ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-174692/16 от 22.12.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-174692/16-21-1542

26 декабря 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 22 декабря 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2016 г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего судьи Каменской О.В.

При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Самодуровой О.В.

Рассматривает в открытом судебном заседании суда дело по иску (заявлению)

ЗАО АКБ «Терра» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации : 18.10.2007, 115093,ГОРОД МОСКВА,,,,УЛИЦА ЩИПОК,2)

к заинтересованному лицу Центральному Банку Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации : 10.01.2003, 107016,<...>,)

3-и лица Временная администрация по управлению кредитной организацией ЗАО АКБ «Терра», ФИО1, ФИО2

о признании недействительным приказ от 28.07.2016г. № ОД-2403, от 28.07.2016г. № ОД-2404, о признании недействительным Предписание от 24.06.2016г. № Т1-85-1-08/91417 ДСП, от 12.07.2016г. № Т1-28-3-02/100618 ДСИ

В судебное заседание явились:

от истца (заявителя) – ФИО3 (по дов. от 16.11.2016г.)

от ответчика – ФИО4 (по дов. от 26.10.2015г.), ФИО5 (по дов. от 22.12.2015г.), ФИО6 (по дов. от 10.11.2015г.), ФИО7 (по дов. от 05.10.2015г.)

3-и лица - Временная администрация по управлению кредитной организацией ЗАО АКБ «Терра» - ФИО2 (по дов. от 05.10.2016г.), ФИО8 (по дов. от 05.10.2016г.), ФИО1 - ФИО2 (по дов. от 04.10.2016г.), ФИО8 (по дов. от 04.10.2016г.), ФИО2 - ФИО2 (по дов. от 04.10.2016г.), ФИО8 (по дов. от 04.10.2016г.)

суд

УСТАНОВИЛ:

Рассматривается заявление ЗАО АКБ «Терра» к Центральному Банку Российской Федерации о признании недействительным приказ от 28.07.2016г. № ОД-2403, от 28.07.2016г. № ОД-2404, о признании недействительным Предписание от 24.06.2016г. № Т1-85-1-08/91417 ДСП, от 12.07.2016г. № Т1-28-3-02/100618 ДСИ, обязании произвести действия.

Ответчик доводы заявителя отклонил по мотиву законности оспариваемых актов.

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в связи со следующими обстоятельствами.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что заявленные требования не обоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом, согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, из совокупности указанных норм в их системном толковании и с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что в качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, действий (бездействия) законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта, действий (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.

Отсутствие совокупности названных признаков исключает возможность удовлетворения требований, заявленных в рамках главы 24 АПК РФ.

Приказ Банка России № ОД-2403 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций АКБ «Терра» (ЗАО) издан Банком России в пределах его полномочий в соответствии с п. 6 части первой статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее - Закон о банках).

Основаниям для отзыва у банка лицензии явилось неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая, что в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России.

Нарушения АКБ «Терра» (ЗАО) требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России подтверждаются фактами, выявленными Банком России в рамках осуществления документарного надзора, а также фактами, установленными в ходе проверки его деятельности.

По итогам проведения проверки составлены Акты проверки:

- промежуточный акт проверки АКБ «Терра» ЗАО от 25.03.2016 №А2К-И25-11-14/518дсп;

- промежуточный акт проверки АКБ «Терра» ЗАО от 08.04.2016 №А2К-И25-11-14/642дс;

- акт проверки от 18.04.2016 № А1К-И25-1-14/711ДСП.

