ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
24 ноября 2016 г. Дело № А40-173313/16 (шифр судьи 133-1527)
Резолютивная часть решения объявлена 17 ноября 2016 г.
Решение в полном объеме изготовлено 24 ноября 2016 г..
Арбитражный суд в составе:
судьи Михайловой Е.В.
единолично
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по дов. от 30.06.2016г.
от заинтересованного лица – ФИО2, дов-ть №14/2016 от 11.01.2016г.
протокол судебного заседания вела секретарь Паукова Е.А.
рассмотрел дело по заявлению ООО «Газпром трансгаз Сургут»
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности в ЕГРП, обязании осуществить государственную регистрацию права,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Газпром трансгаз Сургут» обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве (далее - Управление) оформленное письмом от 08 июня 2016 г. № 77/017/024/2016-213 об отказе в государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Сургут» на объект недвижимости: нежилое здание площадью 473 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, п. Михайлово-Ярцевское, <...> (кадастровый номер: 50:27:0000000:9429) незаконны, и обязании осуществить государственную регистрацию права
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый отказ регистрирующего органа не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку для государственной регистрации права в регистрирующий орган представлены все необходимые документы в соответствии с действующим законодательством; основания для отказа в государственной регистрации права необоснованны.
В судебном заседании заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) против заявления возражало, считая его необоснованным, представило копию дела правоустанавливающих документов.
Процессуальный срок, предусмотренный ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом 18.01.2016 в Управление поступило заявление от ООО «Газпром трансгаз Сургут» о государственной регистрации права собственности ООО «Газпром трансгаз Сургут» на нежилое здание общей площадью 473 кв.м, с кадастровым номером 50:27:0000000:9429 по адресу: г.Москва, пос. Михайлово-Ярцевская, <...>.
Заявителем в качестве правоустанавливающих документов, были представлены в копиях: Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имущества от 15.02.1994 № 341 -р; сводный план приватизации предприятий системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна «Газпром», утвержденный в 1993 году; отчет об определении рыночной стоимости активов предприятия «Сургутгазпром» от 1999 года с приложением № 14; приложения № 2 к акту приемки-передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал ООО «Сургутгазпром» от 28.06.1999 года.
Пунктом 5 ст. 18 Закона о регистрации установлено, что необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов.
На государственную регистрацию прав, возникших до введения в действие настоящего Федерального закона на основании договоров и других сделок, представляются не менее чем два экземпляра документов в форме документов на бумажном носителе, выражающих содержание сделок, один из которых - подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (исключение - акты органов государственной власти и судебные акты).
Подлинники данных документов представлены не были, что не соответствовало требованию п. 5 ст. 18 Закона о регистрации.
Согласно п.1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Из представленных документов следовало, что передаваемое имущество является вкладом ОАО «Газпром» в уставный капитал ООО «Газпром трансгаз Сургут».
Исходя из положений п. 1 ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Соответственно, при отсутствии государственной регистрации права собственности передающей имущество стороны, либо документов, подтверждающих возникновение права собственности при отсутствии государственной регистрации права собственности такого права, не имелось оснований полагать, что правоустанавливающий документ по передаче имущества в собственность иному лицу выдан уполномоченным лицом, т.е. собственником имущества.
Документы подтверждающие, что ОАО «Газпром» было вправе распоряжаться передаваемым имуществом, представлены не были, а иные представленные документы не содержали сведения о передаче спорного недвижимого имущества в собственность ОАО «ГАЗПРОМ».
В Управление также не представлены документы, подтверждающие, что акционерами общества принято решение о передаче спорного нежилого здания в собственность ООО «Газпром трансгаз Сургут» в качестве вклада учредителя в уставный капитал общества, как и одобрение совершения крупной сделки (п. 1 ст. 48 и глава X Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).
Более того, из направленного Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Москве в Управлением кадастрового паспорта от 18.01.2016 №77/501/16-26681 следовало, что объект введен в эксплуатацию в 1998 году, в связи с чем, не мог быть включен в состав имущественного комплекса, переданного в собственность ОАО «Газпром» в 1994 году.
Согласно ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Таким образом, поскольку спорный объект был создан в 1998 году, т.е. после введения в действие Закона о регистрации, право собственности на него могло возникнуть исключительно с момента государственной регистрации этого права.
