ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-168672/2022-130-1236 от 25.10.2022 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-168672/22 -130-1236

октября 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2022года

Полный текст решения изготовлен 31 октября 2022 года

Арбитражный суд в составе судьи Кукиной С.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сафиной Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Публичное акционерное общество "Россети Московский регион" (115114, <...>, стр 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.04.2005, ИНН: <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (107078, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.09.2003, ИНН: <***>)

о признании незаконным постановления от 28 июля 2022 г. по делу №077/044/9.21-10851/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ,

при участии представителей:

от заявителя: ФИО1 по дов. от 03.08.2021 г.

от заинтересованного лица: ФИО2 по дов. от 16.08.2022 г.

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество "Россети Московский регион" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве  о признании незаконным постановления от 28 июля 2022 г. по делу №077/044/9.21-10851/2022 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Заинтересованное лицо против удовлетворения заявленных требований возражало.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признаёт заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, 25.07.2022 заместителем руководителя Московского УФАС России ФИО3, вынесено постановление по делу № 077/04/9.21-10851/2022 о привлечении ПАО «Россети Московский регион» к административной ответственности (далее -Постановление) и назначении административного штрафа в размере 300 000 руб. по ч. 2 ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Постановление поступило в ПАО «Россети Московский регион» 29.07.2022.

Не согласившись с вынесенным Постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Согласно ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

Суд установил, что заявителем соблюден  срок, установленный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ на обращение в суд.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

Как следует из материалов дела, в Московское УФАС России поступило заявление ФИО4 (вх. от 24.03.2022 № 22115-ИП/22) на действия ПАО «Россети Московский регион» по непредоставлению надлежащей информации по запросу заявителя от 15.01.2022 о наличии пропускной способности электрических сетей и о стоимости услуг по передаче электрической энергии, направленному в адрес сетевой организации посредством личного кабинета на официальном интернет-сайте сетевой организации.

ПАО «Россети Московский регион» является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании устава, утвержденного решением годового общего собрания акционеров ПАО «Россети Московский регион» 21.05.2021 (протокол от 25.05.2021 № 24) (далее — Устав).

В соответствии с пунктом 3.2 Устава одним из видов деятельности общества является оказание услуг по передаче и распределению электрической энергии.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее — Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация — коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную   (общероссийскую)   электрическую   сеть,   и   которая   соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее — Критерии отнесения к территориальным сетевым организациям).

В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

В целях определения общих принципов и порядка обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее — Правила недискриминационного доступа).

Таким образом, ПАО «Россети Московский регион», осуществляя деятельность по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и на него распространяются требования Правил недискриминационного доступа.

В силу пункта 57 Правил недискриминационного доступа сетевая организация обязана предоставлять по письменному запросу лица, обратившегося с намерением осуществить технологическое присоединение к электрической сети и (или) заключить договор, а также потребителя услуг информацию о наличии пропускной способности электрических сетей и о стоимости услуг по передаче электрической энергии. Согласно пункту 58 Правил недискриминационного доступа запрашиваемая информация подлежит предоставлению в течение 7 дней с даты получения запроса.

Из материалов заявления ФИО4 (вх. от 24.03.2022 № 22115-ИП/22) следует, что 15.01.2022 заявителем посредством личного кабинета на официальном сайте ПАО «Россети Московский регион» был направлен в адрес сетевой организации запрос о представлении информации о наличии пропускной способности электрических сетей и о стоимости услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с записью из личного кабинета ФИО4 запрос заявителя от 15.01.2022 был получен ПАО «Россети Московский регион» 15.01.2022.

В ответном письме, размещенном 19.01.2022 в личном кабинете ФИО4, ПАО «Россети Московский регион» сообщило заявителю о том, что энергопринимающие устройства земельного участка заявителя № 64 (кадастровый номер 50:04:0180106:66), расположенного по адресу Московская обл., Дмитровский т.о., д. Голявино, СНТ «Водник» (далее — Объект),  имеют технологическое присоединение,  при этом сведения о пропускной способности электрических сетей и о стоимости услуг по передаче электрической энергии ПАО «Россети Московский регион» в адрес ФИО4 представлены не были.

Согласно письменным пояснениям, представленным ПАО «Россети Московский регион» в адрес Московского УФАС России (вх. от 27.06.2022 № 44384- ЭП/22), энергопринимающие устройства Объекта технологически присоединены к электрическим сетям СНТ «Водник», которые, в свою очередь, технологически присоединены к сетям ФГБУ «Канал имени Москвы», ввиду чего вследствие однократности характера технологического присоединения, предусмотренной частью 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, осуществление технологического присоединения Объекта от электрических сетей ПАО «Россети Московский регион» нецелесообразно, а представление сведений о пропускной способности электрических сетей неактуально.

Вместе с тем антимонопольный орган отмечает, что оснований для непредоставления информации по письменному запросу лица, обратившегося с намерением осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям, о наличии пропускной способности электрических сетей ввиду наличия технологического присоединения энергопринимающих устройств Правилами недискриминационного доступа не предусмотрено.

Кроме того, информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии по запросу от 15.01.2022 в соответствии с пунктом 57 Правил недискриминационного доступа ФИО4 сетевой организацией также представлено не было.

Так, ПАО «Россети Московский регион», являясь профессиональным участником рынка, зная о наличии обязанности сетевой организации о предоставлении сведений о наличии пропускной способности электрических сетей и о стоимости услуг по передаче электрической энергии, предусмотренной пунктом 57 Правил недискриминационного доступа, не представило в адрес ФИО4 запрашиваемых сведений в соответствии с запросом от 15.01.2022.

