ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-187443/2021-17-1415 от 14.02.2022 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                               Дело № А40-187443/21-17-1415

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 31 марта 2022 г.

Арбитражный суд города Москвы в составе: судьи  Поляковой А.Б. (единолично)

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шаймухаметовым Б.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале 8019 дело по заявлению ООО "АКИТО" к ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТАМОЖНЕ о признании незаконным решения от 11.08.2021г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10131010/160621/0389541.

при участии: от заявителя: Салимулин А.Б. по доверенности от 11.01.2022 г.

от заинтересованного лица: Родин А.В. по доверенности от 26.10.2021 № 03-21/0113

УСТАНОВИЛ:

ООО «АКИТО» (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной электронной таможне (далее – таможенный орган, заинтересованное лицо, ЦЭТ) о признании незаконным решения от 11.08.2021г. о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары № 10131010/160621/0389541.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Представитель таможенного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам и основаниям, изложенным в отзыве.

Судом установлено, что срок на подачу заявления в суд, установленный ч.4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО "АКИТО" на Центральном таможенном посту (центр электронного декларирования) Центральной электронной таможни (далее -Центральный электронный пост (ЦЭД)) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары (далее - ДТ) № 10131010/160621/0389541 помещены товары:

- товар 1 код ТН ВЭД ЕАЭС 06031100009000 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ-РОЗЫ СВЕЖИЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (РОЗА), страна происхождения - Эквадор, заявленный индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) - 4,97 долл. США/кг;

- товар 2 код ТН ВЭД ЕАЭС 0603120000 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ-ГВОЗДИКА, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (ГВОЗДИКА), страна происхождения - Эквадор, заявленный ИТС - 4,99 долл. США/кг;

- товар 3 код ТН ВЭД ЕАЭС 0603197000 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ-ЦВЕТЫ СВЕЖИЕ, РАЗЛИЧНЫХ ЦВЕТОВ И СОРТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (АЛЬСТРЁМЕРИЯ, ВЕТРЕННИЦА, АСТРАНЦИЯ, КОЛОКОЛЬЧИК, КРАСПЕДИЯ, ДЕЛЬФИНИУМ, ГИПСОФИЛА, КЛОПОВНИК, СТАТИЦА, ПТИЦЕМЛЕЧНИК, СКАБИОЗА, ТРАХЕЛИУМ, КАЛЛА), страна происхождения - Эквадор, заявленный ИТС - 3,97 долл. США/кг;

- товар 4 код ТН ВЭД ЕАЭС 0603150000 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ-ЛИЛИИ, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (ЛИЛИЯ), страна происхождения - Эквадор, заявленный ИТС - 3,95 долл. США/кг;

- товар 5 код ТН ВЭД ЕАЭС 0603110000900 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ - РОЗЫ, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (РОЗА), страна происхождения - Колумбия, заявленный ИТС - 4,99 долл. США/кг;

- товар 6 код ТН ВЭД ЕАЭС 0603120000 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ-ГВОЗДИКА, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (ГВОЗДИКА), страна происхождения - Колумбия, заявленный ИТС - 4,99 долл. США/кг;

- товар 7 код ТН ВЭД ЕАЭС 0603197000 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ-АЛЬСТРОМЕРИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (АЛЬСТРЁМЕРИЯ, ГОРТЕНЗИЯ), страна происхождения - Колумбия, заявленный ИТС - 4,18 долл. США/кг;

- товар 8 код ТН ВЭД ЕАЭС 06031100009000 - ЦВЕТЫ СВЕЖЕСРЕЗАННЫЕ-РОЗЫ  СВЕЖИЕ, ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БУКЕТОВ (РОЗА), страна происхождения - Кения, заявленный ИТС - 4,99 долл. США/кг.

Поставка товаров осуществлена в счет внешнеторгового контракта от 19.03.2021 № 21-03, заключенного производителем товара с компанией GLOBUS ESTATE B.V. (НИДЕРЛАНДЫ). Условия поставки товаров FCA NAALDWIJK.

Таможенная стоимость определена декларантом по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) в соответствии со статьями 39, 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

При помещении товаров под таможенную процедуру Обществом были предоставлены документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).

В ходе осуществления контроля таможенной стоимости Центральным таможенным постом (ЦЭД) по ДТ № 10131010/160621/0389541 выявлены следующие признаки заявления недостоверных сведений по таможенной стоимости товара: выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза; наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости не соблюдена; недостаточное документальное подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости.

