ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-183454/2021-116-1591 от 25.11.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

06 декабря 2021 г.                                                       Дело № А40-183454/21-116-1591

Резолютивная часть решения объявлена 25ноября 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 06 декабря 2021 г.                                       

Арбитражный суд в составе судьи А.П. Стародуб

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иордановым Г.В.

Рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) АО "АВИАСЕРВИС”

к ИФНС РОССИИ № 29 ПО Г. МОСКВЕ

третьи лица: ИФНС России №5 по г. Москве

о признании недействительным решения от 30.04.2021 г. № 24-15/3752

при участии представителей:

от истца (заявителя) –ФИО1 по доверенности от 20.01.2021 г. № 20/21, диплом

от ответчика (заинтересованного лица) -ФИО2 по доверенности от 28.07.2021 № 07-27/066989, удостоверение, ФИО3 по доверенности от 17.06.2021 г. № 06-27

от третьего лица- ФИО4 по доверенности от 28.06.2021 г., диплом

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «АВИАСЕРВИС» (далее также – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решение ИФНС России № 29 по г. Москве (далее также- налоговый орган, Инспекция) от 30.04.2021г. №24-15/3752 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Представитель Заявителя предъявленные требования поддержал по доводам иска, возражений по доводам налогового органа.

Представитель налогового органа в удовлетворении требований возражал по доводам отзыва.

Представитель третьего лица в удовлетворении требований возражал по доводам ответчика.

Рассмотрев исковое заявление, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд находит заявленные требования по делу подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, АО «АВИАСЕРВИС» на праве собственности принадлежит следующие объекты недвижимости (далее - Спорное имущество):

1)Ангар № 27 для установки самолетов комплекса бизнес-авиации на территории ОАО «ВАРЗ-400» с кадастровым номером 77:07:0016004:1561, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0016004:1564, по адресу <...>;

2)Автомобильная дорога (пожарный проезд) с кадастровым номером 77:07:0016004:1560, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0016004:1563, по адресу <...>;

3)Подпорная стена (постановка) с кадастровым номером 77:07:0016004:1562, расположенная н

4)а земельном участке с кадастровым номером 77:07:0016004:1563, по адресу <...>.

С 2019 года Общество применяет налоговую льготу, предусмотренную п. 23 ст. 4 Закона города Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее также Закон № 64) в отношении вышеуказанного имущества. Данная льгота предусматривает освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества аэродромов и объектов ЕС ОрВД.

Решением № 24-15/3752 от 30.04.2021 Инспекция оспаривает применение льготы, предусмотренной Законом № 64, привлекает АО «АВИАСЕРВИС» к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным Решением, вынесенным по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации Общества по налогу на имущество организаций за 2019 год, Инспекция доначислила Обществу 11 640 475 руб. 00 коп. налога на имущество организаций, 1 155 511 руб. 15 коп. пени по данному налогу, а также привлекла Общество к налоговой ответственности в виде штрафа, предусмотренного ст. 122 НК РФ. в размере 2 328 095 руб. 00 коп.

АО «Авиасервис», не согласившись с вынесенным Инспекцией Решением, в установленный срок обжаловало Решение в апелляционном досудебном порядке в Управление ФНС России по г. Москве.

УФНС России по г. Москве своим решением № 21-10/114936@ от 02.08.2021 оставило Решение Инспекции без изменения, а апелляционную жалобу АО «АВИАСЕРВИС» - без удовлетворения.

Не получив удовлетворения своих требований в досудебном порядке, Заявитель обратился с заявлением в арбитражный суд.

Оценив доводы сторон в совокупности с представленными доказательствами, суд находит необоснованным привлечение АО «АВИАСЕРВИС» к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии с решением № 24-15/3752 от 30.04.2021.

В своем отзыве Инспекция выражает мнение о том, что налоговая льгота, предусмотренная п. 23 ст. 4 Закона №64 применена Обществом необоснованно, так как спорное имущество не является имуществом аэродрома. Также Инспекция приравнивает лицо, эксплуатирующее аэродром к аэродрому и полагает, что право применять данную льготу имеет только АО «Международный аэропорт «Внуково».

Суд приходит к выводу, что использование налоговым органом такого подхода идет в разрез со смыслом и целью, которые вложил законодатель, который стремился стимулировать предприятия аэродромной инфраструктуры при введении льготной нормы.

Согласно государственного реестру аэродромов гражданской авиации и толкования примененной нормы Закона №64, положение данной нормы распространяется на единственный аэродром в пределах города Москвы - Внуково. Данный аэродром включен в государственный реестр аэродромов и вертодромов гражданской авиации Российской Федерации.

В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации аэродромом является участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Таким образом, исходя из данного определения, такого самостоятельного субъекта права как “Аэродром” существовать не может. Аэродром- это совокупность объектов, предназначенных для обслуживания аэропортовой деятельности.

Из определения, данного в Национальной программе авиационной безопасности, контролируемая зона аэропорта - рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется. Соответственно, можно сделать вывод, что данная норма распространяется на всю территорию аэродрома «Внуково» с находившимися на ее территории сооружениями.

Судом установлено, что 15.09.2021 г. АО «АВИАСЕРВИС» для целей выяснения функционального назначения спорного имущества, и режима их налогообложения налогом на имущество организаций были сделаны запросы в Комитет по градостроительству города Москвы и Федеральное агентство воздушного транспорта о принадлежности льготируемого имущества к подзоне аэродрома Внуково.