Пункт 6 части первой статьи 20 Закона о банках (неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

За последний год Банк неоднократно допускал нарушения банковского законодательства и нормативных актов Банка России:

- статьи 24 Закона о банках и статей 65, 69 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон о Банке России) в части создания необходимых резервов на покрытие возможных убытков и соблюдения обязательных нормативов; части 7 статьи 11.2 Закона о банках в части соответствия требованиям по минимальному размеру собственных средств (капитала); статьи 11.1 Закона о банках в части согласования с Банком России кандидатуры на должность руководителя кредитной организации; статьи 40 Закона о банках и статьи 57 Закона о Банке России в части представления достоверной отчетности; статьи 73 Закона о Банке России в части обязанности по исполнению предписаний Банка России; татьи 5 Федерального закона «О кредитных историях» в части своевременного направления информации о выдаче кредита в Бюро кредитных историй; татьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите» в части отражения в договоре информации о полной стоимости потребительского кредита; Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее - Положение № 254-П); Положения Банка России от 25.10.2013 № 408-П «О порядке оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации лиц, указанных в статье 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статье 60 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», и порядке ведения базы данных, предусмотренной статьей 75 федерального закона «О центральном банке российской федерации (Банке России)» (далее - Положение № 408-П); Положения Банка России от 22.12.2014 № 448-П «О порядке бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, в кредитных организациях» (далее-Положение № 448-П); Положение Банка России от 28.12.2012 № 395-П «О методике определения величины собственных средств (капитала) кредитных организаций («Базель III»)» (далее-Положение № 395-П); Положения Банка России от 29.08.2008 № 321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение №321-П);

Указание Банка России от 01.04.2014 № 3223-У «О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации» (далее - Указание № 3223-У);

Указания Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (далее - Указание № 2332-У).

В течение последних 12 месяцев в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России и Инструкцией Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия» в отношении Банка неоднократно применялись меры надзорного реагирования, а именно: Предписанием от 29.07.2015 № Т1-52-37-8/27029ДСП за нарушения требований Положения № 254-П при оценке кредитного риска по ссудной задолженности 1 заемщика-юридического лица и 2 заемщиков-физических лиц, повлекшей недосоздание резервов на возможные потери в совокупном размере 14,8 млн рублей, Банку предъявлено требование об устранении допущенных нарушений, реклассифицикации ссудной задолженности и доформировании по ней необходимых резервов; Предписанием от 31.08.2015 № Т1-52-37-8/30950ДСП за нарушение требований статьи 11.1 Закона о банках и Положения № 408-П в части назначения на должность руководителя кредитной организации без предварительного согласования кандидатуры с Банком России Банку предъявлено требование об уплате штрафа в размере 300,0 тыс. рублей; Предписанием от 21.10.2015 № Т1-85-5-09/164328ДСП за нарушения требований Положения № 254-П при оценке кредитного риска по ссудной задолженности 2 заемщиков-физических лиц, повлекшей недосоздание резервов на возможные потери в совокупном размере 11,1 млн рублей, Банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, реклассифицикации ссудной задолженности и доформировании по ней необходимых резервов; Предписанием от 07.12.2015 № Т1-85-5-09/190806ДСП в связи с неправомерным учетом обеспечения по ссудной задолженности ООО «СЗМК», а также существенным завышением стоимости имущества, полученного кредитной организацией от акционера в виде безвозмездной финансовой помощи, Банку предъявлены требования о формировании резервов по ссуде ООО «СЗМК» без учета обеспечения и отражении в балансе реальной стоимости полученного имущества; Предписанием от 22.12.2015 № Т1-85-5-09/200024ДСП за несоблюдение порядка составления и представления отчетности по форме 0409115 «Информация о качестве активов кредитной организации (банковской группы)», установленного Указанием № 2332-У, Банку предъявлены требования об устранении нарушений; Предписанием от 18.01.2016 № Т1-85-5-07/4551ДСП в связи с невыполнением требования предписания от 07.12.2015 № Т1-85-5-09/190806ДСП в части отражения достоверной информации о стоимости имущества Банку предъявлено требование об устранении нарушения; Предписанием от 25.03.2016 № Т1-85-5-05/41232ДСП за нарушения требований Положения № 254-П при оценке кредитного риска по ссудной задолженности 4 заемщиков-юридических лиц и 4 заемщиков-физических лиц, повлекшей недосоздание резервов на возможные потери в совокупном размере 73,1 млн рублей, Банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, реклассифицикации ссудной задолженности и доформировании по ней необходимых резервов. Одновременно кредитной организации сроком на 6 месяцев введены ограничения на осуществление отдельных операций; Предписанием от 20.04.2016 № Т1-85-1-08/56161ДСП за выявленные в ходе инспекционной проверки (промежуточный акт от 25.03.2016 № А2К-И25-1-14/518ДСП) нарушения требований Положения № 254-П, статьи 5 Федерального закона «О кредитных историях» и статьи 6 Федерального закона «О потребительском кредите» Банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений, реклассифицикации ссудной задолженности и доформировании по ней необходимых резервов; Предписанием от 20.04.2016 № Т1-85-1-05/56442ДСП в связи с несоответствием руководителя службы управления рисками квалификационным требованиям, установленным Указанием № 3223-У, Банку предъявлено требование об устранении нарушения; Предписанием от 16.05.2016 № Т1-85-1-05/69191ДСП за нарушения требований Положения № 395-П в части невключения в расчет собственных средств (капитала) величины резервов, фактически недосозданных в соответствии с предписанием от 25.03.2016 № Т1-85-5-05/41232ДСП, Банку предъявлены требования об устранении нарушения, корректировке и замене отчетности 0409123, 0409118 , 0409135 , 0409634; Предписанием от 18.05.2016 № Т1-85-1-05/71148ДСП в связи с недооценкой кредитного риска по ссуде 1 заемщика-юридического лица, а также за нарушения требований Положения № 395-П в части невключения в расчет собственных средств (капитала) величины резервов, фактически недосозданных в соответствии с предписанием от 20.04.2016 № Т1-85-1-08/56161ДСП, Банку предъявлены требования об устранении нарушений, реклассификации ссудной задолженности данного заемщика и о корректировке и замене отчетности 0409123, 0409118, 0409135, 0409634; Предписанием от 24.06.2016 № Т1-85-1-08/91417ДСП за выявленные по результатам инспекционной проверки (акт проверки от 18.04.2016 № А1К-И25-1-14/711ДСП) нарушения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), а также Положения № 254-П и Положения № 395-П Банку предъявлены требования об устранении нарушений, реклассифицикации ссудной задолженности и доформировании по ней необходимых резервов, а также корректировки отчетности по ф. 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)». Одновременно кредитной организации сроком на 6 месяцев введены ограничения на осуществление отдельных операций.

Кроме того, в течение года, предшествующего отзыву лицензии, в адрес АКБ «Терра» ЗАО Главным управление Банка России по Центральному федеральному округу (далее - Главное управление) были направлены следующие письма:

- письмо Главного управления от 30.03.2016 № Т1-85-5-05/43369дсп об устранении нарушения подпункта.4.7.4 пункта 4.7 Положения Банка России № 242-П;

- письмо Главного управления от 04.04.2016 № Т1-14-6-01/45523ДСП об устранении нарушения Указания Банка России № 2332-У в части порядка заполнения данных по ценным бумагам, учитываемым на счетах депо и иных счетах кредитной организации;

Также Главным управлением 17.06.2016 было проведено совещание с руководством кредитной организации в отношении мер по снижению концентрации
 рисков на собственников, предоставления актуальной информацию о стоимости
 имущества и т.д., протокол совещания от 17.06.2016 №ВН-85-1-05/4дсп.

Следовательно, в деятельности кредитной организации имелись основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренное пунктом 6 части первой статьи 20 Закона о банках.

п.

В соответствии со ст. 20 Закона о банках и п. 2 ст. 189.26 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

В связи с изданием приказа Банка России от 28.07.2016 № ОД-2403 об отзыве лицензии на осуществление банковских операций АКБ «Терра» (ЗАО) Банк России издал приказ № ОД-2404 о назначении временной администрации АКБ «Терра» (ЗАО).

Таким образом, Банк России исполнил обязанность, возложенную на него указанными федеральными законами.

С учетом изложенного отсутствует необходимый признак для признания ненормативных актов недействительными - несоответствие такого акта, действий (бездействия) закону или иным правовым актам.

В отношении предписания от 24.06.2016 № Т1-85-1-08/91417дсп.

В качестве основания для признания предписания от 24.06.2016 незаконным и подлежащим отмене заявитель указывает на необоснованность требования надзорного органа о корректировке собственных средств (капитала) на сумму недосозданных резервов по ссудам ООО «Терра-Инвест», ООО «ПИФ», ЗАО «АТОМ», ООО «КАПС-СТРОЙ», ООО «ФСК «Евро-Старт» и ФИО9

Доводы заявителя в отношении заемщиков ООО «ПИФ», ООО «ФСК «Евро-Старт» и ФИО9 не могут служить подтверждением незаконности предписания от 24.06.2016, поскольку обжалуемое предписание не содержит никаких требований в отношении указанных заемщиков.

Требования надзорного органа в отношении заемщиков ООО «ФСК «Евро-Старт» и ФИО9 были предъявлены другими предписаниями.

Таким образом, для оценки законности предписания от 24.06.2016 доводы заявителя в отношении ООО «ПИФ», ООО «ФСК «Евро-Старт» и ФИО9, которые он приводит в подтверждение незаконности требований надзорного органа, не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к предмету спора.

Кроме того, приводя доводы в отношении указанных заемщиков, заявитель исходит из своих данных по ссудной задолженности заемщиков, указывая размер ссуды и расчет резерва по ней по состоянию на 01.07.2016, на 15.07.2016, что не имеет никакого отношения к оценке законности предписания от 24.06.2016.

Оценка качества ссуд и ссудной задолженности, кредитного риска по ссудам, предоставленным АКБ «Терра» ЗАО заемщикам, как при проведении проверки банка, так и при вынесении предписания от 24.06.2016, проводилась по состоянию на 01.03.2016 и на 01.04.2016. Таким образом, приведенные заявителем показатели и расчеты не основаны на фактических обстоятельствах дела и декларативны.

Основанием для направления предписания от 24.06.2016 послужили выявленные в ходе проведения надзорным органом проверки деятельности АКБ «Терра» ЗАО (акт проверки от 18.04.2016 №А1К-И25-11-14/711дсп) нарушения кредитной организацией нормативных актов Банка России - Положения № 254-П и № 395-П, Федерального закона № 115-ФЗ.

При этом заявитель просит полностью отменить указанное предписание, однако выявленные в деятельности АКБ «Терра» ЗАО нарушения Федерального закона № 115-ФЗ не оспаривает.

Факты нарушений подпункта 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в виде ненаправления в установленный срок в уполномоченный орган сообщений по 6 подлежащим обязательному контролю операциям: по коду вида операции 4006 «Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, в случае если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия»; по коду вида операции 4005 «Зачисление на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации», что подтверждается промежуточным актом проверки по отдельному вопросу от 08.04.2016 №А2К-И25-11-14/642ДСП.

В отношении содержащегося в предписании требования Банка России о досоздании резерва на возможные потери по ссудным задолженностям ООО «Евро-Строй», ООО «КАПС-СТРОЙ», ООО «Терра-Инвест», ФИО10, ФИО11, Петри Ю.Ю., суд считает, что согласно п. 6 ст. 62 и ст. 69 Закона о Банке России в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков.

Порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам кредитными организациями закреплен в Положении № 254-П.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения № 254-П оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со статьей 72 Закона о Банке России.

Из требований п. 9.1 Положения № 254-П следует, что территориальные учреждения Банка России, действуя в соответствии со ст. 73 Закона о Банке России, проводят оценку активов и пассивов кредитной организации на основании ч. 4 ст. 72 указанного закона, в том числе оценивают обоснованность классификации ссуд и размера сформированного резерва, руководствуясь требованиями и методами, предусмотренными Положением № 254-П.

В соответствии с п. 9.5 Положения № 254-П, если Банк России (его территориальное учреждение) оценивает отдельные ссуды иным образом, чем кредитная организация или устанавливает, что сформированный резерв по ссудам недостаточен, то на основании ст. 72, 74 Закона о Банке России требует от кредитной организации реклассифицировать ссуду и (или) уточнить резерв в соответствии с оценкой, данной Банком России (его территориальным учреждением). Указанное требование оформляется предписанием.

В этой связи считаем, что предъявляя требования о досоздании резерва по ряду ссудных задолженностей Банк России действовал в рамках предоставленных ему полномочий, руководствуясь указанными требованиями закона.

Следует отметить, что заявителем оспаривается досоздание резерва только по ссудным задолженностям ООО «КАПС-СТРОИ», ООО «Терра-Инвест», при этом им не приводится никаких правовых доводов и ссылок на законы или иные нормативные акты, которые, по его мнению, были нарушены Банком России при предъявлении указанного требования.

Доводы, которые заявитель приводит в обоснование своей позиции о незаконности оспариваемого предписания, основаны на неправильном толковании и применении норм Положения № 254-П, Положения № 395-П, заявитель смешивает такие понятия как требование о доформировании резерва и требование о корректировке расчета собственных средств.

В соответствии с п.7.5 Положения № 395-П на каждую дату расчета величины собственных средств (капитала) кредитная организация включает величину резерва (резервов) фактически недосозданного по сравнению с величиной, требуемой в соответствии с Положением № 254-П, Положением № 283-П, Указание Банка России от 22.06.2005 № 1584-У «О формировании и размере резерва на возможные потери под операции кредитных организаций с резидентами офшорных зон» и (или) Указанием Банка России от 17.11.2011 № 2732-У «Об особенностях формирования кредитными организациями резерва на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверяются депозитариями», в расчет одного из показателей, предусмотренных подпунктом 2.1.7 или 2.1.8, или 2.2.7, или 2.2.8 пункта 2, или подпунктом 3.1.6 или 3.1.7 пункта 3 Положения № 395-П, в соответствии со сроками наступления отчетной даты, следующей за датой направления требования о доформировании резерва (резервов).

Учитывая указанные положения нормативного акта Банка России, в адрес кредитной организации надзорным органом были направлены предписания от 16.05.2016 № Т1-85-1-05/69191ДСП, от 18.05.2016 № Т1-85-1-05/71148ДСП с требованием внести корректировки в отчетность по ф. 0409123 по недосозданному резерву, так как по ранее направленным предписаниям резервы были сформированы не в полном объеме.

Однако при рассмотрении представленной банком во исполнение указанных предписаний от 16.05.2016 и от 18.05.2016 замены отчетности по ф.0409123 было установлено, что АКБ «Терра» ЗАО отразил корректировки только по стр. 101.9.2 и не учел их при расчете величины прибыли/убытка текущего года.

В связи с этим одним из требований предписания от 24.06.2016 было корректно отразить в отчетности по форме 0409123 корректировки по требованию предписаний от 16.05.2016, 18.05.2016 на отчетные даты, следующие за датой исполнения требований предписаний от 25.03.2016 и от 20.04.2016, а также представить замену отчетности по ф.0409123, 0409118,0409135,0409157, 0409634.

Утверждение заявителя о том, что ему было предъявлено требование создать резерв на возможные потери по уже погашенным ссудам, например ООО «ПИФ», не соответствует реальному содержанию предписания.

Таким образом, указанное предписание вынесено в соответствии с законом, основания для его отмены отсутствуют.

В отношении предписания от 12.07.2016 № Т1-28-3-02/100618дсп.

Как установлено в ст. 60 Закона о Банке России, Банк России вправе требовать замены единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера кредитной организации, в случае их несоответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации, установленным ст. 16 Закона о банках.

При этом согласно ст. 16 Закона о банках одним из оснований признания руководителя несоответствующим требованиям к деловой репутации является применение к кредитной организации, в которой он занимал должность, в частности, руководителя или главного бухгалтера, мер в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России за представление существенно недостоверной отчетности, если подготовка и представление отчетности входили в его компетенцию.