В ходе проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, в соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенным органом был направлен Обществу запрос документов и (или) сведений от 16.06.2021 по ДТ № 10131010/160621/0389541, содержащий перечень документов, необходимых для установления достоверности и полноты проверяемых сведений о таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ.

Товары были выпущены в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. Сумма обеспечения составила - 267 163,51 руб.

На запрос таможенного органа обществом 28.07.2021 заявителем предоставлены документы и пояснения.

По результатам анализа представленных обществом документов Центральной электронной таможней установлено, что они не устраняют основания для проведения проверки таможенных, иных документов и сведений в отношении таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ, и в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС обществу 02.08.2021 направлен запрос дополнительных документов и сведений.

В установленный таможенным органом срок общество представило дополнительно запрошенные документы в электронном виде.

По результатам рассмотрения имеющихся в распоряжении таможенного органа документов и сведений, а также предоставленных декларантом на запрос таможенного органа, в соответствии с пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС 11.08.2021 Центральной электронной таможней по ДТ № 10131010/160621/0389541 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в указанной ДТ.

Данное решение принято в связи с тем, что представленные в ходе проверки документы, не могут служить достаточным основанием для принятия таможенной стоимости задекларированных в ДТ товаров по методу в соответствии со ст. 39 ТК ЕАЭС по причине наличия обстоятельств, влияние которых на стоимость сделки не может быть количественно определено (в нарушение требований п.п. 2 п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС), в связи с чем, стоимость сделки не может рассматриваться как приемлемая для таможенных целей.

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований Общество указывает на документальное подтверждение заявленной им в ДТ № 10131010/160621/0389541 таможенной стоимости товаров и необоснованность доводов, изложенных в оспариваемом решении.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из законности внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ№ 10131010/160621/0389541 и при этом руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 313, пунктом 6 статьи 324 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 "Об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" (далее - Решение Коллегии ЕЭК № 42) утверждено Положение об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Положение).

Особенности контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, в том числе признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, основания для признания сведений о таможенной стоимости товаров недостоверными, установлены Решением Коллегии ЕЭК № 42.

В пункте 5 Решения Коллегии ЕЭК № 42 приведён перечень признаков недостоверного определения таможенной стоимости товаров, в том числе выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза.

Таким образом, таможенным органом в Решении о внесении изменений по ДТ № 10131010/030421/0208471 обоснованно сделаны выводы об отклонении заявленной таможенной стоимости от аналогичных средних значений по ФТС России и РТУ, а также об отсутствии объяснения Общества о причинах расхождение цены товаров, задекларированных в рассматриваемой ДТ и идентичных/однородных товаров.

Согласно пункту 5 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 № 42 (далее - Решение № 42), при проведении контроля таможенной стоимости товаров, в том числе после их выпуска, признаками недостоверного определения таможенной стоимости товаров являются, в частности, следующие обстоятельства: выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных/однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза; наличие оснований полагать, что структура таможенной стоимости не соблюдена; недостаточное документальное подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости.

При этом, согласно пункту 1 статьи 39 ТК ЕАЭС «Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1)» таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС, при условии, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 ТК ЕАЭС), включая, в частности, соблюдение следующих условий: продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 указанной статьи.

Пунктом 2 статьи 39 ТК ЕАЭС установлено, что в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 статьи 39 ТК ЕАЭС, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.

В то же время проведенный таможенным органом анализ прайс-листов продавца GLOBUS ESTATE B.V. показал следующее:

- прайс-листы содержат информацию об условиях поставки, совпадающей с условиями поставки, указанной во внешнеторговом контракте от 19.03.2021 № 21-03 - FCA NAALDWIJK;

- прайс-листы содержат количественное условие выкупа продукции в определенный период времени, при достижении которых и предоставляется указанная цена (к примеру, на гвоздику установлена цена при условии оптовой закупки более 10 000 000 стеблей в год). Заданные условия приобретения товаров предполагают наличие длительных договорных отношений между покупателем и продавцом, с определенными условиями поставки. Таким образом, указанные прайс-листы не могут рассматриваться в качестве публичной оферты, адресованной широкому кругу лиц;

- прайс-листы закрепляют цены на значительный ассортимент ввозимых товаров на три месяца (до 30.06.2021), что является нехарактерным для мирового цветочного рынка, поскольку цены зависят, в том числе, от даты приобретения товара и сезонности;

