ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-178088/14 от 29.01.2015 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-178088/14

79-1490

02 февраля 2015г.

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено 02 февраля 2015г.

Арбитражный суд в составе судьи Дранко Л. А. ,

при ведении протокола судебного заседания Чернышевой И.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Мефёдова Петра Васильевича

кГосударственной жилищной инспекции города Москвы, Департаменту культурного наследия города Москвы

опризнании недействительными Распоряжения №б/н от 30.12.2013г.

при участии от заявителя- Виданова М.А., паспорт, по доверенности от 16.04.2014г., от 1-го ответчика- Нефедов А.А., удостоверение, по доверенности от 29.12.2014г, от 2-го ответчика – Пефтиева О.И., удостоверение, по доверенности от 26.12.2013г.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель П.В.Мефедов (далее также заявитель) обратился в суд с заявлением к Департаменту культурного наследия города Москвы (далее - Департамент), Государственной жилищной инспекции города Москвы о признании недействительным распоряжения Государственной жилищной инспекции города Москвы от 30 декабря 2013 г. (далее - распоряжение) «Об отмене распоряжения Государственной жилищной инспекции города Москвы от 8 февраля 2011 г. № Ц-0203-11/А105700 о согласовании переустройства и перепланировки нежилого помещения и производства ремонтно-строительных работ в жилом доме по адресу: М.Левшинский пер., д. 14/9, стр. 1.

В обоснование доводов заявитель ссылается на отсутствие правовых оснований для издания оспариваемого распоряжения.

Департамент возражает против удовлетворения заявленного требования по мотивам, изложенным  в письменных объяснениях.

Представитель Мосжилинспекции также просит отказать в удовлетворении заявления по мотивам, изложенным в письменных пояснениях.

Рассмотрев материалы дела, дав оценку приведенным доводам и возражениям, суд оставляет заявленное требование без удовлетворения по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, здание по адресу: г. Москва, М.Левшинский пер., д. 14/9, стр. 1 является объектом культурного наследия регионального значения "Кооперативные жилые дома архитекторов и строителей, 1930-е - 1940-е гг., архитекторы М.Б.Шнейдер, А.Я.Лангман - Жилой дом, 1935 г., 1939 г., архитектор Б.М.Шнейдер. Здесь в 1930-х - 1950-х гг. жили архитекторы и строители П.М.Бронников, Ю.Л.Поверенный, М.Б.Шнейдер и другие" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 мая 2007 г. № 932-РП "О принятии под государственную охрану выявленных объектов культурного наследия города Москвы" (далее также Объект).

П.В.Мефедов является собственником помещения II, ком. 1-3, За, 4-9, 9а, 10, 10а, первого этажа здания по адресу: г. Москва, Малый Левшинский пер., д. 14/9, стр. 1 на основании договора купли-продажи с Гоголевым A.M. от 25 августа 2010 г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 77-77-11/153/2010-414 от 24 сентября 2010 г.

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы № 154-ПП) Департамент является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Ранее, на момент, как указывает заявитель, получения заключения о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения и разрешений на производство работ по сохранению Объекта, отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации находящихся в ведении города Москвы объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, исторически ценных градоформирующих объектов, иных объектов, представляющих историко-культурную ценность, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, являлся Комитет по культурному наследию города Москвы (постановлением Правительства Москвы от 26 октября 2010 г. № 981-ПП переименован в Департамент культурного наследия города Москвы).

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) Департамент осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия.

Согласно статье 6 и статье 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается принятие мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия.

Согласно пункту 2 статьи 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" (далее - Закон города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26) пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные указанным законом, нормативными правовыми актами и выполнял предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорным] соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятник истории и культуры и его территории.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 25 июня 2002 i № 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.

Согласно пункту 4 статьи 52 Федерального закона от 25 июня 2002 г № 73-ФЗ выявленный объект культурного наследия используется с обязательным выполнением следующих требований:

обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия;

согласование в порядке, установленном пунктом 4 статьи 35 настоящего Федерального закона, осуществления проектирования и проведения землеустроительных земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории выявленного объекта культурного наследия либо на земельном участке или части водногс объекта, в пределах которых располагается выявленный объект археологического наследия

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Прием документов, необходимых для получения разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

В соответствии со статьей 39 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. № 26 выдача разрешений на производство всех видов реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры в городе Москве осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2013 г. № 58-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Выдача разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия в городе Москве", в соответствии с которым установлены последовательность и сроки административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению указанной государственной услуги, осуществляемой по запросу (заявлению) юридического лица либо их уполномоченных представителей с приложением необходимого комплекта документов (ранее - постановлением Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. № 92-ПП "Об утверждении регламентов подготовки документов Комитетом по культурному наследию города Москвы" в режиме "Одного окна").

Кроме того, порядок переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также порядок взаимодействия между

Государственной жилищной инспекцией города Москвы и Департаментом, установлен постановлением Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. № 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (ранее - постановление Правительства Москвы от 8 февраля 2005 г. № 73-ПП).

Согласно информации, представленной Инспекцией по надзору за переустройством помещений в жилых домах по Центральному административному округу, в феврале 2011 г. в службу "Одного окна" Мосжилинспекции П.В.Мефедовым представлены следующие документы

заключение   Москомнаследия   от   14   сентября   2010   г.   №   16-11/3-201/10 о допустимости переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения;

разрешение  Москомнаследия  от  29  сентября  2010  г.   №   16-11/009-693/10 на работы по части фасада и приспособлению нежилого помещения;

разрешение Москомнаследия от 27 декабря 2010 г. № 16-11/3-201/11-1 на работы по входным группам и переустройству помещений.

Однако по указанному факту в Департаменте была проведена служебная проверка, по результатам которой составлено заключение от 31 октября 2013 г. № 2 .

Согласно данному заключению, а также служебной записке Начальника управления документационного обеспечения и контроля Е.Э.Цовяна в октябре 2013 года Управлением документационного обеспечения и контроля проведена проверка наличия и факта выдачи Москомнаследием следующей документации по объекту культурного наследия регионального значения "Жилой дом, 1935 г., 1939 г., архитектор Б.М.Шнейдер. Здесь в 1930-х - 1950-х годах жили архитекторы и строители П.М.Бронников, Ю.Л.Поверенный, М.Б.Шнейдер и другие", расположенного по адресу: М. Левшинский пер., д. 14/9, стр. 1:

заключение Москомнаследия от 14 сентября 2010 г. № 16-11/3-201/10 о допустимости переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения;

разрешение Москомнаследия от 29 сентября 2010 г. № 16-11/009-693/10 на работы по части фасада и приспособлению нежилого помещения;

разрешение Москомнаследия от 27 декабря 2010 г. № 16-11/3-201/11-1 на работы по входным группам и переустройству помещений.

В ходе проверки установлено, что Заключение Москомнаследия от 14 сентября 2010 г. № 16-11/3-201/10 о допустимости переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу М. Левшинский пер., д. 14/9, стр. 1 на ведомственном хранении в архивных фондах Департамента культурного наследия города Москвы (далее - архивные фонды Департамента) отсутствует.

Регистрационная запись о выдаче указанного заключения в электронном журнале регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу "одного окна" Москомнаследия (далее - электронный журнал) отсутствует.

В электронном журнале имеется регистрационная запись о выдаче вне режима "одного окна" заключения Москомнаследия от 28 декабря 2010 г. № 16-11/3-201/10-1 о допустимости переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Тверская, д. 6, стр. 6 (объект культурного наследия федерального значения "Савинское подворье, 1907 г., архитектор И.С.Кузнецов") .

2.            Разрешение Москомнаследия от 29 сентября 2010 г. № 16-11/009-693/10 на работы по части фасада и приспособлению нежилого помещения, расположенного по адресу М.Левшинский пер., д. 14/9, стр. 1, на ведомственном хранении в архивных фондах Департамента отсутствует.

Регистрационная запись о выдаче разрешения на производство работ по сохранению объекта культурного наследия с указанным регистрационным номером в электронном журнале отсутствует.

В электронном журнале имеется регистрационная запись о выдаче Москомнаследием в режиме "одного окна" планового (реставрационного) задания от 2 августа 2010 г. № 16-11/007-693/10 на разработку научно-проектной документации и проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения "Здание Третьяковского проезда, кон. XIX века", расположенного по адресу: Третьяковский проезд, д. 1/19-21.

Также в разрешении содержатся неверные сведения об охранном обязательстве собственника объекта.

3.            Разрешение Москомнаследия от 27 декабря 2010 г. № 16-11/3-201/11-1 на работы по входным группам и переустройству помещений, расположенных по адресу:

М.Левшинский пер., д. 14/9, стр. 1, на ведомственном хранении в архивных фондах Департамента отсутствует.

Регистрационная запись о выдаче документа с указанным регистрационным номером как в режиме "одного окна", так и вне режима "одного окна" в электронном журнале отсутствует.

Номер 16-11/3-201/11-1 не соответствует принятому в Москомнаследии правилу регистрации разрешений на производство работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия исторически ценного градоформирующего объекта, либо объекта историко-градостроительной среды.

Проект реконструктивных работ по фасаду нежилого помещения объекта, расположенного по адресу: М. Лёвшинский пер., д. 14/9, стр. 1, пом. 11 в отдел архивных фондов Управления документационного обеспечения и контроля на хранение не передавался.

Более того, Комиссией по проверке фактов выдачи и согласования документов Департаментом культурного наследия города Москвы по Объекту отмечено наличие множества противоречий в документах, в том числе разрешение Москомнаследия от 29 сентября 2010 г. № 16-11/009-693/10 не могло быть выдано на бланке Департамента, так как постановление Правительства Москвы № 981-ПП "О переименовании Комитета по культурному наследию города Москвы" принято 26 октября 2010 г.

