ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-17811/10 от 11.05.2010 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-17811/10-127-67

18 мая 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2010 года

Полный текст решения изготовлен 18 мая 2010 года

Арбитражный суд в составе судьи Кофановой И. Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению ОАО ЗСМК

к МИФНС №5 ПО КН

о п/н решения №56-17-08/11/14Р от 05.11.2009 года

при участии представителей

от заявителя – Иванов М.Д., по дов. от 18.02.2010 года №ЗСМК/V-4

от ответчика –Лынева И.Н., по дов. от 5.05.2010 года; Гуськов Р.Н., по дов. от 31.12.2009 года

Суд установил: ОАО "ЗСМК» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными ненормативные правовые акты МРИ ФНС по КН №5, а именно:

- Решение от 05.11.2009г. № 56-17-08/11/14Р (921) в части вывода налогового органа о необоснованном завышении налогоплательщиком к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в размере 2 276 859,18 рублей; п.2 решения;

- Решение от 05.11.2009г. № 56-17-08/11/14(2)Р(141) в части отказа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета, в размере 2 276 859,18 рублей.

Рассмотрев материалы дела, суд установил.

ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат» обратилось в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам №5 с уточненной налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость за ноябрь 2007 года (корректировка 7), в которой заявило право на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета в сумме 322 913 980 рублей (в порядке ст. 176 НК РФ).

По результатам камеральной налоговой проверки представленных документов, Инспекцией вынесено решение от 05.11.09г. № 56-17-08/11/14Р (921) «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Согласно решению налогового органа, ОАО «ЗСМК» неправомерно завышена сумма налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета в размере 2 485 138 рублей, в связи с чем, в резолютивной части налоговый орган:

1. Отказал ОАО «ЗСМК» в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2. предложил внести ОАО «ЗСМК» необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Одновременно с вышеуказанным Решением налоговым органом вынесено Решение от 05.11.09г. № 56-17-08/11/14 (2) Р (141) «Об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению в размере 2 485 138 рублей» в порядке, предусмотренном абзацем 4 п.З ст. 176 НК РФ (вручено представителю ОАО «ЗСМК» 10.11.2009г.).

ОАО «ЗСМК», частично не согласившись с вышеуказанными Решениями Инспекции (в части вывода налогового органа о необоснованном завышении налогоплательщиком НДС к возмещению из бюджета на сумму 2 276 859,18 рублей (Решение № 56-17-08/11/14Р (921)) и отказе в возмещении данной суммы НДС (Решение № 56-17-08/11/14 (2) Р (141)), обратилось с апелляционными жалобами в вышестоящий налоговый орган – в ФНС РФ.

Решениями апелляционной инстанции от 28.12.2009 №9-1-08/00673(5) и от 23.12.2009 №9-1-08/00641 @ решения МРИ ФНС по КН №5 от 05.11.09г. № 56-17-

08/11/14Р (921) и № 56-17-08/11/14 (2) Р (141) оставлены без изменения, жалобы ОАО «ЗСМК» - без удовлетворения .

ОАО «ЗСМК» не согласно с вышеуказанными решениями Инспекции в части:

- вывода налогового органа о необоснованном завышении налогоплательщиком к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в размере 2 276 859,18 рублей (решение № 56-17-08/11/14Р (921));

- возложения на ОАО «ЗСМК» обязанности внести связанные с вышеуказанным обстоятельством исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п.2 резолютивной части решения № 56-17-08/11/14Р (921));

- отказа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета, в размере 2 276 859,18 рублей (решение № 56-17-08/11/14 (2) Р (141)).

Основанием к отказу в возмещении суммы налога на добавленную стоимость явились выводы налогового органа о необходимости восстановления и уплаты в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятой Обществом к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, но впоследствии не использованным в указанных операциях в связи с их порчей, недостачей, которая была выявлена при инвентаризации.

В обоснование своей позиции ОАО «ЗСМК» указывает, что данная сумма недостачи сложилась из различных составляющих. При этом в части налога на добавленную стоимость в сумме 2 276 859,18 рублей - из следующих составляющих:

-11 516 824,39 рублей, НДС- 2 073 028,39 рублей - недостача, выявленная при инвентаризации драгоценных металлов;

-701 002,2 рублей, НДС -126 180,40 рублей - недостача при инвентаризации

ТМЦ;

-431 391,06 рублей, НДС - 77 650,39 рублей - недостача, произошедшая в связи с хищением ТМЦ.

