ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-171846/15-146-467
13 января 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 декабря 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 13 января 2016 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи Л.В. Ласкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калачевой Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ТСЖ «Ходынский 17» (адрес: 125252, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Государственной жилищной инспекции города Москвы (адрес: 129090, <...>, ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании незаконными действий по проведению проверки и признании незаконным предписания № РО-С-12746/1 от 04.08.2015 г.
при участии представителей от заявителя – ФИО1 дов. от 10.02.2015 г., от заинтересованного лица – неявка, извещен
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Ходынский 17» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий по проведению проверки и предписания Государственной жилищной инспекцией города Москвы № РО-С-12746/1 от 04.08.2015 г.
Представитель заявителя явился в судебное заседание, заявленные требования поддерживает.
Представитель заинтересованного лица не явился в судебное заседание, извещен судом надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требования заявителя подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 04 августа 2015 г. инженеру ТСЖ «Ходынский 17» ФИО2 консультантом Мосжилинспекции ФИО3 было вручено предписание № РО-С-12746/1 от 04.08.2015 г., которым контролирующим органом предписано:
1. провести корректировку размера платы за отопление в соответствии с фактическим расходом тепловой энергии по квартире 200 (собственник ФИО4) за 2015 г., срок исполнения установлен до 04.09.2015 года;
2. привести холл 10-го этажа подъезда 9 в соответствие с проектом дома. Демонтировать установленные жильцами двери, препятствующие выходу из лифта, а так же выходу на лестничную клетку из лифтового холла, срок исполнения установлен до 04.10.2015 года.
Также из текста предписания следует, что оно вынесено по результатам проверки, по результатам которой был составлен акт № РО-С-12746 от 03.08.2015 года, и ТСЖ «Ходынский 17» предупреждено об административной ответственности (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ) за невыполнение указанного предписания в срок.
Судом при рассмотрении дела в открытом судебном заседании установлено, что ТСЖ «Ходынский 17» не было известно о проводимой Мосжилинспекцией проверке в августе 2015 года, а также до сих пор неизвестны сроки и основания ее проведения; уведомления о проведении проверки в указанный ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ срок в лице руководителя или иного уполномоченного представителя не получало; распоряжения, предусмотренного ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ, в лице руководителя или иного уполномоченного представителя не получало; Акта № РО-С-12746 от 03.08.2015 г., поименованного в обжалуемом предписании, в лице руководителя или иного уполномоченного представителя не получало.
Кроме того, оспариваемое предписание вручено неуполномоченному лицу, законным представителем юридического лица является ее руководитель, либо лицо, действующее на основании выданной законным представителем доверенности. Такое лицо пользуется всеми процессуальными правами законного представителя. Подобной доверенности на имя ФИО2 никогда не выдавалось.
В выдаче законному представителю ТСЖ распоряжения о проведении проверки и Акта № РО-С-12746 от 03.08.2015 г. Мосжилинспекцией отказано, таким образом суд приходит к выводу, что указанные документы не оформлялись в нарушение требований закона.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля установлен Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Из текста указанного Закона № 294-ФЗ следует, что проверки бывают плановые и внеплановые, а также документарные и выездные.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения проверки является, в том числе поступление в органы государственного контроля (надзора) заявлений граждан о нарушение прав потребителей. При этом обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В соответствии с ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и на основании ч. 4 названной статьи начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
Таким образом, в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя организации при проведении проверки должностными лицами органа государственного контроля должны быть предприняты меры для надлежащего взаимодействия с законным представителем проверяемого юридического лица.
Так же из нормы ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, а также прямого указания в ч. 1 ст. 14 любая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
При этом заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Далее по результатам проверки в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;
3)дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
4) фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
5) наименование проверяемого юридического лица, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, присутствовавших при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
Также в ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ указано, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных указанным федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица.
В части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ указан четкий перечень нарушений, которые считаются грубыми, и наличие хотя бы одного из них со стороны контролирующего органа влечет недействительность результатов проверки и как результат незаконность вынесенных предписаний.
К грубым нарушениям, в том числе относится нарушение требований, предусмотренных: частью 16 статьи 10 (в части срока уведомления о проведении проверки) № 294-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ), частью 1 статьи 14 (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя органа государственного контроля) (п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ), частью 4 статьи 16 (в части непредставления акта проверки).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что перечисленные грубые нарушения ч. 16 ст. 10, ч. 1 ст. 14 и ч. 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ имели место при проведении проверки в отношении ТСЖ «Ходынский 17» и вынесенное по ее результату предписания № РО-С-12746/1 от 04.08.2015 г. незаконно.
Кроме того, из представленных ТСЖ «Ходынски 17» материалов следует, что Мосжилинспекцией уже проводилась проверка соблюдения ТСЖ «Ходынский 17» тех же самых требований пп. 42,43 Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2012 года № 354 в отношении собственника квартиры № 200 – ФИО4 по его идентичному обращению по расчету платы за отопление, установившая, что расчеты ведутся по фактическому потреблению тепла и не требуют последующей корректировки размера платы. Такая проверка проводилась на основании распоряжения № Р-С-00342 от 16.04.2015 г., по результатам которой, был составлен акт № Р-С-10630 от 06.05.2016 г. об отсутствии нарушений.
Вместе с тем, п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 294-ФЗ четко указано на недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля повторных проверок исполнения одних и тех же обязательных требований.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 201, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия по проведению проверки и предписание Государственной жилищной инспекцией города Москвы № РО-С-12746/1 от 04.08.2015 г. в отношение ТСЖ «Ходынский 17».
ВзыскатьсГосударственной жилищной инспекцией города МосквывпользуТСЖ«Ходынский17»госпошлину в размере 3 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд через Арбитражный суд города Москвы в месячный срок.
Судья Л.В. Ласкин