ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-187920/18-139-2019 от 08.10.2018 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40- 920 /18-139-2019

12 октября 2018 г.

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2018 г.

Арбитражный суд в составе:                                                   

Председательствующего судьи Е.А.Вагановой (единолично)

при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.С.Будько,

рассматривает в открытом судебном заседании в зале 7010

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЭТП" (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 20.07.2011, адрес: 420097, <...>)

к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата регистрации: 19.04.2004, адрес: 125993, <...>)

третье лицо: ООО «АСТ ГОЗ» (117393, <...>)

о признании незаконным и отмене решения от 07.05.2018 №1-14-13/00-08-18

при участии: от заявителя: ФИО1 по дов-ти от 22.06.2018, ФИО2, паспорт; от ответчика: ФИО3 по дов-ти от 27.08.2018; от третьего лица: ФИО4 по дов-ти от 14.02.2018

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "ЭТП" (далее – заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее – ответчик, ФАС России,  антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене решения от 07.05.2018 №1-14-13/00-08-18.

Заявитель, поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам заявления.

Ответчик считает доводы заявителя несостоятельными, а оспариваемое решение законным и обоснованным, в связи с чем против удовлетворения заявленных требований возражает по доводам письменных пояснений.

Третье лицо поддержало позицию антимонопольного органа, в удовлетворении заявленных требований возражало по доводам письменных пояснений.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что  заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно п.5 ст.200 АПК РФ с учетом п.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела, в Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «АСТ ГОЗ» (далее - Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ООО «ЭТП» (далее также - Общество), выразившемся во введении в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа.

ФАС России по результатам рассмотрения обращения ООО «АСТ ГОЗ» принято решение  от 07.05.2018 №1-14-13/00-08-18, , в соответствии с которым действия ООО «ЭТП» по информированию пользователей электронной площадки http://etprf.ru, что на указанной электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13, признаны вводящими в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа и нарушающими статью 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Посчитав, что решение ответчика от 07.05.2018 №1-14-13/00-08-18 незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Отказывая в удовлетворении требований, суд исходил из следующего.

Как следует из материалов антимонопольного дела и судом установлено ООО «АСТ ГОЗ»  осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (www.astgoz.ru) в сфере государственного оборонного заказа.

ООО «ЭТП» осуществляет деятельность по предоставлению услуг электронной торговой площадки (http://etprf.ru) в сфере государственного оборонного заказа с 2012 года, что подтверждается представленными Обществом в материалы дела документами.

В связи с чем антимонопольный орган пришел к выводу, о том что, заявитель и третье лицо являются хозяйствующими субъектами - конкурентами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на товарном рынке предоставления услуг электронной торговой площадки в сфере государственного оборонного заказа.

Согласно директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13, утвержденной Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5, предусмотрена обязанность осуществления рядом государственных компаний и их дочерними и зависимыми обществами конкурентных закупок исключительно в электронной форме с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.

ООО «АСТ ГОЗ» является оператором специализированной электронной площадки ACT  ГОЗ  (www.astgoz.ru),  которая является  единственной в Российской Федерации электронной торговой площадкой, техническое задание на создание которой согласовано с ФСБ России и ФАС России в пределах их полномочий, модель угроз безопасности информации согласована ФСБ России, авыданный аттестат подтверждает ее соответствие требованиям по безопасности информации ФСТЭК России.

Вместе с тем, ООО «АСТ ГОЗ», как уже указывалось ранее, был выявлен факт рассылки оператором электронной площадки ООО «ЭТП» (http://etprf.ru) в личные кабинеты всех зарегистрированных на указанной электронной площадке организаций уведомления, содержащего информацию, вводящую в заблуждение относительно возможности предоставления услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа. Со ссылкой на вышеуказанную директиву заявитель информировал пользователей о том, что на электронной площадке http://etprf.ru реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru, соответствующая данной директиве, и призывает не путать ее с аналогичными системами.

Директива Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13 носит гриф «ДСП» и заявителю не направлялась. Последний был ознакомлен с содержанием указанной директивы, поскольку он является оператором специализированной электронной площадки ACT ГОЗ, которого непосредственно касается директива.

Тем не менее, ООО «ЭТП» была распространена информация следующего содержания: «В соответствии с директивой от 24.11.2017 № 8583п-ШЗ о неразмещении рядом организаций сведений о поставщиках по результатам закупок в открытом доступе, на электронной площадке ETPRF.RU реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru (далее - ACT ГОЗ), соответствующая данной директиве. В случае, если организация входит в указанный в директиве перечень, по вопросам, связанным с ACT ГОС, для оперативной настройки сервисов и во избежание путаницы с аналогичными системами, просим обращаться к Вашему персональному консультанту ...». Распространение указанной информации подтверждено представлением Общества письма соответствующего содержания от 14.12.2017 №224/1.

