Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. МоскваДело № А40-178981/21-21-1364
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2021 года
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2021 года
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Гилаева Д.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Суслиной Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (141501, РОССИЯ, МОСКОВСКАЯ ОБЛ., ХИМКИ Г.О., ХИМКИ Г., НОВОКУРКИНСКОЕ Ш., ВЛД. 34, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 30.12.2004, ИНН: <***>)
к ООО "ВРТ ГРУПП" (129515, МОСКВА ГОРОД, АКАДЕМИКА ФИО1 УЛИЦА, 13, СТР.1, ПОМЕЩЕНИЕ II;КОМНАТА 63, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.10.2012, ИНН: <***>)
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (протокол об административном правонарушении № 50 от 20.08.2021)
в судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО2 (паспорт, диплом, дов. № 269-14-1-5 от 01.06.2021); ФИО3 (паспорт, диплом, дов. № 280-14-1-5 от 01.09.2021)
от ответчика: ФИО4 (паспорт, диплом, дов. от 11.01.2021)
УСТАНОВИЛ:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (далее – заявитель, управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о привлечении ООО "ВРТ ГРУПП" (далее – ответчик, общество) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 20.08.2021г. № 50.
Заявленные требования мотивированы несоблюдением лицензионных требований и условий.
Представитель заявителя поддержал заявление.
Представитель ответчика представил отзыв, в удовлетворении заявления просил отказать, либо применить административное наказание в виде предупреждения.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим ответственности государственной пошлиной не облагается.
Как следует из материалов дела, ООО "ВРТ ГРУПП" нарушило лицензионные требования установленные Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» (далее - Положение), а именно нарушило п.п. «в» п. 3 Положения (не представлены документы подтверждающие наличие у лицензиата работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности "Пожарная безопасность" либо иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого вида деятельности имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет; п.п. «г» п. 3 Положения (на работников участвующих в действиях по тушению пожаров не представлены документы подтверждающие наличие у них соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих); п.п. «е» п. 3 Положения (на работников участвующих в действиях по тушению пожаров работника и работника лицензиата ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности не представлены документы подтверждающие прохождение обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации либо по основным программам профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих и служащих); п.п. «ж» п. 3 Положения (лицензиатом нарушается выполнение положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно в подразделении не организована караульная служба в соответствии с требованиями Устава подразделений пожарной охраны, утверждённого приказом МЧС России от 20.10.2017 № 452; не определён порядок привлечения сил и средств лицензиата, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, силы и средства лицензиата не включены в Расписание выезда подразделений местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (п.п. 56, 57, 76, 79, 80 Положения о пожарно-спасательных гарнизонах, утверждённого приказом МЧС России от 25.10.2017 №467); не обеспечено ведение боевых действий по тушению пожаров в установленном Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в порядке, утверждённом приказом МЧС России от 16.10.2017 № 444; не обеспечено восстановление боевой готовности подразделения непосредственно после прибытия в место постоянной дислокации после! выполнения боевых действий по тушению пожаров (п. 132 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утверждённого приказом МЧС России от 16.10.2017 №444); соответствующие должностные лица подразделения не аттестованы на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций в установленном порядке (Порядок проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, утверждённый приказом МЧС России от 20.10.2017 №450) не организовано профессиональное обучение личного состава подразделения в соответствии с требованиями Порядка подготовки личного состава пожарной охраны, утверждённого приказом МЧС России от 26.10.2017 № 472; не обеспечено соблюдение законодательства Российской Федерации об охране труда в подразделении (Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 № 881н); пожарно-техническое вооружение не испытывается, подлежит снятию с боевого расчёта (п. 91 Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны, утверждённых приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.12.2020 №881н).
Факт нарушения подтверждается Актом проверки в отношении ООО "ВРТ ГРУПП" от 20.08.2021 № 155 с прилагаемыми документами.
Таким образом, в действиях ООО "ВРТ ГРУПП" содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В связи с указанным суд считает, факт совершения ответчиком данного административного правонарушения доказан, вина ООО "ВРТ ГРУПП" в совершении вменяемого ему правонарушения установлена, что подтверждается представленными заявителем доказательствами по делу.
