ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-186937/14 от 09.02.2015 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г. Москва

ДЕЛО №

А40-186937/14

16 февраля 2015 г.

Резолютивная часть решения объявлена 09.02.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 16.02.2015 г.

Арбитражный суд  г. Москвы

в составе: Председательствующего судьи Бедрацкой А.В.

протокол ведет секретарь судебного заседания Перязева Е.А.

с участием:

от истца (заявителя) – ФИО1 (по дов. от 25.07.2014 г. б/н), ФИО2 (по дов. от 12.11.2014 г. б/н)

от ответчика – ФИО3 (по дов. от 24.12.2014 г. б/н)

рассмотрев в открытом судебном  заседании суда дело по заявлению 

ГУ-МРО ФСС РФ (ОГРН <***>; ИНН <***>; 127006, <...>)

к ГБУЗ "КДП № 121 ДЗМ" (ОГРН <***>; ИНН <***>; 117042, <...>)

об обязании возвратить денежные средства в размере 140 000 руб. за необоснованно предъявленные к оплате 138 талонов родовых сертификатов, на основании решения № 13 от 23.12.2013 г.

УСТАНОВИЛ:

ГУ-МРО ФСС РФ (ОГРН 1027700532298; ИНН 7710030933; 127006, г. Москва, Страстной б-р, д. 7, стр. 1) (далее – фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГБУЗ "КДП № 121 ДЗМ" (ОГРН 1037727020517; ИНН 7727196623; 117042, г. Москва, Южнобутовская ул., д. 87) (далее – ответчик, поликлиника) с требованием  об обязании вернуть в бюджет Государственного учреждения – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения № 13 от 23.12.2013 г. излишне перечисленные денежные средства по необоснованно предъявленным к оплате 138 талонов родовых сертификатов на сумму 140 000 руб. 

Заявитель обратился с письменным заявлением об уточнении требований в соответствии со ст. 49 АПК РФ.

         В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по доводам заявления.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, в силу следующих обстоятельств.

Как видно из материалов дела, 29.12.2012 г. между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 121 Департамента здравоохранения города Москвы» и Государственным Учреждением - Московским региональным отделением Фонда социального страхования РФ был заключён Административный договор № 54ДД/671, типовая форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г. № 1233.

В силу п. 1,2 главы II договора фонд обязано ежемесячно (не позднее 20 числа), осуществлять перечисление ответчику денежных средств на оплату услуг медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности.

Оплата услуг по договору производиться на основании выставляемых до 10 числа каждого месяца счетов с приложенными к ним талонов родовых сертификатов и реестрами указанных талонов.

Выполняя обязательства по оплате медицинской организации услуг по договору, фонд осуществил оплату счетов поликлиники за услуги медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности на общую сумму 140 000 руб.

Отношения по заключенному договору регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г. № 1233, Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 01.02.2011 г. № 73н.

Согласно п. 2 Порядка № 73н территориальный орган Фонда социального страхования перечисляет средства на оплату услуг по медицинской помощи на основании договора, типовая форма которого утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г. № 1233, заключенного с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 г. № 1233 территориальный орган Фонда социального страхования вправе провести проверку медицинской организации (не чаще чем раз в год) в рамках заключенного договора, с целью контроля за соблюдением медицинской организацией требований нормативно правовых актов, регулирующих вопросы организации учета и хранения бланков родовых сертификатов, правильности выдачи медицинской организацией женщинам родовых сертификатов и обоснованности предъявления к оплате талонов родовых сертификатов.

С 29.10.2013 г. по 08.11.2013 г. фондом была произведена выездная проверка поликлиники, на основании которой была составлена справка «О проведенной проверке медицинской организации, оказывающей услуги на основании родовых сертификатов» от 25.11.2013 г. № 71.

В данной справке фонд указывает, что в 2012 г. произошла реорганизация поликлиники с присоединением к ней медицинского учреждения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 221 Департамента здравоохранения города Москвы».

Заявитель считает, что ответчиком после произошедшей реорганизации была заменена ранее действующая лицензия на новую от 25.12.2012 г. № ФС-77-01-007085 с расширенным списком, адресов деятельности. Согласно новой лицензии ответчику с 25.12.2012 г. впервые предоставлено право осуществлять деятельность по специальностям: «педиатрия», «неврология», «детская хирургия», «стоматология детская», «травматология – ортопедия», «оториноларингология», «офтальмология», «лабораторная диагностика», «функциональная диагностика», «ультразвуковая диагностика» не только по адресу – 117042, <...>, но и по новому адресу: 117628, <...>.

В соответствии с пунктами 11 Порядка № 73н от 01.01.2011 г. имеет право на выдачу родовых сертификатов с 25.12.2012 г. и предъявлению к оплате талонов № 3-1 и № 3-2 родовых сертификатов за оказанные услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению детей при условии постановки их на диспансерный учет в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев и диспансерному (профилактическому) наблюдению за первые и соответственно вторые шесть месяцев с даты постановки ребенка на учет.