Общество считает, что глава 21 Кодекса не содержит положений, обязывающих налогоплательщика, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость в отношении товарно-материальных ценностей, которые не используются в операциях, признаваемых объектами налогообложения в случае списания товарно-материальных ценностей по причине недостачи и порчи сверх норм естественной убыли последних.

Заявитель приводит довод о том, что товар приобретен для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, налог ранее был правомерно принят налогоплательщиком к вычету, налогоплательщиком выполнены все условия, необходимые для применения налоговых вычетов. В том, что дальнейшее исполнение стало невозможным, отсутствует вина налогоплательщика.

Фактическая реализация приобретенного товара не является обязательным условием для применения вычета по НДС, а отсутствие фактической реализации товара не является основанием для восстановления сумм налога на добавленную стоимость в бюджет.

Первоначально сумма спорного НДС в размере 2 276 859,18 рублей по первичной налоговой декларации за ноябрь 2007г. была правомерно принята к вычету комбинатом в соответствии с требованиями налогового законодательства РФ, в частности ст. 171 НК РФ. ОАО «ЗСМК» представило в Инспекцию все необходимые документы, предусмотренные налоговым законодательством, подтверждающие право на налоговый вычет.

Сведения, указанные в данных документах, не ставились налоговым органом под сомнение, как не опровергалось и фактическое наличие товара, и перечисление денежных средств на расчетный счет поставщика. Инспекция также не оспаривала и не оспаривает правомерность такого вычета по первоначальной декларации до выявления недостачи, хищения.

При выявлении недостачи, вышеуказанная сумма НДС была ошибочно восстановлена налогоплательщиком к доплате в бюджет (уточненные налоговые декларации по НДС за ноябрь 2007 года, корректировки №1-6).

Позднее ОАО «ЗСМК» осознал незаконность восстановления сумм НДС по выявленным недостачам ТМЦ и драгметаллов.

В связи с чем, 09.06.2009г. комбинат обратился в МРИ ФНС по КН №5 с уточненной налоговой декларацией по НДС за ноябрь 2007 года (корректировка №7), в которой увеличил суммы НДС к возмещению из бюджета, в том числе на ранее восстановленную им к доплате сумму НДС в размере 2 276 859,18 рублей.

Суд исследовав доказательства по делу, оценив доводы сторон находит позицию налогоплательщика соответствующей закону.

В соответствии со ст.З НК РФ, ни на кого не могут быть возложены налоговые обязанности, не предусмотренные НК РФ.

Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, при которых суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению.

Недостача товара, обнаруженная в процессе инвентаризации имущества, или имевшее место хищение товара к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ, не относятся.

Таким образом, налоговый орган не вправе самостоятельно установить для налогоплательщика обязанность по восстановлению сумм налога, если НК РФ не предусмотрена обязанность такого восстановления (по указанным основаниям).

Таким образом, налоговый орган необоснованно применил к случаям недостачи, выявленной по результатам инвентаризации ТМЦ и драгметаллов, и хищений ТМЦ требования п.3 ст.170 НК РФ.

Согласно Решению налогового органа № 56-17-08/11/14Р (921) сами по себе
 факты выявленных недостач ТМЦ и драгметаллов, в том числе хищений, налоговый
 орган под сомнение не ставит, равно как и достоверность подтверждающих их
 документов.

Инспекция ставит под сомнение тот факт, что именно данные документы послужили основанием для восстановления Обществом сумм НДС. «Представленные Обществом документы не относятся к налоговому периоду осуществления корректировки сумм налога (ноябрь 2007 года), а относятся к более ранним налоговым периодам.

Следовательно, Обществом не представлены документы и не подтверждено право на уменьшение налога, подлежащего восстановлению по строке 190 Раздела 3 декларации» (л.28 решения).

Между тем, суд отмечает следующее.

Нормативными актами РФ, в частности ФЗ от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.

Из вышеизложенного следует, что списание организацией каких-либо ТМЦ/ драгоценных металлов и отражение данной операции в бухгалтерском учете возможно только при наличии оправдательных документов.

