ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-179075/20-149-1295 от 18.12.2020 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                            Дело №А40-179075/20-149-1295

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 22 декабря 2020 года

Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковтонюком Я.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента городского имущества города Москвы

к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве

третье лицо: ООО «На Кудринке»

о признании незаконным отказа в государственной регистрации перехода права и ограничения (обременения) в виде ипотеки

с участием:

от заявителя: ФИО1 (дов. от 24.04.2020 №33-Д-76/20)

от ответчика: ФИО2 (дов. от 30.12.2019 №Д-32/2019)

от 3-го лица: ФИО3 (дов. от 24.11.2020 №7)

УСТАНОВИЛ:

Департамент городского имущества города Москвы (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее – ответчик, Управление), изложенного в письме от 03.07.2020 №77/011/239/2019-1169, 1170 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0004028:3986 общей площадью 177,7 кв.м. по адресу:  Москва, пер.Конюшковский Большой, д.27А; об обязании зарегистрировать переход права собственности и ограничение (обременение) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0004028:3986 общей площадью 177,7 кв.м. по адресу:  Москва, пер.Конюшковский Большой, д.27А.

Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Третье лицо поддержало позицию заявителя.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из заявления, Департамент городского имущества города Москвы и ООО «На Кудринке» обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0004028:3986 общей площадью 177,7 кв. м по адресу: <...>.

Письмом Управления от 03.07.2020 №77/011/239/2019-1169, 1170 сообщено об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, ипотеки на указанный объект недвижимости в связи с тем, что электронная закладная на выкупаемую недвижимость по своей форме и содержанию не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования Департамента городского имущества города Москвы, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.

Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу части 4 статьи 18 Закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 5 статьи 18 Закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 29 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).

При этом, понятие «правовой экспертизы» представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.

В соответствии со статьей 27 Закона №218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно: электронная закладная на выкупаемую недвижимость по своей форме и содержанию не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем, отказывая в регистрации по вышеназванным мотивам, Управление не учло следующее:

Согласно сведениям ЕГРН нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0004028:3986 общей площадью 177,7 кв. м по адресу: <...> принадлежат на праве собственности городу Москве, о чем в сведения ЕГРН внесена запись от 04.12.2002 № 77-01/41-571/2002-262.

В рамках Федерального закона от 22.07.2008 №159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» между Департаментом и ООО «На Кудринке» заключен договор купли-продажи недвижимости от 04.12.2019 №59-6296.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Договора покупатель обязан в срок не позднее десяти рабочих дней с даты оплаты первого платежа в соответствии с п. 3.4 Договора направить в орган регистрации прав документы, необходимые для государственной регистрации перехода права собственности, залога и выдачи электронной закладной на выкупаемую недвижимость.

ООО «На Кудринке» во исполнение условий Договора представило в Управление заявление и необходимые документы для государственной регистрации перехода права собственности и залога на выкупаемую недвижимость (от 12.11.2019 №77/011/239/2019-1169, 1170).

20.01.2020 Департаментом в Управление представлено заявление о регистрации перехода права собственности по Договору к ООО «На Кудринке» для приобщения его к материалам регистрационного дела от 12.12.2019 № 77/011/239/2019-1169, 1170.

Согласно пункту 2.1.7 Договора покупатель обязан составить электронную закладную на выкупаемую недвижимость, удостоверяющую права продавца по ипотеке в силу закона и по обеспеченному данной ипотекой обязательству, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представив ее в орган регистрации прав в соответствии с нормами действующего законодательства.

14.01.2020 Управлением государственная регистрация перехода права собственности к покупателю была приостановлена по причине непредставления электронной закладной в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 26.04.2018 № 231 «Об утверждении формы электронной закладной, формы соглашения о внесении изменений в электронную закладную, требований к заполнению формы электронной закладной, соглашения о внесении изменений в электронную закладную, а также требований к их формату», или закладная в виде именной документарной ценной бумаги, в случае если согласие о выдаче такой закладной достигнуто с продавцом (п. 2.1.7 Договора).

В соответствии с положениями Федерального закона от 25.11.2017 №328-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» права Департамента как залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству с 01.07.2018 могут быть удостоверены электронной закладной - бездокументарной ценной бумагой, права по которой закрепляются в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя, который хранится в депозитарии.