В ходе надзора за деятельностью АКБ «Терра» (ЗАО) были выявлены факты неоднократного представления в Банк России недостоверных отчетных данных, что отражено в предписании от 24.06.2016 № Т1-85-1-08/91417ДСП.

В нем указано, что данные ежедневной отчетности по ф. 04090123, ф. 0409135 начиная с 30.03.2016, а также на отчетные даты 01.04.2016 и 01.05.2016 являются недостоверными. Кроме того, в данном предписании было отражено, что недосоздание резервов по ссудной задолженности юридических и физических лиц оказывает влияние также на достоверность сведений содержащихся в отчетности по ф. 0409101, 0409102, 0409115, 0409117, 0409118, 0409123, 0409125, 0409135, 0409155, 0409157, 0409634 на 01.03.2016 и 01.04.2016.

Таким образом, до сведения банка и его руководителя ФИО1 было доведено, какие формы отчетности и на какие даты содержали недостоверные данные.

В соответствии п. 2 Указания Банка России от 16.07.2012 № 2851 -У «О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» кредитные организации представляют отчетность по формам, установленным Банком России, которые подписываются руководителем кредитной организации либо его заместителем, наделенным правом подписывать отчетность, главным бухгалтером либо замещающим его должностным лицом, в случае если подпись главного бухгалтера предусмотрена в форме отчетности и исполнителем (если отчетность составлена на бумажном носителе) или содержат код аутентификации электронного сообщения (если отчетность составлена в электронном виде), используемый для контроля целостности и подтверждения подлинности электронного сообщения. Руководитель кредитной организации обязан обеспечить своевременное составление и представление достоверной отчетности в Банк России.

Следовательно, довод заявителя, что Банк России вынес оспариваемое предписание, не имея доказательств того, что отчетность была подготовлена и представлена Председателем Правления АКБ «Терра» ЗАО ФИО1 и главным бухгалтером банка ФИО12, несостоятелен. Иные доводы заявителя относительно деловой репутации его и ФИО12 не имеют отношения к рассматриваемому вопросу, поскольку не опровергают факта представления недостоверной отчётности.

С учетом вышеизложенного, предъявленное банку предписанием от 12.07.2016
 требование о замене руководителя и главного бухгалтера имеет как правовые, так и
 фактические основания, предъявлено Банком России в рамках его полномочий, в целях защиты законных интересов кредиторов кредитной организации, поскольку деятельность руководства банка и главного бухгалтера создала реальную угрозу потери банком финансовой устойчивости.

Исходя из изложенного, руководствуясь ФЗ № 122-ФЗ от 21.07.97г., ГК РФ, ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований о признании недействительным Приказ Центрального банка Российской Федерации №ОД-2403 от 28.07.2016 г. «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Акционерный коммерческий банк «Терра» (закрытое
 акционерное общество АКБ «Терра» ЗАО (г. Москва); признании недействительным Приказ Центрального банка Российской Федерации №ОД-2404 от 28.07.2016 г. «О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Акционерный коммерческий банк «Терра» (закрытое акционерное общество) АКБ «Терра» ЗАО (г. Москва) в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций; признании недействительным Предписание Центрального банка Российской Федерации № Т1-85-1-08/91417 ДСП от 24.06.2016 г. «О применении мер воздействия»; признании недействительным Предписание Центрального банка Российской Федерации № Т1-28-3-02/100618 ДСИ от 12.07.2016 г. «О замене руководителя кредитной организации», обязании Центральный банк Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законныхинтересов АКБ «Терра» ЗАО и в течение 3-х рабочих дней с момента вступления в силу решения суда возвратить кредитной организации Акционерный коммерческий банк «Терра» (закрытое акционерное общество АКБ «Терра» ЗАО (г. Москва) лицензию на осуществление банковских операций, что проверено на соответствие ФЗ «О банкротстве», отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья: О.В. Каменская