ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-180459/16 от 22.11.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                               Дело № А40-180459/2016-84-1559

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2016 г.

Полный текст решения изготовлен 25 ноября 2016 г.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сочневой А.А.,

рассмотрев  в открытом судебном заседании дело

по заявлению: ООО Коньячный завод «Дербент»

к ответчику/заинтересованному лицу: Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка

о признании незаконным и отмене Решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 03.06.2016г. №13036\10-01; Решения об отказе в предоставлении государственной от 03.06.2016г. №13033\10-01; обязании выдать ООО Коньячный завод «Дербент» лицензию на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы); обязании

выдать ООО коньячный завод «Дербент» лицензию на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята),

при участии в судебном заседании:

от заявителя: ФИО1(паспорт, дов.№ 1 от 17.06.2016г.);

от ответчика: ФИО2(паспорт, дов.№ 38  от 21.11.2016г.); ФИО3(паспорт, дов.№ 23 от 16.08.2016г.); ФИО4(паспорт, дов.№ 57 от 21.11.2016г.);

У С Т А Н О В И Л:

ООО Коньячный завод «Дербент» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка о признании незаконным и отмене Решение об отказе в предоставлении государственной услуги от 03.06.2016г. №13036\10-01; Решения об отказе в предоставлении государственной от 03.06.2016г. №13033\10-01; обязании выдать ООО Коньячный завод «Дербент» лицензию на производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы); обязании выдать ООО коньячный завод «Дербент» лицензию на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячного дистиллята).

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик требования заявителя не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылается на то, что заявитель не доказал нарушение оспариваемым ненормативным актом его прав и  законных интересов, решение принято в пределах компетенции с соблюдением норм материального и процессуального права.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что  заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Спор возник из административных правоотношений о признании недействительными актов органа, принятых в сфере действия антимонопольного законодательства, который подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. ст. 197 - 201 АПК РФ.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, 27.05.2016 в Росалкогольрегулирование поступили заявления ООО «Коньячный завод «Дербент» от 27.05.2016 №№ 50, 51 о выдаче лицензий на: производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы); на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячный дистиллят).

Росалкогольрегулирование рассмотрев полученное от соискателя лицензии заявления Решением от 03.06.2016г. №13036\10-01 и от 03.06.2016г. №13033\10-01 отказала в предоставлении государственной услуги.

Не согласившись с вынесенными решениями, заявитель обратился в Арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

Пункт 3 статьи 49 ГК РФ устанавливает, что право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального  разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии).

Порядок выдачи лицензий определен статьей 19 Федерального закона №171-ФЗ и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 № 335 (далее -Административный регламент).

Пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определяет, что административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Так как Административный регламент является нормативным актом, то его положения обязательны к применению лицензирующим органом при осуществлении административных процедур, связанных с рассмотрением заявлением о выдаче лицензий.

27.05.2016 в Росалкогольрегулирование поступили заявления ООО «Коньячный завод «Дербент» от 27.05.2016 №№ 50, 51 о выдаче лицензий на: производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы); на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячный дистиллят).

Представленные заявления Общества были рассмотрены в порядке и сроки, установленные Федеральным законом № 171-ФЗ и Административным регламентом.

По результатам рассмотрения документов, приложенных к заявлениям о выдаче лицензий, было установлено отсутствие части документов, определенных статьей 19 Федерального закона, а именно: документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства алкогольной и спиртосодержащей продукции или копии договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля.

Обществом к заявлению о выдаче лицензии приложен договор от 04.09.2015 № 67-СГ о проведении лабораторных исследований продукции, заключенный с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Дагестан», предусматривающий проведение только санитарно-химических исследований готовой продукции (коньяка, вина, виноматериалов).

Вместе с тем, под техпохимическим контролем понимают определение показателей, характеризующих химический состав и физико-химические свойства сырья, вспомогательных материалов, полупродуктов, используемых для производства готовой продукции, а также готовой продукции, и анализ соответствия этих показателей действующим стандартам.

Таким образом, технохимический контроль это не только санитарно-химических исследований готовой продукции, это контроль производства на всех его стадиях, начиная с поступления сырья и заканчивая выпуском готовой продукции, копии технической документации изготовителя системы спиртоизмерителыюй «АБСОЛЮТ», зав. № 00094113 (далее - АСИиУ), подтверждающей наличие устройства сбора и передачи данных АСИиУ в автоматическом режиме по информационно-телекоммуникационным сетям организации, эксплуатирующей АСИиУ, в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленного требованиями Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 № 74 (далее - Технические условия от 24.03.2015 №74).

