При таких обстоятельствах отсутствуют и предусмотренные законодательством основания для признания оспариваемого решения и предписания незаконными.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 13 ГК РФ, ФЗ «О защите конкуренции» «135-ФЗ, руководствуясь ст.ст. 29, 48, 49, 167-170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. №135-ФЗ, отказать Открытому акционерному обществу «Кубаньэнерго» в удовлетворении заявления о признании недействительными решения и предписания ФАС России от 22.08.2013г. по делу №1 10-177/00-21-13.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: М.М. Кузин