- в прайс-листах цена за единицу цветочной продукции, выращенной в Нидерландах, не отличается от цены за единицу товара, поставляемого из другого государства, и реализуемого через цветочные аукционные торги (т.е. без учета сопутствующих затрат, например, на транспортировку, хранение), аукционных расходов и т.п.) (розы (Нидерланды, Кения, Колумбия, Эквадор, Эфиопия), гвоздика (Эквадор, Колумбия и т.д.);

- в прайс-листах установлена одна цена на розы свежесрезанные определенного класса вне зависимости от длины стебля. Согласно информации, размещенной в сети «Интернет» (dioflowers.com), основные параметры, определяющие стоимость розы: длина стебля (размер цветка), сорт, страна происхождения, цвет, время года. Уменьшение длины розы на 10 см. приводит обычно к уменьшению стоимости при прочих равных параметрах примерно на 10%.

Прайс-лист (публичная оферта) служит подтверждением того, что контрактная цена товаров находится на уровне, не ниже обычных цен производителя при обычных условиях сделки. Если контрактная цена товаров находится на более низком уровне, чем обычные цены производителя, данный факт свидетельствует о наличии условий, обязательств и обстоятельств сделки индивидуального характера, связанных с конкретной продажей определенному покупателю, которые повлияли на уровень контрактных цен, влияние которых на цену товара не может быть количественно определено.

Таким образом, по результатам анализа прайс-листов таможенным органом установлено, что имеет место отклонение от обычной торговой практики на свободном, конкурентном рынке указанных товаров.

При этом, как указывает заинтересованное лицо, неперсонифицированный (не адресный) прайс-лист компании GLOBUS ESTATE B.V. (Нидерланды) в его распоряжение обществом не направлен. Отсутствие данного документа, как независимого источника ценовой информации, не позволило таможенному органу устранить сомнения в том, что на продажу рассматриваемых товаров не повлияли какие-либо дополнительные условия (к примеру, количественное условие выкупа товара) или посторонние обстоятельства.

Согласно пункту 1 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 437 ГК РФ офертой (публичной офертой) признается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется на указанное предложение.

Следовательно, суд считает, что таможенным органом сделаны правомерные выводы о том, что данные прайс-листы не могут рассматриваться в качестве публичной оферты.

Кроме того, таможенный орган располагает ценовой информацией аукционных торгов в Нидерландах (площадка Наалдвейк) на конкретные даты, из которой следует, что цена на аукционный товар прайс-листом не устанавливается, тем более на длительный период времени.

Цены на цветочную продукцию зависят от множества факторов: дата приобретения товара (ежедневно, сезонность, праздничность, в том числе цена меняется в течение дня), упаковка товара, а также особые характеристики товара (сорт, страна, высота стебля, размер цветка, цвет, степень свежести). В том числе на цену аукциона может влиять наименования аукциона и объем закупки.

Так, например, как указывает таможенный орган, на аукционе цена на розы меняется ежедневно и устанавливается в зависимости от конкретных качественных и физических характеристик (сорта, длины стебля, цвета).

Проведенный таможенным органом анализ ценовой информации на аукционный товар за июнь 2021 года рассматривается в качестве подтверждающей информации, так как предоставленный документ ООО «АКИТО» в качестве прайс-листа действителен до 30.06.2021.

При заказе товаров к поставке в заявках обществом не указываются конкретные характеристики растений (сведения о сорте конкретного вида растения, его размер, качество и др.), непосредственно влияющих на их цену, что не соответствует условиям п. 1.2. Контракта, согласно которому стороны по каждой поставке согласовывают конкретный ассортимент товаров.

Из прайс-листа продавца следует, что цена за единицу цветочной продукции зависит только от ее класса. Страна происхождения, физические характеристики (размер стебля, сортность одного вида растений, а также классификация (ассортимент) растений) и градация по формам и цвету значимости при формировании цены не учтены, что противоречит мировой практике реализации цветочной продукции. По указанному в ДТ «классу» идентифицировать ввезенный товар и проверить их действительную стоимость не представляется возможным.

Кроме того, как указывает таможенный орган, представленная обществом Спецификация от 14.06.2021 № 089 не содержит даже указания на класс товара.

Таможенным органом также установлен факт определения одной цены на товар - роза различной длины стебля (от 20 см до 209 см), отнесенной к определенному классу в не зависимости от страны происхождения.