В связи с чем, ФАС России было направлено ООО «ЭТП» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, от 25.12.2017 № ИА/90800/17, срок исполнения которого истек 22.01.2018.

По сведениям, поступившим от ООО «ЭТП», указанное предупреждение исполнено частично путем прекращения рассылки третьим лицам, в том числе через личные кабинеты пользователей, уведомлений о том, что на электронной площадке реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказ. Также ООО «ЭТП» направило всем зарегистрированным на электронной площадке http://etprf.ru пользователям сообщение, исключающее какое-либо уведомление о возможной путанице с аналогичными системами.

Однако ООО «ЭТП» отказалось размещать на своем интернет-сайте информацию для неопределенного круга лиц о том, что данная электронная площадка не предоставляет услуги проведения электронных закупок в автоматизированной системе торгов государственного оборонного заказа, со ссылкой на тот факт, что такая информация не будет соответствовать действительности. С момента создания ООО «ЭТП» (дата регистрации 20.07.2011) для предприятий государственного оборонного заказа осуществляет торги в автоматизированной системе.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 30.01.2018 № 112/18 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «ЭТП» статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заявитель в обоснование своих требований указывает, что решение ФАС России  принято по результатам  рассмотрения антимонопольного органа не соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, также  утверждает, что не информировал пользователей о возможности размещения государственного оборонного заказа.

Вместе с тем текст информационного письма от 14.12.2017 № 224/1 свидетельствует об обратном.

В письме от 14.12.2017 № 224/1 сообщено следующее: «...на электронной площадке ETPRF.RU реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://astgoz.etprf.ru (далее – ACT ГОС)

При этом Заявитель в своих пояснениях от 12.04.2018 № 68/1 на заключение об обстоятельствах дела указывал на то, что согласно статье 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Заявитель не занимается размещением государственного оборонного заказа в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а работает лишь в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то есть размещает заказы в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа,а не непосредственно государственный оборонный заказ.

Однако из текста информационного письма вышеуказанного не следует.

То, что Заявитель является автоматизированной системой торгов, в том числе для закупок в рамках гособоронзаказа, а не автоматизированной системой торгов государственного оборонного заказа, указано только в информационном письме от 22.02.2018 № 52, направленном пользователям во исполнение Предупреждения ФАС России от 25.12.2017 № ИА/90800/17.

Вместе с тем, 27.11.2017Правительством Российской Федерации было принято постановление № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее - постановление № 1428). В соответствии с пунктом 3 постановления № 1428 (приложение 2) в первоначальной редакции   заказчикам   при   осуществлении   закупки   в   соответствии   с постановлением № 1428 необходимо проводить закрытые аукционы с применением автоматизированной системы торгов государственного оборонного заказа.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.12.2017№ 1476 (далее - постановление № 1476) были внесены изменения в постановление № 1428 (приложение 3). Указанными изменениями определен оператор специализированной электронной площадки, на котором заказчикам предписано проводить закрытые аукционы, а именно общество с ограниченной ответственностью «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» - ООО «АСТ ГОЗ», то есть третье лицо.

Таким образом, направляя информационное письмо от 14.12.2017224/1 Заявитель, являясь с 2012 года профессиональным участником товарного рынка предоставления услуг электронной торговой площадки, в том числе в сфере государственного оборонного заказа, должен был учитывать, что его автоматизированная система торгов не является и не может являться автоматизированной системой торгов государственного оборонного заказа, исходя из смысла постановлений № 1428 и № 1476.

Довод заявителя о том, что автоматизированная система торгов Заявителя соответствует Директиве, судом не принимается виду следующего.

Предметом рассмотрения дела № 1-14-13/00-08-18 о нарушении антимонопольного законодательства не являлось установление соответствия либо несоответствия автоматизированной системы торгов Заявителя директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13.

Актом недобросовестной конкуренции в виде введения в заблуждение ФАС России признал действия Заявителя по распространению информации о том, что на электронной площадке http://etprf.ru реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказаhttp://astgoz.etprf.ru, соответствующая директиве Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13.

При этом ни на чем не основано утверждение Заявителя о том, что директива Правительства Российской Федерации от 24.11.2017 № 8583п-П13 является документом, не ограниченным к распространению. На официальном интернет-сайте Правительства Российской Федерации текст данной директивы не размещен. Текст директивы отсутствует также в справочно-правовых системах.