С учетом изложенных обстоятельств заинтересованные лица пришли к выводу о том, что документы Москомнаследия и Мосгорнаследия, представленные в феврале 2011 г. П.В.Мефедовым в Мосжилинспекцию для получения разрешения на переустройство и перепланировку нежилого помещения и производство связанных с этим ремонтно-восстановителъных работ, являются поддельными (подложными).

Кроме того, в соответствии с распоряжением Департамента от 24 января 2014 г. № 52 в период с 5 марта 2014 г. по 1 апреля 2014 г. в отношении ИП П.В.Мефедова проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой 1 апреля 2014 г. был составлен Акт № В36/2014-52/14А.

В ходе проведения проверки Департаментом был выявлен факт неисполнения предписания Департамента от 4 октября 2013 № В168/2013-379/13П и нарушения обязательных требований законодательства РФ и Москвы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

По результатам проверки 1 апреля 2014 г. Департаментом выдано ИП П.В.Мефедов предписание № В36/2014-52/14П, в соответствии с которым заявителю в срок до 1 июня 2014 г. необходимо привести фасад Объекта в соответствие с историческим обликом (демонтировать входную группу и уменьшить оконные проёмы в первоначальный вид).

Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным и его отмене.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 октября 2014 г. ИП П.Ф.Мефедову в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

На стадии рассмотрения апелляционной жалобы ИП П.В .Мефедов отказался от апелляционной жалобы и заявления в целом, в связи с чем постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2015 г. производство по делу прекращено.

 В соответствии с ч.1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия,   если   полагают,   что   оспариваемый   ненормативный   правовой   акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания арбитражным судом недействительным ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Такие обстоятельства в совокупности для признания оспариваемого распоряжения недействительным судом не установлены.

Оспариваемое распоряжение суд находит принятым в пределах полномочий.

 В соответствии с возложенными задачами Мосжилинспекция осуществляет контроль за соблюдением норм и правил производства работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах, а также осуществляет в качестве уполномоченного органа Правительства Москвы прием и рассмотрение в режиме "одного окна" заявок от граждан и юридических лиц с последующей выдачей им разрешений (или обоснованных отказов в разрешении) на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений в жилых домах и производство связанных с этим ремонтно-строительных работ.

Как отмечено выше,Мефедов Петр Васильевич обращался с заявлением о намерении провести (согласовать) переустройство и перепланировку нежилого помещения в жилом доме по адресу: Москва, Малый Левшинский переулок, д. 14/9, стр. 1, помещение II.

По результатам рассмотрения представленных документов, в том числе:

-заключения Москомнаследия о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого (нежилого) помещения, если такое жилое (нежилое) помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры от 14.09.2010 № 16-11/3-201/10,

-разрешения Москомнаследия на производство работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, исторически ценного градоформирующего объекта, либо объекта историко-градостроительной среды от 27.12.2010 № 16-11/3-201/11-1 на работы по входным группам и переустройству помещений,

-разрешения Мосгорнаследия на производство работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, исторически ценного градоформирующего объекта, либо объекта историко-градостроительной среды от 29.09.2010 № 16-11/009-693/10 на производство работ по части фасада и приспособлению нежилого помещения,

Мосжилинспекцией было выдано распоряжение от 08.02.2011 № Ц-0203-11/А105700.

Однако по результатам проведенной Департаментом культурного наследия города Москвы служебной проверки составлено заключение от 31.10.2013 № 2, согласно которому документы Москомнаследия и Мосгорнаследия, представленные в феврале 2011 года П.В. Мефедовым в Мосжилинспекцию для получения разрешения на переустройство и перепланировку нежилого помещения и производство связанных с этим ремонтно-реставрационных работ, являются поддельными (подложными), и уполномоченным органом П.В. Мефедову не выдавались.

 В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 25.09.2007 N 831-ГШ для подготовки и выдачи запрашиваемого документа заявители представляют в службу "одного окна" следующие документы:

- заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого и нежилого помещения, если такое жилое и нежилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории и культуры.

Причинами отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилом доме могут служить:

-непредставление необходимых документов для подготовки запрашиваемого документа.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП "Об утверждении Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы" Инспекция осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

Принимает решения:

О согласовании (или отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Об оформлении (или отказе в оформлении) акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

О приостановлении предоставления государственной услуги по согласованию переустройства и перепланировки помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Об отзыве решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирных домах и жилых домах.

Вместе с тем, материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что избранный по делу способ защиты позволяет восстановить те права и интересы заявителя, которые он считает нарушенными.

При изложенных обстоятельствах заявленное требование не может быть удовлетворено.

Руководствуясь ст.ст.4,65,71,167-170,107-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Мефёдова Петра Васильевича об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции города Москвы от 30.12.2013г – отказать.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А.Дранко