Р Е Ш Е Н И Е
10.04.2015 г. Дело № А40-18944/15
г. Москва
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи Михайловой Е.В. (шифр судьи 133-122)
рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по иску
ГУП города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов «Москоллектор» (ИНН <***>, дата регистрации 14.12.1993, 129090, <...>)
к ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ИНН <***>, дата регистрации 16.12.2004 г., 119048, <...>)
о взыскании долга, процентов, процентов, начисленных на сумму долга по дату исполнения обязанности по уплате долга
УСТАНОВИЛ:
ГУП г. Москвы «Москоллектор» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО «МОЭК» о взыскании долга в размере 9 927,99 руб., процентов в сумме 116,04 руб., процентов, начисленных на сумму долга в размере 9 927,99 руб. с 01.12.2014 г. по дату фактического исполнения обязанности по уплате долга.
Истец и ответчик извещены судом о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. Дело рассмотрено без участия истца и ответчика в порядке ст. 226 АПК РФ. От ответчика поступил отзыв, по доводам которого в иске просил отказать, сославшись на то, что оснований для расчётов сторон по ценам, указанным в иске нет, размер ежемесячной платы по договору не подлежит государственному регулированию, распоряжения Правительства Москвы к нормативным правовым актам не относятся.
Истцом заявлены пояснения к иску, где указал на ненадлежащее исполнение обязанностей ответчиком. Истец отзыв ответчика оспорил, указал, что размер ежемесячного платежа определяется в соответствии с тарифами, утверждаемыми нормативными актами г. Москвы, указал на неверное толкование норм материального права ответчиком.
Изучив материалы дела, суд пришёл к выводу, что иск подлежит удовлетворению в связи со следующим.
Согласно с условиями заключенного 16.05.2007 г. между истцом и ответчиком договора № 198-ВК на услуги по эксплуатации коллекторов, предприятие (истец) оказывает потребителю (ответчик) услуги по эксплуатации коллекторов и создает условия для осуществления прокладки и эксплуатации коммуникаций (по которым потребителем осуществляется оплата), расположенных в коллекторах в соответствии с требованиями технических правил на проектирование, строительство и приёмку в эксплуатацию коллекторов для инженерных коммуникаций в г. Москве.
Пунктом 3.7 договора потребитель обязался оплачивать услуги предприятия в сроки, предусмотренные договором.
Стороны согласовали размер ежемесячного платежа за услуги истца, определяемого в соответствии с тарифами, утверждаемыми нормативными актами г. Москвы и расчётом (приложение № 1 к договору), который составил 8 882,11 руб., с НДС (п. 4.1 договора), с возможностью дальнейшего изменения размера ежемесячного платежа. Оплата услуг производится до 10 числа месяца, следующего за расчётным (в редакции дополнительного соглашения от 18.12.2009 г. к договору). Дополнительным соглашением от 01.03.2013 г. размер платы сторонами изменен на 17 940,78 руб. с НДС ежемесячно.
Истцом обязательства по договору исполнялись, что подтверждается актами от 30.11.2014 г., от 31.10.2014 г., от 31.12.2014 г. на сумму 21 250,11 руб. каждый. Акты направлены в адрес ответчика.
Истец выставил ответчику счёта от 05.11.2014 г. № 7445, от 02.10.2014 г. № 6596, от 02.12.2014 г. № 8067, на 21 250,11 руб. каждый, оплаченные последним платёжными поручениями № 87799 от 09.12.2014 г., № 74749 от 10.11.2014 г., № 4992 от 29.12.2014 на сумму 17 940,78 руб., каждое, что следует из расшифровки платежа к указанном платёжному поручению.
Как указывает истец, оказанные истцом услуги оплачивались ответчиком по тарифам, установленным на 2013 г. и утратившим силу с 01.01.2014 г., в результате чего за ответчиком образовался долг в сумме 9 927,99 руб. за период с октября по декабрь 2014 г., по факту чего истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплаты долга, оставленная без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Пунктом 3 Расчета предусмотрено, что он вступает в силу с 01.03.2007 г. и действует до момента изменения протяженности коммуникаций ОАО «МОЭК» или изменения тарифов. В случае изменения тарифов ГУП «Москоллектор» извещает ОАО «МОЭК». Тарифы вводятся с момента, предусмотренного в соответствующем нормативном акте и утверждаются ежегодно Департаментом экономической политики и развития г. Москвы. Дополнительное соглашение в указанном случае не подписывается, при этом, тарифы пересматриваются ежегодно, необходимость подписания дополнительного соглашения при этом, отсутствует, что установлено п. 3 расчёта к договору.