Более того, заявитель приводит две ссылки на Интернет-источники, по которым якобы размещен текст вышеуказанной директивы: https://otc.ru/articles/kak-ploshchadka-dlya-gosoboronzakaza-vybiralashttp://wv\w.e-disclosure.ru/LenteВ-В

При осмотре данных Интернет-источников антимонопольный орган, что утверждения заявителя не соответствуют действительности, так как по этим ссылкам отсутствует текст директивы, что подтверждается приложенными распечатками со страниц Интернет-сайта https://otc.ru/articles/kak-ploshchadka-dlya-gosoboronzakaza-vybiralashttp://wv\w.e-disclosure.ru/LenteВ-В.

Довод заявителя о том, что  ООО «ЭТП»и ООО «АСТ ГОЗ»не являются конкурентами и не могут причинить друг другу убытки суд считает несостоятельным. Данный довод заявителя основан на том, что в силу постановления № 1428 Министерство обороны РФ, ФСБ РФ и СВР РФ обязаны осуществлять закупки на электронной торговой площадке Третьего лица, но не осуществляют закупки на электронной торговой площадке заявителя. Соответственно, рынки сбыта услуг заявителя и третьего лица не пересекаются.

Вместе с тем, заявитель не учитывает того, что лица, осуществляющие закупки на его электронной торговой площадке, могут также осуществлять закупки и на электронной торговой площадке третьего лица. Доказательств того, что в силу действующего законодательства на электронной торговой площадке ACT ГОЗ проведение закупок в обеспечение исполнения государственного оборонного заказа, либо в иных сферах, не допускается, заявление не содержит.

При этом на официальном сайте третьего лица в разделе «Новости» размещено сообщение от 07.02.2017 «Электронная площадка ACT ГОЗ начинает работу». В указанном сообщении речь идет о церемонии торжественного открытия специализированной электронной торговой площадки для осуществления закрытых процедур закупок ACT ГОЗ, что подтверждается представленным ФАС России  скриншотом Интернет-страницы третьего лица.

Таким образом, распространяя информационное письмо от 14.12.2017 № 224/1, заявитель тем самым повышал свой статус в качестве электронной торговой площадки, то есть эти действия имели направленность на получение ничем не обоснованных преимуществ в осуществлении предпринимательской деятельности.

В связи с этим пользователи электронной торговой площадки Заявителя, заинтересованные в закупках как в рамках гособоронзаказа, так и в сфере обеспечения исполнения гособоронзаказа, введенные в заблуждение данным информационным письмом, могли не предпринять действий по смене электронной торговой площадки, что создает возможность причинения убытков Третьему лицу.

 Заявитель ссылается на то, что не использовал аббревиатуру, схожую с наименованием третьего лица, суд рассмотрев данный довод соглашается с позицией антимонопольного орган, так как в информационном письме от 14.12.2017 № 224/1 заявитель указал: «...на электронной площадке ETPRF.RU реализована автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа http://a-StgOZ.etprf.ru(далее - ACT ГОС)...». При этом дальнейшее сокращение (ACT ГОС) не соответствует наименованию домена astgoz, являющегося латинской транслитерацией наименования электронной торговой площадки ACT ГОЗ третьего лица.

Вместе с тем, необходимо отметить, что третье лицо было зарегистрировано в качестве юридического лица 15.09.2015, то есть до появления директивы от 24.11.2017 № 8583п-П13 и постановлений № 1428 и № 1476.

Являясь с 2012 года профессиональным участником товарного рынка предоставления услуг электронной торговой площадки, в том числе в сфере государственного оборонного заказа, заявитель был осведомлен как о наличии на указанном рынке третьего лица, осуществляющего оказание аналогичных услуг электронной торговой площадки, так и о принятии вышеуказанных нормативных правовых актов Правительства Российской

Федерации. Краткое фирменное наименование ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» - ООО «АСТ ГОЗ» было известно Заявителю, что им не отрицалось. При соблюдении необходимой степени заботливости и осмотрительности Заявитель должен был избегать использования тождественного словесного обозначения (автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа) и сходной аббревиатуры (ACT ГОС), которое могло бы ввести в заблуждение пользователей электронных площадок.

На основании чего, суд считает решение антимонопольного органа законным и обоснованным.

В соответствии со ст.14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение.

С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью "ЭТП" отказать.

Проверено на соответствие действующему законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:                                                                                              Е.А. Ваганова