ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-169845/17-170-1643 от 15.03.2018 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-169845/17-170-1643

апреля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена   15 марта 2018 г.

Решение в полном объеме изготовлено 02 апреля 2018 года

Арбитражный суд в составе судьи Ереминой И.И., единолично,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому ООО «Газпромтранс» к ОАО «РЖД»

о взыскании пени в размере 5 269 348,26 руб.,

при участии представителей : от истца - ФИО2., по дов. от 20.03.15 г., паспорт

от ответчика - Шлёнских Ю.Л., по дов. от 24.01.18 г., паспорт

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ,  о взыскании пени за просрочку доставки груза в размере 4 745 441 руб. 97 коп.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Ответчик представил отзыв, просит в иске отказать по мотивам, изложенным в отзыве. заявил о снижении неустойки по ст.333 ГК РФ.

Истец отказался от иска в части взыскания долга в размере 523 906 руб.29 коп.

Поскольку отказ от иска в части не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов 3-х лиц, полномочия представителя на отказ от иска подтверждены документально, суд считает возможным его принять, в связи с чем производство по делу в части подлежит прекращению.

Изучив все материалы дела, в том числе предмет и основание заявленного иска, доводы отзыва, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу, что заявленный иск подлежит  частичному удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в августе - сентябре 2016 года в адрес грузополучателей согласно ж/д накладным, а также данным ГВЦ (главного вычислительного центра ОАО «РЖД») со станции Аксарайская-2 на станцию назначения, прибыли груженые вагоны от грузоотправителя ООО "Газпромтранс".

В соответствии со ст. 33 Федерального закона РФ № 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее -Устав) и "Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" (утв. приказом МПС РФ № 27 от 18 июня 2003 г.) (далее - Правила), дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.

В соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом РФ № 18-ФЗ от 10.01.2003 (по тексту - Устав), а также п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом утвержденных приказом МПС РФ № 27 от 18.06.2003 (по тексту - Правила) перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Согласно п. 2 Правил сроки доставки грузов, а также порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, определяются исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей не общего пользования для грузополучателей.

Срок доставки груза был определен работниками железной дороги, о чем свидетельствует отметка в графе «срок доставки истекает» оригинальных транспортных железнодорожных накладных, однако фактически железнодорожные вагоны с грузом в пункт назначения прибыли с нарушением установленного срока доставки, о чем свидетельствует графа "Календарный штемпель прибытия на станцию назначения" согласно которой груженые вагоны прибыли позже срока, указанного в строке «Срок доставки истекает». Общий срок просрочки доставки груженных, а также порожних вагонов составил 989 суток.

В соответствии со ст. 792 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок.

В соответствии со ст. 120 Устава грузоотправитель имеет право на предъявление претензии к перевозчику, связанной с осуществлением перевозок груза, в случае документального подтверждения просрочки доставки груза.

Согласно п. 1 ст. 797 ГК РФ до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Согласно п. 2 ст. 797 ГК РФ иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.

Согласно ст. 97 Устава, за просрочку доставки грузов перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.

Общая сумма пени за просрочку доставки грузов (порожних вагонов), составила     4 745 441 руб. 97 коп.

В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика были направлены претензии № 14/09-03-092016/24404 от 12.12.2016, № 14/09-03-092016/24405 от 12.12.2016, № 14/09-03-092016/24417 от 12.12.2016, № 14/09-03-092016/24565 от 23.12.2016, № 14/09-03-092016/24569 от 23.12.2016 которые ответчик оставил без удовлетворения.

Возражения ответчика учтены путем частичного уменьшения размера исковых требований ввиду предъявления неустойки повторно после взыскания грузополучателями.

Доводы и доказательства, приведенные и представленные Ответчиком, суд исследовал, оценил и не принимает ко вниманию в связи с тем, что по мнению суда, они опровергаются материалами дела и не освобождают стороны от исполнения своих обязательств по спорному договору .

Ответчик указывает на задержку в пути следования вагонов по ж/д накладным на сумму пени в размере 72 409,14 руб., по причине неприема вагонов станцией назначения по вине грузополучателя.

Вместе с тем,  Ответчиком представлены акты общей формы, которые не могут быть приняты в качестве подтверждающих факт задержки вагонов, и обосновывающих необходимость увеличения срока доставки данных вагонов.

