ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-17595/16 от 13.04.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                      

20 апреля 2016 года                                                    Дело  № А40-17595/2016-93-146

Резолютивная часть решения объявлена: 13 апреля 2016года

Полный текст решения изготовлен: 20 апреля 2016года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Позднякова В.Д.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шувариковым А.С.

с использованием средств аудиозаписи в ходе судебного заседания.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению ООО «Скартел» (ОГРН <***>)

к Управлению Роскомнадзора по ЦФО

о признании незаконным предписания от 29.12.2015 № П-77/108569/11/2576-нд

при участии:

от заявителя – ФИО1 (дов. № 17/670-15 от 21.12.2015); ФИО2 (дов. № 17/642-15 от 02.11.2015)

от ответчика – ФИО3 (дов. № 54-Д от 30.12.2015)

УСТАНОВИЛ:

ООО «Скартел»  обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Управления Роскомнадзора по ЦФО от 29.12.2015 № П-77/108569/11/2576-нд.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что поручение хранения архивных данных абонентов в ООО «Айрон Маунтен СНГ» не требует письменного согласия абонентов в силу закона в целях реализации законных интересов ООО «Скартел» как оператора связи. Полагает, что его интерес в передаче сведений об абонентах основан на положениях Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 02.07.2007 № 73, согласно п. 37 которых информация, связанная с расчетами, сохраняется и является доступной для ее просмотра и анализа в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, то есть трех лет. Ссылается, что для исполнения положений нормативных правовых актов ему необходимо хранить указанную информацию у третьи лиц.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве, указывая на законность оспариваемого предписания.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам внеплановой выездной проверки ООО «Скартел», проведённой на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по центральному Федеральному округу № 2576-нд от 18.12.2015. Срок проведения проверки установлен в период с 23.12.2015 по 31.12.2015

По итогам проведения проверки также составлен акт проверки № А-77/11/2576-нд от 29.12.2015. К акту проверки прилагается справка по внеплановой выездной проверке ООО «Скартел».

Также Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по центральному Федеральному округу в отношении ООО «Скартел» вынесено предписание от 29.12.2015 № П-77/108569/11 /2576-нд об устранении выявленного нарушения.

Так в соответствии с предписанием, ООО «Скартел» необходимо устранить нарушение требований ст. 53 ФЗ «О связи» № 126-ФЗ, п. 4 Правил оказания телематических услуг связи, утверждённых постановлением Правительства РФ № 575 от 10.09.2007 г. и п. 5 лицензии № 108569 в части предоставления третьим лицам сведений об абонентах-гражданах без их согласия, либо устранить указанное нарушение иным законным способом.

Полагая вынесенное предписание вынесенным с нарушением действующего законодательства, заявитель обратился с настоящим заявлением.

В соответствии с ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента -юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Таким образом, передавая договоры об оказании услуг связи (а также их копии) третьим лицам, оператором связи осуществляется передача сведений об абонентах.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. В соответствии с п. 4 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342, сведения об абоненте-гражданине, ставшие известными оператору связи в силу исполнения договора об оказании услуг телефонной связи, включая оказание услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также оказание услуг подвижной связи в сети связи общего пользования (далее - договор), могут использоваться оператором связи для оказания справочных и иных информационных услуг или передаваться третьим лицам только с письменного согласия этого абонента, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обязанность предоставить доказательство получения согласия абонента-гражданина на предоставление сведений о нем третьим лицам возлагается на оператора связи.

Как следует из материалов  дела, между ООО «Скартел» и ООО «Айрон Маунтен СНГ» заключен договор №Ц-1005 от 01.07.2011.

Предметом Договора является оказание услуг по хранению документов, а также услуги по архивированию и уничтожению документов.

В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к договору ООО «Айрон Маунтен СНГ» будет предоставлять клиенту услуги по хранению документов в Архивных коробах и носителей, а также прочие услуги, указанные в Прайс-листе. в Прайс-листе, в частности, указаны следующие услуги:  хранение документов;  расформирование папок-регистраторов, упаковка документов в архивную папку;  составление описи документов; поиск Архивного короба, поиск дела, поиск на уровне документа, стандартная доставка, электронная доставка (факс, e-mail);  копирование хранимых документов из дел с брошюровкой копий;  распечатка документов с электронного архива и брошюровка; сертифицированное уничтожение;  опечатывание архивного короба;  уничтожение ненужных данных;  сканирование (с целью последующего размещения в архиве электронных копий документов); хранение в архиве электронных копий документов и иных файлов заказчика; предоставление доступа к архиву электронных копий документов;  хранение медиа-носителей (поиск в хранилище, возврат в хранилище); архивная обработка документов (комплексное обследование состояния и наличия документов форда организации, экспертиза научной и практической ценности с полистным просмотром и отбором документов из дел, формирование дел, оформление дел и прочее); переплет, сшив документов, систематизация документов, упаковка в архивные короба; предоставление документов и материалов, находящихся в производстве, курьеру заказчика.

