ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-173895/20-120-1125 от 15.02.2021 АС города Москвы

именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

18 февраля 2021 года

Дело № А40-173895/20-120-1125

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года

Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2021 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи – Блинниковой И.А.

протокол ведет – секретарь судебного заседания Тетерин А.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению

ООО «Эссет менеджмент»

ответчик: Департамент городского имущества города Москвы

третье лицо: Правительство Москвы

о признании незаконным решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №77:01:0003002:1504 на срок 3 (три) года для завершения строительства объекта, предусмотренного договором от 29 декабря 2005 года № 330-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99% общей площади объекта гостиницы в составе многофункционального комплекса на площади Курского вокзала

с участием:

От заявителя: ФИО1 (доверенность № 20-40Д-ЭМ от 16.12.2020)

От ответчика: ФИО2 (доверенность № 33-Д-1534/20 от 23.12.2020))

От третьего лица: ФИО2 (доверенность № 4-47-1184/20 от 19.08.2020)

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Эссет менеджмент» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее –ответчик) о признании незаконным решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №77:01:0003002:1504 на срок 3 (три) года для завершения строительства объекта, предусмотренного договором от 29 декабря 2005 года № 330-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99% общей площади объекта гостиницы в составе многофункционального комплекса на площади Курского вокзала.

Заявитель требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.

Ответчик представил письменные возражения, против удовлетворения требований возражал.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению, основываясь на следующем.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из заявления, в соответствии с постановлением Правительства города Москвы от 16 сентября 2008 г. N 845-ПП (в редакции Постановления Правительства Москвы № 493-ПП от 4 августа 2015 г.) и в соответствии с условиями Дополнительного соглашения № 6 от 21 декабря 2015 года к договору от 29 декабря 2005 г. № 330-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99% общей площади объекта гостиницы в составе многофункционального комплекса на площади Курского вокзала ООО «Эссет менеджмент» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>) определено в качестве Инвестора при реализации инвестиционного проекта «Проектирование и строительство гостиницы в составе многофункционального комплекса на площади Курского вокзала».

Для реализации Договора соинвестирования, предусматривающего проектирование и строительство Гостиницы в составе многофункционального комплекса, в январе 2016 года ООО "Эссет менеджмент" на основании Соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды приобрело права и обязанности арендатора земельного участка с кадастровым № 77:01:0003002:1504, расположенного по адресу: г. Москва, площадь Курского вокзала, предусмотренные договором аренды земельного участка для целей капитального строительства от 27.05.2014 № И-01-000588 , который был заключен в соответствии действовавшим законодательством без проведения торгов. Срок действия Договора аренды ЗУ (срок аренды земельного участка) установлен п.2.1. данного договора и составляет 6 лет с даты присвоения учетного номера в ДГИ г. Москвы. Как следствие, действия Договора аренды ЗУ (срок аренды земельного участка) истекает 27 мая 2020 года

Заявитель указывает, что в состав Объекта незавершенного строительства входят 666 нежилых помещения, включающих апартаменты и маншноместа, что позволяет ООО «Эссет зеежеджмент», действуя в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, осуществлять привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства, путем заключения договоров участия в долевом строительстве. Вся информация размещена на сайте https://www.domcnkalov.com.

Распоряжением Департамент городского имущества города Москвы от 21 мая 2020г. № 15477, изданным в рамках исполнения решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, отраженного в протоколе от 21 мая 2020г. № 13, срок исполнения ООО «Эссет менеджмент» обязательства по строительству Объекта незавершенного строительства продлен до 01 апреля 2023 года без применения штрафных санкций.

В связи с тем, что к моменту истечения срока действия Договора аренды ЗУ (27 мая 2020 года) строительство Гостиницы в составе многофункционального комплекса, предусмотренной Договором соинвестирования, не было завершено ООО «Эссет менеджмент» в целях завершения строительства Гостиницы в составе многофункционального комплекса, руководствуясь положениями п.п.10 п.2. ст. 39.6. Земельного кодекса РФ, п.п.2 п.3.1. ст.8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве"; п.п.6. п.8. ст.39.8. Земельного кодекса РФ; ст.9 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" п.4.2.2. Положения о Департаменте городского имущества города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП, а также, основываясь на распоряжении ДГИ от 21.05.2020 № 15477, 26 мая 2020г. за исх. № ЭМ/и-1863 обратилось через официальный сервис Правительства Москвы в Департамент городского имущества города Москвы с просьбой:

-согласовать предоставление ООО «Эссет менеджмент» земельного участка с кадастровым № 77:01:0003002:1504 без проведения торгов сроком на 3 года;

-заключить с ООО «Эссет менеджмент» договора аренды земельного участка с кадастровым №77:01:0003002:1504.