Технические условия от 24.03.2015 № 74 разработаны и утверждены Росалкогольрегулировапием в соответствии со статьей 8 Федерального закона № 171 -ФЗ и с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28.06.2006 № 396 «О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции».

Согласно пункту 2.1 Технических условий от 24.03.2015 № 74 АСИиУ формирует информацию в автоматическом режиме и передает ее по информационно-телекоммуникационным сетям организации, эксплуатирующей АСИиУ, в технические средства фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Формирование и передача информации пользователем в ручном режиме не допускается.

В свою очередь, техническая документация которая была представлена Обществом (паспорт спиртоизмерителыюй системы «АБСОЛЮТ») не подтверждает наличие устройства сбора и передачи данных АСИиУ в автоматическом режиме.

Кроме того, представленные ООО Коньячный завод «Дербент» документы, по форме или содержанию не соответствуют установленным требованиям, а именно: схемы оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения не соответствуют: требованиям подпунктов д), е) пункта 1 Перечня информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования, утвержденного приказом Росалкогольрегулировапия от 26.09.2014 № 289; требованиям пункта 19 Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулировапия от 26.11.2012 № 351, в части отсутствия записи территориального органа Росалкогольрегулировапия о составлении акта пломбирования с указанием его номера и даты составления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона № 171-ФЗ для получения лицензии па осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организация представляет в Росалкогольрегулирование, в том числе схему оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащую информацию об указанном оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень информации установлен приказом Росалкогольрегулировапия от 26.09.2014 № 289 «О перечне информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования» (далее - Перечень информации).

Согласно Перечню информации схема оснащения основного технологического оборудования должна содержать информацию в графическом (пункт 1 Перечня информации) и текстовом (пункт 2 Перечня информации) виде.

Информация в графическом виде включает в себя, в том числе информацию: о номере точки контроля (порядковый помер места оснащения основного технологического оборудования средствами измерения (подпункт д)); о местах установки устройств (предохранительных клапанов) для прекращения производства продукции при отключении средства измерения или для переключения па резервное средство измерения, с указанием в экспликации графического способа отображения их па схеме оснащения (подпункт е)).

Однако, в представленных Обществом схемах оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения отсутствует информация в графическом виде о номере точки контроля (порядковом номер места оснащения основного технологического оборудования средствами измерения).

Кроме того, в экспликации отсутствует информация о графическом способе отображения на схеме оснащения устройств (предохранительных клапанов) для прекращения производства продукции при отключении средства измерения или для переключения на резервное средство измерения.

Порядок оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции утвержден приказом Росалкогольрсгулирования от 26.11.2012 № 351 «Об утверждении Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции» (далее - Порядок оснащения).

В соответствии с подпунктом 19 Порядка оснащения после оснащения средствами измерения основного технологического оборудования средства измерения пломбируются (опечатываются) должностным лицом территориального органа Росалкогольрегулирования по месту нахождения основного технологического оборудования организации или ее обособленного подразделения в присутствии уполномоченного представителя организации. Должностным лицом территориального органа па схеме оснащения делается запись о составлении акта пломбирования (распломбировапия) с указанием его номера и даты составления.

Вместе с тем, как было указано выше, в представленных Обществом схемах оснащения основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения отсутствуют записи территориального органа Росалкогольрегулирования о составлении акта пломбирования с указанием его номера и даты составления.

Административный регламент (пункт 56) предусматривает, что в случае выявления определенных в пункте 29 Административного регламента оснований для отказа в предоставлении государственной услуги ответственным специалистом готовится письменное сообщение об отказе в предоставлении государственной услуги.

Письменное сообщение подписывается руководителем (заместителем руководителя) лицензирующего органа, регистрируется в соответствии с правилами ведения делопроизводства, принятыми в лицензирующем органе, и в виде почтового отправления направляется организации-заявителю либо вручается ее представителю вместе с представленными документами.

В связи с отсутствием части документов, предусмотренных для предоставления государственной услуги и представлением документов, по форме или содержанию не соответствующих установленным требованиям, Росалкогольрегулирование на основании пункта 29 Административного регламента в адрес организации направило оспариваемые письма с отказами в предоставлении государственной услуги с указанием конкретных причин отказа.