Таким образом, в процессе оказания услуг по договору ООО «Айрон Маунтен СНГ» и его сотрудники, могут получить доступ к персональным данным абонентов ООО «Скартел», в частности, паспортные данные, абонентский номер телефона, адрес места жительства и прочее согласно абонентскому договору и правилам оказания услуг связи

ООО «Скартел» в рамках данного договора передает документы, касающиеся деятельности организации, в том числе договоры об оказании услуг связи, заключаемые с абонентами - физическими лицами.

ООО «Скартел» ссылается на то, что заключая договор об оказании услуг связи, абонент дает свое согласие на передачу сведений о нем третьим лицам. В частности в соответствии с п. 7.5 Условий оказания услуг связи ООО «Скартел», клиент дает оператору связи согласие на обработку сведений о нем (в том числе персональных данных клиента - физического лица и сотрудников и прочих лиц, связанных с клиентом - юридическим лицом), указанных при заключении договора и сообщаемых впоследствии, в том числе использование сведений о нем при информационно-справочном обслуживании клиента. Оператор имеет право обрабатывать сведения о клиента (включая персональные данные), в том числе передавать их третьим лицам, также для целей исполнения договора с клиентом, улучшения качества оказания услуги информационно-справочного обслуживания клиента, обеспечения исполнения договора (в том числе оплаты услуг) клиентом. Клиент соглашается с тем, что любые сведения о нем могут быть переданы собственникам, прямым или косвенным участникам оператора (при условии, что суммарная доля косвенного участия составляет не менее 50%), любым бенефициарам оператора.

Таким образом, по утверждению ООО «Скартел», оператор получает письменное согласие абонента о передаче сведений о нем третьим лицам.

Вместе с тем, в соответствии с ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» согласие в письменной форме должно включать в себя:

фамилию, имя, отчество, адрес субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе;

фамилию, имя, отчество, адрес представителя субъекта персональных данных, номер основного документа, удостоверяющего его личность, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, реквизиты доверенности или иного документа,  подтверждающего  полномочия этого представителя (при получении согласия от представителя субъекта персональных данных);

3)        наименование или фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта персональных данных;

4)        цель обработки персональных данных;

5)        перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных;

6)        наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка будет поручена такому лицу;

перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

срок, в течение которого действует согласие субъекта персональных данных, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;

9)        подпись субъекта персональных данных.

Условия оказания услуг связи ООО «Скартел», а также какие-либо иные документы, являющиеся неотъемлемой частью договора об оказании услуг связи ООО «Скартел» не содержат:

(п. 5) перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие субъекта персональных данных. Указано, что все персональные данные, которые субъект предоставляет при заключении договора и сообщаемых впоследствии, однако конкретного перечня нет;

(п. 6) сведения о наименовании или фамилии, имени, отчестве и адресе лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора. В частности в данном договоре отсутствует информация о том, что сведения об абоненте будут передаваться ООО «Айрон Маунтен СНГ»,

(п. 7) перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных. В п. 3 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» указано, что обработка персональных данных представляет собой действия, совершаемые с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. В договоре отсутствует определенный перечень тех действий, которые будут совершаться с использованием персональных данных.

- (п. 4) цель обработки персональных данных. В своем заявлении ООО «Скартел» указывает, что документы передаются в ООО «Айрон Маунтен СНГ» в целях осуществления прав и законны интересов оператора связи, предоставления сведений об абонентах уполномоченным органам на основании ст. 63 Федерального закона «О связи» и Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538. Однако данные цели не указаны в договоре. В договоре указана лишь одна цель - исполнение договора на оказание услуг связи. При этом хранение персональных данных у третьей стороны (ООО «Айрон Маунтен СНГ») не является целью, для которой заключался договор об оказании услуг связи, и отдельно в качестве цели передачи персональных данных в договоре не указан.

Пунктом 9 ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» предусмотрено, что на согласии должна быть проставлена подпись субъекта персональных данных. Однако, оператор связи ООО «Скартел» не заключает договоры в письменной форме, то есть путем составления документа на бумажном носителе, подписанного его сторонами. Следовательно, подпись на указанном согласии также отсутствует.

