РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Москва | Дело № А40-173544/14 |
11 декабря 2014 г.
Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2014 года
Полный текст решения изготовлен 11 декабря 2014 года
Арбитражный суд в составе судьи Лапшиной В. В. (шифр судьи 94-1458),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобоедовым В.С.
рассмотрев в судебном заседании дело
по заявлению ЗАО «Тандер» (ИНН <***>)
к Управлению Роспотребнадзора по Москве
о признании незаконным постановления от 18.09.2014г. № 29-00644 о привлечении к административной ответственности
при участии:
представителей согласно протоколу судебного заседания
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «Тандер» (далее также заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.09.2014г. № 29-00644, вынесенного Управлением Роспотребнадзора по Москве, о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП г.Москвы виде штрафа в размере 250 000 руб.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие в его действиях отягчающих обстоятельств и просит освободить от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва, ссылаясь на соответствие оспариваемого постановления требованиям законодательства и наличие в действиях ответчика события административного правонарушения, вина предприятия подтверждается материалами административного дела.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование предусмотренный ч. 2 ст. 208 АПК РФ, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ заявителем соблюдён.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет решение в полном объеме.
В соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Как следует из материалов дела, «06» августа 2014г. в 10 час. 30 мин, по адресу: <...> в ходе проведения внеплановой, выездной проверки в отношении предприятия торговой сети ЗАО «Тандер» на основании распоряжения о проведении внеплановой, выездной проверки № 02-29-00173 от 18.07.2014г. выявлены нарушения требований санитарного законодательства: не соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования при сборе и накоплении отходов.
28.08.2014г. в отношении ЗАО «Тандер» составлен протокол об административном правонарушении.
18.09.2014г. в отношении Заявителя вынесено постановление о назначении административного наказания юридическому лицу № 29-00644, согласно которому Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в том, что мусорные контейнеры установлены вне специально оборудованной контейнерной площадки: мусорные контейнеры не имеют крышек, хранение пищевых отходов осуществляется на земле, рядом с мусорными контейнерами, хранение картонной тары осуществляется в тележках внутри помещения транспортного коридора магазина, что является нарушением п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения».
Оспариваемым постановлением от 18.09.2014г. № 29-00644 заявитель привлечен к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, заявитель оспорил его в Арбитражном суде г.Москвы.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, заинтересованным лицом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. № 10, судом не установлено.
Как установлено ответчиком в ходе проверки и следует из материалов дела, Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в том, что мусорные контейнеры установлены вне специально оборудованной контейнерной площадки: мусорные контейнеры не имеют крышек, хранение пищевых отходов осуществляется на земле, рядом с мусорными контейнерами, хранение картонной тары осуществляется в тележках внутри помещения транспортного коридора магазина.
Вмененное заявителю нарушение требований ст. 8.2 КоАП РФ обусловлено несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.
Отходы производства и потребления, при осуществлении радиационного контроля которых выявлено превышение установленного санитарными правилами уровня радиационного фона, подлежат использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности.
В соответствии с п. 2.7 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" в хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли.
Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.
Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» временное складирование отходов производства и потребления допускается:
- на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов;
- на приемных пунктах сбора вторичного сырья;
- на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов;
- на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
Таким образом, общество осуществляло свою деятельность с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований действующего природоохранного законодательства, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Вина заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у ЗАО «Тандер» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что ЗАО «Тандер» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не представлено и судом не установлено (ст.2.1 КоАП РФ).
В то же время, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу правовой позиции, изложенной в п.19 Постановления Пленума ВАС РФ №10 от 02.06.2004 г., при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
В данном случае, назначая заявителю административное наказание в виде штрафа в размере 250 000руб.
Учитывая, что административным органом не установлено наличие отягчающих обстоятельств, сведения о том, что ЗАО «Тандер» ранее не привлекалось к административной ответственности за подобные правонарушения, суду не представлено, суд считает возможным уменьшить сумму наложенного на ЗАО «Тандер» до минимального размера санкции ст. 8.2 КоАП РФ – 100 000 рублей, полагая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ оспариваемое постановление в части назначения наказания подлежит признанию незаконным и изменению.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований и расцениваются судом, как направленные на уклонение от административной ответственности.
В силу ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Изменить постановление Управление Роспотребнадзора по Москве от 18.09.2014г. № 29-00644 о привлечении ЗАО «Тандер» (ИНН <***>) к административной ответственности на основании ст. 8.2 КоАП РФ в части назначенного административного наказания, снизив размер административного штрафа до 100.000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: | В.В.Лапшина |