Однако, ни один нормативный акт РФ, включая Закон «О бухгалтерском учете», не содержит обязанности налогоплательщика производить списание ТМЦ в течение определенного времени с момента появления соответствующих оправдательных документов для такого списания.

Инвентаризация и списание драгоценных металлов производится в соответствии с Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н.

Данная Инструкция не предъявляет подобных требований к порядку и срокам списания, оставляя данный вопрос на усмотрение каждой конкретной организации.

Как указал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.10.2006 по делу А65-3412/2006-СА2-41, «поскольку правовыми нормами не определены сроки, в течение которых предприятие обязано учитывать убытки от хищений, не списывая их на издержки производства и обращения, даже при наличии Постановлений следственных органов о приостановлении предварительного следствия, налогоплательщик правомерно отнес сумму убытков к внереализационным расходам в 2004 году». При этом, факты хищений и постановления следственных органов относились к 2001 году.

В обоснование правомерности списания и восстановления сумм налога именно по налоговой декларации за ноябрь 2007 года ОАО «ЗСМК» вместе с апелляционной жалобой представило в ФНС РФ Приказы от 20.11.2007г. №652 и от 20.11.2007г. №648 «О списании недостач».

С момента принятия данных приказов и были списаны выявленные ТМЦ и драгметаллы.

Так, в соответствии с п. 8 Протокола от 27.08.2007 рассмотрения результатов инвентаризации драгоценных металлов ОАО «ЗСМК», проведенной по состоянию на 01.06.2007, и п.7.4 Протокола от 28.12.2006 инвентаризации драгметаллов по состоянию на 01.10.2006 материалы по выявленной недостаче драгметаллов должны быть переданы в Дирекцию по безопасности для дальнейших действий (т.1, л.д.14-48). По результатам проведенной проверки по факту выявленных недостач драгметаллов Дирекция по безопасности комбината направила Директору по учету ЗСМК служебную записку исх.№006/1937 от 30.10.2007г. о списании выявленных по результатам инвентаризации в 2006-2007 гг. недостач драгметаллов (т.1 л.д.15, 16). Соответственно, Приказом от 20.11.2007г. №648 стоимость выявленных недостач драгметаллов была списана (т.1 л.д.19).

В соответствии с п. 7.5 Протокола от 10.12.2004 рассмотрения результатов инвентаризации ТМЦ ОАО «ЗСМК», проведенной по состоянию на 01.10.2004, п. 7.6 Протокола от 23.12.2005 рассмотрения результатов инвентаризации запасов, оборудования к установке и незавершенного строительства ОАО «ЗСМК», проведенной по состоянию на 01.10.2005, п. 7.6 Протокола рассмотрения результатов инвентаризации запасов и оборудования к установке ОАО «ЗСМК», проведенной по состоянию на 01.10.2006 материалы по выявленной недостаче драгметаллов должны быть переданы в Дирекцию по безопасности для дальнейших действий .

По результатам проведенной проверки по факту выявленных недостач ТМЦ Дирекцией по безопасности комбината было принято решение о списании 8 202 685, в том числе НДС 203 830, 79 рублей.

Приказом от 20.11.2007г. №652 стоимость выявленных недостач ТМЦ в сумме 8 202 685 руб. была списана(т.2 л.д.1-47).

По вышеуказанным причинам суммы НДС были восстановлены в налоговой декларации по НДС за ноябрь 2007года.

В силу изложенного, суд считает отказ налогового органа в возмещении сумм НДС в размере 2 276 859,18 рублей незаконным и необоснованным.

На основании ст. ст. 21, 137, 138 НК РФ; Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Признать незаконными ненормативные правовые акты Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №5, вынесенные в отношении Открытого акционерного общества «Западно-Сибирский металлургический комбинат»:

- Решение от 05.11.2009г. № 56-17-08/11/14Р (921) в части пунктов 2 и в части вывода о необоснованном завышении налогоплательщиком к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в размере 2 276 859,18 рублей;

- Решение от 05.11.2009г. № 56-17-08/11/14(2)Р(141) в части отказа в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению из бюджета, в размере 2 276 859,18 рублей.

Возвратить из федерального бюджета госпошлину по иску в размере 4 000,00 рублей, перечисленную платежным поручением №41 от 09.02.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья И.Н.Кофанова