Фонд указывает на нарушение ответчиком п. 17 Порядка № 73н от 01.01.2011 г., т.к. поликлиникой предъявлены к оплате 138 талонов № 3-1 и № 3-2 в сумме 140 000 руб.,  на детей, проходивших диспансерное (профилактическое) наблюдению в течение первого года жизни, по адресу: 117628, <...>, без соблюдения указанного срока наблюдения детей  за период с 01.01.2013 г. по 24.06.2013г.

Таким образом, фонд, считая, что ответчик не имел право предъявлять к оплате 138 талона  в сумме 140 000 руб. на детей, проходивших диспансерное (профилактическое) наблюдению в течение первого года жизни по адресу: 117628, <...>.

23.12.2013 г. вынес решение № 13 о возврате медицинской организацией суммы оплаченных услуг по талонам родовых сертификатов, необоснованно предъявленных к оплате в размере 140 000 руб. за услуги по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни  по необоснованно предъявленным к оплате 138 талонам родовых сертификатов.

Следует отметить, что на основании приказа Департамента здравоохранения города Москвы от 05.05.2012 г. № 390 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Консультативно-диагностическая поликлиника № 121 Департамента здравоохранения города Москвы» было реорганизовано в форме присоединения к нему Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 14 Департамента здравоохранения города Москвы», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 99 Департамента здравоохранения города Москвы», Государственного  бюджетного  учреждения  здравоохранения   города  Москвы «Городская поликлиника № 141 Департамента здравоохранения города Москвы», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 163 Департамента здравоохранения города Москвы», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 178 Департамента здравоохранения города Москвы», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 207 Департамента здравоохранения города Москвы», Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 221 Департамента здравоохранения города Москвы».

После завершения процедуры реорганизации 16.10.2012 г. заявителем проводились мероприятия по переоформлению лицензии на осуществление медицинской деятельности путем добавления в нее новых адресов осуществления медицинской деятельности, в том числе следующих адресов: Москва, ул. Веневская, д. 27; Москва, ул. Коктебельская, д. 6, стр. 1; Москва, ул. Брусилова, д. 15, к.2.

Переоформленная лицензия была получена ответчиком 25.12.2012 г.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закреплено, что каждая женщина в период беременности, во время и после родов обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Поликлиника является некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность в целях оказания на территории города Москвы медицинской помощи, в том числе, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Таким образом, оказываемые ответчиком в период отсутствия (ожидания) лицензии медицинские услуги обратившимся к нему гражданам являлись обеспечением прав последних на получение бесплатной медицинской помощи. Отказ в предоставлении медицинских услуг влечет реальную угрозу жизни и здоровья граждан Российской Федерации, охрана которых гарантируется государством.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы «Городская поликлиника № 221 Департамента здравоохранения города Москвы», прекратившие 16.10.2012 года свою деятельность путем присоединения к ответчику, имели лицензию на осуществление медицинской помощи женщинам по акушерству и гинекологии по вышеуказанным адресам, данные лицензии были выданы бессрочно.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии) возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.

Согласно статье 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Таким образом, при реорганизации ГБУЗ «ГП № 221 ДЗМ», путем присоединения к ответчику, фактически все права присоединенных учреждений, включая права в отношении имущества (оборудования, зданий, помещений), а также права и обязанности в отношении работников, перешли к ответчику.

Поскольку на момент прекращения деятельности, присоединяемые учреждения соответствовали лицензионным требованиям, имели действующие лицензии на осуществление медицинской деятельности по вышеуказанным адресам, то и после прекращения их деятельности и перехода всех прав и обязанностей к ответчику они фактически соответствовали лицензионным требованиям.

Заявителем не представлено доказательств несоответствия ответчика в период после реорганизации и до выдачи лицензии требованиям, установленным пунктом 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 291, следовательно, в рассматриваемом случае отсутствие у ответчика соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг не может являться основанием для требования о возврате денежных средств.

Таким образом, ответчик действовал в соответствии с законом, и денежные средства в рамках договора об оплате услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности № 54ДД/671 от 29.12.2012 г. получены им правомерно, а требования заявителя о обязании вернуть в бюджет Государственного учреждения – Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на основании решения № 13 от 23.12.2013 г. излишне перечисленные денежные средства по необоснованно предъявленным к оплате 138 талонов родовых сертификатов на сумму 140 000 руб. необоснованны 

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела.

Государственная пошлина распределению не подлежит, поскольку заявитель от её уплаты освобожден.

Руководствуясь статьями 65, 110, 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ГУ-МРО ФСС РФ (ОГРН <***>; ИНН <***>; 127006, <...>) к ГБУЗ "КДП №121 ДЗМ" (ОГРН <***>; ИНН <***>; 117042, <...>) об обязании возвратить денежные средства в размере 140 000 руб. за необоснованно предъявленные к оплате 138 талонов родовых сертификатов, на основании решения № 13 от 23.12.2013 г., отказать.

            Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца после принятия решения и в суд кассационной инстанции в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.

Судья:

А.В.Бедрацкая