Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Москва
21 декабря 2021 года Дело № А40-189416/2021-181-1400
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2021 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21 декабря 2021 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи Хабаровой К.М.,
при ведении протокола секретарем с/з Ориповой С.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ИМЕНИ Ю.М. ЛУЖКОВА"
к МИНИСТЕРСТВУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
о взыскании денежных средств в размере 1 450 336 руб. 68 коп.,
при участии:
от Истца: ФИО1 по доверенности № 17-20 от 12.03.2021г.,ФИО2 по доверенности № 69-20 от 21.09.2021г.
от Ответчика: ФИО3 по доверенности № б/н от 11.01.2021г.
У С Т А Н О В И Л:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ИМЕНИ Ю.М. ЛУЖКОВА" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к МИНИСТЕРСТВУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее – Ответчик, Министерство) о взыскании затрат, связанных с обучением в 2020 году федеральных государственных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование в размере 1 450 336 руб. 68 коп.
Истец поддержал исковые требования по доводам искового заявления, письменных пояснений.
Ответчиком представлен письменный отзыв, в котором ответчик указал, что произвести оплату не представилось возможным по причине отсутствия полномочий утверждения Соглашения (электронная цифровая подпись) у подписанта со стороны получателя (МГУУ Правительства Москвы) в ГИИС «Электронный бюджет» на момент подписания Соглашения, по состоянию на 31.12.2020 Соглашению не был присвоен учетный номер бюджетного обязательства в ГИИС «Электронный бюджет».
Суд, выслушав представителя истца и ответчика, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 24.12.2020 между истцом (Получатель) и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий № 149-15-2020-011 (далее - Соглашение), предметом которого является предоставление Получателю из федерального бюджета в 2020 году гранта в форме субсидии (далее - грант) на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с обучением федеральных государственных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование (далее - образовательные сертификаты).
Согласно п. 1.2 Соглашения грант предоставляется на возмещение затрат в
соответствии с перечнем затрат согласно приложению № 1, которое является неотъемлемой частью Соглашения.
В период с 08.10.2020 по 20.11.2020 федеральные государственные служащие -обладатели государственных образовательных сертификатов Министерства на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Российской Федерации в количестве 258 человек были зачислены в качестве слушателей для обучения в МГУУ Правительства Москвы, прошли обучение по 7 (семи) дополнительным профессиональным программам повышения квалификации. После успешного освоения образовательной программы и прохождения итоговой аттестации слушателям были выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
Факт оказания образовательных услуг по Соглашению подтверждается отчетами о расходах, источником финансового обеспечения которых является грант в форме субсидий образовательной организации в целях возмещения затрат, связанных с обучением государственных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование, которые были предоставлены в Министерство в установленный срок и приняты без замечаний.
Всего затраты МГУУ Правительства Москвы на обучение 258 федеральных государственных служащих на основании государственных образовательных сертификатов Министерства составили 1 450 336,68 руб. согласно расчету Истца. Задолженность подтверждается составленным сторонами Соглашения Актами сверки взаимных расчетов за период 01.01.2020 - 31.12.2020 и за период 01.01.2020 - 17.03.2021, а также не оспаривается ответчиком.
Согласно п.3.2.3 Соглашения, перечисление гранта осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета Получателю не позднее 10 рабочего дня со дня заключения Соглашения.
Таким образом, обязательство по перечислению гранта по Соглашению, заключенному 24.12.2020, с учетом выходных и праздничных дней, должно было быть исполнено не позднее 15.01.2021.
Истец указал, что в нарушение условий Соглашения затраты, связанные с обучением в 2020 году федеральных государственных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование не возмещены, в результате чего у ответчика перед истцом имеется задолженность в размере 1 450 336,68 руб.
Истец 01.03.2021 письмом № 161-75/70-29 обратился в Министерство с просьбой о возмещении затрат по Соглашению.
