ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-174000/2021-154-2314 от 02.12.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

07 декабря 2021 года                                                         Дело № А40- 174000/21-154-2314

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Полукарова А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Слободенюк Ю.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

заявителя (истца):

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС" (115035, ГОРОД МОСКВА, РАУШСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 22/21, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 1037739376223, Дата присвоения ОГРН: 03.02.2003, ИНН: 7705002602)

к ИФНС России № 15 по г. Москве (127254, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА РУСТАВЕЛИ, ДОМ 12/7, ОГРН: 1047715068554, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7715045002), МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ № 6 (107061, ГОРОД МОСКВА, 2-Я ПУГАЧЕВСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 6Б, СТРОЕНИЕ 1, ОГРН: 1047743056030, Дата присвоения ОГРН: 23.12.2004, ИНН: 7707323305)

третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 6 ПО Г.МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (141008, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МЫТИЩИ, ГОРОД МЫТИЩИ, УЛИЦА МИРА, ДОМ 18, ОГРН: 1025003532553, Дата присвоения ОГРН: 24.12.2002, ИНН: 5029067078)

о возложении на ИФНС России № 15 по г. Москве обязанности списать излишне уплаченные заявителем суммы по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам в следующих размерах: 0,33 руб., 2 руб., 4589,79 руб., 35196,68 руб. с лицевого счета по расчетам с бюджетом.

В судебное заседание явились:

Участники, согласно протокола;

УСТАНОВИЛ:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС" (далее также — заявитель, Общество, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы о возложении на ИФНС России № 15 по г. Москве (далее – налоговый орган, ответчик, Инспекция) обязанности списать излишне уплаченные заявителем суммы по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам в следующих размерах: 0,33 руб., 2 руб., 4589,79 руб., 35196,68 руб. с лицевого счета по расчетам с бюджетом.

Представитель заявителя в судебном заседании просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представители ответчиков возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление.

Третье лицо высказало правовую позицию по спору по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

Выслушав доводы представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Как указывает заявитель, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» филиал 6-й троллейбусный парк ГУП «Мосгортранс» уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР).

Согласно справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам и процентам по состоянию на 27.09.2017 установлена переплата за период до 01.01.2017 по следующим расчетам: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 0,33 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 2,00 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 4589,79 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, зачисленных в бюджет ФФОМС в размере 35196,68 руб., что так же подтверждается актом совместной сверки с ИФНС № 17 по г. Москве по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 31.12.2017 за период с 01.01.2017 по 30.12.2017.

В целях исключения переплаты с лицевого счета по расчетам с бюджетом письмами Предприятие обращалось в ИФНС № 15 по г. Москве с просьбой списать переплату в доход бюджета, на что был получен отказ ввиду того, что законодательство о налогах и сборах РФ не содержит положений, предусматривающих основания для списания излишне уплаченных сумм платежей в бюджетную систему.

В ответ на указанные выше письма заявителя налоговый орган письмом от 18.09.2020 за исх.№ 11-11/083098 сообщил Предприятию, что в связи с тем, что законодательство о налогах и сборах Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих основания для списания излишне уплаченных сумм платежей в бюджетную систему Российской Федерации, письма ФНС России от 04.04.2006 № ММ-6-19/357@ и от 01.11.2013 № НД-4-8/19645@ применению не подлежат, в связи с чем возможность списания переплаты отсутствует..

Кроме того, как усматривается из заявления, ГУП г. Москвы «Мосгортранс» письмами от 05.11.2020 № 03/11-484, № 03/11-487, № 03/11-486, № 03/11-485 по тем же основаниям обращалось в ГУ-ГУ ПФР № 6 по г. Москве и Московской области, ответы на которые на момент подачи заявления получены не были.

Не согласившись с действиями Инспекции по несписанию с заявителя указанных выше денежных средств, Предприятие обратилось в Арбитражный суд г. Москвы за защитой своих прав, основываясь о том, что бездействие налогового органа в части списания излишне уплаченных сумм налогов, со дня уплаты которых прошло более трех лет, является незаконным и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд соглашается с позицией налогового органа и при этом  руководствуется следующим.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ) налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 32 Кодекса.

Излишне уплаченный налог подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 6 статьи 78 Кодекса).

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 78 Кодекса).

По общему правилу, установленному пунктом 9 статьи 78 Кодекса, возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (пункт 7 статьи 78 Кодекса).

В то же время данная норма применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне взысканного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

В своем заявлении Общество просит суд обязать Инспекцию списать излишне уплаченные заявителем суммы по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам в следующих размерах: 0,33 руб., 2 руб., 4589,79 руб., 35196,68 руб. с лицевого счета по расчетам с бюджетом в связи с истечением трехлетнего срока на возврат такой суммы.

Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее – Закон № 243-ФЗ) с 01.01.2017 администрирование страховых взносов возложено на налоговые органы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее – Закон № 250-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования1 Российской Федерации передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017.

Вместе с тем, согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами   Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Так, согласно статье 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Согласно части 3 статьи 16 указанного выше закона, в составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную пенсию, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, средства гарантийного возмещения, полученные от Агентства в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной пенсии.

Согласно части 4 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ денежные средства обязательного пенсионного страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 статьи 1 Соглашения Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации» (далее - Соглашение от 30.11.2016) стороны организовывают взаимодействие и координируют свою деятельность и деятельность подведомственных им территориальных органов.

На основании подпункт 1.3 статьи 1 Соглашения от 30.11.2016 стороны при организации взаимодействия и координации деятельности руководствуются, в том числе, таким принципом как своевременность представляемой информации.

В соответствии с подпункт 2.3 статьи 2 Соглашения от 30.11.2016 порядок обмена Сторонами информацией в электронной форме, сроки представления, состав передаваемых сведений, требования к структуре и содержанию форматов файлов передачи данных, используемые средства криптографической защиты, средства коммуникации и связи, а также прочие технические условия, необходимые для обеспечения информационного взаимодействия в соответствии с настоящим Соглашением, определяются Протоколом информационного взаимодействия между

Сторонами в электронной форме, который подписывается уполномоченными лицами Сторон.

При наличии технической возможности обмен осуществляется с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).

Инспекцией приняты в электронном виде документы из Пенсионного фонда Российской Федерации с начисленными и уплаченными Обществом суммами по страховым взносам на ОПС, зачисляемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в спорном размере.

В соответствии с Приказом ФНС России от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня» (далее - Приказ) учет операций налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами в карточках расчетов с бюджетом в соответствии с Едиными требованиями, утвержденными с учетом использования централизованных программных средств, применяемых в налоговых органах.

На основании пункта 2 Приказа налоговые органы обязаны вести карточки расчетов с бюджетом по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункта 3 Приказа отражение информации в карточках «РСБ» АИС «Налог» осуществляется автоматизировано в соответствии с данными технологического процесса 103.06.15.01.0010 «Проводка операций в КРСБ».

Для достоверного состояния расчетов с бюджетом плательщика подсистема РСБ получает от соответствующих подсистем (технологические процессы, которые являются источником операций, формируемых проводку) информацию, сформированную на основании данных выписки УФК, ГИС ГМП, первичных/уточненных деклараций (расчетов), представленных налогоплательщиком; расчета по авансовым платежам; решений налоговых органов по результатам камеральной налоговой проверки; решений по результатам выездной налоговой проверки; решений судебных органов; решений вышестоящих налоговых органов, сведений об изменении страховых взносах, поступающих из Фондов и так далее.

За достоверность, полноту и состав передаваемой информации для формирования и отражения проводки в карточку «РСБ» ответственность несет структурное подразделение, которое является владельцем технологического процесса, в рамках работы которого сформирована и передана информация.

Аналогичная ответственность возлагается на владельца технологического процесса в случае не передачи (несвоевременной или некорректной передачи) сведений.

Таким образом, в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, с 1 января 2017 года между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой1 и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточнённых расчетов), представленных за истекшие до 1 января 2017 года отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

В соответствии со статьёй 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор дохода бюджета в пределах своих бюджетных полномочий принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

На основании п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";

2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 ч! 1 ст. 46 ФЗ от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 ст. 84 НК РФ;

4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, взносам в пенсионный фонд российской Федерации на выплату доплаты к пенсии и задолженности по начисленным пеням и штрафам, а также финансовым санкциям» (далее - Постановление от 17.10.2009 № 820) также закреплен порядок признания безнадежными к взысканию и списанию недоимки по страховым взносам.

Согласно п. 1 Постановления от 17.10.2009 № 820 признаются безнадежными к взысканию и списывается недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов, и задолженность по начисленным пеням и штрафам в следующих случаях:

а) ликвидация плательщика страховых взносов (организации) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б)         признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника);

в)         смерть физического лица или решение суда об объявлении его умершим;

г)         принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

д)         исключение юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц;

е)         вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер недоимки и (или) задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Подпунктом «а» пункта 2 Постановления от 17.10.2009 № 820 установлено, что решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.

При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2017 № 13 (далее - Постановление от 17.10.2017 № 13) в пункт 5 Постановления от 17.10.2009 № 820 внесены изменения, согласно которым Постановление от 17.10.2009 № 820 вступает в силу с 01.01.2010 и применяется в отношении признания безнадежными к взысканию и списания сумм страховых взносов, взносов на выплату доплаты к пенсии, пеней и штрафов по основаниям, возникшим до 01.01.2017.

В соответствии с внесенными изменениями данный документ применяется в отношении признания безнадежными к взысканию и списания сумм страховых взносов, взносов на выплату доплаты к пенсии, пеней и штрафов по основаниям, возникшим до 1 января 2017 года.

Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Заявление о зачёте или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Из вышеизложенного следует, что Налоговый кодекс РФ не содержит норм права, регулирующих порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, в том числе со дня уплаты которых прошло более трёх лет.

При этом суд также учитывает, что доказательств того, что Предприятие обращалось в арбитражный суд с заявлением о зачёте или возврате излишне уплаченных страховых взносов и соответствующим ходатайством о восстановлении срока на обращение в суд, заявителем в материалы дела не представлено.

Также заявителем не представлено доказательств того, что в его состоянии расчётов с бюджетом содержатся недостоверные сведения о суммах излишне уплаченных взносов.

Указанная выше правовая позиция подтверждается письмами Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2021 № 03-02-11/46765 и от 20.04.2021 № 03-02-11/29986 и согласуется с судебной практикой по данной категории споров (постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.12.2013 по делу № А56-19024/2013, постановлением 18 Арбитражного апелляционного суда № 18АП-6278/2021 от 09.06.2021 по делу № А07-20531/2020 и постановлением 10 Арбитражного апелляционного суда № 10 АП-9753/2020 от 13.08.2020 по делу № А41-10062/2020).

При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией налогового органа и считает, что у Инспекции отсутствует установленная законодательством обязанность производить списание излишне уплаченных сумм страховых взносов и правовой механизм по списанию переплаты, поскольку страховые взносы подлежат зачислению во внебюджетный фонд, а именно в пенсионный фонд, что следует из правовой природы спорных платежей, так как Предприятие является плательщиком страховых взносов в ПФ РФ, которому законом предоставлено право лишь на возврат (зачёт) излишне уплаченных страховых взносов, которым заявитель в установленный НК РФ срок не воспользовался.

Также, ввиду отсутствия каких-либо негативных последствий для налогоплательщика отказ в списании переплаты по налогу, в отношении которой истек срок исковой давности, не приводит к нарушению его прав и законных интересов.

Расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении заявленных требований.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167—170, 197―201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС" - оставить полностью без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

А.В. Полукаров