ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Дело № А40-183706/2014
г. Москва
05 февраля 2015 г.
Резолютивная часть объявлена 29 января 2015 г.
Решение изготовлено в полном объеме 05 февраля 2015 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Корогодова И.В. (139-1554),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Первый Московский часовой завод"
к Главному управлению МЧС России по г. Москве
о признании незаконным предписания от 22.09.2014 № 9
при участии:
от заявителя - ФИО1, дов. от 10.11.2014 г. № 273; ФИО2, дов. от 26.12.2014г. № 292
от ответчика – ФИО3, дов. от 21.11.2014 г. № 370-25
УСТАНОВИЛ:
ОАО «Первый Московский часовой завод» обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ГУ МЧС России по городу Москве с требованием о признании недействительным предписания от 22 сентября 2014 г. № 9.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал в полном объеме со ссылкой на приведенные обстоятельства и имеющиеся доказательства.
В обоснование требований ОАО «Первый Московский часовой завод» ссылается на то, что требования, содержащиеся в оспариваемом предписании, не соответствуют законодательству, регулирующему вопросы гражданской обороны, нарушают права и законные интересы заявителя.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого предписания, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Выслушав представителей заявителя и ответчика, изучив материалы дела, исследовав доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи с нижеследующим.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, в период с 15 по 19 сентября 2014 г. 5 РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве была проведена плановая проверка ОАО «Первый Московский часовой завод» по соблюдению требований, установленных законодательными и иными нормативными актами РФ в области гражданской обороны.
По итогам проведения проверки Заявителю было выдано предписание №9 от 22.09.2014г. по устранению нарушений требований в области гражданской обороны.
Пункт 1 оспариваемого акта предписывает заявителю
осуществить мероприятия по обучению должностных лиц и работников организации в
целях защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). Пункты 2 и 3 оспариваемого акта предписывают заявителю разработать планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также план эвакуации (приема эвакуированных). Пункт 4 оспариваемого акта предписывает заявителю обеспечить наличие коллективных аптечек первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заявитель с выданным предписанием не согласился и обжаловал его в арбитражном суде.
Федеральным законом от 12.02.1998г. №28-ФЗ «О гражданской обороне» осуществляется правовое регулирование в области гражданской обороны.
В силу ст. 12 Закона №28-ФЗ государственный надзор и контроль в области гражданской обороны осуществляется федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 и 2 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. №868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Министерство осуществляет управление, координацию контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Согласно пункту 1 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.08.2004 года № 372, территориальный орган осуществляет функции в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд приходит к выводу, что оспариваемый акт вынесен полномочным лицом в пределах его компетенции.
В силу статьи 1 Закона № 28-ФЗ гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 Закона № 28-ФЗ мероприятия по гражданской обороне организуются в муниципальных образованиях (организациях) в рамках подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в муниципальных образованиях (организациях).
В соответствии со статьей 9 Закона № 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее - Положение № 804), пунктом 2 которого установлено, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Пунктом 3 Положения №804 установлено, что Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне.
Порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны: в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с положением об организации и ведении гражданской обороны в организации, разрабатываемым и утверждаемым Министерством.
Пунктом 5 Положения № 804 предусмотрено, что ведение гражданской обороны осуществляется: в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях - на основе соответствующих планов гражданской о бороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время, в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с приказом Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации от 14.11.2008 года № 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Положение № 687) подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых и перспективных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации) (пункт 3 Положения № 687).
План основных мероприятий организации на год разрабатывается структурным подразделением (работниками) организации, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, и согласовывается с органом местного самоуправления, а организацией, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, дополнительно согласовывается с соответствующим федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 Положения № 687).
Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций (пункт 5 Положения № 687).
Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 6 Положения № 687).
Из анализа положений пунктов 89, 115, 116 выписки из Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.09.2012 № 70 (зарегистрирован в Минюсте 27.03.2012 № 23622), следует, что план гражданской обороны разрабатывают: организации, отнесенные к категории по гражданской обороне и (или) продолжающие работу в военное время; организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные в зонах возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения).
При этом организации, не отнесенные к категориям по гражданской обороне и (или) прекращающие работу в военное время, расположенные вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения), собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.
Как установлено судом заявитель не является организацией, отнесенной к категории по гражданской обороне и (или) продолжающей работу в военное время, доказательств обратного суду не представлено.
Сведений о том, что заявитель расположен в зоне возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного заражения (загрязнения) также не имеется.
Суд соглашается с доводом заявителя о том, что пункты 2, 3 оспариваемого Предписания, обязывающие разработать план гражданской обороны и эвакуации (приема эвакуированных), противоречат действующему законодательству и являются недействительными.
Пункт 1 оспариваемого ненормативного акта предписывает заявителю
осуществить мероприятия по обучению должностных лиц и работников организации в
целях защиты от чрезвычайных ситуаций.
При этом, заявитель, обжалуя выданное предписание, указал, что представителем заинтересованного лица, проводившим проверку, не было принято во внимание то обстоятельство, что лицо, ответственное за выполнение мероприятий ГО - главный инженер ФИО4, был назначен приказом №7 от 18.12.2013г. и направлен на обучение (повышение квалификации, переподготовку) 25.09.2014г., т.е. заблаговременно, в пределах годичного срока с даты назначения на должность, установленного п. 4 Положения «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000г. № 841, доказательств обратного Ответчиком не представлено.
Пункт 4 оспариваемого акта предписывает заявителю обеспечить наличие коллективных аптечек первой помощи для должностных лиц и работников организации при защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что является нарушением распоряжения Премьера Правительства Москвы от 29.12.2000г. № 1292-РП. Вместе с тем, указанное распоряжение утратило силу, и не имеет правового значения в связи с изданием постановления Правительства Москвы от 02.10.2012 г. за № 536-ПП. Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, пункт предписания снимается с контроля.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Расходы по уплате госпошлины возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 64, 65, 71, 75, 110, 167 -170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие Федеральному закону № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», признать недействительным предписание 5 РОНД Управления по ЦАО Главного управления МЧС России по г. Москве от 22.09.2014 № 9, вынесенное в отношении ОАО "Первый Московский часовой завод".
Взыскать с Главного управлению МЧС России по г. Москве в пользу ОАО "Первый Московский часовой завод" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (две тысячи рублей).
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья И.В. Корогодов