Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-181243/20-145-1271
08 декабря 2020 г.
Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2020 г.
Решение в полном объеме изготовлено 08 декабря 2020 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего судьи М.Т. Кипель
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з И.И. Каменсковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Албар-1" (123056, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 15.08.2002, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 03.11.2009, ИНН: <***>)
о признании незаконным решения от 07.08.2020 г. № КУВД-001/2020-10191221/1,
В судебное заседание явились:
от заявителя: ФИО1 (по дов. от 01.09.2020 г. № 2/09 паспорт);
от ответчика: ФИО2 (по дов. от 30.12.2019 г. № Д-25/2019 удост.);
УСТАНОВИЛ:
30.11.2020 в судебном заседании объявлен перерыв до 02.12.2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Албар-1" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее – Ответчик) о признании незаконным решения от 07.08.2020 г. № КУВД-001/2020-10191221/1.
Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя заявителя, ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, суд установил, что требования подлежат удовлетворению.
Судом проверено и установлено, что срок на обжалование, предусмотренный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно- правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.
Как следует из материалов дела, Заявителем в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве подано заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (кадастровой стоимости) через МФЦ окружного значения ЮАО.
Уведомлением от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-10191221/1 о приостановлении государственного кадастрового учета осуществление ГКУ в отношении объекта недвижимости приостановлено.
Заявитель считает, что Уведомление от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-10191221/1 о приостановлении государственного кадастрового учета является незаконным и необоснованным, а также нарушающим права и законные интересы Заявителя в сфере экономической деятельности.
По мнению Управления, решения вынесено законно и обоснованно, а требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Удовлетворяя требования Общества, суд руководствуется следующим.
Управление осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.21 Закона о недвижимости документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН.
В силу ч. 2 ст. 1 Закона о недвижимости ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом о недвижимости недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом о недвижимости сведений.
В соответствии с ч. 12 ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Судом установлено, что ООО «Албар-1» является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания площадью 773,7 кв. м., расположенного по адресу: город Москва, ул. ФИО3, д. 38, стр.1, кадастровый номер в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1048, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Решением Московского городского суда от 29.10.2019 г. по административному делу №3а-3448/2019 (уникальный идентификатор дела №77OS0000-01-2019-007145-92) удовлетворены требования по административному иску Заявителя к Департаменту городского имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, принадлежащих Заявителю в размере рыночной стоимости. Соответствующим судебным актом установлена кадастровая стоимость вышеуказанного здания в размере его рыночной стоимости равной 82 894 000 рублей, вместо 138 913 865 руб., 92 коп., ранее установленной в ходе процедуры государственной кадастровой оценки.
Решение суда вступило в законную силу 27.02.2020 г. в связи с пересмотром дела судом апелляционной инстанции и оставлением решения суда первой инстанции в силе.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости как дополнительные сведения об объекте недвижимости.
После получения копии судебного акта, Заявителем подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее по тексту – Заинтересованное лицо) о государственном кадастровом учете (далее также – ГКУ) изменений объекта недвижимости (кадастровой стоимости) через МФЦ окружного значения ЮАО. В качестве основания для осуществления ГКУ изменений в отношении объекта недвижимости представлен выданный Московским городским судом судебный акт.
Уведомлением Заинтересованного лица от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-10191221/1 о приостановлении государственного кадастрового учета осуществление ГКУ в отношении объекта недвижимости приостановлено.
В обоснование приостановления государственного кадастрового учета Управление Росреестра указало, что по результатам правовой экспертизы представленных документов установлено несоответствие судебного акта (Решения Московского городского суда 29.10.2019г. по делу №3а-3448/2019) следующим нормативным правовым актам:
- Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. № 36);
- Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов (утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 г. №161).
Вместе с тем, суд считает необходимым отметить следующее.
Требования, установленные Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 г. №36 применяются к судебным актам районных судов.
Поскольку Решение Московского городского суда от 29.10.2019г. по административному делу №3а-3448/2019 принято судом города федерального значения (полномочия, порядок образования и деятельности которого регулируется положениями гл. 3 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ"), а не районным судом общей юрисдикции (полномочия, порядок образования и деятельности которого регулируется положениями гл. 4 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 г. №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в РФ"), то ссылка ответчика на данный Приказ является несостоятельной и не обоснована в силу ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Ссылаясь на нарушение нумерации страниц, административный орган не сослался на конкретный пункт Инструкции, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15.12.2004 г. №161, и не раскрыло существо обнаруженных нарушений нумерации.
Управление Росреестра не является органом судебной власти, а является федеральным органом исполнительной власти, обязанным исполнять судебные акты и не наделенным полномочиями давать оценку форме судебных актов в силу установленных ему Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. №457) дискреционных полномочий.
Кроме того, в абз. 9 (стр. 1) Уведомления от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-10191221/1 указано, что на судебном акте отсутствует штамп «Копия», штамп «О вступлении решения суда в законную силу».
Между тем, как следует из материалов дела, в представленном на ГКУ судебном акте штамп «Копия» содержится на первой странице решения, а штамп «О вступлении решения суда в законную силу» содержится на стр. 5 судебного решения.
Кроме того, суд обращает внимание, что Управление Росреестра являлось одним из административных ответчиков в рамках административного дела №3а-3448/2019 и не могло не знать о принятом решении Московского городского суда 29.10.2019 г.
Основания, по которым учет может быть приостановлен, определены в ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Ответчик в обжалуемом акте ссылается на пункты 7 и 9 ч. 1 указанной правовой нормы в качестве оснований для приостановления ГКУ, предусмотренные ст. 26 Закона, а именно: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам;
Однако, указанные основания опровергаются материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО "Албар-1" при обращении в Управление Росреестра по Москве полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действии, в связи с чем основания для приостанлвления государственного кадастрового учета отсутствуют.
На основании изложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика судом рассмотрены и отклонены, как противоречащие представленным в материалы дела доказательствами основанные на неверном толковании норм действующего законодательства.
Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, выраженное в Уведомлении от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-10191221/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер объекта в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1048) является незаконным и не соответствует Закону о регистрации и нарушает права и интересы заявителя.
В соответствии со ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам ст.110, 112 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 26, 27 Закона о госрегистрации, статьями 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, выраженное в Уведомлении от 07.08.2020 №КУВД-001/2020-10191221/1 о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер объекта в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1048).
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в течение 30 дней со дня вступления судебного акта в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Албар-1" путем обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить государственный кадастровый учет в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...> (кадастровый номер объекта в Едином государственном реестре недвижимости №77:01:0004014:1048).
Проверено на соответствие действующему законодательству.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра н картографии по Москве в пользу ООО "Албар-1" расходы по оплате госпошлины в размере 3 000 (три тысячи) руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья М.Т. Кипель