Кроме того, проведенный таможенным органом анализ прайс-листа продавца свидетельствует о том, что на нижеприведенный широкий ассортимент свежесрезанных цветов определенного класса установлена единая цена, что нехарактерно для цветочной продукции.

Цветочный рынок предлагает разные цены на цветочную продукцию, пользующуюся наибольшим спросом, и цены на эксклюзивные товары, ввозимые в ограниченном количестве, а также от сложности выращивания, степени необходимого ухода.

В графе 31 анализируемой ДТ по товарам со станами происхождения Эквадор, Колумбия, Кения продавец GLOBUS ESTATE B.V. заявлен в качестве производителя товаров.

При анализе официального  сайта продавца  GLOBUS  ESTATE  B.V. (Нидерланды) в сети «Интернет» (сайт www.globus-estate.eu) установлено, что сайт имеет всего 3 раздела - «Главная», «Контакты», «Прайс-листы». Имеющиеся на сайте ссылки на сторонние ресурсы не активны.

Согласно информации, размещенной сайте (www.globus-estate.eu), продавец заявляет, что «является одним из крупнейших трейдеров и сотрудничает со всеми аукционами цветов в Голландии, а также непосредственно с производителями цветом и зелени».

Информация о наличии у продавца собственного производства цветочной продукции отсутствует.

Также, как указывает таможенный орган, на сайте (www.globus-estate.eu) имеется информация о том, что продавец предлагает индивидуальные условия сотрудничества: «готовы обсудить все интересующие вопросы и разработать индивидуальную программу, включающую адекватную и обосновывающую стоимость продукции».

Центральной электронной таможней было установлено, что по месту нахождения продавца товаров Globus estate B.V. (Middel Broekweg 29 Unit 16 2675Kb Honselersdijk) находится организация Florexim Flowers B.V., которая так же занимается реализацией цветочной продукции преимущественно в Российской Федерации.

При изучении открытых источников информации, размещенных в сети «Интернет», таможенным органом было установлено, что генеральным директором в обеих организациях являлся Анар Набиев. Необходимо отметить, что у данных организаций прием заказов и переговоры с покупателями осуществляются по одному телефонному номеру (+31 17 424 24 20). Кроме того, у компании Florexim Flowers B.V. имеется склад в Российской Федерации, расположенный по адресу 123592, г. Москва, ул. Кулакова 20 стр. 1А. По адресу данной организации в Российской Федерации зарегистрированы следующие юридические лица: ООО «ФЛОРЭКСИМ» (ИНН 7734362335), ООО «Кампанелла» (ИНН 7734398349), ООО «ФЛОРИМЭКС» (ИНН 7734418242).

При анализе информации об учредительных документах и роде деятельности данных организаций таможенным органом было установлено, что все организации занимаются продажей цветочной продукции, генеральным директором организаций ООО «ФЛОРЭКСИМ» (до 22.11.2018) и ООО «Кампанелла» (с 22.11.2018 по 07.04.2021) являлся Стрельченко Богдан Леонидович, в данный момент занимающий должность генерального директора ООО «АКИТО» (с 12.04.2021).

Генеральным директором ООО «ФЛОРИМЭКС» является Киселев И.В., который, являясь генеральным директором ООО «АКИТО» (до 12.04.2021), заключал контракты и производил оплату в адрес продавца Globus estate B.V.

Вышеуказанные факты свидетельствуют об адресности представленного ценового предложения и о влиянии на цену товара условий и факторов, которые не могут быть определены количественно.

Обоснованность выводов таможенного органа подтверждается решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2021 по аналогичному спору между ООО «АКИТО» и Центральной электронной таможней (дело № А40-114074/21) по идентичным обстоятельствам в рамках сделки, заключенной между ООО «АКИТО» и продавцом товаров GLOBUS ESTATE B.V. (Нидерланды).

Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» (далее - постановление Пленума ВС РФ № 49) система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК ЕАЭС и основанная на статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. Отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.

Согласно разъяснениям пункта 19 постановления Пленума ВС РФ № 49 по смыслу подпункта 2 пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС примененная сторонами сделки цена товаров признается неприемлемой для целей таможенной оценки, несмотря на достоверность представленных декларантом сведений, если установлены условия или обязательства, влияние которых на продажу или цену ввозимых на таможенную территорию товаров невозможно измерить в стоимостном (денежном) выражении. В этом случае определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними не производится.