17 июня 2020 года за № ДГИ-Э-59866/20-1 ООО «Эссет менеджмент» был получении ответ ДГИ, придерживаясь содержания которого, ДГИ, ссылаясь на распоряжение от 21 мая 2020г. № 15477 и дополнительное соглашение от 21 мая 2020г. к Договору аренды ЗУ указывает на то, что Договор аренды ЗУ не расторгался, является действующим: и обязывает Арендатора (т.е. ООО «Эссет менеджмент») осуществить строительство Гостиницы в составе многофункционального комплекса.

Заявитель указывает, что содержание письма ДГИ от 17.06.2020 № ДГИ-Э-59866/20-1, приведенное выше, свидетельствует о том, что ДГИ фактически принято решение об отказе ООО «Эссет менеджмент» в удовлетворении требований, содержащихся в обращении от 26 мая 2020г. исх. № ЭМ/и-1863

Считая, решение Департамента городского имущества города Москвы незаконным, заявитель обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений,. оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла вышеуказанной нормы и учитывая разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что для целей обжалования ненормативных правовых актов, действий (бездействий) органа, осуществляющего публичные полномочия, заявители должны обосновать, что оспариваемые акты и действия (бездействия) органа власти не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие предусмотренной ст. 198 АПК РФ совокупности условий, необходимых для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

При этом при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов судам также надлежит установить, что оспариваемые акты обладают признаками ненормативных правовых актов, то есть представляют собой юридически властное волеизъявление полномочного органа, обращенное к конкретному лицу, направленное на возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий.

В соответствии с п. 21 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.17 ЗК РФ.

Пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст. 39.16 названного кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ порядок и способы подачи заявлений, требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) одним из основных принципов предоставления государственных услуг является правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги (п. 4 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).

Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) физического или юридического лица либо их уполномоченного представителя.

Департамент, являясь функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, предоставление государственных услуг в сфере земельно- имущественных отношений, реализует возложенные на него полномочия в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП (далее - Постановление № 199-ПП, которым утверждены Административные регламенты предоставления Департаментом государственных услуг (далее - Административный регламент).

Административные процедуры и (или) действия, установленные Административными регламентами, осуществляются в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве, установленными Постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в г. Москве» (далее -^0 Постановление № 546-ПП).

Согласно п. 3.3 Постановления № 546-ПП форма запроса о предоставлении государственной услуги утверждается Административным регламентом предоставления государственной услуги.

Оформление договора аренды земельного участка производится Департаментом в соответствии с Административным регламентом, а именно применительно к рассматриваемому случаю в соответствии с Приложением № 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке».

Согласно указанному Административному регламенту с 01.08.2015 прием запросов на предоставление государственных услуг от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется только в электронной форме с использованием Официального сайта Мэра Москвы в разделе «Услуги и сервисы» https://www.mos.ru/services. Услуга предоставляется только зарегистрированным пользователям после получения индивидуального кода доступа к подсистеме «личный кабинет».

Юридические лица для получения индивидуального кода доступа к официальному сайту используют электронную подпись, соответствующую требованиям, установленным приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Предоставление государственных услуг физическим и юридическим лицам по письменным обращениям произвольной формы, а также прием запросов и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги от юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, на бумажном носителе, законом не предусмотрено. Заявление на предоставление государственной услуги оформляется согласно приложению к Административному регламенту, (п.п. 1.5., 2.4.3.2, 2.4.5, 2.5.1.1 Административного регламента)

Указанные положения являются общим стандартом предоставления государственных услуг города Москвы.

В соответствии с договором от 29.12.2005 № 330-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99 % общей площади объекта гостиницы в составе многофункционального комплекса на площади Курского вокзала, в редакции дополнительных соглашений от 04.09.2006 № 1, от 19.12.2006 № 2, от 09.01.2008, от 27.12.2012, от 27.08.2013 № 5, от 21.12.2015 №6, на ООО «Эссет менеджмент» возложены обязанности инвестора по финансированию проектирования и строительства гостиницы в составе многофункционального комплекса на площади Курского вокзала (далее -Объект).

Для реализации проектирования и строительства Объекта по договору аренды земельного участка от 27.05.2014 № И-01-000588, в редакции дополнительного соглашения от 27.09.2016, (далее - Договор аренды) Инвестору без проведения торгов передан земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003002:1504, расположенный по адресу: г. Москва, площадь Курского вокзала.