Соответственно, поскольку право собственности ОАО «Газпром», либо ООО «Сургутгазпром» не было зарегистрировано, а значит, не возникало и не могло перейти к заявителю как в порядке сингулярного, так и универсального правопреемства («никто не может передать больше прав, чем есть у него самого»).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010г. N10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (Постановление N10/22) разъяснено, что «...если право правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права на недвижимое имущество».
Документы, свидетельствующие о создании объекта недвижимого имущества заявителем, либо его правопредшественниками в соответствии с требованиями законодательства РФ, а также за счет средств указанных лиц в Управление также представлены не были.
Кроме того, из сведений, полученных из публичной кадастровой карты, установлено, что ранее площадь объекта недвижимого имущества по адресу: г.Москва, п. Михайлово-Ярцевское, <...> составляла 105,9 кв.м.
Статьей 218 ГК РФ установлено, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт законности его создания (например: разрешение на ввод в эксплуатацию, акт ввода в эксплуатацию и т.п.), а также предоставление земельного участка для создания данного объекта недвижимости (договор аренды с правом застройки или реконструкции объекта, право собственности на земельный участок с правом его застройки данным объектом недвижимости и т.п.).
Статьей 3 Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», установлено, что проведение строительных работ, в том числе реконструкция зданий, на территории города Москвы, а также Московской области производилась исключительно после оформления соответствующего правового акта городской, либо районной администрации (разрешение на строительство или реконструкцию - в виде соответствующего распоряжения административного органа власти)
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земли Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Виды и условия разрешенного использования земельных участков предусматриваются для каждой категории, указанной в п. 1 ст. 7 ЗК РФ, отдельно. В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
В соответствии с вышеуказанными нормами гражданского законодательства приобретение права собственности на вновь созданный объект поставлено в зависимость от соблюдения при его создании существующих градостроительных и строительных норм и правил, наряду с документами, подтверждающими факт создания объекта, на регистрацию представляются документы, подтверждающие соблюдение вышеуказанных норм и правил, и, в частности, документы, подтверждающие отвод земельного участка под строительство объекта, и разрешение соответствующих органов исполнительной власти на строительство капитального объекта.
Учитывая изложенное, в порядке, установленном пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и п. 1 ст. 19 Закона о регистрации, с целью получения недостающих правоустанавливающих документов, а также проверки наличия у объекта по вышеуказанному адресу признаков самовольной постройки государственным регистратором были направлены в адрес Мосгосстройнадзора, ГУП МосгорБТИ, ГУП МособлБТИ, Департамент городского имущества города Москвы, в ФАУГИ, в ТУ ФАУГИ по городу Москве, Администрацию поселения Михайлово-Ярцевское, Администрацию города Подольска.
Об обстоятельствах, препятствующих проведению регистрационных действий, заявитель был уведомлен уведомлением о приостановлении регистрационных действий (исх. №77/017/024/2016-213 от 01.02.2016), а регистрационные действия по объекту были приостановлены.
26.02.2016 регистрационные действия были приостановлены до 25.05.2016 на основании заявления представителя заявителя №77/017/024/2016-2128.
В качестве дополнительных документов заявителем были представлены: Устав ООО «Газпром трансгаз Сургут» в новой редакции от 31.12.2009; Решение учредителя о создании ООО «Сургутгазпром» от 28.06.1999; Свидетельство о заключении брака от 04..03.2016; Постановление Администрации Подольского района от 19.01.1994 №89, из которого следовало, что РАО «Газпром» был предоставлен земельный участок площадью 3,0 га под индивидуальное жилищное строительство из земель Михайлово-Ярцевского сельсовета; Постановление Главы Подольского района от 25.12.1998 №1085, из которого следовало, что Главой Подольского района был утвержден акт Госкомиссии от 24.12.1998 о приемке в эксплуатацию 3-х комнатной квартиры с пристроенными служебно-бытовыми помещениями общей площадью 511 кв.м, (площадь квартиры 105,9 кв.м.) представительства П «Сургутгазпром» в д. Сенькино- Секерино, с обязательством представительства П «Сургутгазпром» зарегистрировать в порядке 131 ГК РФ соответствующее право на 3-х комнатную квартиру с пристроенными служебно-бытовыми помещениями в представительстве Московской областной регистрационной палате в Подольском районе. Акт приемки газопровода в эксплуатацию от 29.11.1997; Акт приемки газопровода в эксплуатацию от 13.08.1998; Акт приемки газопровода в эксплуатацию от 07.10.1998, из которых следовало, что данными актами были приняты в эксплуатацию газопроводы, расположенные в д. Сенькино-Секерино общей протяженностью 1482 п.м., 518,2 п.м., 947,9 п.м.