В ответном письме от 26.03.2021 № 20-3/В-217 Ответчик подтвердил наличие задолженности перед Истцом в размере 1 450 336 руб. 68 коп., однако указал, что не предоставляется возможность произвести оплату, поскольку по состоянию на 01.01.2021 г. соглашению № 149-15-2020-011 не присвоен учетный номер бюджетного обязательства в ГИИС «Электронный бюджет» по причине позднего заключения соглашения и отсутствием полномочий утверждения соглашения у подписанта со стороны получателя в ГИИС «Электронный бюджет», которые ему были даны только 11.01.2021. При этом Межрегиональным бухгалтерским управлением Федерального казначейства в подсистеме ведения бюджетного (бухгалтерского) учета учреждений подсистемы учета и отчетности ГИИС «Электронный бюджет» соглашению № 149-15-2020-011 присвоен условный номер бюджетного обязательства, расходы по соглашению на основании представленных МГУУ отчетов отражены в учете и отчетности Минтруда России за 2020 год.
Таким образом, денежные средства в указанном размере учтены в лимитах, установленных Министерству бюджетных обязательств 2020 года.
Согласно п. 5.6.1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 19.06.2012 № 610, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
В ответ на претензию Истца от 21.07.2021 № 824-71/70-29 Ответчик письмом от 20.08.2021 № 20-3/-407 сообщил, что в настоящее время у Министерства в соответствии с действующим законодательством отсутствует возможность оплаты кредиторской задолженности.
Ответчик ссылается на пункт 3 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.2020 г. № 258н, согласно которому соглашения формируются в форме электронного документа, а также подписываются усиленными квалифицированными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени каждой из сторон соглашения, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Между тем, в силу п. 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2018 № 280н «Об утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действующей на дату заключения Соглашения) соглашения (договоры) о предоставлении из федерального бюджета грантов в форме субсидий в соответствии с пунктом 7 статьи 78 и пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации формируются в соответствии с Типовыми формами, указанными в пункте 1 настоящего приказа, начиная с соглашений на 2019 год.
Соглашение между Истцом и Ответчиком полностью соответствует установленной типовой форме, а в тексте Соглашения прямо указано, что настоящее Соглашение заключено сторонами в форме бумажного документа в двух экземплярах, по одному экземпляру для каждой из сторон (пункт 6.7, подпункт 6.7.1 Соглашения).
В силу п. 6.2 Соглашения, Соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему Соглашению.
Кроме того, соглашение не было размещено в ГИИС «Электронный бюджет», поскольку информационная система не находит реквизиты казначейского счета МГУУ Правительства Москвы, при этом функционал заполнения реквизитов вручную для пользователя не предусмотрен, что препятствует завершить процесс регистрации в личном кабинете.
Истец завершил обучение по образовательным сертификатам Минтруда России 20 ноября 2020 года. После неоднократных обращений в службу технической поддержки и в Минтруд, только в ноябре 2021 года служба технической поддержки сообщила о внесении изменений в систему, заполнила реквизиты во вкладке «Казначейские счета» в личном кабинете МГУУ Правительства Москвы.
Также суд отмечает, что в письмах от 26.03.2021 № 20-3/В-217, 20.08.2021 № 20-3/В-407 и в отзыве на иск Ответчик подтверждает наличие задолженности перед Истцом в указанном размере, но ссылается на отсутствие возможности произвести оплату.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку ответчик не представил доказательств возмещения затрат, связанных с обучением в 2020 году федеральных государственных гражданских служащих на основании государственных образовательных сертификатов на дополнительное профессиональное образование требование истца о взыскании задолженности в размере 1 450 336 руб. 68 коп., в соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами и никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
С учетом изложенного, истец доказал факт наличия у ответчика задолженности исковые требования признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со ст. 110 АПК РФ, подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, ст.ст. 8, 12, 309, 310 ГК РФ,руководствуясь ст.ст. 64, 65, 71, 75, 110, 167-171, 176, 181 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ИНН <***>) в пользу ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ИМЕНИ Ю.М. ЛУЖКОВА" (ИНН <***>) задолженность в размере 1 450 336 руб. 68 коп. (Один миллион четыреста пятьдесят тысяч триста тридцать шесть рублей 68 копеек), а также 27 503 руб. 00коп. (Двадцать семь тысяч пятьсот три рубля 00 копеек) - государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Решение направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". По ходатайству копии решения на бумажном носителе могут быть направлены в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья К.М. Хабарова