ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-176665/15 от 06.07.2016 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

06.07.2016 г.                                                             Дело № А40-176665/15-133-1396

г. Москва

Решение в полном объеме изготовлено: 06.07.2016

Резолютивная часть решения объявлена:22.06.2016

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Михайловой Е.В.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Пауковой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

дело по иску Товарищество собственников жилья в строящемся многоквартирном доме «Переделкино»

к Международный общественный Фонд единства православных народов

третье лицо Департамент городского имущества г. Москвы.

о  взыскании долга 14 709 427 руб. 03 коп., пени в размере 308 305 руб. 53 коп., проценты в размере 291 041 руб. 36 коп.

при участии: Явка согласно протоколу.

УСТАНОВИЛ:

 ТСЖ «Переделкино» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к МОФЕПН о взыскании задолженности в размере 14 709 427,03 руб., пени в размере 106 905,70 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 97 989,75 руб.

В ходе судебного разбирательства истец иск поддержал, заявил об изменении размера требований. Истец просил взыскать 15 181 991,49 руб. долга, 520 003,61 руб. пени, 651 59760 руб. процентов. Изменение размера требований принято судом, в порядке ст. 110 АПК РФ.

            Ответчик против удовлетворения иска возражал, по доводам отзыва.

Суд, изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, пришёл к следующим выводам.

01.09.2013 г. между истцом и ответчиком заключен договор на предоставление коммунальных услуг № 01-09/13, в соответствии с условиями которого истец обязался оказывать услуги собственникам и пользователям нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме и нежилом строении, по адресам: <...> и д. 2 корп. 1)

Договор заключен в отношении помещений общей площадью 7 796,3 кв.м.

Стоимость услуг определяется на основании приложения № 1 к договору № 01-09/13 и постановлениями Москвы на текущий год (п. 2.4 договора).

Согласно с приложением № 1 к договору, размер ставки за тепловую энергию за 1 кв.м. составил 36,59 руб., за холодное водоснабжение за 1 куб.м. составил 26,61 руб., за горячее водоснабжение за 1 куб. м. составил 148,32 руб. и за водоотведение 18,38 руб. за 1 куб.м. для прочих потребителей (нежилые помещения).

Пунктом 3.3.1 договора ответчик взял на себя обязанность своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги на основании данных приборов и действующих тарифов в соответствии с законодательством.

Как указывает истец, им в период с сентября 2013 г. по июнь 2015 г. ответчику поставлен коммунальный ресурс и выставлены соответствующие счета на сумму 7 320 884,09 руб., однако, отмечает истец, услуги ответчиком оплачены в части, что привело к образованию долга в сумме 5 904 405,22 руб.

Также истец поясняет, что за ответчиком вне договорных обязательств образовалась задолженность в размере 9 050 685,15 руб., за отопление помещений лестницы площадью 219,5 кв.м. размере 370 170,27 руб., за отопление чердака площадью 1 872 кв.м. в размере 3 123 457,52 руб., за отопление помещений парковки площадью 1 129,6 кв.м. в общем размере 1 884 753 руб., а также за водоснабжение и водоотведение парковки в размере 2 223 510,95 руб. (ГВС), 670 158,11 руб. (ХВС) 778 635,30 руб. за водоотведение. Также истец отмечает, что у ответчика имеется задолженность за техническое обслуживание в размере 226 901,12 руб. При этом, отмечает истец, ответчиком произведено внесение платежей на общую сумму 1 217 742,59 руб.,

Факт поставки коммунального ресурса истец подтверждает, в т.ч., актами приёмки-передачи энергоресурсов, подписанными истцом и ОАО «МОЭК», актами сдачи-приёмки услуг, подписанными истцом и МГУП «Мосводоканал», в дальнейшем – АО «Мосводоканал».

Неуплата долга явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

Однако, истцом не учтено следующее.

Согласно с п.п. к) ст. 19 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать порядок определения объема предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок определения объема предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также порядок, срок и форму внесения платы за коммунальные услуги.

Пунктом 38 указанных Правил установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Однако, истец не является ресурсоснабжающей организацией, по смыслу положений приведенных Правил, т.е., - юридическим лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В порядке пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливаются основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса, в том числе подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Во исполнение названного Закона Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (подпункт 1 пункта 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона N 210 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", надбавки к ценам (тарифам) для потребителей услуг организаций коммунального комплекса подлежат регулированию.

Исходя из положений Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении", регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения: 1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) (ч. 2 ст. 31 Закона), регулированию подлежат следующие тарифы в сфере горячего водоснабжения: 1) тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) (ч. 5 ст. 31 Закона).

Согласно с приложением № 11 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП, ТАРИФЫ НА ХОЛОДНУЮ ВОДУ И ВОДООТВЕДЕНИЕ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ составили (за 1 куб. м.) 26,75 руб. холодная вода и 19.00 руб. водоотведение с 01.01.2013 г. и 28.40. руб. холодная вода, 20,15 руб. водоотведение с 01.08.2013 г.

Согласно с приложением № 15 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП, ТАРИФЫ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ  ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ составил 1 440,50 руб. за 1 Гкал с 01.01.2013 г. и 1570,14 руб. за 1 Гкал с 01.08.2013 г.

Согласно с приложением № 19 к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2012 г. N 671-ПП, ТАРИФЫ НА ГОРЯЧУЮ ВОДУ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО НА ТЕРРИТОРИИ ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ составил 116,00 руб. за 1 куб. м. (ОАО «МОЭК») с 01.01.2013 г и 125,69 руб. за 1 куб. м. с 01.08.2013 г.

Таким образом, на момент заключения договора № 01-09/13 в городе Москве действовали тарифы на отпуск тепловой энергии, горячей и холодной воды, а также водоотведение, подлежащие регулированию.

Согласно с общими положениями ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, что имеет отличие от понятия "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

По смыслу приведенной нормы, истец является исполнителем и не осуществляет производство и продажу коммунального ресурса, что исключает участие истца в тарифном регулировании.

Исчисляя размер платы за ГВС, ХВС и водоотведение, истец ссылается на формулу, установленную Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, однако, использует не установленные уполномоченным органом тарифы, но тарифы, установленные самим истцом.

Приложением № 2 к правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлены особенности расчета размера платы за коммунальные услуги в виде формул расчёта при наличии/отсутствии приборов индивидуального учёта.

Исходя из формулы определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, при произведении расчётов учитывается норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Оценив метод расчёта, примененный истцом при выставлении ответчику счетов за отопление, суд находит, что этот расчёт произведен без учёта особенностей, установленных в ПРАВИЛАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ.

Кроме того, в силу положений указанных правил, для применения приложения при расчете размера платы за коммунальные услуги используются следующие единицы измерения в отношении объемов коммунальных ресурсов: тепловая энергия – Гкал. Истцом расчёт потребления тепловой энергии производился исходя из общей площади помещений, умноженной на тариф.

Приведенные обстоятельства не позволяют сделать однозначный вывод о правомерности установления истцом тарифов на горячее и холодной водоснабжение и водоотведение, входящих в сетку регулируемых, а также о правомерности исчисления платы за теплоснабжение без учёта действовавших на момент такого начисления норм, в т.ч., ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ СОБСТВЕННИКАМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПОМЕЩЕНИЙ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМАХ И ЖИЛЫХ ДОМОВ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.

Согласно пункту 10 статьи 22 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, стоимости тепловой энергии, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 29 статьи 2 Закона «О теплоснабжении» под бездоговорным потреблением тепловой энергии понимается потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Потребление тепловой энергии в отсутствие заключенного договора теплоснабжения с потребителем, само по себе, при условии произведенного технологического присоединения энергопринимающих устройств к тепловым сетям в надлежащем порядке не свидетельствует о факте бездоговорного потребления в смысле вышеуказанной нормы.

Фактическое потребление ответчиком тепловой энергии при отсутствии заключенного договора, не может быть признано самовольным, поскольку отсутствует факт самовольного присоединения, и не может быть признано бездоговорным по смыслу частей 8, 10 статьи 22 Закон «О теплоснабжении».

Кроме того, оценив расчёт истца по помещениям общей площадью 219,5 кв.м., суд находит, что такой расчёт выполнен истцом, исходя из общей площади всех жилых и нежилых помещений МКД 20 705,6 кв.м., со ссылкой на договор ссуды от 07.08.2013 г., согласно которого, ответчику переданы помещения в

Истцом расчёт требования долга за ГВС, ХВС и водоотведение в помещениях парковки площадью 1129,6 кв.м. произведен исходя из формулы, установленной Правилами № 354, в т.ч., с использованием норматива потребления коммунальной услуги, определяемого в соответствии с приложением № 1 к Постановлению правительства Москвы от 28.07.1998 № 566, с использованием расчётного метода.