Декларантом ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и по спорной ДТ задекларирована цветочная продукция с уровнем таможенной стоимости существенно отличающейся от уровня таможенной стоимости идентичных и однородных товаров, ввозимых на таможенную территорию иными участниками ВЭД.

Таким образом, отказ таможенного органа от применения первого метода определения таможенной стоимости обоснован наличием конкретных условий и обязательств, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу, способных оказать такое влияние.

Отсутствие достоверных сведений о цене товаров у производителей, а также факт индивидуального ценообразования Продавца свидетельствует о том, что продажа и цена товаров зависит от условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что является ограничением использования первого метода определения таможенной стоимости в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.

Доводы общества о том, что агентское вознаграждение по агентскому договору от 01.03.2021 № АД-АК-2021/001 не подлежит включению в таможенную стоимость, отклоняются судом как необоснованные по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 Положения о добавлении вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.07.2014 № 112 (далее - Решение ЕЭК № 112), при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними (метод 1) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему посреднику (агенту) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой ввозимых товаров (далее - вознаграждение за закупку).

Вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам включаются в таможенную стоимость товаров в размере, в котором они уплачены или подлежат уплате покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

Размер вознаграждения посредникам (агентам) и вознаграждения брокерам устанавливается в посредническом договоре, как правило, в процентах от стоимости закупаемых (продаваемых) товаров.

В соответствии с пунктом 10 Решения ЕЭК № 112 в случае, если лицо осуществляет контроль сделки по закупке товаров, вследствие чего оно имеет возможность получить не столько вознаграждение за посреднические услуги, сколько прибыль от распоряжения данными товарами или может понести убытки, то такое лицо также не может рассматриваться в качестве посредника (агента) по закупке, даже если оно поименовано в посредническом договоре или внешнеэкономическом договоре (контракте) как посредник (агент) по закупке.

Пунктом 1.2 Агентского договора от 01.03.2021 № АД-АК-2021/001 установлено, что в перечень оказываемых им услуг входят: организация и проведение фитосанитарного контроля поставляемого товара; хранение и обработка грузов на территории СВХ, а также выполнение предварительных операций в соответствии с действующим таможенным законодательством, связанных с таможенным оформлением грузов; таможенное оформление товара, ввозимого на основании заключенного между Агентом и Поставщиком внешнеэкономического контракта, включая оплату всех видов таможенных платежей; оказание иных услуг, необходимых и достаточных для сохранности товара и его потребительских свойств, информационная поддержка и консультации Принципала.

Оказываемые услугу не связаны с транспортировкой товара при международной перевозке, предусматривают услуги, которые конкретно не обозначены в условиях договора, зависят от условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено.

При этом само вознаграждение оплачивается одной суммой, без указания за какой именно объем услуг осуществлено. Акт приемки услуг обществом не представлен.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что является ограничением в применении первого метода определения таможенной стоимости в соответствии со статьёй 39 ТК ЕАЭС. Документы либо соответствующие пояснения для целей подтверждения отсутствия условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, декларантом не представлены.

Довод общества о необъективном запросе таможенным органом калькуляции себестоимости товара, отражающий цену компонентов, из которых изготовлен товар, отклоняется судом как несостоятельный исходя из следующего.

Согласно пункту 2.3 Контракта цена товара на условиях FCA Наальдвайк, Нидерланды (INCOTERMS 2020) включает в себя стоимость товара, стоимость экспортной тары, стоимость экспортной упаковки и маркировки, расходы на оформление фитосанитарного сертификата на поставляемую партию из страны отправления, складские и погрузочные работы, расходы на доставку до пункта Наальдвайк, Нидерланды.

В связи с тем, что цена поставляемого товара зависит от большого количества факторов (страна происхождения, доставка продавцу из страны происхождения, сорт, сезонность, условия произрастания, и прочие), с учетом положений Контракта, а также выявленными признаками заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, таможенным органом в запросе документов и (или) сведений от 16.06.2021 запрошены калькуляция себестоимости товара от продавца и производителя товаров, отражающая цены компонентов, из которых изготовлен товар, сумму прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих), прямых и косвенных расходов по реализации товаров, рассматриваемые как надбавка к цене товаров, покрывающая эти расходы, а также обеспечивающая получение прибыли, с предоставлением документов, подтверждающих запрос данных документов у продавца и производителя товаров, и их ответов. Обществом не представлены соответствующие документы и пояснения.

Без представления указанных документов у таможенного органа отсутствовала возможность дать оценку условиям и факторам, повлиявшим на формирование стоимости товара и оценить их количественное влияние.

Таким образом, запрос таможенного органа является обоснованным.

Довод таможенного органа о неподтвержденности цены сделки в связи с отсутствием информации об объемах оплаченной продукции суд признает обоснованным исходя из следующего.

Согласно п. 3.2. Контракта стороны согласовали, что по настоящему Контракту срок оплаты за товар составляет 90 дней с даты таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. До истечения срока оплаты покупатель имеет право производить оплату частями или в 100% размере за поставленный товар по инвойсам продавца.

Таким образом, поставка могла быть оплачена в любой момент времени в течение 90 дней с даты таможенного оформления товара на территории Российской Федерации. При этом инвойс № 089 от 14.06.2021 не содержит информации о деталях оплаты. Таким образом, цена сделки обществом не подтверждена.

Кроме того, правомерность принятого таможенным органом решения подтверждается результатами анализа экспортной ДТ и транспортных документов.

Экспортная декларация составляется при фактическом вывозе товара с территории государства и содержит сведения, состав которых позволяет идентифицировать сам товар, его стоимостные, количественные характеристики, а также условия перемещения товара, такие как маршрут, лиц, связанных с перемещением товара, что может указывать на дополнительные расходы либо условия и факторы, которые могут повлиять на стоимость товара.

Между тем, как указывает таможенный орган, в представленной экспортной декларации MRN № 21LTKC0100EK168E48 от 15.06.2021 не содержится информации об условиях поставки оспариваемой партии товаров. Местом отправления по экспортной декларации является Литва, что противоречит сведениям о маршруте, заявленном при декларировании обществом (в оспариваемой ДТ заявлена страна отправления Нидерланды).

Также, как обоснованно указывает таможенный орган, в представленной экспортной декларации содержатся сведения о 3-м лице - "AVIACIJOS PASLAUGU CENTRAS". сведения об услугах которого при декларировании обществом не заявлялись и не указывались в документах.

Из пояснений Общества по вопросу экспортной декларации следует, что «в графе Декларант/Представитель заявлен представитель GLOBUS ESTATE В. V в Литве UAB «RYTU PROJEKTAI». Согласно условиям поставки FCA расходы за экспортное оформление несет Продавец», что противоречит сведениям, заявленным в экспортной декларации (отправителем/декларантом указана компания "AVIACIJOS PASLAUGU CENTRAS").

В ходе проверки сомнения таможенного органа о несоответствии маршрута следования товаров подтвердились. Так, помимо того, что в экспортных документах отсутствуют сведения о том, что товар загружен и отправлен из Нидерландов, установлены несоответствия в транспортных документах.

В заявке общества на перевозку от 11.06.2021 в адрес перевозчика ООО «ВитСпецКарз» в рамках договора по перевозке, погрузке, разгрузке/перегрузке от 20.05.2021 № 20-05/А/2021 указан маршрут следования Нидерланды - Бурачки МАПП (Псковская область, Российская Федерация) -Москва (Российская Федерация). При этом ни в заявке на перевозку от 11.06.2021, ни в счете за транспортировку от 15.06.2021 № 1446, ни в акте сдачи-приемки от 17.06.2021 № 1446 сведения о промежуточных пунктах назначения (Литва) отсутствуют.

В ходе таможенного контроля Обществом представлены две автодорожные накладные за одним номером № RP0615 от 15.06.2021 по маршрутам следования: Нидерланды - Литва, Литва - Москва (РФ).

В графе 24 автотранспортной накладной № RP0615 от 15.06.2021 (маршрут Нидерланды - Литва) указано, что товар получен компанией UAB RYTU PROJEKTAI (Литва). Компания UAB RYTU PROJEKTAI (Литва) указана в качестве поручителя компании GLOBUS ESTATE B.V. в графе «Отправитель» автотранспортной накладной № RP0615 от 15.06.2021 (маршрут Литва - Россия).

Перегрузочные документы, подтверждающие маршрут следования товара от производителя до покупателя, в таможенный орган не представлены.

