ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-170962/17-17-1504
04 декабря 2017 г.
Резолютивная часть объявлена 29 ноября 2017г.
Полный текст решения изготовлен 04 декабря 2017г.
Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Поляковой А.Б. (единолично) при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросян Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ЕКУ «МГПСС» к Управлению Росреестра по г.Москве о признании недействительным предписания от 23.08.2016 №688
при участии: от заявителя: ФИО1 по дов-ти от 08.11.2017, ФИО2 по дов-ти от 04.05.2017 № 25/532, от заинтересованного лица: ФИО3 по дов-ти от 29.12.2016 № 33588/2016
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение города Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах» (далее - ГКУ «МГПСС», Заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Росреестра по г. Москве (далее – Заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 23.08.2016 №688.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемое предписание не соответствует законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя.
Заявитель поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ для обращения в суд, пропущен заявителем по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
Признавая причины пропуска заявителем срока обжалования предписания уважительными, суд исходит из следующего.
Как установлено судом, предписание было обжаловано заявителем в пределах установленного срока в Басманный районный суд города Москвы и принято им к производству.
6 марта 2017 года вынесено решение по гражданскому делу 2а-0024/17, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 августа 2017 года решение Басманного районного суда города Москвы отменено, производству по делу прекращено, в связи с его не подведомственностью суду общей юрисдикции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела,на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора города Москвы по использованию и охране земель о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 21.06.2016 № 353/ГЗН проведена проверка в отношении ГКУ «МГПСС» на земельном участке, расположенном по адресу: <...>.
В ходе проведения проверки государственным инспектором города Москвы по пользованию и охране земель ФИО4 установлено, что территория, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4, имеет общую площадь 1596 кв.м. На данной территории расположено нежилое здание, принадлежащее ГКУ «МГПСС» на праве оперативного управления, общей площадью 52,3 кв.м., имеющее адресный ориентир: <...>. Запись о государственной регистрации права от 05.05.2006 № 77-77-09/020/2006-792.
На момент проведения проверки, права на территорию общей площадью 1596 кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 9:0003009:4 и используемую для размещения зданий и сооружений учреждения не оформлены.
Сведения, подтверждающие земельно-правовые отношения ГКУ «МГПСС» на вышеуказанную территорию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 23.08.2016.
Таким образом, Управлением в действиях ГКУ «МГПСС» выявлено нарушение ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, выразившееся в использовании территории общей площадью 1596 кв.м., расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Для устранения допущенного нарушения земельного законодательства, Учреждению выдано предписание от 23.08.2016 № 688 об оформлении земельно-правовых отношений на территорию общей площадью 1596 кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4 в срок до 24 февраля 2017 года.
Не согласившись с указанным предписанием, посчитав его нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
На основании чч.1, 2 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Согласно ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, подтверждаются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 1 ст. 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
При этом согласно ч. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В силу части 3 вышеуказанной статьи виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014 утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно п. 21 указанного Постановления, в данный перечень включены объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, сооружения водно-спасательных станций и постов в береговой и прибрежной защитных полосах водных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Между тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что ГКУ «МГПСС», согласно Уставу, является профессиональной аварийно-спасательной службой, создано распоряжением Мэра Москвы от 26.04.1996 № 251-РМ «О создании Московской городской поисково-спасательной службы» в целях обеспечения защиты населения города при возникновении чрезвычайных ситуаций, предотвращения несчастных случаев и оперативного оказания помощи людям, терпящим бедствие на водоемах города. На весь личный состав Службы распространяются положения Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 01.12.2008 № 2823-РП «О реорганизации Московской городской поисково-спасательной службы и Государственной инспекции по маломерным судам г. Москвы» основными задачами ГКУ «МГПСС» являются:
1. Осуществление поиска и спасения людей на водных объектах.
2. Организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению случаев гибели и травматизма людей на водных объектах.
3. Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории и водных объектах города Москвы.
По адресу: <...>, в деревянном, одноэтажном нежилом здании 1965 года постройки, общей площадью 52,3 кв.м., находится структурное подразделение учреждения - поисково-спасательная станция Академическая» (далее - ПСС «Академическая»). Территориальное размещение станции определено распоряжением Мэра Москвы от 30.01.1998 № 69-РМ «О совершенствовании деятельности Московской городской поисково-спасательной службы и государственной инспекции по маломерным судам г. Москвы» и распоряжением Правительства Москвы от 14.04.2004 № 695-РП «О передаче в оперативное управление Московской городской поисково-спасательной службе нежилых помещений, занимаемых ее структурными подразделениями».
В своей зоне ответственности (Большой Садовый пруд), утвержденной распоряжением Правительства Москвы от 17.01.2012 № 2-РП «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах и в местах массового отдыха в де Москве» ПСС «Академическая» осуществляет в рамках Правил охраны жизни людей на водных объектах города Москвы, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 05.08.2008 № 702-ПП следующие мероприятия (п.п. 2.7.1-2.7.4):
1. Выполнение поисково-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим и ликвидации последствий гибели людей на воде.
2. Проведение профилактических мероприятий по предупреждению случаев гибели и травматизма людей на воде.
3. Контроль состояния дна участка акватории водного объекта, отведенного для купания.
4. Проведение профилактической, информационно-аналитической, учебно- методической, разъяснительной, инспекторской и других видов работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охране жизни людей на воде.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством на право ведения ПСС "Академическая" аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях от .02.2014 № 0-210-291 и паспортом аварийно-спасательного формирования.
При этом судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 77:09:03009:004, имеет общую площадь 3639000 кв.м., находится на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.07.2007 № 77-14/008/2007-769, и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБОУ ВО АУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2003 № 77-01/05-49/2003-177.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судом установлено, что предписание Управления Ростреестра по Москве от 23.08.2016 №688, которым на заявителя возложена обязанность оформить земельно-правовые отношения на территорию общей площадью 1596 кв.м., расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 77:09:0003009:4, является незаконным, поскольку расположенные на данном участке объекты предназначены для обеспечения безопасности людей на водных объектах, в то время как в соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ № 1300 от 03.12.2014 данные объекты относятся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание от 23.08.2016 не соответствует требованиям законодательства РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, налагая на него дополнительные обязательства.
Доводы заинтересованного лица судом изучены и признаны несостоятельными, так как его правовая позиция основана на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Поскольку заинтересованное лицо с учетом положений ст.ст.9, 65 АПК РФ не представило доказательств правомерности и обоснованности выдачи заявителю оспариваемого предписания, а также доказательств совершения заявителем 30 августа 2017 года каких-либо действий не в соответствии с законом, которые последний должен устранить, то суд считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по госпошлине в соответствии со ст.110 АПК РФ подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 1-13, 15, 17, 27, 29, 64-68, 71, 75, 81, 110, 150, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным предписание Управления Росреестра по Москве от 23.08.2016 № 688 об устранении нарушений земельного законодательства.
Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.
Взыскать с Управления Росреестра по Москве в пользу ЕКУ «МЕПСС» госпошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд
Судья А.Б. Полякова