Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело №А40-173704/17-144-1614
30 января 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сигидовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «Ларус»
к Федеральной антимонопольной службе
третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области
о признании недействительными решения
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 12.09.2017)
от ответчика: ФИО2 (дов. от 13.04.2017 №ИА/25017/17), ФИО3 (дов. от 10.01.2018 №ИА/496/18)
УСТАНОВИЛ:
ООО «Ларус» (далее также — Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения ФАС России от 22.08.2017 № СП/57657/17 «Об отказе в удовлетворении требований по заявлению о досудебном рассмотрении спора ООО «Ларус» с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (исх. от 16.03.2017 №39, вх. от 17.03.2017 № 38715/17)» (далее - Решение ФАС России).
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия третьего лица в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей участвующих лиц, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Суд установил, что срок установлены для оспаривания ненормативного правового акта, установленный ч.4 ст.198 АПК заявителем не пропущен.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из позиции заявителя, 22.08.2017 ФАС России принято Решение № СП/57657/17 «Об отказе в удовлетворении требований по заявлению о досудебном рассмотрении спора ООО «Ларус» с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (исх. от 16.03.2017 №39, вх. от 17.03.2017 № 38715/17)».
Не согласившись с указанным ненормативным актом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований ООО «Ларус», суд исходит из следующего.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 № 669 «О правилах рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен(тарифов)», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о ФАС России», ФАС России рассмотрено заявление о досудебном споре ООО «Ларус» (исх. от 16.03.2017 №39, вх. от 17.03.2017 № 38715/17) к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет, орган регулирования) по распоряжению Комитета от 19.12.2016 № 205-р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области», в части тарифа на водоотведение для Общества, установленного на период с 01.01.2017 по 31.12.2017.
В рамках поданного заявления ООО «Ларус» полагало, что Комитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифа на водоотведение для Общества при корректировке на 2017 год. ООО «Ларус» мотивировало свою позицию тем, что Комитетом:
1) завышен объем принятых сточных вод на 27,32 тыс. куб. м. (регулируемой организацией объем заявлен на уровне 100,67 тыс. куб. м., Комитетом принят в расчет объем принятых сточных вод в размере 127,99 тыс. куб. м.);
2) не учтены и достоверно не определены расходы на электрическую энергию;
3) не учтены и достоверно не определены расходы на технический ремонт и техническое обслуживание ОС;
4) в полной мере не учтены неподконтрольные расходы.
При этом по результатам рассмотрения досудебного спора ФАС России установлено следующее.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон) порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается
Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения. Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее - Основы ценообразования).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
При рассмотрении ФАС России материалов, представленных со стороны Заявителя и органа регулирования, выявлено, что для ООО «Ларус» органом регулирования распоряжением от 18.12.2015 № 161-Р утверждены тарифы на водоотведение на период с 2016 по 2018 годы, приказом от 19.12.2016 № 205-Р произведена корректировка тарифов на 2017 год.
В соответствии с пунктом 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1), с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).
Согласно заявлению о досудебном рассмотрении спора ООО «Ларус» на 2017 год было заявлено снижение объема принятых сточных вод с 127,99 тыс. куб. м. до 100,67 тыс. куб. м. (на 21 %). В балансе водоотведения представленном ООО «Ларус» в ФАС России также указан планируемый объем принятых сточных вод на 2017 год на уровне 100,67 тыс.куб.м.
Из представленного экспертного заключения Комитета^ к делу о корректировке экономически обоснованных тарифов на водоотведение для ООО «Ларус» на 2017 год следует, что Комитетом в расчет тарифа на 2017 год объем принятых сточных вод, установлен на заявленном Обществом в тарифном предложении уровне, а именно 127,99 тыс.куб.м. (лист 2 экспертного заключения).
Данный факт также был подтвержден Комитетом на Комиссии, на обозрения которой была представлена заявка ООО «Ларус», в которой был указан принятый Комитетом объем сточных вод.
Кроме того, необходимо особо отметить, что в обоснование своих требований по учету объема принятых сточных вод регулируемой организацией в ФАС России не были представлены: сведения о показаниях приборов учета, формы федеральной статистической отчетности № 22- ЖКХ, 1-канализация, 2-ТП (Водхоз), подтверждающие фактические объёмы услуг водоотведения за предыдущие периоды регулирования, на основании которых возможно провести анализ и расчёт натуральных показателей, регулируемой организацией также не были представлены в материалах дела в ФАС России на досудебное урегулирование спора.
На основании вышеизложенного, ФАС России правомерно отказано регулируемой организации в удовлетворении заявленный требований по размеру объема принятых сточных вод.
В ходе рассмотрения материалов по статье «Электроэнергия» установлено, что в ФАС России регулируемой организацией величина требований по статье «Электроэнергия» не заявлена, сумма расходов на приобретение электроэнергии не указана.