Таким образом, как обоснованно указывает таможенный орган, в 14 графе экспортной декларации указан посредник "AVIACIJOS PASLAUGU CENTRAS" (3-е лицо), информация о котором не отражена в перевозочных документах, представленных к таможенному оформлению, и расходы на транспортировку с участием 3-го лица не учтены в формировании структуры таможенной стоимости, следовательно, маршрут следования товара из Литвы до Бурачки МАПП (Псковская область, Российская Федерация) документально не подтвержден и противоречит сведениям, заявленным в экспортной ДТ.

Однако при декларировании обществом в структуру таможенной стоимости включены только расходы по доставке товара в размере 2110 евро до границы ЕАЭС (МАПП Бурачки).

Таким образом, как обоснованно указывает таможенный орган, имеются обоснованные сомнения, что в структуру таможенной стоимости дополнительные расходы, предусмотренные статьей 40 ТК ЕАЭС, включены не в полном объеме.

Кроме того, в графе 24 «Груз получен» автотранспортной накладной № RP0615 от 15.06.2021 (маршрут Литва-Москва) указано, что товар получен компанией ООО «ЦВЕТОЧНЫЙ РЯД» (ИНН 9728015619). Данная организация в регионе деятельности Московской областной таможни под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления помещала товары - цветочная продукция, на сопоставимых условиях поставки FCA NAALDWIJK с ИТС значительно выше в сравнении с анализируемой ДТ: код ТН ВЭД ЕАЭС - 0603110000 (розы), страна происхождения -ЭКВАДОР - 7,09 долл.США/кг (311 ДТ), страна происхождения КЕНИЯ - 7,10, долл.США/кг (297 ДТ), страна происхождения КОЛУМБИЯ - 7,09 долл.США/кг (120 ДТ); код ТН ВЭД ЕАЭС - 0603120000 (гвоздики), страна происхождения КОЛУМБИЯ - 6,14 долл.США/кг (173 ДТ), страна происхождения ЭКВАДОР -5,79 долл.США/кг (275 ДТ); код ТН ВЭД ЕАЭС 0603150000 (лилии), страна происхождения ЭКВАДОР - 5,66 долл.США/кг (2 ДТ).

Заявленный ООО «ЦВЕТОЧНЫЙ РЯД» уровень таможенной стоимости товаров был сопоставим с уровнем таможенной стоимости аналогичных товаров, ввозимых иными участниками внешнеэкономической деятельности, в связи с этим таможенным органом принята заявленная таможенная стоимость по методу 1.

Пунктами 9, 10 статьи 38 ТК ЕАЭС установлено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Довод таможенного органа о том, что непредставление запрошенных документов по реализации товаров, необходимых для проведения сравнительного анализа цен внешнеторгового контракта с ценами реализации товаров не позволило таможенному органу произвести сопоставительный анализ цены товара при ввозе с ценой при реализации, признается судом обоснованным исходя из следующего.

Обществом в ходе проверки документов и сведений представлен  исключительно Отчет комитенту № 40 от 16.06.2021, № 48 от 28.06.2021 (ООО «СТАНДАРТ»), бухгалтерские выписки со счетов 002 («товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение») и 076 («расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

Документов по реализации задекларированного товара покупателям на территории Российской Федерации обществом не представлено, что не позволило таможенному органу произвести сопоставительный анализ цены товара при ввозе с ценой при реализации и дать оценку величине и условиям формирования такой цены, так как расхождение в указанных величинах позволяет оценить достоверность сведений, заявляемых при ввозе.

Одной из форм таможенного контроля, перечисленных в статье 322 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, которая в силу пунктов 3, 6 статьи 324 ТК ЕАЭС может проводиться как до, так и после выпуска товаров путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 указанной статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов ЕАЭС в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов ЕАЭС.

Из данной нормы следует, что таможенный орган может сравнивать заявленную декларантом таможенную стоимость с ценой, указанной не только в каких-либо источниках ценовой информации (например, в каталогах), но и в других источниках.

При анализе таможенным органом сайта «dioflowers.com» установлено, что компания предлагает горшечные растения и срезанные цветы оптом из Голландии и Эквадора с прямыми поставками в Россию (посредством как авиа - доставкой, так и автомобильной). Кроме того, на сайте имеется возможность выбора города доставки цветочной продукции, и, соответственно, цены установлены с учетом доставки в конкретный город. При анализе стоимостных характеристик цветочной продукции были выбраны следующие параметры: «Москва (рефрижератор) 5-7 дней».

