ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-185788/16 от 19.12.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

«20» декабря

2016г.

Дело №

А40-185788/16-20-1644

Резолютивная часть решения объявлена «19» декабря 2016г.

Полный текст решения изготовлен «20» декабря 2016г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи

Бедрацкой А.В.

протокол вел помощник судьи Михалев П.В.

с участием

от заявителя – ИП Оников А.С., от ответчика – Лучинкиной А.В., дов.

от 15.11.2016г. № П-19-59

рассмотрел дело по заявлению

ИП Оникова А.С. (ОГРНИП 304312325700132, ИНН 312300123153, 308023, г.Белгород, ул.Некрасова, д.25, кв.43)

к

Министерству труда и социальной защиты РФ (127994, г.Москва, ул. Ильинка, д.21 ГСП-4)

о

признании незаконным письма

№ 17-3/В-313 от 09.07.2014г.

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Оников А.С. обратился с заявлением в арбитражный суд (с учетом уточнения заявленных требований) к Министерству труда и социальной защиты РФ о признании незаконным письма № 17-3/В-313 от 09.07.2014г.

Заявление мотивировано тем, что ненормативный акт ответчика нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Ответчик с требованиями заявителя не согласен по доводам, изложенным в отзыве.

Оценив в совокупности представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, письмо Минтруда России от 09.07.2014 № 17-3/В-313, содержит разъяснение по вопросу определения величины дохода индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), исходя из которого исчисляется размер страховых взносов, в случае, если его доход превысил 300 000 рублей за расчетный период.

Заявителем указано, что ему стало известно об указанном письме в 2016г., после получения требования ГУ – УПФ РФ в г.Белгороде от 24.06.2016г. № 041S01160069962.

Суд считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что спариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не ответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, спариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают и оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Понятие ненормативного акта действующим законодательством не раскрывается, однако, исходя из сложившейся судебной практики, под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в отношении конкретного лица, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающие права и охраняемые законом интересы и влекущие неблагоприятные юридические последствия для этого лица (Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2016 № 304-КГ15-18744 по делу № А45-2981/2015).

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 (далее - Положение о Министерстве), Минтруд России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения, включая государственное пенсионное обеспечение, социального страхования исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, (пункт 1) и не вправе осуществлять функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (пункт 7). При этом в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации Минтруд России осуществляет только координацию его деятельности (пункт 2).

В соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации России, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27.12.1991 № 2122-1, ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и указанным Положением, и обеспечивает, в том числе целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, организацию, а также финансирование расходов на выплату пенсий.

Учитывая изложенное, Минтруд России не наделен полномочиями признавать необоснованными и незаконными требования территориальных органов ПФР, а также отменять решения, принятые ПФР и его территориальными органами.

В соответствии с пунктом 5.16. Положения о Министерстве, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ в целях (единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2009 № 731 уфу«Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Минтруду России предоставлено право издавать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.

Вместе с тем, оспариваемое заявителем письмо Минтруда России от 09.07.2014 № 17-3/В-313 не является официально изданным разъяснением по вопросам уплаты страховых взносов, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, не устанавливает прав и не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей.

Письмо Минтруда России от 09.07.2014 № 17-3/В-313 является ответом на обращение Пенсионного фонда Российской Федерации, носит информационно-разъяснительный характер и не препятствуют заявителю руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в оспариваемом письме.

Федеральный закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и датой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, а в случае если гражданин является пенсионером, права на перерасчет получаемой пенсии.

Согласно статье 5 Федерального закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, данные плательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за себя.

В целях обеспечения приемлемого уровня страховой нагрузки для плательщиков страховых взносов - самозанятых физических лиц, создания стабильных и предсказуемых условий ведения ими предпринимательской деятельности, с учетом предложения представителей Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» и Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», принят Федеральный закон от 23.07.2013 № 237-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», которым с 1 января 2014 года установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на нательное пенсионное страхование для самозанятых плательщиков страховых взносов, в том числе, индивидуальных предпринимателей, исходя из их дохода. Если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300000 рублей, то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного мера страховых взносов (1 МРОТ х 26% х 12 месяцев) доплачивает на свое пенсионное страхование 1% с суммы дохода, превышающего 300000 рублей, но до определенной предельной величины (8 МРОТ х 26% х 12 месяцев) (часть 1.1. статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ).

На основании пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации далее - Налоговый кодекс).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Так, согласно пункту 2 статьи 227 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса.

При этом, с учетом положений пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Налогового кодекса.

Необходимо отметить, что положения статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.

В связи с этим, в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 Налогового кодекса, не учитываются.

Кроме того, учитывая, что не все индивидуальные предприниматели обладают соответствующим уровнем доходности от своей предпринимательской деятельности, позволяющим в полном объеме обеспечить формирование их пенсионных прав, то формирование указанных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей за тот или той конкретный (налоговый) период (размер дохода (прибыли), убыток).

Согласно части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае соответствия уплаченных сумм страховых взносов полученным сведениям о доходах данных плательщиков страховых взносов, исходя из которых производится расчет указанных страховых взносов. Разъяснения, изложенные в письме Минтруда России, не противоречат закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, права заявителя не нарушают. Никаких действий, направленных на принудительное взыскание сумм, иных мероприятий, ответчиком в отношении заявителя не предпринималось, следовательно, ссылки заявителя на Постановление КС РФ № 27-П от 30.11.2016г. при рассмотрении настоящего заявления суд считает необоснованными.

Учитывая изложенные обстоятельства по делу в их совокупности и взаимосвязи, как того требуют положения, содержащиеся в части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и другие положения Кодекса, признает необоснованными требования, заявленные ИП Ониковым А.С. к Министерству труда и социальной зашиты РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167, 169, 170, 198, 201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления ИП Оникова А.С. (ОГРНИП 304312325700132, ИНН 312300123153, 308023, г.Белгород, ул.Некрасова, д.25, кв.43) к Министерству труда и социальной защиты РФ (127994, г.Москва, ул. Ильинка, д.21 ГСП-4) о признании незаконным письма № 17-3/В-313 от 09.07.2014г., отказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд, через Арбитражный суд города Москвы.

Судья:

А.В.Бедрацкая