В силу изложенного Росалкогольрегулирование при составлении писем от 03.06.2016  №   13036/10-01   и   от   03.06.2016   №   13033/10-01   об   отказе   в предоставлении государственной услуги действовало полностью в рамках предоставленных законодательством полномочий.

Кроме этого, в части требования заявителя об обязании Росалкогольрегулирования принять положительное решение и выдать лицензии на производство, храпение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции (виноматериалы); па производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта (коньячный дистиллят), суд отмечает следующее.

Принятие судебных решений о признании ненормативных правовых актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может быть направлено на замену лицензирующего органа судом, рассматривающим дело.

Лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является установленным и санкционированным государством ограничением деятельности участников рынка в этой сфере, а выдача или отказ в выдаче лицензии, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка», отнесено к исключительной компетенции Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

При этом порядок рассмотрения заявления, а также выдача (отказ в выдаче) лицензии соискателю регулируется законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (Федеральный закон № 171-ФЗ).

Процесс рассмотрения заявления о выдаче лицензии носит процедурный характер и состоит из следующих стадий: экспертиза представленных с заявлением о выдаче лицензии документов (п. 5 ст. 19 Федерального закона № 171-ФЗ). проведение внеплановой выездной проверки (ст. 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ), проведение экспертизы представленных в лицензирующий орган материалов внеплановой выездной проверки, принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

В соответствии с п.п. 54 и 55 Административного регламента лицензирующий орган проводит экспертизу представленных с заявлением о выдаче лицензии документов на соответствие их требованиям, предусмотренным законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с п. 59 Административного регламента в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, установленных пунктом 29 настоящего Административного регламента, и оснований для отказа в выдаче лицензии, выявленных из анализа сведений, полученных по каналам СМЭВ, ответственным специалистом готовится проект поручения о проведении внеплановой выездной проверки па соответствие деятельности заявителя лицензионным требованиям и условиям.

Одновременно, п. 2 - 4, 7 ст. 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ предусматривается обязанность Росалкогольрегулирования в случае обращения лицензиатов в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии проводить документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органами прокуратуры, предметом которых являются сведения, содержащиеся в представленных заявлении и документах, а также соответствие лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований.

Поскольку па стадии проведения экспертизы представленных с заявлением о выдаче лицензии документов выявлены предусмотренные п. 29 Административного регламента основания для отказа в предоставлении государственной услуги, Росалкогольрегулирование не исполнило возложенную в рамках ст. 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ обязанность по проведению внеплановой выездной проверки, в связи с чем лицензирующему органу не представилось возможным установить соответствие/несоответствие лицензионным требованиям используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований.

Решение о выдаче лицензии может быть принято только при соблюдении всех стадий рассмотрения заявления лицензиата о выдаче лицензии. Несоблюдение одной из стадий рассмотрения заявления о выдаче лицензии, в том числе, предусмотренной ст. 23.2 Федерального закона № 171-ФЗ, влечет возможность осуществления организацией деятельности с нарушением лицензионных требований, обычно предъявляемым к производству и обороту алкогольной продукции.

В связи с вышеизложенным, удовлетворение требований заявителя об обязапии Росалкогольрегулировапия принять решение о выдаче обществу лицензии противоречит действующему законодательству о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

При принятии решения суд также учитывает, что согласно ст. 13 ГК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи права и законные интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.

В соответствии со  ст.ст. 4, 65 АПК РФ, ст.11 ГК РФ заявитель должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов неправомерным решением, действием (бездействием) заинтересованного лица, а также указать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемых решения ответчика.

Заявителем не указано, какое именно его право было нарушено оспариваемыми актами и какое право подлежит восстановлению.

Суд  приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконными оспариваемых решения отсутствуют, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).

Судом проверены все доводы заявителя, однако, они не опровергают установленные судом обстоятельства и не могут являться основанием для удовлетворения требований.

При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд приходит к выводу о законности принятого антимонопольным органом решения, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

На основании ст. ч. 1 ст. 10  Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 - 170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Проверив на соответствие действующему законодательству, в удовлетворении заявленных требований ООО Коньячный завод «Дербент» полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение  месяца с момента его принятия.

Судья

О.В. Сизова