ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-170912/18-55-1294 от 11.09.2018 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                      Дело № А40-170912/18-55-1294

18 сентября 2018 года  

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2018 года  

Полный текст решения изготовлен 18 сентября 2018 года  

Арбитражный суд в составе судьи Дубовик О.В.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Карамян М.П.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Государственного учреждения «Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации» (ИНН 7702223547)

Заинтересованные лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом  (Росимущество) (ИНН 7710723134), Федеральная налоговая служба (ИНН 7707329152)

об установлении факта имеющего юридическое значение.

от Истца: Гегешко М.Е  по доверенности №129   от 10.09.2018 г.

от заинтересованных лиц: Хетагуров С.В по доверенности №ДП-16/4-9420 от 27.12.2017г., Усольцев Г.А по доверенности № ММВ-24-7/38 от 26.01.2018г;

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение «Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации» обратилось в арбитражный суд с заявлением к ФНС России, Росимуществу об определении типа Государственного учреждения «Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации» как бюджетное учреждение;

Заявитель подержал заявление.

Ответчики поддержали позицию заявителя по основаниям, изложенным в отзывах.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению.

Как следует из материалов дела,  Государственное учреждение «Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1998 № 6 «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации» в целях обеспечения исполнительных действий при обращении взыскания на имущество организаций-должников на основании судебных решений и актов других органов, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также право реализации конфискованного и бесхозного имущества, обращенного в федеральную собственность.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 980 «О передаче функций Федерального долгового центра при Правительстве Российской Федерации Российскому фонду федерального имущества» Учреждение подлежит ликвидации, юридические действия по ликвидации поручено осуществить Министерству имущественных отношений Российской Федерации, функции которого в соответствии с Указом Президента     Российской   Федерации    от        09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы Росимуществу.

Согласно и. 1 Положения о Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации Учреждение было создано как специализированное государственное учреждение. Данный статус Учреждения в последствии изменениям не подвергался.

Росимущество письмом от 15.01.2018 № ИБ-08/4945 направило в Минэкономразвития России для внесения в Правительство Российской Федерации промежуточный и ликвидационный балансы Учреждения с целью их утверждения.

Минэкономразвития России письмом от 27.03.2018 № Д06вн-306 (входящий Росимущества от 28.03.2018 № 23526э) отказало в согласовании и внесении в Правительство Российской Федерации проекта распоряжения об утверждении ликвидационного баланса в связи с тем, что тип Учреждения не установлен и сообщило о необходимости обращения в суд для целей определения перечня обязательств Учреждения гражданско-правового характера, по которым собственник имущества (Российская Федерация) может нести субсидиарную ответственность, а также обьема средств федерального бюджета для их исполнения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

До вступления в силу Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений» правовое положение государственных учреждений регулировалось законодательством единообразно, несмотря на имевшиеся различия в наименованиях государственных учреждений в их учредительных документах («государственное учреждение», «бюджетное учреждение» и другие варианты). В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации законом или иным правовым актом могли быть установлены лишь особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений.

После вступления в силу названных федеральных законов, которыми впервые в российском гражданском законодательстве было предусмотрено два типа государственных учреждений - автономное и бюджетное, все существующие государственные учреждения стали относиться к бюджетным учреждениям в силу закона.

Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» был введен третий тип государственных учреждений - казенное учреждение. Изменение типа существующего федерального государственного учреждения на тип «казенное учреждение» осуществляется в соответствии с порядком, установленным указанным Федеральным законом, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений».

Предусмотренные законодательством процедуры изменения типа государственного бюджетного учреждения на тип «казенное учреждение» или «автономное учреждение» в отношении Учреждения не применялись, изменения в организационно-правовую форму Учреждения с момента создания и на протяжении всей деятельности не вносились, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ Учреждения. В соответствии с письмом Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 но г. Москве от 14.02.2017 №18-14/05933 счета Учреждения открыты в коммерческих финансово-кредитных организациях (ПАО «Сбербанк», ПАО «Росбанк», ПАО «Промсвязьбанк».

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (статья 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Как следует из вышеуказанных положений, казенные учреждения могут выполнять как государственные (муниципальные) функции, так и оказывать государственные муниципальные) услуги (выполнять работы) физическим и юридическим лицам. В свою очередь, бюджетные учреждения могут быть созданы исключительно для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Осуществление государственных (муниципальных) функций - не их задача.

Несмотря на то, что в порядке статьи 31 Федерального закона N 83-ФЗ тип правового положения Заявителя не был изменен, из Устава Заявителя и названных норм права следует, что Заявитель не является казенным учреждением, поскольку не наделен полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, то есть является бюджетным.

Исходя из вышеуказанного, суд считает, что поскольку изменения в его организационно-правовую форму с момента создания не вносилась, на протяжении всей деятельности у Заявителя отсутствовали лицевые счета в Федеральном казначействе и Заявитель не осуществлял операции с бюджетными средствами, а также в силу целей создания, определенных Уставом Заявителя, тип Заявителя в настоящее время может быть только бюджетное учреждение.

Согласно части 1 статьи 218 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктами 1, 2, 3 ч.2 ст.218 АПК РФ установлен перечень фактов, по установлению которых арбитражный суд рассматривает дела, при этом п.4 ч.2 ст.218 АПК РФ установлено, что арбитражный суд рассматривает дела также об установлении других фактов, порождающих юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке особого производства суд устанавливает (констатирует) имевшие место в действительности обстоятельства - юридические факты - с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 1 статьи 219 АПК РФ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.

Руководствуясь ст.ст. 64-68, 75, 110, 167-170, 218, 219 АПК, суд

РЕШИЛ:

Определить тип Государственного учреждения «Федеральный долговой центр при Правительстве Российской Федерации» (ИНН 7702223547) как бюджетное учреждение.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд  заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                                      Дубовик О.В.