Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Москва
Дело №А40-183936/20-149-1324
30 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 сентября 2021 года
Арбитражный суд в составе судьи Кузина М.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ковтонюком Я.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению АО «Почта России»
к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третье лицо: ТУ Росимущества в г.Москве
о признании незаконными решение об отказе в государственной регистрации
с участием:
от заявителя: ФИО1 (дов. от 02.10.2019)
от ответчика: ФИО2 Н,А. (дов. от 11.01.2021 №д-14/2021)
от 3-го лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
АО «Почта России» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве (далее – Управление) с требованием о признании незаконным отказа Управления, изложенного в уведомлении от 11.09.2020 №77/011/223/2020-2853; об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером 77:01:0003061:1364 в 10-дневный срок со дня вступления судебного акта в законную силу.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.02.2021, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.07.2021, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель поддержал требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и дополнениях к нему.
Ответчик против удовлетворения требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются документы, подтверждающие его надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства. Суд счел возможным рассмотреть дело без участия третьего лица в порядке, предусмотренном ст.156 АПК РФ.
Информация о принятии заявления к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя и ответчика, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности на основании ст.71 АПК РФ, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 01.07.2021, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ, п.6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из заявления и материалов дела, от имени Территориального управления Росимущества в г. Москве 29.05.2020 в Управление подано заявление (№77/011/223/2020-2853) о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимости: объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером 77:01:0003061:1364 с представлением нотариально заверенного свидетельства об удостоверении факта возникновения права собственности в силу приобретательной давности от 26.03.2020; утвержденного ТУ Росимущества в г. Москве перечня регистрируемых объектов от 23.04.2020; выписки из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц; доверенности от 08.07.2019.
11.09.2019 принято решение об отказе в осуществлении регистрационных действий, ввиду наличия признаков самовольной постройки.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования АО «Почта России», суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон №218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона №218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона №218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона № 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона №218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие «правовой экспертизы» представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона №218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона №218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре отказ регистрирующего органа был мотивирован тем, что не устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, а именно наличие признаков самовольного строительства.
Так, согласно сведениям ЕГРН, переданным из органа технической инвентаризации, объект незавершенного строительства с кадастровым номером 77:01:0003061:1364 учтен 29.03.2011 Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" со следующими характеристиками: степень готовности 45%, общая площадь застройки 595,3 кв. м, разрешение на строительство объекта и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в органы технической инвентаризации не представлялись.
Согласно полученной информации от Комитета государственного строительного надзора г. Москвы, ГБУ МосгорБТИ и Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы объект, расположенный по адресу: <...>, возведен без выдачи разрешения на строительство (проектная документация в установленном порядке не представлялась), объект в эксплуатацию не вводился.
Между тем, отказывая в осуществлении регистрационных действий по вышеуказанному основанию, Управлением не учтено следующее.
В настоящем случае, для рассмотрения вопроса о наличие оснований для регистрации спорного права, следует исходить из положений Федерального закона от 29.06.2018 №171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который является специальным и предусматривает особый порядок регистрации права собственности на объекты в силу приобретательной давности.
Федеральным законом от 29.06.2018 №171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №171-ФЗ) установлены особенности учета объектов недвижимого имущества и оформления прав на объекты недвижимого имущества при реорганизации Предприятия.
Согласно части 11 статьи 20 Закона №171-ФЗ до 2022 года документом, который является основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, указанных в настоящей статье, содержит описание таких объектов недвижимости и на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таких объектах недвижимости. Форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
После получения документов кадастрового учета Предприятие (Общество) размещает в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, а также на официальном сайте Предприятия (Общества) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщение о намерении зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества с приложением к сообщению документов кадастрового учета. Указанное сообщение размещается в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности без взимания платы. Указанное сообщение должно содержать сведения о типе объекта недвижимого имущества, его кадастровом (условном) номере (при наличии), реестровом номере федерального имущества (при наличии), об адресе, о площади (при наличии), координатах характерных точек границ земельного участка или контура здания, сооружения либо иного объекта недвижимого имущества (при наличии). Указанное сообщение также может содержать иные сведения об объекте недвижимого имущества (часть 12 статьи 20 Закона №171-ФЗ).