Договор аренды заключен сроком на 6 лет, т.е. до 27.05.2020 (п. 2.1 Договора аренды).

26.05.2020 в адрес Департамента через официальный сервер Правительства Москвы mos.ru (раздел «Обращения в Правительство Москвы») поступило обращение Заявителя № 1907816 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003002:1504 сроком на 3 года для завершения строительства.

В дополнение к указанному обращению 26.05.2020 Заявителем также через официальный сервер Правительства Москвы mos.ru (раздел «Обращения в Правительство Москвы») направлено Экспертное заключение от 13.05.2020 №. 014_20_ЭМ об определении строительной готовности Объекта (Обращение № 1908060).

Указанные обращения зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ).

В установленный Законом № 59-ФЗ срок Департамент по результатам рассмотрения указанных обращений направил в адрес Заявителя письма от 04.06.2020 № ДГИ-Э-59893/20-1, от 17.06.2020 ДГИ-Э-59866/20-1 в которых указал, что Договор аренды не расторгался, является действующим и с учетом дополнительного соглашения от 21.02.2020 Заявитель обязан осуществить строительство в соответствии с надлежащим образом оформленной разрешительной документацией в срок до 01.04.2023.

Таким образом, ввиду того, что Заявитель обратился в порядке рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, а не в порядке предоставления государственной услуги, на все поступившие от Заявителя обращения Департаментом даны письменные ответы в установленный срок и в соответствии со ст. 10 Закона № 59-ФЗ.

При этом ответы на обращения граждан, равно как и информационные письма не отнесены Законом города Москвы от 08.07.2009 № 25 «О правовых актах города Москвы» к числу ненормативных правовых актов и не могут быть признаны незаконными в судебном порядке.

Кроме того, из вышеуказанных ответов Департамента не следует, что они содержат обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия в виде ограничения каких-либо прав истца или возложения на него каких-либо обязанностей.

Таким образом, оспариваемый ответ Департамента на поступившее в рамках Закона № 59-ФЗ обращение носит сугубо информационный характер и не является решением (ненормативным правовым актом) об отказе в предоставлении государственной услуги или отказом в приеме документов на предоставление соответствующей государственной услуги, который может быть обжалован в судебном порядке, равно как само письмо Общества не может быть признано надлежащим обращением за получением определенной государственной услуги.

Доводы о наличии незаконного бездействия со стороны Департамента несостоятельны.

Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

По мнению Заявителя факт направления в его адрес оспариваемого письма свидетельствует о бездействии Департамента, которое выразилось в непредоставлении нового договора аренды земельного участка.

Между тем, под бездействием понимается непринятие действий лицом, которое должно было совершить действия, а не совершение этим лицом действий, не соответствующих ожиданиям другого лица. Следствием признания незаконным бездействия может быть возложение на орган или должностное лицо обязанности совершить определенные действия без предрешения их результата.

Указанная правовая позиция подтверждается сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.09.2016 № Ф05-12681/2016 по делу № А40-197331/2015).

Департаментом выполнены необходимые действия по обращениям Заявителя, в установленный срок в его адрес направлены ответы, что свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны Департамента.

Департамент обязан действовать в соответствии с Административным регламентом оказания соответствующей государственной услуги. Однако доказательств обращения заявителя за оказанием государственной услуги Общество не представило.

При таких обстоятельствах совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для удовлетворения требований, отсутствует.

Согласно п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи;

Как следует из п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка,, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Из указанных нормативных положений следует, что без проведения торгов могут быть предоставлены земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства, лишь собственникам указанных объектов незавершенного строительства.

При этом как указывалось выше оформление договора аренды земельного участка производится Департаментом в соответствии с Административным регламентом, а именно применительно к рассматриваемому случаю в соответствии с Приложением № 15 к постановлению Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, сооружений, расположенных на земельном участке».

Согласно п. 2.11.1 подраздела 2.11 «Результат предоставления государственной услуги» раздела 2 «Стандарт предоставления государственной услуги» приведенного Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является:

2.11.1.1. Выдача (направление) договора аренды земельного участка

2.11.1.2. Выдача (направление) решения об отказе в предоставлении государственной услуги.

Из содержания данных положений следует, что в результате предоставления государственной услуги города Москвы Департаментом, как уполномоченным органом государственной исполнительной власти города Москвы, принимается властное решение о предоставлении заявителю испрашиваемой услуги путем передачи земельного участка в пользование на правах аренды либо об отказе в предоставлении испрашиваемой услуги.

Вместе с тем имеются основания, которые являются препятствием для предоставления вышеуказанной государственной услуги.