Более того, при приобретении SIM-карты абонент не получает распечатанную копию договора, не знакомится с его условиями. Копию заключенного договора, по электронной почте абонент может получить только после запроса ее у оператора связи, уже после его подключения приобретенной SIM-карты к сети. Согласно позиции оператора связи абонент подписывает договор конклюдентными действиями, вставив SIM-карту в абонентское устройство, в результате чего передается ключ электронной подписи. Однако в результате совершения таких действий абонент не видит текста подписываемого договора, а следовательно, в принципе не знает, что подписывает некое согласие на обработку персональных данных.

Учитывая все вышеизложенное, такое согласие на обработку персональных данных не может быть признано законным, поскольку не соответствует требованиям Федерального закона, а ссылка оператора связи на то, что при заключении договора абонент дает свое согласие на обработку персональных данных является необоснованной.

Также заявитель ссылается на абз. 6 п. 1 ст. 53 Федерального закона «О связи», согласно которому в случае, если оператор связи поручает обработку персональных данных абонента-гражданина третьему лицу в целях заключения и (или) исполнения договора об оказании услуг связи, стороной которого является абонент-гражданин, и (или) в целях осуществления прав и законных интересов оператора связи или абонента-гражданина, согласие абонента-гражданина на это поручение, в том числе на передачу его персональных данных такому третьему лицу, обработку персональных данных таким третьим лицом в соответствии с поручением оператора связи, не требуется. В связи с этим ООО «Скартел» указывает, что на хранение архивных данных абонентов в ООО «Айрон Маунтен СНГ» не требуется письменного согласия.

Вместе с тем, абз. 6 п. 1 ст. 53 Федерального закона «О связи» является разъяснением положений абз. 5 п. 1 ст. 53 Федерального закона «О связи», согласно которому оператор связи вправе поручить в соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработку персональных данных абонента-гражданина третьим лицам.

Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Предметом договора № 11-1005 от 01.07.2011 заключенного между ООО «Скартел» и ООО «Айрон Маунтен СНГ» является оказание услуг по хранению документов, а также услуги по архивированию и уничтожению документов. Данный договор не является договором либо поручением на обработку персональных данных. Обработка персональных данных не является целью договора.

Более того, в данном договоре отсутствуют какие-либо условия, которые в обязательном порядке должны быть указаны: перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О персональных данных».

В этой связи договоре № 11-1005 от 01.07.2011 не может быть признан поручением на обработку персональных данных в соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О персональных данных» и абз. 5 п.1 ст. 53 Федерального закона «О связи».

ООО «Скартел» указывает, что обработка персональных данных осуществляется в целях осуществления прав и законных интересов оператора связи. Вместе с тем, оператором связи не учитывается один из основополагающих принципов права, в соответствии с которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Другими словами, покушение на право абонента на личную тайну, право на жизнь, другие основополагающие права, не может быть оправдано только лишь реализацией оператором связи своих прав и законных интересов. Такая реализация должна осуществляться с учетом прав и свобод других лиц.

Пунктом 1 статьи 53 Федерального закона «О связи» установлен прямой запрет на передачу сведений об абонентах без их согласия либо в иных, прямо предусмотренных законом случаях. В последнем случае это возможно только лишь в случаях, когда предоставление сведений об абонентах связано с обеспечением защиты прав и свобод других граждан, безопасности личности, общества и государства.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 64 Федерального закона «О связи» операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами. Однако даже такая передача возможна только лишь в случаях и в порядке, предусмотренных специальным законодательством. Например, по запросу правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

По мнению заявителя п. 1 ст. 64 Федерального закона «О связи» является тем самым законом, который определяет интерес оператора связи.

Однако суд соглашается с ответчиком, что в данной статье закреплена лишь обязанность предоставить сведения по требованию уполномоченных органов. При этом данной статьей не предусмотрено, каким образом должны храниться сведения об абонентах. Такие сведения должны храниться оператором связи, однако если он поручает обработку сведений третьим лица, то такое поручение должно осуществляться в соответствии с требованиями соответствующих нормативных актов.

Также не может быть принята во внимание ссылка заявителя на п. 12 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 № 538, в соответствии с которым оператор связи обязан своевременно обновлять информацию, содержащуюся в базах данных об абонентах оператора связи и оказанных им услугах связи (далее - базы данных).

Указанная информация должна храниться оператором связи в течение 3 лет и предоставляться органам федеральной службы безопасности, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органам внутренних дел путем осуществления круглосуточного удаленного доступа к базам данных.

Данные Правила регулируют отношения по взаимодействию с органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, с использованием специальных технических средств, которые оператор связи обязан устанавливать на своей сети связи (п. 1 Правил).