При этом, как указывает таможенный орган, согласно информации, размещенной на сайте dioflowers.com в разделе «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ. Договор и условия», сумма общей заявки на все цветы (горшечные + срез) должна быть не менее 50 000 руб., следовательно, минимальная цена на спорные товары в десятки раз меньше (от 18 до 97 раз), чем предлагаемые аналогичные товары в сети «Интернет» с прямыми поставками с аукционов из Нидерландов.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что цена на декларируемые товары являлась более низкой по сравнению с ценой однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза. При этом таможенным органом учитывались заявленные обществом при декларировании сведения о коде товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, стране их происхождения, о таможенной процедуре, под которую помещались товары, дате регистрации ДТ, описании товара, сопоставимые условия поставки.

При этом Обществом не представлены прайс-листы (коммерческие предложения) производителей ввезенных товаров, являющиеся публичной офертой; договоры на поставку идентичных и/или однородных товаров для их продажи на таможенной территории ЕАЭС; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных/однородных товаров; документы свидетельствующие об уровне прибыли и дополнительных расходов, продавца (GLOBUS ESTATE B.V.); калькуляции себестоимости производства ввозимых товаров. Непредставление указанных документов общество пояснило отсутствием указанных документов и ответом продавца (GLOBUS ESTATE B.V.) об отказе в предоставлении сведений в связи с тем, что они являются коммерческой тайной (запрос Общества и ответ от Продавца не представлен).

Отсутствие достоверных сведений о цене товаров у производителей, а также факт индивидуального ценообразования продавца свидетельствует о том, что продажа и цена товаров зависит от условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено, что является ограничением использования первого метода определения таможенной стоимости в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС.

Имеющиеся в распоряжении Центральной электронной таможни документы в совокупной оценке не устранили сомнения в достоверности заявленных сведений по таможенной стоимости.

Пояснений либо документов, устраняющих выявленные противоречия, разночтения, подтверждающих действительную стоимость товара - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, обществом таможенному органу не представлено.

Выявленные вышеуказанные противоречия, разночтения, обстоятельства совершения сделки, не представление документов, сведений и пояснений, запрошенных таможенным органом в соответствии с пунктами 4, 15 статьи 325 ТК ЕАЭС, не позволили таможенному органу убедиться в достоверности, количественно определяемой и документально подтвержденной  информации, явившейся основой для определения таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, в отсутствие условий, ограничивающих применение первого метода определения таможенной стоимости.

В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41-44 ТК ЕАЭС, применяемыми последовательно.

Методы определения таможенной стоимости товаров в соответствии со статьями 41, 42 ТК ЕАЭС не могут быть использованы, так как документами, подтверждающими обоснованность и точность различий в условиях сделок с идентичными/однородными товарами (например, такие, как количество закупаемого товара и коммерческий уровень его продажи, наличие скидок с цены, условия поставки, платежей по контракту, качественные и физические характеристики товаров и др.), таможенный орган не располагает. Метод определения таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 43 ТК ЕАЭС не может быть использован, в связи с отсутствием документально подтвержденных сведений об обычных суммах, подлежащих вычету из цены товара на территории Российской Федерации, а именно: обычных вознаграждений агенту (посреднику), выплачиваемых или подлежащих выплате, надбавок к цене, производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей на единой таможенной территории Евразийского экономического союза. Метод определения таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 44 ТК ЕАЭС не может быть использован, в связи с отсутствием документов, на основе которых принимается расчетная стоимость товаров (документы бухгалтерского учета производителя товаров).

Общим требованием по всем исходным ценовым данным, используемым для определения таможенной стоимости по резервному методу, является их строгая адресность, т.е. цена (стоимость) должна относиться к конкретному товару, который описан таким образом, что может быть однозначно идентифицирован (коммерческое наименование товара, его описание на ассортиментном уровне и прочие качественные и физические характеристики в зависимости от сорта и класса товара).

Таким образом, определение таможенным органом таможенной стоимости по резервному методу базировалось на реальных, обоснованных ценовых данных, и их использование соответствует требованиям пункта 5 статьи 45 ТК ЕАЭС.

Учитывая изложенное, решение Центральной электронной таможни от 11.08.2021г. о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары № 10131010/160621/0389541 соответствует требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.

Суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимых в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 29, 65, 71, 75, 110, 167- 170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Проверив на соответствие таможенному законодательству, отказать в удовлетворении требований ООО "АКИТО".

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                           А.Б. Полякова