Таким образом, часть вышеуказанных документов, содержало информацию о вводе в эксплуатацию объекта индивидуально-жилищного строительства и представлении земельного участка под строительство объект ИЖС, а часть о приемке в эксплуатацию газопроводов (сооружений), т.е. иных объектов.
Между тем, как указывалось выше, право было заявлено на нежилое здание общей площадью 473 кв.м.
В ответ на направленные регистрирующим органом запросы была получена следующая информация:
ГУП МосгорБТИ письмом от 25.02.2016 №ИС-2431/16 сообщило об отсутствии информации о спорном объекте.
Администрация пос. Михайлово-Ярцевская письмом от 16.02.2016 № 395 сообщило, что разрешение на ввод в эксплуатацию спорного здания администрацией не выдавалось, сведения о земельном участке на котором возведено данное здание, его назначении и разрешенном использовании не располагает.
ГУП МособлБТИ письмом от 29.02.2016 №ИСХ-08.1-13/2127-16 сообщило, что согласно документам Подольского филиала ГУП МО МОБТИ по состоянию на 28.07.2006 было учтено здание служебно-бытового корпуса общей площадью 473 кв.м., а также направило копию Акта Госкомиссии от 24.12.1998 о приемке в эксплуатацию 3-х комнатной квартиры (площадь квартиры 105,9 кв.м.) с пристроенными служебно-бытовыми помещениями (площадь помещений 405,1 кв.м.) общей площадью 511 кв.м.
Комитет по строительству и архитектуре городского округа Подольска письмом от 29.02.2016 №35/31/313 сообщил, что разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию переданы в Мосгосстройнадзор, сведения о земельном участке на котором возведено данное здание, его назначении и разрешенном использовании переданы в Правительство Москвы, включая Инвестиционный контракт, в рамках которого создавался объект.
ТУ ФАУГИ по городу Москве письмом от 16.03.2016 №АМ/10-1872 сообщило, что сведения по существу вопроса у данного органа отсутствуют.
ФАУГИ письмом от 01.03.2016 №05/7937 сообщило по существу вопроса, что спорный объект не мог быть учтен в уставном капитале РАО «Газпром», поскольку является объектом нового строительства с вводом в эксплуатацию в 1998 году.
Таким образом, представленные заявителем документы, а также документы, полученные Управлением в порядке межведомственного взаимодействия, не подтверждали наличие, возникновение права собственности заявителя в установленном законодательством порядке.
Как пояснило Управление, информация, содержащая в представленных и полученных Управлением документах, давала основания полагать, что спорное нежилое здание имеет все признаки объекта самовольного строительства или реконструкции, определенные ст.222 ГК РФ.
Согласно п.2 ст. 19 Закона о регистрации, если в течение срока приостановления регистрации не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав.
Поскольку после истечения срок приостановления причины, препятствующие проведению регистрационных действий и указанные в уведомлении о приостановлении, представленными заявителем дополнительными документами и полученными ответами на запросы устранены не были, регистрирующий орган принял решение об отказе заявителю в проведении вышеуказанных регистрационных действий на основании абз.4, 10, 13 п.1 ст.20 Закона о регистрации (документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (п.1 ст. 18 Закона о регистрации - содержат описание ввода в эксплуатацию объекта с иными характеристиками, земельный участок предоставлен под ИЖС, не мог быть передан в порядке приватизации предприятий ГП «Газпром» в 1993 году, отчет об определении рыночной стоимости активов предприятия «Сургутгазпром» не относится к правоустанавливающим документам (п.1 ст. 17 Закона о регистрации); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (документы, подтверждающие правомерность создания объекта, а возможно его реконструкции, а также инвестиционный контракт, документы, подтверждающие отвод земельного участка под строительство нежилого здания); ответы органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе).
При наличии изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение является обоснованным, не нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
Судебные расходы по уплате госпошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
С учетом изложенного, на основании ст.ст. 11, 12, 13 ГК РФ, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», руководствуясь ст.ст. 8, 9, 65, 71, 75, 102, 110, 131, 167-171, 176, 198-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
С У Д ФИО3 Е.В.