На основании Распоряжения ОАО «РЖД» от 22.03.2012 № 558-р «Об утверждении методических рекомендаций по оформлению ОАО «РЖД» задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования», определен порядок оформления задержки вагонов в пути следования.

В соответствии с разделом II указанного Распоряжения при возникновении причин неприема вагонов, железнодорожной станцией назначения должен быть оформлен следующий пакет документов.

Также, в первичный пакет документов, позволяющий доказать, что остановка поезда от движения произошла из-за задержки грузополучателем, владельцем или пользователем железнодорожного пути необщего пользования приема вагонов, находящихся на станции назначения, включает в себя: акт общей формы станции назначения по факту задержки  вагонов, подписанный грузополучателем; памятки приемосдатчика, определяющие время фактического оборота вагонов, время, превышающее технологические сроки оборота вагонов; копии извещения грузополучателя о дате и времени задержки с отметкой о получении.

ООО «Газпромтранс» считает, что представленные документы по спорным отправкам не могут служить надлежащими доказательствами в порядке ст.ст. 67,68 АПК РФ.

В нарушение п. 3 «Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом», Акты общей формы не содержат подпись грузополучателя и не содержат юридически значимых для данного дела обстоятельств.

Акты общей формы составлены в пути следования поезда, поэтому о наличии данного документа в накладной и/или дорожной ведомости должна быть сделана соответствующая отметка. ОАО «РЖД» в адрес истца не представило документ с такой отметкой, что является нарушением требований п. 3.2.1 Правил.

При просрочке в доставке груза лицом, нарушившим обязательство, является перевозчик, поэтому он должен доказать отсутствие вины в просрочке. Актами общей формы отсутствие вины не может подтверждаться, поскольку целью его составления является подтверждение обстоятельств, влекущих наступление ответственности, а не освобождающих от нее. В случае спора о причинах и времени занятости подъездных путей необходимо исследовать договор на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, памятки приемосдатчика для проверки соблюдения технологических сроков оборота вагонов за период, на который вагоны были задержаны на промежуточной станции .

Однако памятки приемосдатчика, с подписью грузополучателя позволяющие определить точное время начала и окончания пользования вагонами грузополучателем, то есть позволяющие определить время простоя, также в материалы дела не представлены.

В соответствии с пунктом 4.3. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 26, доказательствами, подтверждающими задержку вагонов под погрузкой, выгрузкой наряду с актами общей формы, является памятка приемосдатчика. При этом применение данной памятки приемосдатчика производится в совокупности с книгой регистрации уведомлений, ведомостью подачи-уборки вагонов .

Ответчик указывает, что по ряду ж/д накладных нарушения срока доставки груза не было в связи с исправлением технического или коммерческого состояния вагонов, возникшего по независящим от перевозчика причинам.

Факт такой задержки грузов и ее продолжительность должны быть подтверждены актом общей формы, который составляется перевозчиком и должен соответствовать требованиям пункта 6.7 Правил исчисления сроков доставки, раздела III Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, и пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 26.

Кроме того, Распоряжением ОАО "РЖД" № 205р от 13 февраля 2007 года утверждена и введена в действие с 1 июля 2007 года " Инструкция по учету наличия неисправных грузовых вагонов на железных дорогах – филиалах ОАО "РЖД".

На основании данной Инструкции и заключенного договора на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов №ТОР-ЦВ-00-01 от 01.03.2012г..  определен порядок действий работников вагонного хозяйства и железнодорожных станций (далее - станции) при оформлении первичных документов для учета выявленных неисправных вагонов и при производстве последующих операций с ними, а также содержит технологические требования для отражения сведений о неисправных вагонах во внутренней отчетности ОАО "РЖД".

Согласно п. 7 данной Инструкции и п.3.1 договора: Оценка технического состояния и последующий перевод вагона в состав неисправных - оформляется уведомлением на ремонт грузового вагона формы ВУ-23М с указанием требуемого вида ремонтных работ с вагоном и места подачи вагона для производства указанного вида работ.

На основании уведомления о приемке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36М, вагон должен был бы снят с учета неисправных. По каждому отремонтированному грузовому вагону ОАО «РЖД» своевременно передает сообщения 1353 и 1354 с кодом «4» в ГВЦ. В ГВЦ данных сведений об отцепке спорных вагонов не поступало.

В соответствии с данными учетных форм ВУ-23М и ВУ-36М ведется "Книга номерного учета наличия и ремонта неисправных вагонов грузового парка" формы ВУ-31, которая предназначена для учета наличия, ремонта, времени простоя, отцепок неисправных вагонов и является основным документом для составления отчетности по неисправным вагонам, а также информация об отцепке неисправных вагонов отражается в справке № 26-12 ГВЦ ОАО "РЖД".

Акты общей формы не содержат подписей грузополучателя, также не указаны причины технической неисправности. Ответчиком не представлены справка № 26-12 ГВЦ ОАО «РЖД», нет выписки из «Книги номерного учета наличия и ремонта неисправных вагонов грузового парка».

Отсутствие в представленных перевозчиком железнодорожных накладных каких-либо замечаний перевозчика относительно груза, вагона на момент отправки означает, что перевозчик фактически подтвердил отсутствие повреждений груза, вагона и принял на себя обязанность по доставке груза в сроки, установленные договором перевозки.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Таким образом, перевозчик может быть освобожден от ответственности за просрочку поставки груза только в том случае, если представит суду доказательства наличия указанных нарушений (скрытых недостатков) на момент приема груза к перевозке. Невозможность установления таких нарушений при визуальном осмотре сама по себе не является обстоятельством, освобождающим его от ответственности за просрочку поставки груза. Акты общей формы также не могут являться достоверным доказательством отсутствия вины перевозчика в возникновении коммерческой неисправности, повлекшей просрочку поставки груза.

Содержащийся в п. п. 5 - 6 Приказа Минтранса России от 07.08.2015 N 245 «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом» перечень случаев, когда сроки доставки грузов могут быть увеличены, является исчерпывающим. Следовательно, составленные перевозчиком акты общей формы не могут служить основанием освобождения перевозчика от ответственности за нарушение сроков доставки вагонов, если указанные в данных актах обстоятельства (причины задержки вагонов) не носят чрезвычайного, непреодолимого характера, не являются обстоятельствами, независящими от перевозчика п. п. 6.3 - 6.4 Правил N 245).

Исходя из ст. 20 УЖТ РФ, выявление технической неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Связано это с тем, что перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую пригодность для перевозки конкретных грузов, но и обеспечивать техническую исправность (коммерческую пригодность) вагонов в пути следования. В силу этого недостаточно самого факта технической неисправности вагона для увеличения срока доставки груза, необходимо, чтобы неисправность возникла по независящим от перевозчика обстоятельствам. Такие обстоятельства подлежат доказыванию перевозчиком.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 13 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" разъяснил, что перевозчик может быть освобожден от ответственности только тогда, когда представит доказательства, подтверждающие, что неисправность вагона произошла по вине грузоотправителя.

 В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник должен уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Ответчик заявил о применении ст. 333 ГК РФ к заявленной сумме неустойки в связи с ее несоразмерностью последствиям нарушенного обязательства. В соответствии с представленным Истцом расчетом неустойки, проверенным и принятым судом, следует отметить следующее.

Суд считает, обоснованными доводы Ответчика о несоразмерности  неустойки. В соответствии со ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Учитывая явную несоразмерность заявленных требований о взыскании неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком, суд в соответствии со ст.333 ГК РФ уменьшает ее до 3 321 809 руб. 98 коп., при этом, суд учитывает, размер ответственности установленный  договором, взыскиваемую сумму неустойки и период ее начисления.

 При таких обстоятельствах, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца   о взыскании 3 321 809 руб. 98 коп. неустойки за просрочку доставки груза.

Расходы по госпошлине возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ, без учета применения ст. 333 ГК РФ.

На основании ст. ст. 8, 11, 12, 307, 309, 310, 314, 330, 331, 333, 421, 784, 792, 793, 797  Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст. ст. 4, 9, 27, 41, 49, 63-65, 71, 102, 110, 112, 121, 122, 123, 131, 150, 167-171, 176-177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» (ОГРН <***> ИНН <***>) в пользу ООО «Газпромтранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>) пени за просрочку доставки груза в размере 3 321 809 руб. 98 коп., а также расходы по уплате госпошлины в размере 46 727 руб. 00 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Производство по делу в  части взыскания пени в размере 523 906 руб.29 коп. прекратить.

Возвратить ООО «Газпромтранс» (ОГРН <***>, ИНН <***>)    из дохода Федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2 620 руб. 00 коп., излишне уплаченную по платежному поручению № 2222 от 06.09.2017г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

И.И. Еремина