ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-173850/12 от 01.07.2013 АС города Москвы

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва                                                                                          Дело № А40-173850/12

12 июля 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 1 июля 2013 г.            

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Козлова В.Ф. единолично

при ведении протокола судебного заседания секретарем Казаниным Р.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело (шифр судьи 53-1667) по иску

общества с ограниченной ответственностью «Пирс Энтерпрайзис» (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 22.10.1997) к ответчику Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 08.02.2003) о понуждении к заключению договора, при участии: от истца – ФИО1 по доверенности от 23.11.2012, от ответчика – ФИО2 по доверенности от 27.02.2013 № ДГМ-Д-146/13,

установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ООО «Пирс Энтерпрайзис» с иском о понуждении Департамента имущества города Москвы в заключении с истцом договора купли-продажи арендуемого помещения по цене 10 528 700,00 руб.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на положения ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества …»), в соответствии с которым субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества.

Ответчик иск не признал, сообщив, что предложенная истцом цена ниже рыночной стоимости помещения, определенной отчетом независимого оценщика.

Определением от 23 мая 2013 г. суд произвел замену ответчика на Департамент городского имущества города Москвы в порядке правопреемства.

Выслушав представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд установил следующее.

Отношения сторон урегулированы договором аренды нежилого фонда, находящегося в собственности города Москвы от 01.09.1999 № 09-00445/99 с дополнительным соглашением от 05.08.2009, по условиям которого истец принял во временное владение и пользование на праве аренды нежилое помещение площадью 231,8 кв.м (эт. 1 пом. II комн. 1-15), расположенное по адресу: <...>, сроком с 1 сентября 2006 г. по 1 июля 2015 г.

Выпиской из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы подтверждается внесение заявителя в указанный реестр и присвоение реестрового номера с 27 апреля 1999 г.

14 декабря 2011 г. арендатор обратился в Департамент имущества города Москвы с заявлением о льготной приватизации арендуемых помещений.

Обращение заявителя оставлено без ответа и удовлетворения, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению договора.

Суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества …», субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

При этом указанной статьей установлены критерии, при соответствии которым субъекты малого и среднего предпринимательства имеют преимущественное право на приобретение арендуемого имущества: арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу Федерального закона в соответствии с договором аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации, в соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, является государственной собственностью. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП, органом исполнительной власти в городе Москве, осуществляющим полномочия собственника по управлению и распоряжению объектами собственности города Москвы, является Департамент городского имущества города Москвы.

Департамент городского имущества города Москвы решения на отчуждение нежилого спорного помещения не принимал. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества …» исключительной обязанности для собственника на отчуждение принадлежащего ему недвижимого имущества не устанавливает.

Кроме того, истцом в обоснование цены договора купли-продажи представлен отчет оценщика ФИО3 от 26.11.2012 № 12/Н-110 согласно которому общая стоимость объекта недвижимости общей площадью 231,8 кв.м (эт. 1 пом. II комн. 1-15) расположенного по адресу: <...>, составила 10 528 700,00 руб. Отчет подготовлен по заказу истца.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Согласно ст. 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" договор в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на совершение сделок по приватизации является Департамент городского имущества города Москвы.

Департаментом имущества города Москвы проведена оценка рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Согласно отчету от 02.04.2013 стоимость спорного помещения составляет 33 100 000,00 руб.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная истцом государственная пошлина относится на истца.

Руководствуясь ст. 101-103, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью Пирс Энтерпрайзис» (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 22.10.1997) о понуждении ответчика Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН <***> ИНН <***> дата г.р. 08.02.2003) к заключению договора купли-продажи нежилых помещений общей площадью 231,8 кв.м (эт. 1 пом. II комн. 1-15) расположенных по адресу: <...>, по цене 10 528 700,00 руб., отказать с отнесением судебных расходов на истца.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                        Козлов В.Ф.