Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-171634/19-149-1451
Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2019 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сигидовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГБУ «Кадровый центр»
к Департаменту образования города Москвы
о признании незаконным предписания
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 14.01.2019 №14)
от ответчика: ФИО2 (дов. от 03.06.2019 №01-38-19-30), ФИО3 (дов. от 27.06.2018 №38-18-89)
УСТАНОВИЛ:
ГБУ «Кадровый центр» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Департамента образования города Москвы (далее – ответчик) от 25.04.2019 №2019-262-ВД-Н-ИП-ПОВТОРНОЕ.
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из заявления, на основании распоряжения Департамента образования города Москвы от 15.04.2019 №708 РНК «О проведении внеплановой документарной проверки Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Кадровый центр Департамента культуры города Москвы» проведена проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании от 17.10.2018 № 218-362/ПВ-Н (далее – первичное предписание).
По результатам проверки Департаментом образования города Москвы (далее – Департамент) составлен акт проверки от 25.04.2019 № 2019-262/ВД-Н-ИП и выдано предписание от 25.04.2019 № 2019-262-ВД-Н-ИП-ПОВТОРНОЕ (далее – повторное предписание) которым в срок до 25.07.2019 предписано принять меры к устранению выявленных нарушений требований законодательства об образовании и условий, способствующих их совершению, а также издан приказ от 25.04.2019 №18УГНК «О запрете приема в Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Кадровый центр Департамента культуры города Москвы» запрещающий прием обучающихся в ГБУ «Кадровый центр» и составлен протокол об административном правонарушении от 25.04.2019 №2019-262/ВД-И-ИП.
Повторным предписанием установлено, что заявителем не исполнен ряд пунктов предыдущего предписания.
Не согласившись с указанным предписанием, Заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований ГБУ «Кадровый центр», суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ГБУ «Кадровый центр», расположенное по адресу: <...>, не выполнило в установленный срок до 18.03.2019 включительно законное Предписание № 2018-362/ПВ-Н от 17.10.2018 Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы (далее - УГНиК Департамента образования города Москвы) об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере образования, а именно:
- не исполнен пункт 5 Предписания: в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует (не разработан) локальный нормативный акт, регламентирующий обучение обучающегося по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы. Представлен локальный нормативный акт «Положение об обучении по индивидуальному учебному плану по программам дополнительного профессионального образования», в котором не регламентируется ускоренное обучение обучающегося в пределах осваиваемой образовательной программы;
- не исполнен пункт 7 Предписания: в нарушение ч. 3 ст. 28, ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.п. 2, 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации, утвержденных Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29.05.2014 № 785, не в полном объеме исполняется компетенция организации, осуществляющей обучение, по ведению официального сайга в сети Интернет по адресу: http://hrculturemos.ru, а именно: в специальном разделе «Сведения об организации» не заполнены соответствующей информацией подразделы: 1) «Документы» (отсутствуют правила внутреннего трудового распорядка и предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний); 2) «Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав» (главная страница подраздела не содержит информацию: о контактных телефонах, адресах электронной почты руководителя образовательной организации, его заместителей; о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы, в том числе, занимаемую должность (должности), преподаваемые дисциплины, ученую степень (при наличии), ученое звание (при наличии), наименование направления подготовки и (или) специальности, данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке (при наличии), общий стаж работы, стаж работы по специальности; 3) «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» не содержит на главной странице подраздела информацию о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об обеспечении доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; об условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- не исполнен пункт 9 Предписания: в нарушение ч. 2 ст. 54 Федерального закона от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, в представленных формах договоров на оказание платных образовательных услуг отсутствует информации о правах, обязанностях и ответственности обучающегося (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);
- не исполнен пункт 14 Предписания: в нарушение ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют сведения о систематическом повышении квалификации педагогических работников: ФИО4, ФИО5;
- не исполнен пункт 15 Предписания: в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» отсутствуют сведения об обучении следующих педагогических работников: ФИО6, ФИО7, ФИО5, ФИО8, ФИО9 навыкам оказания первой помощи;
- не исполнен пункт 16 Предписания: в нарушение ч. 1 ст. 59, ч. 10 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» в соответствии с приказом ГБУ «Кадровый центр» от 05.12.2017 № 77/ОД на основании зачетной/экзаменационной ведомости от № 7 (в ходе проведения проверки представлена ведомость от 05.12.2017 № 8) 5 декабря 2017 года ФИО10 выдано удостоверение о повышении квалификации № 83 без проведения итогового контроля в форме зачета/экзамена. Документ, подтверждающий отмену выдачи ФИО10 удостоверения о повышении квалификации № 83, отсутствует.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
В период с 10.10.2018 по 17.10.2018 УГНиК Департамента образования города Москвы проведена плановая документарная проверка юридического лица - ГБУ «Кадровый центр», расположенного по адресу: <...>.
По итогам проведения проверки выявлены нарушения законодательства в сфере образования, в связи с чем юридическому лицу 17.10.2018 выдано Предписание №2018-362/ПВ-Н об устранении выявленных нарушений сроком исполнения до 18.03.2019 включительно. Копия предписания получена представителем ГБУ «Кадровый центр» по доверенности ФИО1 17.10.2018.
Предписание № 2018-362/ПВ-Н от 17.10.2018 вручено представителю ГБУ «Кадровый центр», не обжаловано, не отменено, не изменено в установленном законом порядке, следовательно, должно быть выполнено юридическим лицо в установленный срок, а именно: до 18.03.2019 включительно.
15.04.2019 Департамент образования города Москвы вынес распоряжение № 708РНК о проведении внеплановой документарной проверки ГБУ «Кадровый центр» с целью контроля исполнения Предписания № 2018-362/ПВ-Н от 17.10.2018 в срок с 17.04.2019 по 25.04.2019. Проведение проверки поручено советнику УГНиК Департамента образования города Москвы ФИО3, в качестве эксперта привлечен ФИО11 Уведомление о проведении проверки ГБУ «Кадровый центр» получено представителем ГБУ «Кадровый центр» ФИО1 16.04.2019.
В ходе проверки установлено неисполнение пунктов 5, 7, 9, 14, 15, 16 Предписания № 2018- 362/ПВ-Н от 17.10.2018, о чем составлен Акт проверки № 2019-262/ВД-Н-ИП от 25.04.2019, копия которого вместе с экспертным заключением и
Предписанием № 2019-262/ВД-Н-ИП-ПОВТОРНОЕ получены представителем ГБУ «Кадровый центр» ФИО1 25.04.2019.
Акт проверки № 2019-262/ВД-Н-ИГ от 25.04.2019 получен представителем ГБУ «Кадровый центр» ФИО1 25.04.2019 в установленном законом порядке (п.п. 3,4 ст. 21, ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ) не оспорен и не обжалован.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершено административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность да соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъект; Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного, юридическое лицо - ГБУ «Кадровый центр» не выполнило в установленный срок - до 18.03.2019 включительно законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - УГНиК Департамента образования города Москвы, об устранении нарушений законодательства в сфере образования.
Следует отметить, что в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от 17.06.2019, вступившем в законную силу, Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ; ему назначен административный штраф в размере 10 000 рублей в доход государства.
Кроме того, Заявитель по сути самостоятельно устранил выявленные нарушения.
При таких обстоятельствах, Департамент образования города Москвы, установив, что действия Заявителя не соответствуют требованиям законодательства, правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями вынес оспариваемое предписание.
Требования, изложенные в предписании, отвечают основным задачам законодательства об административных правонарушениях указанных в ст. 1.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, не находят своего подтверждения в материалах дела и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика отсутствует нарушение действующего законодательства, а оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ГБУ «Кадровый центр» - отказать.
Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин