ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-173893/2021-110-1136 от 11.03.2022 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-173893/21 -110-1136

апреля 2022 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 марта 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 04  апреля  2022 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи Мищенко А.В. /единолично/,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Милкиной К.А., 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Федерального государственного унитарного предприятия "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ" (111024, МОСКВА ГОРОД, ЭНТУЗИАСТОВ ШОССЕ, ДОМ 23, ОГРН: 1027700284457) к  Министерству обороны Российской Федерации (119019, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА ЗНАМЕНКА, ДОМ 19, ОГРН: 1037700255284) о взыскании 97 042 342,72 руб.,

при участии:

от истца – Евдокимова Л.В. по дов.  от  22.11.2021, Щеннникова Н.П. по дов.  от  25.08.2021, Иванов А.А. по дов.  от  07.12.2021,

от ответчика-Лаврентьева М.С. по дов.  от  25.11.2020,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ" обратилось с иском к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 97 042 342,72 руб. задолженности по государственному контракту от 26.04.2019 №6760, обязании подписать протокол согласования контрактной цены в сумме 223 742 342,72 руб.; подписать акт сдачи-приемки выполненных работ по этапу 1 НИР и итоговый акт приемки выполненной НИР.

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, 26 апреля 2019 года Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) с ФГУП «ГосНИИОХТ» (Исполнитель) был заключен «Государственный контракт № 6760 на выполнение научно-исследовательской работы (шифр «Короб») для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2019 году» (далее - контракт) с ценой контракта - 225 800 000,00 рублей.

В соответствии с пунктом 1.1 контракта ФГУП «ГосНИИОХТ» обязалось выполнить научно-исследовательские работы (далее - НИР), соответствующие результату, установленному контрактом, а Заказчик, согласно п. 3.4.1. контракта, обязался принять результат НИР и оплатить его в соответствии с контрактом.

Письмом от 15 января 2020 г. № 249/2/11 дсп Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ предложило заключить дополнительное соглашение к государственному контракту № 6760, в  соответствии  с  которым  цена  контракта должна  быть  изменена  на 224 817 800,00 рублей. Новая цена была обоснована заключением МО РФ по ориентировочной цене на выполнение НИР «Короб» единственным исполнителем - ФГУП «ГосНИИОХТ» в 2019-2020 годах. Заключение было подписано руководителями Департамента аудита государственных контрактов МО РФ и Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ.

Дополнительное соглашение №1 к государственному контракту от 26 апреля 2019 г. № 6760 с ценой контракта 224 817 800,00 рублей, было подписано 10 марта 2020.  

Платежным поручением от 9 июля 2019 г. № 166 Заказчик оплатил аванс в сумме 126 700 000,00 рублей.

Во исполнение условий договора ФГУП «ГосНИИОХТ» надлежащим образом выполнило взятую на себя обязанность по исполнению согласованных работ, что подтверждается актом приемки выполненных работ этапа 1 НИР «Короб» в целом (технический) от 24 декабря 2020 года.

Результат работ был представлен Минобороны России своевременно; претензий к срокам, полноте и качеству результата работ не предъявлено ни на момент передачи, ни позже. Доработок, корректировок или иных работ после их представления Заказчику не проводилось. Акт сдачи-приемки НИР в целом был утвержден Заказчиком без замечаний.

19 ноября 2020 года письмом № 3274 расчетно-калькуляционные материалы были направлены на рассмотрение в 529 ВП МО.

Соответствие выполненных ФГУП «ГосНИИОХТ» работ условиям контракта подтверждается заключением от 23 ноября 2020 г. № 94, выданным 529 ВП МО РФ.

Согласно статье 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» виды цен по гособоронзаказу могут быть фиксированными, ориентировочными или возмещающими издержки.

В соответствии с п.6.2 контракта вид цены Контракта - «ориентировочная (уточняемая)».

Порядок перевода ориентировочной цены в фиксированную определен разделом 3 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465:

"46. В случае применения в государственном контракте ориентировочной (уточняемой) цены либо цены, возмещающей издержки, государственным заказчиком по согласованию с единственным поставщиком по окончании срока действия соответствующего вида цены на продукцию, но не позднее 2 месяцев до окончания поставки этой продукции (или завершения отдельных этапов поставки продукции, если государственным контрактом предусмотрены такие этапы) или по достижении 80 процентов технической готовности продукции устанавливается фиксированная цена на продукцию.

47. Для перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию с учетом необходимости соблюдения срока перевода этих видов цен в фиксированную, установленного пунктом 46 настоящего Положения, единственный поставщик направляет государственному заказчику обращение с предложением о переводе соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену с приложением обосновывающих документов".

В соответствии с пунктом 6.4 контракта Исполнитель не позднее, чем за 30 дней до истечения срока окончания НИР представляет Заказчику калькуляционные материалы фактических затрат выполненных НИР с приложением расшифровок по статьям затрат, а также заключение ВП для перевода ориентировочной (уточняемой) цены в фиксированную.

По результатам проведения заказчиком постатейной проверки экономически обоснованных и документально подтвержденных фактических затрат производится изменение цены НИР на «фиксированную» с оформлением протокола.

Протокол после подписания сторонами должен являться неотъемлемой частью контракта.

17 декабря 2020 года ФГУП «ГосНИИОХТ» предоставило Министерству обороны Российской Федерации калькуляционные материалы фактических затрат выполненных НИР с приложением расшифровок по статьям затрат, а также положительное заключение 529 ВП МО РФ (исх. от 17 декабря 2020 г. № 574дсп).

Рассчитанная и предложенная ФГУП «ГосНИИОХТ» для утверждения фиксированная цена (223 742 342,73 руб.) не превышала размера ориентировочной цены контракта (224 817 800,00 руб.).

Пунктом 2.6.3 заключения 529 ВП МО РФ от 23 ноября 2020 г. № 94 затраты по статьям калькуляции приняты как обоснованные и подтвержденные расчетами и обоснованиями, сформированными в соответствии с Порядком определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденным приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. № 334.

Стоимость выполненных по контракту работ была согласована 529 ВП МО РФ в размере 223 742 342,72 руб.

В соответствии с пунктом 14.1 приказа Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» при планировании затрат на оплату труда допускается использование показателя стоимости единицы труда (нормо-час, человеко-час, человеко-день, человеко-месяц) или среднего размера заработной платы.

При планировании затрат в рамках научно-исследовательской деятельности использование показателя «нормо-час» не представляется возможным, поскольку нормирование научно-исследовательской деятельности не производится. Использование показателей человеко-час, человеко-день, человеко-месяц планируется с учетом уровня, достигнутого организацией в отчетном периоде, среднего размера оплаты труда по виду экономической деятельности (по отрасли), среднего уровня оплаты труда в субъекте Российской Федерации, в котором находится организация. Названный порядок распространяется на планирование показателей оплаты труда всех категорий работников организации.

Из текста пункта 14.1 приказа Минпромторга России от 8 февраля 2019 г. № 334 следует, что размер средней заработной платы при выполнении НИР должен быть спланирован исходя из среднего размера оплаты труда по виду экономической деятельности (по отрасли), достигнутого ФГУП «ГосНИИОХТ» в 2020 году.

До заключения государственного контракта от 26 апреля 2019 г. № 6760 между Министерством обороны Российской Федерации и ФГУП «ГосНИИОХТ» 529 Военным представительством в сентябре 2018 года было согласовано предложение по ориентировочной цене с уровнем заработной платы:

в 2019 году - 50 529,87 руб. (307,78 руб. стоимость ч/час) и трудоемкостью 514 чел/мес. (84 482,89 чел/час),

в 2020 году - 52 783,63 руб. (324,28 руб. стоимость чел/час) и трудоемкостью 288 чел/мес. (46 950 чел/час).

Общая трудоемкость была согласована в размере 802 чел/мес.

При планировании исполнения данного государственного контракта предполагалось, что работы будут выполняться с привлечением большего количества младшего научного персонала (младшие научные сотрудники, лаборанты, техники и прочий персонал) и небольшого количества старшего научного персонала и руководителей научных подразделений (специалистов высокого уровня). Однако при планировании не могли быть учтены обстоятельства, возникшие в 2020 году (пандемия, санкции в отношении ФГУП «ГосНИИОХТ» и др.).

В ходе выполнения работы фактическая средняя заработная плата и трудоемкость по данному контракту составила:

в 2019 году 83 284 руб. и 304,1 чел/мес,

в 2020 году 88 600 руб. и 188,48 чел/мес.

Фактическая трудоемкость составила 492,58 чел/мес.

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению оплаты экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа конкретизируются постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской

Федерации», в соответствии с которым военные представительства выдают заключения о цене военной продукции, в том числе прогнозной, а руководители организаций обязаны обосновать цену на военную продукцию и согласовать их с военными представительствами.

Предлагаемый уровень средней заработной платы в рамках государственного контракта от 26 апреля 2019 г. № 6760 в размере 83 284 рубля за 2019 год и 88 600 рублей за 2020 год был принят сотрудниками 529 Военного представительства как экономически обоснованный и документально подтвержденный.

В обоснование своего требования Истец сослался на то,  что уменьшение в одностороннем порядке Департаментом аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации уровня средней заработной платы с 83 284 рублей за 2019 год и 88 600 рублей за 2020 год до 50 529,87 за 2019 год и до 52 783,63 рублей за 2020 год влечет снижение:

фонда оплаты труда за выполненную работу с 42 025 992,40 рублей до 25 445 083,45 рублей (убыток - 16 580 908,95 руб.),

размера страховых взносов с 11 057 038,04 рублей до 6 615 721,70 рублей ( убыток - 4 441 316,34 руб.),

накладных расходов - с 93 886 067,01 до 56 836 682,90 рублей (убыток -37 049 384,11 руб.),

общий убыток по себестоимости - 58 071 609,40 рублей.

по прибыли - с 23 820 313,07 рублей до 16 875 133,31 рублей (недополученная прибыль - 6 945 179,76).

Итоговая сумма не принятых Заказчиком расходов и сумма недополученной прибыли ФГУП «ГосНИИОХТ» составляет 65 016 789,16 руб.

Кроме того, Заказчиком не были приняты расходы соисполнителя (ФГБУ «33 ЦНИИИ» Минобороны России) в сумме 218 742,60 рублей, однако письмом от 23 июля 2021 г. № 249/3/585 дсп Заказчиком было сообщено о принятии расходов соисполнителя в полном объеме.

В случае утверждении «фиксированной» цены контракта в размере 158 506 810,96 рублей убыток ФГУП «ГосНИИОХТ» от выполненной работы составит 65 235 531,76 рубля (65 016 789,16 + 218 742, 60).

Фактически выплаченная заработная плата на предприятии не повлекла увеличения цены контракта, выполняемого в рамках государственного оборонного заказа.

Существенное и необоснованное уменьшение размера заработной платы, страховых вносов, накладных расходов и прибыли не может соответствовать экономическим интересам предприятия.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" определены основные принципы государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу, в том числе:

обеспечение прибыльности поставок продукции по государственному оборонному заказу;

обоснованность затрат головного исполнителя, исполнителя;

соблюдение баланса интересов государственного заказчика и головного исполнителя, исполнителя.

Согласно пункту 5.7 контракта по окончании НИР исполнитель предоставляет заказчику не позднее, чем за 15 (пятнадцать) дней до истечения срока окончания этапа НИР, установленного пунктом 2.2 контракта, уведомление о готовности НИР (этапа НИР) к приемке. Вместе с уведомлением исполнитель предоставляет с сопроводительным письмом перечень документов.

Письмом от 9 февраля 2021 г. № 249/3/91нс Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ сообщило ФГУП «ГосНИИОХТ» о том, что по результатам рассмотрения аудита государственных контрактов МО РФ фиксированная цена этапа 1 НИР «Короб» составила 158 506 810,96 руб.

К письму был приложен протокол (согласование) цены 5/2021/182 с указанием фиксированной цены Исполнителя (223 742 342,73) и фиксированной цены Заказчика (158 506 810,96). Протокол Заказчиком подписан не был, т.е. фиксированная цена не была согласована. Также к письму была приложена плановая калькуляция затрат на цену контракта 158 506 810,96 руб., никем не подписанная, из которой следовало, что трудоемкость при расчете цены контракта была принята фактическая (492,58 чел/мес), которая на 39% меньше плановой (802 чел/мес), а вот средняя заработная плата принята плановая (52 783 рублей), а не фактически сложившаяся при исполнении контракта (88 600 рублей).

16 февраля 2021 года ФГУП «ГосНИИОХТ» дополнительно предоставило Министерству обороны Российской Федерации документальное подтверждение и экономическое обоснование законности произведенных фактических затрат при выполнении НИР, о чем свидетельствует письмо от 16 февраля 2021 г. № 89дсп на имя начальника Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ, а также письма от 30 марта 2021 г. № 169дсп.

Письмом от 12 мая 2021 г. №249/3/389 Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов МО РФ уведомило ФГУП «ГосНИИОХТ» о том, что Департамент аудита государственных контрактов МО РФ считает экономически необоснованным рост оплаты труда научных сотрудников, осуществлявших выполнение контракта (копия письма -приложение 22).

Как видно из письма, Департамент аудита государственных контрактов МО РФ не мотивировал принятого решения, так как в нем отсутствуют ссылки на нормативные и иные акты, а также результаты их оценки во взаимосвязи с представленными документами, обосновывающими экономические затраты.

Пунктом 6.3 контракта определено, что цена контракта является предельной и не подлежит изменению за исключением случаев, указанных в пунктах 2.5, 6.23 Контракта и предусмотренных законодательством Российской Федерации, т.е. цена контракта может быть увеличена или уменьшена при изменении объема выполняемых работ не более, чем на 10 %, или цена контракта может быть снижена без изменения объема и качества работ по соглашению сторон.

Других оснований снижения цены Контракт не предусматривает.

Как пояснил представитель истца, выводы Департамента аудита государственных контрактов МО РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку никакого официального заключения этим департаментом сделано не было, а была только ссылка на то, что ФГУП «ГосНИИОХТ» не представил экономических обоснований роста стоимости единицы труда, что не соответствует действительности.

Департамент аудита государственных контрактов МО РФ,  по мнению МИстца,  не является органом, которому передано право определения окончательной фиксированной цены контрактов, что подтверждается отсутствием специальных норм права, определяющих его полномочия в указанной области.

Полномочия Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению оплаты экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа установлены и конкретизируются постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1995 г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», в соответствии с которым военные представительства выдают заключения о цене военной продукции, в том числе прогнозной, а руководители организаций обязаны обосновать цену на военную продукцию и согласовать их с военными представительствами.

При реализации полномочий структурные подразделения Министерства обороны Российской Федерации не вправе игнорировать правовую концепцию, определенную в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597, предусматривающую поэтапное повышение уровня средней заработной платы научных сотрудников.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет контроль качества и приемку военной продукции на предприятиях, а также утверждение цен на изготовляемое по государственным оборонным заказам изделие силами военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

Пунктом 8 положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации только военным представительствам дано исключительное право и возложена прямая обязанность по выдаче заключений о цене военной продукции.

В соответствии с п. 1.2.8 и п.6.6. контракта оплата работ производится после сдачи Исполнителем и приемки заказчиком НИР, оформленной актом сдачи- приемки выполненного этапа НИР и итоговым актом приемки НИР.

В соответствии с п.5.10 контракта акт сдачи- приемки выполненного НИР и итоговый акт приемки НИР может быть подписан только после оформления протокола согласования контрактной цены.

Направленные Заказчику письмом от 20 мая 2021 г. № 316 дсп акт сдачи -приемки выполненного этапа НИР и итоговый акт приемки НИР возвращены в наш адрес письмом от 3 1 мая 2021 г. № 249/3/457 дсп, якобы, на доработку.

Направленные повторно акт сдачи - приемки выполненного этапа НИР и итоговый акт приемки НИР письмом от 16 июля 2021 г. № 422 дсп, Заказчиком не подписаны и возвращены письмом от 29 июля 2021 г. № 249/3/605 дсп, поскольку в актах была указана фиксированная цена в сумме 223 742 342,72 рубля (копии писем и актов - приложение 24).

В силу положений абзаца первого статьи 773 и абзаца третьего статьи 774 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ обязан выполнить работы в соответствии с согласованным с заказчиком техническим заданием и передать заказчику их результат в предусмотренный договором срок, а заказчик - принять результаты выполненных работ и оплатить их.

Результат работ был передан Заказчику своевременно. В установленные сроки приемка работ Заказчиком завершена не была. Процесс согласования твердой (фиксированной) цены затянулся, и так и не состоялся по вине Заказчика.

Таким образом, не подписание актов со стороны Заказчика обусловлено исключительно необходимостью указания в них фиксированной цены работы, согласование которой затянулось, в первую очередь, из-за действий Заказчика.

Вместе с тем, согласно п. 6 Контракта в редакции Дополнительного соглашения №  1  от  10 марта 2020 г. ориентировочная цена государственного У контракта составляет 224 117 800 руб.

В соответствии с п. 6.4 Контракта ФГУП «ГосНИИОХТ» не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до истечения срока окончания НИР, установленного пунктом 2.2 Контракта, представляет Минобороны России калькуляционные материалы фактических и планируемых затрат Исполнителя по текущему этапу НИР с приложением расшифровок по статьям затрат и заключения ВП по результатам рассмотрения этих материалов, включая материалы соисполнителей (третьих лиц), для перевода цены НИР в вид цены - фиксированная.

По результатам проведения Заказчиком постатейной проверки экономически обоснованных и документально подтвержденных фактических затрат производится изменение вида цены НИР на «фиксированную» с оформлением Протокола.

Протокол после подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего Контракта.

При формировании контрактной цены НИР (этапа НИР) Стороны руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», а также другими документами, регламентирующими порядок государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу.

Согласно письму Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов от 30 июня 2021 г. № 249/3/531дсп Фиксированная цена скорректирована с учетом уровня заработной платы, заявленной ФГУП «ГосНИИОХТ» и принятого ДАГК МО РФ в ориентировочной цене, на 2019 г. - 50 529,87 руб./чел-месяц, на 2020 г. с учетом индексации - 53 238,76 руб./чел-месяц. Документы, подтверждающие экономическое обоснование увеличения уровня заработной платы сотрудников ФГУП «ГосНИИОХТ» до 83 284 руб./чел-месяцев в 2019 г. и до 88 600 руб./чел-месяцев в 2020 г., в ДАГК МО РФ не представлялись.

Принятые ДАГК МО РФ затраты считаются обоснованными в соответствии с пунктом 12 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № 334.

Согласно письму Департамента аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации от 28 сентября 2021 г. №214/5/9869 По результатам анализа представленного комплекта РКМ единственного исполнителя с учетом заключения 529 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации от 23.11.2020 № 94 (далее - Заключение ВП) Департаментом были скорректированы следующие статьи затрат:

Затраты на оплату труда основных производственных рабочих (единственным исполнителем заявлен рост уровня основной заработной платы на 60 % от ориентировочной цены. При определении ориентировочной (уточняемой) цены НИР «Короб» Департаментом затраты приняты на уровне, заявленном Единственным исполнителем и согласованном 529 военным представительством Министерства обороны Российской Федерации от 05.08.2019 г. № 529/225. Пояснения и обоснования такого роста оплаты труда в Департамент не представлены. В соответствии с пунктом 12 приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» Департаментом приняты экономически обоснованные затраты);

Страховые взносы на обязательное социальное страхование и общехозяйственные затраты (пересчет от затрат на оплату труда).

Уровень рентабельности (прибыли) определен в соответствии с Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465.

 Из вышеизложенного следует, что ФГУП «ГосНИИОХТ» в нарушение п. 12 Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» и п. 48 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 не представило доказательств фактического роста заработной платы на 60 % от цены, изначально согласованной сторонами еще до заключения Контракта.

В результате проведенного ДАГК МО РФ анализа поступивших РКМ выявлены затраты, которые в соответствии с пунктом 12 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 г. N 334, в связи несоблюдением критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения подлежат исключению из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Кроме того, до заключения Контракта Истец не уведомлял Минобороны России о планируемом повышении зарплаты.

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:

на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 275-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу осуществляется посредством:

утверждения перечней продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен;

установления правил определения начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении заказов путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

применения различных видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу;

учета в структуре цены на продукцию по государственному оборонному заказу произведенных затрат на ее производство и реализацию;

утверждения методических рекомендаций по расчету цен на продукцию по государственному оборонному заказу при заключении государственных контрактов;

определения минимального и максимального размеров рентабельности (прибыли) и порядка их применения при расчете цен на продукцию по государственному оборонному заказу с учетом средств, которые необходимы головному исполнителю, исполнителю для развития производственных мощностей и обслуживания привлеченного капитала, обеспечивающих выполнение государственного оборонного заказа, а также с учетом финансовой поддержки, оказываемой государством в целях выполнения государственного оборонного заказа;

обеспечения оплаты головному исполнителю, исполнителю экономически обоснованных затрат, связанных с выполнением государственного оборонного заказа;

государственной регистрации цен на продукцию по государственному оборонному заказу;

ведения реестра цен на продукцию по государственному оборонному заказу;

осуществления государственного контроля за применением цен на продукцию по государственному оборонному заказу при формировании, размещении и выполнении государственного оборонного заказа;

осуществления головным исполнителем, исполнителем раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту, контракту.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 275-ФЗ размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу определено:

«затратный метод» - метод определения цены на продукцию, заключающийся в установлении цены на продукцию исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения.

Согласно п. 15 Положения Затратный метод применяется в случаях, если применение иных методов определения цены невозможно в соответствии с настоящим Положением. При применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли, определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения.

Определение цены единицы продукции осуществляется с учетом сроков и объемов поставки (в том числе производства) продукции, а также иных требований заказчика к продукции, выполнение которых влияет на цену этой продукции.

В силу п. 48 Положения о государственном регулировании цен обосновывающие документы представляются с использованием уточненных исходных данных, необходимых    для    определения    экономически обоснованной цены на продукцию, отсутствовавших на момент ее определения.

В случае применения затратного метода единственный поставщик в дополнение к обосновывающим документам, предусмотренным разделом VII или VIII настоящего Положения, по запросу государственного заказчика (либо военного представительства Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченного осуществлять свою деятельность в организации) представляет:

по приобретенным материалам, покупным комплектующим изделиям (полуфабрикатам), покупному специальному оборудованию, покупной специальной технологической оснастке и по осуществленным командировкам - расшифровки фактических затрат с указанием величины затрат и приложением копий первичных документов (договоры, протоколы, счета и др.);

по работам (услугам), выполняемым сторонними организациями, принятым головным исполнителем (заказчиком этих работ), - технические акты и акты сдачи-приемки работ (услуг), утвержденные головным исполнителем (заказчиком этих работ);

обоснование фактически осуществленных затрат, необходимых для определения фиксированной цены на продукцию, за исключением затрат, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта, - документы, подтверждающие эти затраты;

обоснование плановой цены продукции – обосновывающие документы в составе предложения о цене с учетом уточнения исходных данных, необходимых для определения экономически обоснованной цены, отсутствовавших на момент ее определения.

Также, согласно п. 2 Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2019 № 54430) установлено, что цены на продукцию, сформированные в соответствии с Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 200, не подлежат пересмотру.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки продукции по государственному оборонному заказу, сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:

хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);

хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.

На хозяйствующий субъект, указанный в части 1 настоящей статьи, в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации распространяется запрет на злоупотребление доминирующим положением.

Исходя из статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

При заключении государственного контракта Минобороны России руководствовалось согласием истца с уровнем заработной платы в 2019 г. -50 529,87 руб. и в 2020 г. - 52 783,63 руб.

Согласно п. 6 Контракта в редакции Дополнительного соглашения № 1 от 10 марта 2020 г. ориентировочная цена государственного контракта составляет 224 117 800 руб.

В соответствии с п. 6.4 Контракта ФГУП «ГосНИИОХТ» не позднее, чем за 30 (тридцать) дней до истечения срока окончания НИР, установленного пунктом 2.2 Контракта, представляет Минобороны России калькуляционные материалы фактических и планируемых затрат Исполнителя по текущему этапу НИР с приложением расшифровок по статьям затрат и заключения ВП по результатам рассмотрения этих материалов, включая материалы соисполнителей (третьих лиц), для перевода цены НИР в вид цены - фиксированная.

По результатам проведения Заказчиком постатейной проверки экономически обоснованных и документально подтвержденных фактических затрат производится изменение вида цены НИР на «фиксированную» с оформлением Протокола.

Протокол после подписания Сторонами является неотъемлемой частью настоящего Контракта.

При формировании контрактной цены НИР (этапа НИР) Стороны руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», а также другими документами, регламентирующими порядок государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу.

В силу ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Пунктом 11 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» установлено, что при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон с учетом цели договора, в том числе исходя из текста договора, предшествующих заключению договора переговоров, переписки сторон, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, а также последующего поведения сторон договора (ст. 431 ГК РФ), толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия.

Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, являющееся профессионалом в соответствующей сфере, требующей специальных познаний.

Из анализа положений Контракта однозначно следует, что сторонами был определен порядок перевода из ориентировочной цены в фиксированную на основании протокола согласования фиксированной цены.

Протоколом согласования фиксированная цена была согласована Заказчиком в лице УПМИ и СП и ДАГК в размере 158 506 910,96 руб.

Заключение 529 ВП МО РФ от 23 ноября 2020 г. № 94 о предложении цены в размере 223 742 342,72 руб. является не надлежащим доказательством установления фиксированной цены на основании следующего.

В соответствии с п. 1 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 № 804 (далее - Положение), Военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).

Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:

на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

В соответствии с положениями ст. ст. 7, 8, 12 Федерального закона № 275-ФЗ установлена обязанность по обоснованию головным исполнителем с участием привлекаемых им исполнителей цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, сроков и условий финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции в целом и по отдельным этапам.

Таким образом, с учетом положений Закона N 275-ФЗ, денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа, обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств.

В силу пункта 4 Положения военные представительства осуществляют контроль качества военной продукции и ее приемку в случаях, установленных государственными контрактами (контрактами).

Из положений Контракта не следует, что 529 ВП МО РФ уполномочено определять фиксированную цену Контракта.

Системное толкование в совокупности и взаимной связи положений Контракта с учетом норм, приведенных в Положении о военных представительствах и Федеральном законе № 275-ФЗ, позволяет сделать вывод, что в рассматриваемом случае функция ВП сводится лишь к выдаче заключений, используемых государственным заказчиком (УПМИ и СП) в качестве рекомендации при согласовании фиксированной цены.

Утверждение истца о том, что цена Контракта утверждена 529 ВП МО РФ не состоятельно, поскольку согласно абз. 3 п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения, к которым отнесен и Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации.

В то же время, как следует из распоряжения заместителя Министра обороны Российской Федерации от 17.01.2013 №205/2/11, военные представительства не согласовывают цены на оборонную продукцию, а лишь выдают заключения по фактическим и плановым затратам, используемые государственным заказчиком (Минобороны России) в качестве рекомендации при согласовании фиксированной цены.

Расчет цены Контракта, осуществленный 529 ВП МО РФ, является документом рекомендательного характера и необходим для окончательного расчета фиксированной стоимости, проводимого заказчиком - Департаментом аудита государственных контрактов Минобороны России.

В соответствии с пунктом 18 Инструкции по осуществлению Министерством обороны Российской Федерации функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в части вооружения, военной, специальной техники и венно-технического имущества (далее - Инструкция к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № 150) основными задачами военных представительств при осуществлении функции государственного заказчика ГОЗ являются:

выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной (подпункт «г» Инструкции);

направление в заинтересованные органы военного управления заключений по результатам рассмотрения представленных организациями промышленности РКМ по фактическим и плановым затратам, включаемым ими в состав цены на ВВСТ (работы, услуги) (подпункт «е» Инструкции).

В соответствии с пунктом 12 Инструкции к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2018 г. № 150, основными задачами органов экспертизы цен при осуществлении функции государственного заказчика ГОС является своевременное и надлежащее определение совместно с заинтересованными органами военного управления цен    государственных    контрактов,    заключаемых    с    единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Заинтересованным органом военного управления, предназначенным для проведения независимой экспертной оценки обоснования и подготовки заключений по стоимостным показателям государственных контрактов, является Департамент аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДАГК МО РФ).

Основными задачами ДАГК МО РФ являются:

обеспечение соблюдения порядка и правил формирования цен при осуществлении Министерством обороны функций государственного заказчика в сфере закупок продукции вооружения, военной и специальной техники (далее - ВВСТ) в рамках государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ);

нормативно-методическое и методологическое обеспечение деятельности по вопросам аудита государственных контрактов при осуществлении Министерством обороны полномочий государственного заказчика в сфере закупок ВВСТ в рамках ГОЗ;

определение начальных (максимальных) цен государственных контрактов и цен государственных контрактов, заключаемых с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации в сфере закупок ВВСТ в рамках ГОЗ.

Исходя из вышеприведенного порядка также следует, что для перевода цены из ориентировочной в фиксированную необходимо наличие протокола по фиксированной цене работ, выдаваемого Департаментом аудита государственных контрактов Министерства обороны Российской Федерации, которое является доказательством выполнения работ в согласованной стоимости.

Исходя из вышеприведенного порядка следует, что для установления обоснованности фактических затрат необходимо наличие протокола по фиксированной цене работ, выдаваемого ДАГК Минобороны России, которое является доказательством выполнения работ, их конечной стоимости, обязанности заказчика оплатить данные работы.

Кроме того, в полномочия военного представительства не входят обязанности по утверждению фактических затрат, согласование и утверждение фактических затрат осуществляется государственным заказчиком.

Согласно п. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Как пояснил представитель ответчика, Протокол о согласовании фиксированной цены в размере 158 506 810,96 руб. подписан в том числе и со стороны истца.

При указанных обстоятельствах надлежащим доказательством, подтверждающим фиксированную цену Контракта, является Протокол согласования фиксированной цены, подписанный Минобороны России в лице ДАГК и УПМИ и СП.

Таким образом, Минобороны России не обязано подписывать протокол согласования контрактной цены и акт сдачи-приемки с указанием цены контракта в 223 742 342,72 руб., поскольку данные документы противоречат п. п. 2.2, 6 Контракта, а также нормам Федерального закона № 275-ФЗ; Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465; Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 г. № 344 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа»; Положению о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.08.1995 N 804.

Между тем, контракт по настоящему делу заключен в целях выполнения ГОЗ в 2020-2021 г.г.

В тоже время согласно сведениям с сети интернет с сайта о сведениям по поставщикам в период 2020-2021 г.г. истец выполнял несколько государственных контрактов:

От 24.08.2021 г. № 1525701659421000054 со сроком исполнения 31.12.2021 г.

От 28.07.2021 г. № 17536031973210000026 со сроком исполнения 31.12.2021 г.

От 04.06.2021 г. № 15407120942210000034 со сроком исполнения 25.12.2021 г.

От 23.04.2021 г. № 17018016237210000023 со сроком исполнения 30.12.2021 г.

От 07.04.2021 г. № 1366617994121000030 со сроком исполнения 15.01.2022           г.

От 31.03.2021 г. № 2772335638621000038 со сроком исполнения 30.06.2021 г.

От 30.09.2020 г. № 1753603197320000053 со сроком исполнения 10.11.2020 г.

От 26.08.2020 г. № 1525701659420000063 со сроком исполнения 31.12.2020 г.

От 25.08.2020 г. № 1525701659420000062 со сроком исполнения 31.12.2020 г.

От 30.07.2020 г. № 1540712094220000065 со сроком исполнения 25.12.2020 г.

От 08.07.2020 г. № 1366617994120000121 со сроком исполнения 20.12.2020 г.

От 04.06.2020 г. № 2770405494320000039 со сроком исполнения 31.12.2020 г. и т.п.

Таким образом, на протяжении 2020-2021 г. истец выполнял несколько государственных контрактов.

Следовательно, данные о выплате заработной платы на протяжении 2020-2021 г.г. не подтверждают заявленные затраты в обозначенной в исковом заявлении объеме.

Истец платил заработную плату своим сотрудникам не только в связи с выполнением спорного Контракта с Минобороны России, но и выплачивал зарплату в связи с выполнением других государственных контрактом.

Минобороны России выплатило истцу аванс в размере 80 % от цены Контракта в размере 126 700 000 руб. (платежное поручение от 9 июля 2019 г. № 166).

Согласно п. 6 Контракта в редакции Дополнительного соглашения № 1 от 10 марта 2020 г. ориентировочная цена государственного контракта составляет 224 117 800 руб.

ДАГК Минобороны России признал обоснованной цену Контракта в размере 158 506 810,96 руб.

Из материалов дела  следует, что ФГУП «ГосНИИОХТ» в нарушение п. 12_Приказа Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа» и п. 48 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 не представило доказательств фактического роста заработной платы на 60 % от цены, изначально согласованной сторонами еще до заключения Контракта.

Таким образом, факт согласования между сторонами уровня заработной платы до заключения контракта на 2019-2020 г.г. в указанном выше размере не подлежит доказыванию и является установленным.

В результате проведенного ДАГК МО РФ анализа поступивших РКМ выявлены затраты, которые в соответствии с пунктом 12 Порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции поставляемой в рамках государственного оборонного заказа, утвержденного приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 8 февраля 2019 г. N 334, в связи несоблюдением критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения подлежат исключению из цены продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу.

Таким образом, письма Мосстата о средней заработной плате не подтверждают фактичекских расходов в ходе исполнения Контракта, поскольку не отвечают принципам относимости и допустимости доказательств.

При указанных обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.   110, 123, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

РЕШИЛ:

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ И ТЕХНОЛОГИИ" 31 806 810 руб. 96 коп. задолженности,65 552 руб. в возмещение расходов по госпошлине .

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение  месяца с даты его принятия.

Судья:

А.В. Мищенко