Из материалов тарифного дела, представленных в ФАС России Комитетом следует, что в составе тарифной заявки заявлены расходы в размере 1 456,70 тыс. руб. Комитетом на 2017 год расходы утверждены в размере 502,4 тыс. руб.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Согласно пункту 84 Методических указаний к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:
1) базовый уровень операционных расходов;
2) индекс эффективности операционных расходов;
3) нормативный уровень прибыли;
4) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
В расчете тарифа на 2017 год Комитетом были приняты:
- удельный расход электроэнергии в размере 0,89 кВт.ч/куб.м., утвержденный на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годы;
- объем электроэнергии в размере 113,30 тыс.кВт.ч (утвержденный удельный расход 0,89 кВт.ч/куб.м. * объем принятых сточных вод в размере 127,99 тыс.куб.м.);
- цена на электроэнергию 4,43 руб./кВт.ч. (3,80 руб. (средняя стоимость 1 кВт.ч по факту 2015 года) * 108 % (индекс тарифов на услуги по передаче электроэнергии сетевыми организациями на 2016 год согласно Прогнозу ФИО4) * 106 %.
При перерасчете утвержденной Комитетом величины расходов, ФАС России выявлены ошибки.
Так, Комитетом приняты некорректные индексы роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии, так согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов указанные индексы определены на 2016 год - 105,8%, на 2017 - 105,3%.
Вместе с тем, по расчету ФАС России затраты по статье «Электроэнергия» были определены в меньшем объеме, чем учтены Комитетом при корректировке тарифов на водоснабжение на 2017 год.
На основании изложенного требования Заявителя по статье «Электроэнергия» правомерно не подлежали удовлетворению.
Относительно расходов Заявителя по статье «Операционные расходы», в части неучтенных расходов на технический ремонт и техническое обслуживание ОС.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.
Положениями Методических указаний предусмотрено, что в части корректировки необходимой валовой выручки, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования, операционные расходы пересматриваются исходя из изменений индекса эффективности операционных расходов, выраженного в процентах, фактического и прогнозного индекса изменения потребительских цен, а также фактического индекса изменения количества активов в соответствии с формулой (39) Методических указаний.
В соответствии с пунктом 79 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относятся:
а) базовый уровень операционных расходов;
б) индекс эффективности операционных расходов;
в) нормативный уровень прибыли;
г) показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).
В соответствии с пунктом 60 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.
Операционные расходы на второй и последующие годы долгосрочного периода регулирования рассчитываются по формуле (8) п. 45 Методических указаний.
Корректировка необходимой валовой выручки 2017 года осуществлена Комитетом исходя из базового уровня операционных расходов, утвержденных распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 № 161-Р.
Комитетом при проведении корректировки тарифов регулируемой организации 2017 года ошибочно принят индекс потребительских цен на уровне 4 %, в то время как индекс потребительских цен (2017 к 2016), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, утверждённый Министерством социального экономического развития Российской Федерации (прогноз от 24.11.2016 года), установлен на уровне 4,7 %.
Поскольку на досудебное рассмотрение споров Обществом заявлено требование только в части подстатьи текущий ремонт и техническое обслуживание ОС, ФАС России был произведён расчёт по данной подстатье.
Утвержденный базовый уровень расходов на текущий ремонт и технической обслуживание ОС на 2016 год составляет 1 582,54 тыс. руб. В связи с чем, по расчету ФАС России корректировка расходов на текущий ремонт и технической обслуживание ОС на 2017 год определена в меньшем размере, чем утверждена Комитетом.
В этой связи требования Заявителя по рассматриваемой статье удовлетворению не подлежали.
Относительно доводов Заявителя, заявленные в рамках досудебного рассмотрения спора, о том, что в полной мере не были учтены расходы на арендную плату, расходы на оплату услуг агенту ООО «УК «Суханово Парк», расходы на оплату услуг агенту ООО «УК «М19», а также в полной мере не учтены обязательные платежи и сборы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ФАС России отмечает, что Заявителем не были указаны суммы требований по статьям расходов, а также не были предоставлены в полном объеме документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов (расчеты с приложением обоснований, конкурсная документация, договоры, акты, счета-фактур и прочее).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Решение ФАС России соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Кроме того, относительно требования Заявителя об обязании ФАС России установить тарифы на водоотведение для Заявителя на 2017 год в указанном им размере, ФАС России отмечает, что антимонопольный орган не осуществляет установление тарифов для Заявителя, так как данный вопрос не относится к компетенции ФАС России.
В соответствии со ст.13 ГК РФ, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ №8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении, не находят своего подтверждения в материалах дела и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в действиях ответчика отсутствует нарушение действующего законодательства, а оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь, ст.ст. 29, 65, 75, 102, 110, 167-170, 198, 201 АПК
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ООО «Ларус» - отказать.
Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин