ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-182670/2021-48-1377 от 14.10.2021 АС города Москвы

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-182670/21 -48-1377

октября 2021 г.

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021года

Полный текст решения изготовлен 14 октября 2021 года

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего: судьи  Бурмакова И.Ю. /единолично/,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Гончаровой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

истец: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ПК ЭНЕРГОСТРОЙ" (301320, ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ, ВЕНЕВСКИЙ РАЙОН, СТРЕЛЕЦКАЯ СЛОБОДА, ВОДОЗАБОР ЮЖНЫЙ, СТРОЕНИЕ 5, ОГРН: 1127154002128, Дата присвоения ОГРН: 27.01.2012, ИНН: 7103513790)

ответчик: АССОЦИАЦИЯ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ОБЩЕРОССИЙСКОЕ МЕЖОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ «НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ, И САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» (119019, МОСКВА ГОРОД, НОВЫЙ АРБАТ УЛИЦА, ДОМ 21, ОГРН: 1157700004142, Дата присвоения ОГРН: 30.03.2015, ИНН: 7704311291)

третье лицо: АССОЦИАЦИЯ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРОЕКТИРОВЩИКОВ "УНИВЕРСАЛПРОЕКТ" (123022, МОСКВА ГОРОД, УЛИЦА КРАСНАЯ ПРЕСНЯ, ДОМ 28, КОМНАТА 303Б, ОГРН: 1127799007050, Дата присвоения ОГРН: 17.04.2012, ИНН: 7724300749)

Об обязании перевести средства компенсационного фонда

при участии согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен об изложенном выше.

Истец и третье лицо не явились, извещение подтверждено данными сайта ВС РФ.

Ответчик возражал, ссылаясь на необоснованность требований.

 Исследовав материалы дела,  суд установил, что исковые требования не подлежат    удовлетворению, так как признает обоснованными указанные ниже доводы ответчика.

Согласно материалам дела, Истец с 23 октября 2014 года являлся членом Саморегулируемой организации Межрегиональное объединение проектных организаций Ассоциация ОборонСтрой Проект  (СРО-П-118) (далее по тексту - СРО МОПО АОСП), сведения о которой приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2017 года No СП-157 были исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций.

16 февраля 2018 года Истец в связи с исключением СРО МОПО АОСП из реестра саморегулируемых организаций был принят в члены Ассоциации Объединение проектировщиков УниверсалПроект (СРО-П-179) (далее по тексту  - АОП УП).

27 января 2021 года в НОПРИЗ поступило от Истца заявление (вх. No 1-КФ-9/21-0-0 от 27 января 2021 года) с требованием перечислить 50 000.00 руб. в качестве взноса в компенсационный фонд возмещения вреда  АОП УП и 150 000.00 руб. в качестве взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств АОП УП.

Данное заявление было рассмотрено НОПРИЗ и 29 января 2021 года в адрес Истца было направлено уведомление об отсутствии в НОПРИЗ на специальных счетах компенсационных фондов возмещения вреда и обеспечения договорной обязательств денежных средств соответствующих компенсационных фондов исключенной из реестра саморегулируемых организаций СРО МОПО АОСП и  регистрации требований Истца в Реестре заявлений (требований) под номером 1-КФ-9/21-0-0об отказе в удовлетворении.

При этом НОПРИЗ разъяснил Истцу, что при поступлении средств компенсационных фондов СРО МОПО АОСП на специальные счета компенсационных фондов НОПРИЗ требования Истца будут удовлетворены и денежные средства указанные в заявлении Истца будут перечислены в порядке очередности зарегистрированных в Реестре требований.

Истец не согласился с вышеуказанными действиями НОПРИЗ и обратился с иском в суд об обязании перевести средства компенсационного фонда.

Требование истца не подлежит удовлетворению ввиду изложенного ниже.

В соответствии с ч.16 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации, членами которой они являлись, из государственного реестра саморегулируемых организаций и принятия такого индивидуального предпринимателя или такого юридического лица в члены другой саморегулируемой организации вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации.

Согласно ч.17 ст.55.16 ГрК РФ Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

НОПРИЗ, в соответствии с п.1 ч.2 ст.55.20  ГрК РФ, является Национальным  объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций,  основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

Учитывая, что обращение Истца в НОПРИЗ с заявлением о перечислении на специальные счета компенсационного фонда возмещения вреда (далее по тексту - КФВВ) и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (далее по тексту - КФОДО) действующей СРО - АОП УП (поступившее в НОПРИЗ 27 января 2021 года) обусловлено исключением 29 декабря 2017 года из реестра саморегулируемых организаций СРО МОПО АОСП в котором он состоял до вступления в действующее СРО, в данном споре применяются нормы Порядка взаимодействия утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08 сентября 2015 года N 643/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций" (зарегистрирован в Минюсте России 23 декабря 2015 года N 40211) (далее по тексту - Порядок-643/пр).

Суд согласен с доводом ответчика о том, что в части определения законности действия НОПРИЗ при принятии решения об отказе в перечислении денежных средств применяются нормы Порядка взаимодействия, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2019 года N 306/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случаях предусмотренных частями 14 и 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 24 июля 2019 года N 55357) (далее по тексту - Порядок-306/пр), так как согласно ч.2 Приказа №306/пр от 29 мая 2019 года Приказ №643/пр был признан утратившим силу, а  Истец обратился в НОПРИЗ с заявлением 21 января 2021 года.

Положениями ч.14 ст.55.16 ГрК РФ определено, что в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации, возникшим в случаях, предусмотренных соответственно ст.60 и 60.1 ГрК РФ.

Требованиями ч.15 ст.55.16 ГрК РФ установлено, что национальное объединение саморегулируемых организаций обязано разместить средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, указанные в ч.14 ст.55.16 ГрК РФ, в соответствии с требованиями, установленными ст.55.16-1 ГрК РФ.

Как следует из ч.1 ст.55.16-1 ГрК РФ, средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации размещаются на специальных банковских счетах, открытых в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Частью 11 Порядка-643/пр установлено, что члены исключенной саморегулируемой организации вправе обратиться с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда с даты принятия их в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций.

Суд признает обоснованным довод ответчика о том, что Истец был принят в члены действующей СРО - АОП УП 16 февраля 2018 года, то право у Истца на обращение в НОПРИЗ с заявлением о перечислении взносов возникло 16 февраля 2018 года.

В силу требований п.9 Порядка-643/пр Национальное объединение саморегулируемых организаций размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о выполнении исключенной саморегулируемой организацией требований Градостроительного кодекса Российской Федерации о перечислении в Национальное объединение саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда и о передаче дел членов такой организации, а также дел лиц, членство которых в саморегулируемой организации прекращено.

Аналогичная обязанность Национального объединения установлена также в п.10 Порядка-306/пр.

Как следует из информации размещенной в открытом доступе на официальном сайте НОПРИЗ на странице с адресом: https://nopriz.ru/nreesters/chleny-nopriz-out/moskva/memb.php?ID=527, после исключения из реестра саморегулируемых организаций СРО-П-118 перечислило на специальные счета компенсационный фондов НОПРИЗ средства КФВВ в размере 16 916 744.01 руб. и средства КФОДО в размере 11 000 000.83 руб.

На данной странице также размещена информация о перечислении по заявлениям юридических лиц в соответствии с Приказом Минстроя России № 643/пр от 08 сентября 2015 года в полном объеме всех средств, поступивших из компенсационных фондов СРО-П-118.

Согласно материалам дела, а именно, справке НОПРИЗ № 1-Н/29-5/21-0-0 от 27 апреля 2021 года средства компенсационных фондов ВВ и ОДО СРО-П-118 были перечислены в полном объеме по заявлениям бывших членов СРО-П-118 до 22 июня 2018 года.

Таким образом, на день рассмотрения НОПРИЗ заявления Истца (29 января 2021 года) на специальных счетах компенсационных фондов НОПРИЗ денежные средства компенсационных фондов СРО-П-118 отсутствовали.

В соответствии с пп.3 п.22 Порядка-306/пр Национальное объединение принимает по заявлению о перечислении решение об отказе в удовлетворении требований заявителя с указанием причины отказа.

Отсутствие зачисленных на специальный банковский счет (счета) Национального объединения средств соответствующих компенсационных фондов исключенной саморегулируемой организации в день принятия решения по заявлению о перечислении или отсутствие нераспределенных по ранее поступившим заявлениям о перечислении таких средств компенсационного фонда (фондов) в силу пп.4 п.23 Порядка-306/пр является основанием для отказа в удовлетворении требований Истца, предусмотренным пп.4 п.23 Порядка-306/пр.

В силу того, что п.31 Порядка-306/пр предусматривает, что при отказе на основании пп.4 п.23 Порядка-306/пр, Истец вправе повторно обратиться в Национальное объединение с заявлением о перечислении, когда обстоятельство, послужившее основанием для такого отказа, будет устранено, НОПРИЗ включил заявление (требование) Истца в Реестр заявлений (требований) бывших членов исключенных из реестра СРО-П-118, в целях удовлетворения неисполненных требований Истца при поступлении на специальные счета компенсационных фондов НОПРИЗ средств компенсационных фондов СРО-П-118 в порядке очередности установленной реестром.

Данное обстоятельство подтверждается не только уведомлением НОПРИЗ от 29 января 2021 года №1-ЮЛ/06-264/21-0-0, но и содержанием Реестра размещенного в открытом доступе на официальном портале НОПРИЗ в сети Интернет  на странице с адресом: https://nopriz.ru/nreesters/chleny-nopriz-out/moskva/memb.php?ID=527.

Таким образом, НОПРИЗ исполнил перед Истцом в полном объеме свои обязанности, вытекающие из Порядка взаимодействия утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2019 года N 306/пр "Об утверждении порядка взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случаях предусмотренных частями 14 и 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации».

Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №7 от 24 марта 2016 года «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» определено, что при предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным, а также, разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.

Как следует из определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 18 декабря 2018 года по делу А40-213640/2016, Градостроительным кодексом Российской Федерации и приказом No 643/пр предусмотрена обязанность саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из реестра, зачислить на специальный банковский счет Национального объединения денежные средства компенсационных фондов, подлежащие использованию Национальным объединением только для осуществления выплат в связи с наступлением солидарной или субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам членов такой организации. Также указанными нормативными актами предусмотрено, что Национальное объединение может произвести перечисление средств компенсационных фондов из зачисленных на его специальный счет сумм, при их достаточности, на основании признанного обоснованным заявления бывшего члена саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую приняты юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Суд согласен с доводом ответчика о том, что отказ НОПРИЗ в перечислении денежных средств по заявлению Истца обоснован предусмотренным действующим законодательством основанием, в связи с чем не может быть признан неправомерным.

Данный вывод также согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 февраля 2019 года по делу No305-ЭС18-19739.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в данном определении указала, что из положений ст.55.16 ГрК РФ и Порядка взаимодействия (643/Пр) не следует, что к Национальному объединению саморегулируемых организаций переходят все права и обязанности исключенной из реестра саморегулируемой организации и, следовательно, оно не может быть признано универсальным правопреемником такой саморегулируемой организации и отвечать перед ее кредиторами полностью и своим имуществом.

Национальное объединение саморегулируемых организаций не является правопреемником исключенной из реестра саморегулируемой организации и в отдельном материальном правоотношении, поскольку денежные средства компенсационного фонда поступают на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций в силу закона, и у такого объединения отсутствует право отказать исключенной из реестра саморегулируемой организации в их зачислении, а также использовать поступившие денежные средства в иных целях, кроме тех, которые прямо предусмотрены частями 14 и 16 статьи 55.16 Градостроительного кодекса, и в нарушение порядка, установленного приказом No 643/ пр (пункты 11 и 15), что свидетельствует о возникновении новых правоотношений, имеющих самостоятельные основания.

Кроме того, размер обязательства по перечислению средств на счета саморегулируемых организаций, в члены которых приняты члены исключенной из реестра саморегулируемой организации, не может превышать размер средств, фактически поступивших на счет Национального объединения саморегулируемых организаций. При ином подходе обязанность по перечислению таких средств за счет имущества самого Национального объединения саморегулируемых организаций будет фактически носить характер субсидиарной ответственности по обязательству исключенной организации, в то время как такая ответственность должна быть прямо предусмотрена законом, иными правовыми актами или условиями обязательства (пункт 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следствие, в силу отсутствия на день рассмотрения заявления Истца на специальных счетах компенсационных фондов НОПРИЗ денежных средств компенсационных фондов СРО-П-118, действия НОПРИЗ являются законными и обоснованными и оснований для удовлетворения требований Истца не имеется.

Данная правовая позиция изложена  Верховным судом Российской Федерации  в определении ВС РФ No305-ЭС18- 4499 от 18.12.2018г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Госпошлина  и иные судебные издержки, понесенные истцом,   относятся на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь   ст. ст. 4, 65,  110,  123, 124,  156, 167-171 АПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в  Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯБурмаков И. Ю.