17.09.2021 г. в адрес АО «АВИАСЕРВИС» поступил ответ от Комитета по архитектуре и градостроительству № МКА-02-41740/1-1, в котором подтверждается нахождение вышеуказанных объектов в границах 1-6 подзоны аэродрома Внуково.

04.10.2021 в адрес АО «АВИАСЕРВИС» поступил ответ от Федерального агентства воздушного транспорта № 36102/04.

В данном ответе Агентство уточняет, что определение местоположения отдельных участков и ограничений в них относительно приаэродромной территории должно осуществляться самостоятельно, предоставляет ссылку на ресурс (http://favt.gov.ru/deiatelnost- aieroportv-i-aierodromv-priaer-terr-aerodromov-ga/?id=6411), где можно посмотреть данную информацию.

Перейдя по вышеуказанной ссылке, можно увидеть zip-файл под названием «ПАТ Внуково». В данном архиве расположен JPGфайл под названием «Приложение А1. Граница зоны 1» из которого видно, что спорные объекты недвижимости находятся в первой подзоне аэродрома Внуково.

Размещение объектов в границах приаэродромных территорий должно осуществляться в соответствии с ограничениями, предусмотренными на приаэродромной территории.

В приказе Росавиации от 17.04.2020 № 394-П установлены ограничения использования земельных участков в границах приаэродромной территории.

Так, в пределах первой подзоны приаэродромной территории запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Суд также принимает во внимание, что разрешения на строительство спорных объектов было выдано уполномоченным в соответствии с пп. 5.4.53 п. 5 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта" на выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию аэропортов или иных объектов инфраструктуры воздушного транспорта, являющихся объектами капитального строительства органом - Федеральным агентством воздушного транспорта.

Спорное имущество расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:07:0016004:1564.

Согласно данным ЕГРН - разрешенное использование данного земельного участка: размещение аэродромов, обустройство мест для приводнения и причаливания гидросамолетов, размещение радиотехнического обеспечения полетов и прочих объектов, необходимых для взлета и приземления (приводнения) воздушных судов, размещение аэропортов (аэровокзалов) и иных объектов, необходимых для посадки и высадки пассажиров и их сопутствующего обслуживания и обеспечения их безопасности, а также размещение объектов, необходимых для погрузки, разгрузки и хранения грузов, перемещаемых воздушным путем; размещение объектов, предназначенных для технического обслуживания и ремонта воздушных судов.

Из материалов дела усматривается, что между Обществом и Департаментом городского имущества города Москвы в 2018 году были заключены договоры аренды земельных участков (Договор от 12.11.2018 № М-07-053350; Договор от 13.11.2018 № М-07-053354), на которых располагаются спорные объекты недвижимости. Одним из условий предоставления данных земельных участков в пользование было использование объектов под размещение аэродромов (п. 1.1 Договоров).

В определении от 04.07.2017 № 1440-0 Конституционный Суд РФ сделал вывод, что налоговое законодательство не исключает в налоговых правоотношениях принципа диспозитивности и допускает возможность выбора налогоплательщиком применения налоговых льгот, которая, однако, не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями. В данном случае спорное имущество фактически используется для стоянки самолетов бизнес-авиации.

Отсутствие в п. 23 ст. 4 Закона г. Москвы № 64 конкретизации объектов недвижимости, на которые может быть распространена льгота в совокупности с положениями Воздушного кодекса РФ приводит к возникновению неясности относительно наличия или отсутствия права налогоплательщика на применение налоговой льготы в конкретном случае. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Законодатель, устанавливая льготу по налогу на имущество для аэродромов и объектов ЕС ОрВД стремился стимулировать предприятия аэродромной инфраструктуры. Такая цель отражена в Постановлении Московской городской Думы от 11.04.2012 № 72. Толкование нормы, устанавливающей рассматриваемую налоговую льготу, примененное налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки - нивелирует экономическую цель Законодателя.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Общество правомерно считает принадлежащее ему имущество частью имущества аэродрома, а применение нормы, предусмотренной п. 23 ст. 4 Закона №64 обоснованной.

Также при рассмотрении спора суд учитывает, что у Общества имеются иные правовые основания для уменьшения налоговой базы.

Так, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.

Согласно п. 6 ст. 376 НК РФ Налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 №10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» авиационной инфраструктурой признаются аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.

Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы, Общество, на балансе которого в составе основных средств учтено сооружение инфраструктуры воздушного транспорта аэропорта в виде ангара, автомобильной дороги и подпорной стены, вправе уменьшить налоговую базу по налогу на имущество организаций на сумму капитальных вложений в указанное имущество.

Учитывая изложенное,решение ИФНС России № 29 по г. Москве от 30.04.2021 г. № 24-15/3752 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным, как не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Расходы по госпошлине подлежат возмещению сторонами в порядке ст.110 АПК РФ пропорционально удовлетворенным требованиям.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-171, 176, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение ИФНС России № 29 по г. Москве от 30.04.2021г. № 24-15/3752 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с ИФНС РОССИИ № 29 ПО Г. МОСКВЕ в пользу АО "АВИАСЕРВИС" расходы по госпошлине 3000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                 А.П. Стародуб