Так, в соответствии с деф. 3 п. 2.10.1.3 подраздела 2.10 «Отказ в предоставлении государственной услуги» раздела 2 «Стандарт предоставления государственной услуги приведенного Административного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных Законом города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» (далее - Закон № 48):

- отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости подтверждения имущественных прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке, отсутствие документов, подтверждающих имущественные права, возникшие на данные объекты недвижимости до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зданиях, сооружениях, расположенных на земельном участке;

- наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка.

В частности, указанные основания приведены в п. 1 и п. 3 ч. 5. ст. 4.1 Закона № 48.

В нарушение требований ст. 65 АПК РФ Заявителем не представлены в суд документы, подтверждающие имущественные права на объект незавершенного строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003002:1504 по адресу: г. Москва, площадь Курского вокзала.

Так, сведения об объектах незавершенного строительства наряду со сведениями об иных объектах, которые связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, вносятся в рамках государственного кадастрового учета недвижимого имущества в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), что также позволяет делать выводы об отнесении объектов незавершенного строительства к объектам недвижимости (ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

При этом объект незавершенного строительства может быть поставлен на кадастровый учет, когда степень выполненных работ по созданию этого объекта позволяет его идентифицировать в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества (п. 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016).

Кроме того в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также было разъяснено, что по смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.

Согласно п. 21 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 №51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» право собственности на не завершенное строительство как на недвижимое имущество возникает у заказчика с момента регистрации этого строительства в установленном порядке.

Таким образом, объект незавершенного строительства возникает как объект недвижимости только с момента регистрации, тогда как права Заявителя на спорный объект в установленном законом порядке не зарегистрированы, объект незавершенного строительства не поставлен на кадастровый учет.

Постановлением Правительства Москвы от 11.12.2013 № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» (далее - Постановление № 819-ПП) регламентирован порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) размещения объектов недвижимости на земельных участках, находящихся на территории города Москвы, регламентирован

П. 1.1 Постановления № 819-1Ш утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков (приложение 1) (далее - Положение).

В соответствии с п. 2.1 раздела I «Общие положения» Положения, признаки незаконного (нецелевого) использования земельных участков: использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), информация об оформлении которых отсутствует в информационной системе, включающих в себя в т.ч. размещение на участке строительной техники, оборудования, установку строительных лесов, организацию подъездных путей, разрытие траншей, подключение к сетям (отключение от сетей), ограждение земельного участка, разрытие земельного участка глубиной более 1 м, возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, демонтаж опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство.

В силу п. 3.2 раздела II «Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков» Положения, префектуры административных округов города Москвы, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Департамент культурного наследия города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы при выявлении в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в п. 2.1 настоящего Положения, в 2-дневный срок направляют соответствующую информацию в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости).

Пп. 3.3.3 п. 3 раздела II «Порядок выявления и пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков» Положения установлено, что в случае выявления управой района города Москвы, органами исполнительной власти города Москвы, указанными в п. 3.2 настоящего Положения, либо Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления своей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков, указанных в п. 2.1 настоящего Положения, Госинспекция по недвижимости в срок 15 рабочих дней проводит обследование соответствующих земельных участков, по результатам которого составляет один из следующих актов:

-3.3.3. Акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости в случае наличия признаков, указанных в п. 2.2 настоящего Положения, с направлением в 3-дневный срок копии данного акта в Департамент.

В соответствии с п. 3.3 вышеуказанного Положения Госинспекцией по недвижимости, в рамках осуществления текущей деятельности по выявлению признаков незаконно размещенного(-ых) объекта(-ов), проведено обследование земельного с кадастровым номером 77:01:0003002:1504, расположенного по адресу: г. Москва, площадь Курского вокзала.

На основании данного обследования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003002:1504 Госинспекцией по недвижимости установлен факт наличия незаконно размещенного нежилого строения (офис продаж) площадью застройки 150 кв.м., о чем Госинспекцией по недвижимости составлены:

-Акт от 19.06.2018 № 9013413 о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта на земельном участке с кадастровым номером 77:01:0003002:1504, расположенном по адресу: г. Москва, площадь Курского вокзала;

-Рапорт от 19.06.2018 № 9013413 о результатах планового (рейдового) обследования земельного участка с кадастровым номером 77:01:0003002:1504, расположенного по адресу: г. Москва, площадь Курского вокзала.

В частности, Актом и Рапортом Госинспекции установлено следующее.

«Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0003002:1504 огорожен забором, на участке расположен бытовой городок, а также возведено нежилое строение (офис продаж), площадь застройки 150 кв.м.

Пункт 1.6 постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 № 284-ПП «Об утверждении порядка оформления ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве» содержит исчерпывающий перечень временных объектов для оформления ордера. Объект с назначением офис продаж в указанном перечне отсутствует.

Указанный объект (нежилое строение) на технический учет в БТИ и кадастровый учет не поставлен, информация об оформленных имущественных правах на объект отсутствует. Объект (нежилое строение) площадью застройки около 150 кв.м. обладает признаками самовольного строительства».

Сведениями о том, что выявленные Госинспекцией по недвижимости нарушения использования земельного участка устранены и Госинспекцией составлен акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, Департамент не обладает.

Таким образом, само по себе наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта наличия незаконно размещенного нежилого строения на земельном участке, при отсутствии сведений о составлении уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка в результате демонтажа незаконно размещенного строения, также является самостоятельным основанием для отказа Департамента в предоставлении Заявителю государственной услуги города Москвы на основании положений, установленных Законом № 48, а также деф. 3 п. 2.10.1.3 подраздела 2.10 «Отказ в предоставлении государственной услуги» раздела 2 «Стандарт предоставления государственной услуги» Административного регламента.

При наличии подобных обстоятельств, правовых оснований для оказания Заявителю государственной услуги города Москвы по предоставлению земельного участка в аренду без проведения торгов, в силу прямого запрета, установленного вышеперечисленными нормами.

Закрепленный ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации принцип судебной защиты прав предполагает, что суд, удовлетворяя требования Заявителя, обеспечивает реальную защиту либо восстановление нарушенного (оспоренного) права.

В силу ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав я законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

Следовательно, судебные акты, принимаемые арбитражными судами в пользу лиц, обратившихся за судебной защитой, должны быть направлены на восстановление реально нарушенных прав, а не предполагаемых Заявителем нарушений его интересов, которые, возможно, наступят в будущем.

Лицо, подавшее то или иное исковое заявление в арбитражный суд, преследует лишь единственную цель - это восстановление возможно нарушенного того или иного его права, по средствам конкретного способа защиты (ст. 12 ГК РФ).

При этом Заявитель, как носитель определенного материально-правового интереса, в том числе, и при подаче заявления должен добросовестного использовать принадлежащие ему, о чем прямо указано в п. 3 ст. 1 ГК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п.п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием).

Вместе с тем, применительно к предмету и основанию заявленного иска в нарушение положений ст. ст. 65, 199 АПК РФ Заявителем не приведено доводов о том, каким образом действиями Департамента нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом необходимо отметить следующее.

Как указывалось ранее земельный участок предоставлен ООО «Эссет менеджмент» по договору аренды от 27.05.2014 № И-01-000588 для целей проектирования и строительства гостиницы в составе многофункционального комплекса сроком до 27.05.2020 (запись о регистрации от 15.11.2016).

В письме от 17.06.2020 № ДГИ-Э-59866/20-1 Департамент разъяснил заявителю, что на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 21.05.2020 (протокол № 13, п. 38) принято решение согласиться с продлением срока исполнения обязательств ООО «Эссет менеджмент» по строительству гостиницы в составе многофункционального комплекса на земельном участке с кадастровым номером

77:01:0003002:1504 на срок действия разрешения на строительство объекта до 01.04.2023 без применения к инвестору штрафных санкций и с внесением соответствующих изменений в условия договора аренды земельного участка от 27.05.2014 № И-01-000588.

Во исполнение решения ГЗК Департаментом издано распоряжение от 21.05.2020 № 15477 «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от 27.05.2014 № И-01-000588 в части установления срока исполнения обязательств по строительству объекта», дополнительным соглашением от 21.05.2020 соответствующие изменения внесены в раздел 4 «Особые условия договора» договора аренды от 27.05.2014 № И-01-000588.

Договор аренды не расторгался является действующим и с учетом дополнительного соглашения Заявитель обязан осуществить строительство Объекта в продленный срок.

Следовательно, обоснованность рассматриваемого заявления Обществом не доказана, права и законные интересы Заявителя, связанные с реализацией инвестиционного соглашения, Департаментом не нарушались.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, в соответствии со ст. 445,446 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 110, 167-170, 176, 198, 200-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие Земельному Кодексу, заявление ООО «Эссет менеджмент» о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №77:01:0003002:1504 на срок 3 (три) года для завершения строительства объекта, предусмотренного договором от 29 декабря 2005 года № 330-ИС на право соинвестирования проектирования и строительства 99% общей площади объекта гостиницы в составе многофункционального комплекса на площади Курского вокзала оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:

И.А. Блинникова