В соответствии с п. 7 ст. 13 Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» закладная составляется залогодателем, а если он является третьим лицом, также и должником по обеспеченному ипотекой обязательству. Закладная выдается первоначальному залогодержателю органом регистрации прав после государственной регистрации ипотеки.

Департаментом заключен Государственный контракт с Банком ВТБ (ПАО) на оказание услуг по принятию на учет и депозитарному обслуживанию электронных закладных.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.3 Федерального закона №102-ФЗ электронная закладная составляется посредством заполнения формы электронной закладной на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), или на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», или с использованием иных информационных технологий взаимодействия с органами регистрации, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью залогодателя и залогодержателя, а в случае, если залогодатель является третьим лицом, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству и направляется в орган регистрации прав вместе с заявлением о выдаче электронной закладной.

Министерство экономического развития РФ приказом от 26.04.2018 №231 «Об утверждении формы электронной закладной, формы соглашения о внесении изменений в электронную закладную, требований к заполнению формы электронной закладной, соглашения о внесении изменений в электронную закладную, а также требований к их формату» утвердило формы соответствующих документов.

Форма электронной закладной, как приложение к Договору, не является документарной закладной, а является образцом для заполнения покупателем формы электронной закладной с учетом требований, содержащихся в приказе Министерства экономического развития России от 26.04.2018 №231.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Росреестра, XML-схема для формирования xml-документа «Электронная закладная» и «Соглашение о внесении изменений в электронную закладную» находится в стадии разработки.

Вместе с тем Управление письмом от 20.06.2018 исх. №10884/2018 информировало Департамент о возможности подачи документов на государственную регистрацию прав, выражающих содержание сделки, в электронном виде в формате PDF, подписанных электронной подписью, до утверждения необходимых XML-схем Росреестром и перехода исключительно на электронный формат подачи документов на государственную регистрацию прав.

Учитывая, что в настоящее время Росреестром не реализована возможность составления электронной закладной на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», Департаментом в целях устранения причин приостановления государственной регистрации перехода права собственности к покупателю на электронный адрес ООО «На Кудринке» была направлена электронная закладная, подписанная электронной подписью со стороны залогодержателя, которую после подписания электронной подписью и предоставило в Управление для приобщения к заявлениям № 77/11/239/2019-1169,1170.

Кроме того, в рамках реализации положений Федерального закона от 16.07.1998 №102-ФЗ и Федерального закона от 25.11.2017 № 328-ФЗ и в целях организации процесса применения электронных закладных Департамент в адрес Управления неоднократно направлял обращения от 08.02.2019 исх. №ДГИ-И-8653/19, от 14.06.2019 исх. №ДГИ-И-40816/19, от 16.01.2020 исх. №ДГИ-И-2016/20, от 17.03.2020 исх. №ДГИ-И-20001/20 и от 21.04.2020 исх. №ДГИ-И-27215/20 о порядке межведомственного взаимодействия Управления и Департамента, как залогодержателя, при оформлении и передаче на депозитарное хранение электронных закладных, а также о программно-техническом обеспечении данного процесса, необходимости оформления электронной закладной, о сроках начала приема заявлений о выдаче электронных закладных.

Письмами от 19.02.2019 исх. №2789/2019 и от 12.07.2019 исх. № 1876/2019 Управление проинформировало о запросе данной информации в Росреестре.

Вместе с тем, от Управления Департаментом не получены конкретные сведения о применении программно-технических средств и сервисов Росреестра при реализации процесса подачи заявлений покупателями для оформления электронных закладных и последующей их передачи на учет и хранение в специализированный депозитарий.

Таким образом, Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.

Учитывая изложенное, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0004028:3986 общей площадью 177,7 кв.м. по адресу:  Москва, пер.Конюшковский Большой, д.27А, в связи с чем оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа.

Судом рассмотрены все доводы Ответчика, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд  возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.

Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными решение Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенное в письме от 03.07.2020 №77/011/239/2019-1169, 1170 об отказе в государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации ограничения (обременения) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0004028:3986 общей площадью 177,7 кв.м. по адресу:  Москва, пер.Конюшковский Большой, д.27А.

Обязать Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права собственности и ограничение (обременение) в виде ипотеки на нежилые помещения с кадастровым номером 77:01:0004028:3986 общей площадью 177,7 кв.м. по адресу:  Москва, пер.Конюшковский Большой, д.27А. в установленном законом порядке и сроки.

Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                                             М.М. Кузин