Исходя из положений п. 10 ст. 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: 1) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Однако, доказательств того, что ответчиком произведено самовольное присоединение к централизованным системам водоснабжения истцом не представлено, при том, что по смыслу указанного ФЗ № 416 объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

При этом, расчёт водопотребления и водоотведения, произведен истцом исходя из социального стандарта 18 кв.м. на 1 человека, в то время как помещение парковки не является жилым и водопотребление исчислено истцом исходя из 62 граждан-потребителей коммунальной услуги. Таким образом, такой расчёт водопотребления нельзя признать правомерным, поскольку такой расчёт может быть произведен лишь в отсутствие общедомовых и квартирных счетчиков.

Истец при расчёте ссылается на формулу , установленную, по мнению истца, п. 4 приложения № 2 к Правилам № 354, в то время как формула, для определения размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных бытовых вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил установлена в виде , и учитывает показатель - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении.

Однако, каких-либо данных о проживании граждан в нежилых помещениях парковки площадью 1129,6 кв.м. у суда не имеется.

Плата за отопление помещений лестницы (219,5 кв.м.), чердака (1872 кв.м.), помещений парковки (1129,6 кв.м.) рассчитана истцом на основании формулы, установленной п. 3

приложения № 2 к Правилам № 354, -                                    ,       где - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома указана истцом как 20 705,6 кв.м., что является основанием для определения размера платы, со ссылкой на договор ссуды от 07.08.2013 г., подписанный ответчиком и Департаментом города Москвы.

Однако, согласно выписки из технического паспорта на здание (строение) – жилое, по адресу: <...>, имеет общую площадь 30 114,4 кв.м., в то время как здание по адресу: <...> имеет площадь 20 705,6 кв.м.

Согласно с условиями договора теплоснабжения № 08.701142-ТЭ от 01.01.2012, заключенного между истцом и ОАО «МОЭК», последнее обязалось поставлять истцу тепловую энергию.

Приложением № 1 к договору теплоснабжения № 08.701142-ТЭ от 01.01.2012 согласованы точки поставки от ЦТП, ИТП, ТП многоквартирные дома по адресам: <...> и <...>, являются самостоятельными зданиями, не зависимыми друг от друга и имеют самостоятельные приборы общедомового учёта.

Расчёт внедоговорной задолженности за теплоснабжение в отношении помещений чердака, лестниц и парковки, находящихся в здании по адресу: <...> (согласно со свидетельствами о государственной регистрации права собственности ответчика на эти помещения), произведен исходя из общего объема тепловой энергии, поставленной в оба здания, что следует из актов приёмки-передачи энергоресурсов, подписанных истцом и ОАО «МОЭК».

В то же время, акты подписанные истцом и ОАО «МОЭК» содержат данные о количестве поставленной тепловой энергии в обе точки поставки - многоквартирные дома по адресам: <...> и <...>, из чего применение истцом при расчёте таких данных нельзя считать правомерным.

Суд отмечает, что, согласно с выпиской из технического паспорта на здание по адресу: <...>, его общая жилая площадь составляет 10 899,8 кв.м., из чего следует, что поставка тепловой энергии группе потребления «прочие» в указанное здание производилась.

Приведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о правильности расчёта истца в отношении помещений чердака, лестниц и парковки, находящихся в здании по адресу: <...>.

Согласно с ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Истцом не представлено достоверных доказательств ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате коммунального ресурса, поставленного в занимаемые ответчиком помещения, самовольной врезки ответчика в тепловые и водопроводные сети, обслуживаемые истцом, равно как и обоснованного расчёта фактического потребления ответчиком коммунального ресурса, из чего суд делает вывод о неправомерности заявленного требования о взыскании суммы долга в общем размере 15 181 991,49 руб.

Требования о взыскании суммы пени в размере 520 003,61 руб. и 651 59760 руб. процентов удовлетворению также не подлежат, как акцессорные по отношению к основным требованиям, в удовлетворении которых судом отказано.

Расходы по уплате госпошлины распределяются в порядке ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 65,106,110,130,167-170 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Товариществу собственников жилья в строящемся многоквартирном доме № Переделкино» отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                Е.В. Михайлова