Так п. 4 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

В соответствии с п. 10 Правил ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 настоящих Правил, органа внутренних дел.

На основании п. 13 Правил информационные системы, содержащие базы данных, а также технические средства подключаются оператором связи к пункту управления органа федеральной службы безопасности через точки подключения.

Согласно п. 14 Правил базы данных должны содержать информацию об абонентах оператора связи, в частности, фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, -для абонента-гражданина, а также иные сведения, необходимые для оказания услуг связи.

Приказом Мининформсвязи РФ от 16.01.2008 № 6 утверждены «Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-разыскных мероприятий. Часть I. Общие требования».

В соответствии с п. 2 Требований сети электросвязи, за исключением сетей связи, предназначенных для оказания услуг связи по предоставлению каналов связи, обеспечивают возможность:

а)        передачи на пункт управления (далее - пункт управления ОРМ) уполномоченного государственного органа, осуществляющего оперативно- разыскную деятельность (далее - уполномоченный орган), информации об абонентских номерах и (или) кодах идентификации, которые были использованы для установления контролируемого соединения и (или) передачи сообщений электросвязи;

б)        передачи на пункт управления ОРМ информации, передаваемой в контролируемом соединении и (или) сообщении электросвязи, в том виде, в котором эта информация передается в сеть связи оператора связи с пользовательского (оконечного) оборудования или из присоединенной сети связи.

В соответствии с п. 6 Требований базы данных об абонентах оператора связи и базы данных об оказанных оператором связи услугах связи (базы данных систем расчета за оказанные услуги связи), а также оборудование средств связи, в том числе программное обеспечение, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий, подключаются оператором связи к пункту управления ОРМ через точку (точки) подключения в соответствии с техническими условиями, устанавливаемыми уполномоченным органом.

На основании п. 7 Требований из базы данных об абонентах оператора связи обеспечивается возможность получения информации об абоненте, абонентский номер и (или) код идентификации которого указан в запросе пункта управления ОРМ, а также об абонентском номере и (или) коде идентификации абонента, чьи персональные данные указаны в запросе пункта управления ОРМ.

Такие средства являются специальными техническими средствами, которые должны быть сертифицированы в соответствии с установленными требованиями.

На основании п. 3 ст. 41 Федерального закона «О связи» и п. 29 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.06.2009 № 532, технические и программные средства информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, обеспечивающие выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий, полежат обязательной сертификации.

Сертификационные требования к оборудованию СОРМ закреплены в Правилах применения оборудования оконечно-транзитных узлов связи сетей подвижной радиотелефонной связи, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-разыскных мероприятий, утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 11.07.2011 № 174.

В частности, в соответствии с п. 4 данных Правил технические средства ОРМ оконечно-транзитных узлов связи сетей подвижной радиотелефонной связи обеспечивают:

доступ к информации, передаваемой в соединении и (или) сообщении электросвязи абонентов - пользователей услугами связи, а также доступ к информации о местоположении абонентов, в отношении которых принято решение о проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - объект контроля);

формирование канала передачи данных N 1 для приема команд управления и передачи на пункт управления ОРМ сообщений в ответ на команды, а также для передачи сообщений электросвязи (SMS, EMS, USSD), прием или передача которых осуществляется с участием объектов контроля;

передачу на пункт управления ОРМ сообщений о контролируемых соединениях, а также информации, передаваемой в сообщениях электросвязи (SMS, EMS, USSD), прием или передача которых осуществляется с участием объектов контроля (далее - статистический контроль);

передачу на пункт управления ОРМ голосовой информации участников контролируемого соединения по одной КСЛ (далее - КСЛ-А) - режим полного совмещенного контроля.

В этой связи установление специальных технических средств, используемых для проведения оперативно-розыскных мероприятий, является одним из лицензионных условий.

Таким образом, требования п. 2 ст. 64 Федерального закона «О связи» и Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.08.2005 N 538, именно на оператора связи возлагают обязанность приобретать и устанавливать на свой сети специальные технические средства, обеспечивающие оперативно передавать данные об абонентах и оказанных им услугах.

Также ООО «Скартел» ссылается на положения Правил применения автоматизированных систем расчетов, утвержденных приказом Мининформсвязи РФ от 02.07.2007 № 73, согласно п. 37 которых информация, связанная с расчетами, сохраняется и является доступной для ее просмотра и анализа в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, то есть трех лет.

Вместе с тем, автоматизированные системы расчетов в соответствии с п. 2 Правил применения автоматизированных систем расчетов также представляет собой специальные технические средства - аппаратно-программные комплексы, предназначенные:

для обеспечения автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании, за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи;

информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи;

предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи.