Вместе с тем, Заявитель указывает, что положения Правил недискриминационного доступа не распространяются на запросы ФИО4, как физического лица, о предоставлении информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации и о стоимости услуг по передаче электрической энергии.

Данные доводы Заявителя подлежат отклонению на основании следующего.

Согласно пункту 1 Правил недискриминационного доступа указанные Правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг. Со дня

вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2020 г. № 320 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования активных энергетических комплексов» по 31 декабря 2030 г. Правила недискриминационного доступа применяются, если иное не установлено приложением № 5 к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической   энергии,   утвержденным   постановлением   Правительства   Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Пунктом 1 приложения № 5 «Условия создания, функционирования и развития активных энергетических комплексов» к Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее — Приложение № 5), предусмотрено, что данный документ определяет условия создания, функционирования и развития на розничных рынках электрической энергии активных энергетических комплексов.

Согласно пункту 2 Приложения № 5 данный документ не распространяется на население и приравненные к нему категории потребителей электрической энергии (мощности), а также потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.

Вместе с тем предметом правоотношений, возникших между ПАО «Россети Московский регион» и Калининым А.В. при рассмотрении запросов последнего о предоставлении информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации и о стоимости услуг по передаче электрической энергии, не являются создание, функционирование и развитие на розничных рынках электрической энергии активных энергетических комплексов.

Таким образом, выводы сетевой организации основаны на неверном толковании положений законодательства, ввиду чего указанные доводы не могут быть приняты во внимание.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За данные действия предусмотрена ответственность в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Так, за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям предусмотрена административная ответственность по статье 9.21 КоАП РФ.

Вместе с тем частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Как было установлено антимонопольным органом, постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. на основании изложенного ответственность в соответствии частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение пункта 58 Правил недискриминационного доступа, выразившееся в непредоставлении в установленный срок по запросу ФИО4 от 15.01.2022, направленного в адрес сетевой организации посредством личного кабинета на официальном интернет-сайте ПАО «Россети Московский регион», надлежащей информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации и о стоимости услуг по передаче электрической энергии, несет юридическое лицо ПАО «Россети Московский регион».

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ПАО «Россети Московский регион» заключается в непредоставлении в срок, установленный пунктом 58 Правил недискриминационного доступа, по запросу ФИО4 от 15.01.2022, направленного в адрес сетевой организации посредством личного кабинета на официальном интернет-сайте ПАО «Россети Московский регион», надлежащей информации о наличии пропускной способности электрических сетей сетевой организации и о стоимости услуг по передаче электрической энергии.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В данном случае, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Московский регион» административного правонарушения, а также тот факт, что неполучение заявителем информации о пропускной способности электрических сетей, предусмотренной пунктом 57 Правил недискриминационного доступа, не лишило его возможности впоследствии направить заявку на осуществление технологического присоединения и заключить соответствующий договор с ПАО «Россети Московский регион», антимонопольный орган посчитал возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, с учетом положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, а также с учетом части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, был назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек.

Полномочия должностных лиц административного органа, составившего протокол об административном правонарушении и рассмотревшего дело, предусмотрены ст. 23.48 КоАП РФ, приказом ФАС России от 19.11.2004 № 180.

Порядок составления протокола, рассмотрения дела, установленные ст. ст. 28.2, 29.7, 29.10, 29.11 КоАП РФ, названным органом соблюдены, процессуальные гарантии, предусмотренные ст. ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ, - обеспечены.

Каких-либо нарушений порядка составления протокола, привлечения к административной ответственности, влекущих, исходя из правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от 02.06.2004 № 10 (п. 10) и ч. 2 ст. 211 АПК РФ, безусловную отмену оспариваемого постановления, административным органом не допущено.

Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен. Время совершения административного правонарушения — 25.01.2022 (рабочий день, следующий за последним рабочим днем окончания срока предоставления в соответствии с запросом ФИО4 (вх. ПАО «Россети Московский регион» от 15.01.2022) надлежащей информации о пропускной способности электрических сетей сетевой организации и о стоимости услуг по передаче электрической энергии, предусмотренного пунктом 58 Правил  недискриминационного  доступа),  а  оспариваемое  постановление  вынесено 28.07.2022.

Оценив характер и степень общественной опасности вмененного Обществу правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд не усматривает в данном случае оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.

Таким образом, учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях общества установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении, сроки и порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюдены (что не оспаривается заявителем), размер ответственности определен с учетом правил, определенных ст. ст. 1.7, 4.1 КоАП РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

  В соответствии с ч.3 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Доводы заявителя судом рассмотрены и отклонены, поскольку не могут быть приняты во внимание, как противоречащие материалам дела об административном правонарушении, и направленные на уклонение Общества от административной ответственности.

Суд указывает, что в силу ч. 2 ст. 29, п.1 ч.1  ст.150 АПК РФ производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с неподведомственностью арбитражному суду.

Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, ст.ст.1.5, 2.1, 4.5, ч.1 ст. 14.3, 22.1, 23.5, 24.1, 24.5, 25.1, 25.4, 26.1-26.3, 28.2, 28.3, 29.5, 29.6, 29.10 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 27, 29, 65, 71, 104, 163, 167-170, 207-211 АПК РФ

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Публичного акционерного общества "Россети Московский регион" (115114, <...>, стр 2, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 01.04.2005, ИНН: <***>) отказать.

В части требований о прекращении производства по административному делу – производство по делу №А40-168672/22-130-1236 прекратить

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

С.М. Кукина