В течение ста двадцати дней со дня размещения сообщения, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, любое лицо, обладающее документами, которые могут подтвердить наличие прав на указанный объект недвижимого имущества, вправе требовать признания за собой права собственности на такой объект недвижимого имущества в судебном порядке, разместив в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сообщение о намерении зарегистрировать за собой право собственности на объект недвижимого имущества, в отношении которого отсутствует запись в Едином государственном реестре недвижимости. В этом случае объект недвижимого имущества исключается из перечня, указанного в части 1 настоящей статьи (часть 13 статьи 20 Закона №171-ФЗ).
По истечении ста двадцати дней со дня размещения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сообщения, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, и в случае отсутствия сообщений от лиц, требующих признания права собственности на такой объект недвижимого имущества, подтверждаемого выпиской из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, Предприятие (Общество) удостоверяет у нотариуса факт возникновения права собственности на объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате (часть 14 статьи 20 Закона №171-ФЗ).
Согласно части 15 указанной статьи при реорганизации Предприятия нотариально удостоверенный факт возникновения права собственности на объект недвижимого имущества в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности на объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу части 17 указанной статьи по результатам мероприятий, проведенных в соответствии с частями 1 - 16 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, утверждает перечень объектов недвижимого имущества для последующей государственной регистрации права собственности на них Российской Федерации.
Регистрация права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, указанные в части 17 настоящей статьи, осуществляется на основании заявления нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 №4462-1, или заявления Предприятия (Общества) с приложением свидетельства об удостоверении факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, выписки из Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности, предусмотренной частью 14 настоящей статьи, а также утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, перечня, указанного в части 17 настоящей статьи. Лицо, считающее, что в результате государственной регистрации права собственности Российской Федерации или Общества на объекты недвижимого имущества, осуществленной в порядке, установленном настоящей статьей, нарушены права указанного лица, может обратиться с требованием об оспаривании права собственности Российской Федерации или Общества на объекты недвижимого имущества в срок, не превышающий трех лет со дня государственной регистрации такого права (часть 18 статьи 20 Закона №171-ФЗ).
Законом №171-ФЗ внесены изменения в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы), согласно которым 8 перечень нотариальных действий, совершаемых нотариусами, дополнен новым нотариальным действием - удостоверение факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности (пункт 33 части 1 статьи 35, статья 84.2 Основ).
Согласно статье 84.2 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» в случаях, установленных Федеральным законом «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нотариус удостоверяет факт возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности.
Материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимого имущества уже поставлен на кадастровый учет 07.06.2012, ему присвоен кадастровый номер 77:01:0003061:1364, что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости Сведения о характеристиках объекта недвижимости от 16.12.2019.
В материалы дела в качестве приложения к заявлению была представлена копия сообщения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности о намерении АО «Почта России» зарегистрировать право собственности РФ на указанный объект (Сообщение № 04538450 от 13.11.2019).
Также указанное сообщение было размещено 13.11.2019, как того требует ч. 12 ст. 20 Закона № 171-ФЗ, на официальном сайте АО «Почта России».
В Сообщении №04538450 от 13.11.2019 в соответствии с частью 12 статьи 20 Закона №171-ФЗ указаны сведения о типе объекта, его площади, кадастровом номере, адресе, указано краткое описание объекта. Также приложены документы кадастрового учета, что свидетельствует о соответствии Сообщения указанной норме права.
В течении ста двадцати дней со дня размещения сообщения, предусмотренного частью 12 настоящей статьи, никаких сообщении, в том числе от третьих лиц, имеющих основание также приобрести право собственности на спорный объект, или возражающих против регистрации права собственности за Российской Федерацией не поступило.
С соблюдением срока в 120 дней, нотариусом ФИО3 26.03.2020 выдано свидетельство серия 77 АГ 3617666 об удостоверении факта права собственности Российской Федерации в силу приобретательной давности на указанный объект.
Таким образом, судом установлено, что заявителем соблюдена процедура регистрации прав, предусмотренная частями 1-18 статьи 20 Закона №171-ФЗ, доказательств обратного не представлено.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий по указанным основаниям.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа.
Судом рассмотрены все доводы Ответчика, однако они не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с п. 3 ч.4 ст. 201 АПК РФ суд возлагает на заинтересованное лицо обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке и сроки.
Судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, подлежат распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.65, 167-170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, изложенный в уведомлении от 11.09.2020 №77/011/223/2020-2853.
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером 77:01:0003061:1364 в установленном законом порядке и сроки.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в пользу АО «Почта России» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. (три тысячи рублей).
Проверено на соответствие требованиям действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: М.М. Кузин