На основании ст. 41 Федерального закона «О связи» и п. 19 Перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.06.2009 № 532, автоматизированные системы расчетов также подлежат обязательной сертификации.

Согласно п. 1 Приложения к Правилам применения АСР Автоматизированная система расчетов обеспечивает возможность регистрации (формирования) и хранения для каждого абонента следующей информации:

регистрационных данных договора (договоров) об оказании услуг связи: уникального номера (номеров), начала действия, срока окончания действия или условий прекращения оказания услуг, тарифного плана;

сведений об абоненте (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) юридического лица, его место нахождения (место государственной регистрации) - для юридического лица),

а также иных данных необходимых для автоматизации расчетов с абонентами.

Следовательно, вся информация об абоненте, передается «на хранение» в ООО «Айрон Маунтен СНГ» в соответствии с заключенным договором № 11-1005 от 01.07.2011, должна храниться в Автоматизированных системах расчетов оператора связи - аппаратно-программных комплексах, используемых для автоматизации расчетов с абонентами, в том числе в пределах срока исковой давности в целях предъявления, в случае необходимости, иска в суд.

Ссылка заявителя на передачу на архивное хранение «из АСР» информации об оказанных услугах связи в пределах срока исковой давности, также является несостоятельной.

На основании ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Согласно ч. 1 ст. 63 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи.

Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Такая возможность предусматривается, в частности, уголовно-процессуальным законодательством, а также законодательством об оперативно-розыскной деятельности.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 № 345-0 информацией, составляющей охраняемую Конституцией Российской Федерации и действующими на территории Российской Федерации законами тайну телефонных переговоров, считаются любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, необходимо получение судебного решения.

Информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, данные детализации счета абонента с указанием даты и времени всех состоявшихся соединений, их продолжительности и абонентских номеров, равно как и идентификационный номер абонентского устройства (IMEI), оператором связи передаются, сохраняются и устанавливаются с помощью телефонной аппаратуры.

Таким образом, информация о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами, данные детализации счета и идентификационный номер абонентского устройства (IMEI) составляют охраняемую Конституцией Российской Федерации тайну телефонных переговоров. Для предоставления указанных сведений необходимо получение судебного решения, поскольку получение данных сведений связано с вторжением в личную жизнь и влечет ограничение конституционных прав граждан на тайну телефонных переговоров.

Таким образом, предоставление оператором связи ООО «Скартел» информации не только об абонентах, но и об оказанных им услугах связи, является нарушением тайны связи, гарантированной ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 63 Федерального закона «О связи».

Довод заявителя о возможности хранения информации у третьих лиц возникает из положений п. 28, 60, 69, 71 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 № 575, а также п. 28 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342, является несостоятельным, поскольку, вся необходимая информация об абоненте и оказанных ему услугах хранится в Автоматизированных системах расчетов.

Указание ООО Скартел» на то, что персональные данные абонентов ООО «Скартел» передавались в ООО «Айрон Маунтен» в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле Российской Федерации» не может быть принято во внимание.

Отношения, которые сложились между ООО «Скартел» и ООО «Айрон Маунтен СНГ» не регулируются законодательством в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов

Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, поскольку на хранение передаются документы (в том числе абонентские договоры), не закрытые делом. ООО «Айрон Маунтен СНГ» оказывает услуги по хранению всех документов, а не только тех, которые исполнены (прекратили свое действие, расторгнуты и т.д.). ООО «Скартел» передает в ООО «Айрон Маунтен СНГ» договоры об оказании услуг связи (и иные документы) не после того, как они прекратили свое действие, а после заключения, в момент их исполнения.

До закрытия исполненного документа и передачи его на архивное хранение на отношения по передаче данного документа распространяется действие законодательства о защите прав субъектов персональных данных, в случае, если в нем содержатся сведения, подлежащие защите в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных, а также требования законодательства о связи в части передачи сведений об абоненте либо соблюдения тайны связи.

Таким образом, передача всех документов, в том числе абонентских договоров, до закрытия соответствующего дела (до прекращения действия договора) должна осуществляться, в том числе, в соответствии с требованиями законодательства о персональных данных и законодательства о связи.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При указанных обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь ст.ст.75,110,167-170,176, 198-201 АПК, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания Управления Роскомнадзора по ЦФО от 29.12.2015 № П-77/108569/11/2576-нд – отказать.

Проверено на соответствие гражданскому законодательству.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия (изготовления в полном объеме) в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                В.Д.Поздняков