В связи с вышеизложенным и на основании ч. 1 ст. 28.1, ст. ст. 28.2 и 28.5 КоАП РФ должностным лицом управления в отношении ООО "ВРТ ГРУПП" был составлен протокол от 20.08.2021г. № 50 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в порядке ст. 28.2 КоАП РФ с соблюдением процессуальных прав лица, привлекаемого к административной ответственности, и является надлежащим доказательством наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Суд отмечает, что в связи с надлежащим извещением ответчика о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не имело места фактов нарушения заявителем требований ч.1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.4, ст. 28.2 КоАП РФ, что следует признать правомерным, так как свидетельствует о соблюдении заявителем процессуальных требований и условий КоАП РФ.
Объективную сторону данного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды, а не отдельные нормы тех или иных правовых актов и (или) гражданско-правовых договоров.
Такие общественные отношения должны защищаться в интересах общества и государства равнозначно на всей его территории, что обеспечивается, в том числе, и деятельностью судебных органов.
Данные обстоятельства явились основанием к составлению административным органом протокола об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут выступать индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.
Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Таким образом, имеются все необходимые условия для привлечения заинтересованного лица к административной ответственности на основании ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем судом установлено, что штатный сотрудник Ответчика ФИО5 назначен приказом № 12-ОД от 12.05.2021 г ответственным за осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (лицензируемого вида деятельности). ФИО5 имеет высшее образование по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность и требуемый опыт работы на должности руководителя в Государственной противопожарной службе - с 2001 по 2011 год работал в должности Командира отделения, с 2019 года - главный специалист.
Согласно штатного расписания ответчика участвуют в действиях по тушению пожаров сотрудник согласно представленному отзыву.
Все указанные работники имеют соответствующее должностным обязанностям профессиональное образование. В соответствии с требованиями Положения работники Ответчика проходят обучение в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет соответственно (программы повышения квалификации):
Таким образом, у Ответчика в штате состоят работники, участвующие в действиях по тушению пожаров, имеющие соответствующее Положению профессиональное образование и (или) прошедшие профессиональное обучение.
В соответствии с приказом от 16 июня 2020 года № 8/1-ОД ФИО5 назначен ответственным лицом по охране труда.
В соответствии с приказом от 12 января 2021 года № 1-ОД утверждены Правила охраны труда в подразделениях ООО «ВРТ Групп».
В соответствии с приказом от 03 февраля 2021 года № 2-ОД утверждены Правила охраны по охране труда при работе на высоте.
Утвержден План проведения вводного инструктажа по охране труда с работниками ООО «ВРТ Групп».
В соответствии с приказом от 24 февраля 2021 года № 4-ОД в 2021 году проведена стажировка на рабочем месте работников ООО «ВРТ Групп», с утверждением по каждому работнику Индивидуального плана стажировки.
Следующие сотрудники ООО «ВРТ Групп» аттестованы на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций: ФИО6, данные об аттестации: протокол аттестационной комиссии № 10 от 21.05.2021г; ФИО7, данные об аттестации: протокол аттестационной комиссии № 6 от 02.04.2021г.
Пожарно-техническое оборудование проходит своевременное испытание, о чем оформляются соответствующие акты, протоколы и ведется Журнал регистрации результатов испытаний.
Судом установлено, что не все выявленные административным органом нарушения устранены заявителем.
В силу п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений в отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 указанной статьи, в том числе предупреждение и административный штраф.
Часть 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусматривает меры административного наказания за совершение предусмотренного данной статьей правонарушения в виде предупреждения и административного штрафа.
Статьей 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч. 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч. 2).
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, допущено обществом впервые, не представляет значительную общественную опасность и не повлекло причинение значительного вреда. Иного Управлением не доказано.
Ввиду изложенного, суд считает назначить ООО "ВРТ ГРУПП" наказание в виде предупреждения.
Данная мера ответственности, по мнению суда, является соразмерной тяжести совершенного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, в соответствии с ч.ч.1,2 ст.2.1, 2.9, ч.ч.1,2 ст.4.5, ч. 3 ст. 14.1, ч.1 ст.25.1, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст. 29, 123, 136, 156 ч. 3, 167-170, 176, 205-206 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Привлечь ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ВРТ ГРУПП" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении № 50 от 20.08.2021г.
Назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Гилаев Д.А.