Таким образом, из условий договора следует, что стороны согласовали обязательство руководствоваться тарифами на услуги по технической эксплуатации коммуникационных коллекторов, утверждаемыми уполномоченным органом, вне зависимости от заключения/не заключения дополнительного соглашения к договору.
Пунктом 1.3 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 г. №1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» утвержден «Перечень работ и услуг, имеющих межотраслевое значение, выполняемых и оказываемых государственными организациями города Москвы, осуществляющими свою деятельность с использованием государственного имущества города Москвы на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы».
Согласно п.2 указанного Перечня Департамент экономической политики и развития города Москвы утверждает тарифы на услуги ГУП "Москоллектор" по технической эксплуатации коммуникационных коллекторов.
Тариф на услуги истца на момент их оказания установлен распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 18.11.2013 г. № 49-Р.
Таким образом, ответчик, принял в порядке п. 4.1 договора на себя обязательство оплачивать услуги истца в соответствии с тарифами, утверждаемыми нормативными актами г. Москвы, в т.ч., согласно с распоряжением Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 18.11.2013 г. № 49-Р, из чего следует, что оплата должна была производится ответчиком по установленным тарифам.
Как следует из ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 781 ГК РФ, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Поскольку доказательств оплаты долга в материалы дела не представлено, суд находит, что требование о взыскании долга в сумме 9 927,99 руб. заявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Исходя из ст. 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ, истец вправе требовать уплаты процентов, начисленных на сумму долга исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент подачи иска или принятия решения. Истец требует взыскания процентов, начисленных в период с 11.11.2014 г. по 31.01.2015 г. исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 8,25 % годовых, в сумме 116,04 руб. Истцом представлен расчёт требования. Расчёт проверен судом и признается верным. Требование предъявлено правомерно и подлежит удовлетворению.
Возражения ответчика судом не принимаются, исходя из следующего.
Согласно с ч. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 4 ст. 4 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования): устанавливают тарифы на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Постановлением от 29.09.2009 № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» в рамках реализации полномочий по государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) в городе Москве Правительство Москвы установило Перечень работ и услуг, имеющих межотраслевое значение, выполняемых и оказываемых государственными организациями города Москвы, осуществляющими свою деятельность с использованием государственного имущества города Москвы на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Департаментом экономической политики и развития города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 №210-ПП утверждено Положение о Департаменте экономической политики и развития города Москвы. Указанным Положением предусмотрено, что Департамент на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения о государственном регулировании цен (тарифов) на товары, работы, услуги и проведении на территории города Москвы ценовой и тарифной политики в пределах полномочий, определенных нормативными правовыми актами города Москвы.
В соответствии с действующим законодательством города Москвы: п.7 и п.13 ч.1 ст.13 Устава города Москвы; ст. 11 Закона города Москвы от 20.12.2006г. №65 «О Правительстве Москвы» и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными актами; п. 1.3 Постановления Правительства Москвы от 29.09.2009 № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве»; Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 № 210-ПП «Об утверждении положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы»; тарифы на услуги ГУП «Москоллектор», устанавливаемые уполномоченным государственным органом - Департаментом экономической политики и развития города Москвы, являются регулируемыми ценами.
Таким образом, деятельность по эксплуатации объектов коллекторного хозяйства, находящихся в собственности города Москвы и расположенных на территории города Москвы, относится к сфере ведения города Москвы и не регулируется федеральным законодательством.
Оценив условия договора, а именно, п. 3 расчёта суммы оплаты, в порядке ст. 431 ГК РФ, суд находит, что сторонами согласован механизм исчисления тарифа и момент возникновения обязательства по оплате услуг истца по тарифам, установленным нормативным актом. Обязательность заключения дополнительного соглашения установлена лишь в случае, предусмотренном п. 6.2 договора, т.е., при изменении протяженности трассы.
Таким образом, с учётом того, что распоряжением от 18 ноября 2013 года № 49-Р «Об утверждении тарифов на услуги ГУП "Москоллектор" по технической эксплуатации коммуникационных коллекторов» согласно с п. 1 указанного распоряжения, тарифы ГУП «Москоллектор» утверждены и введены в действие с 01.01.2014 г., то услуги истца должны были быть оплачены в соответствии с установленными тарифами вне зависимости от наличия/отсутствия дополнительного соглашения об изменении цены договора, что не противоречит ч. 1 ст. 424 ГК РФ.
Довод ответчика о том, что к правоотношениям сторон подлежит применению Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 239 является несостоятельным, так как тарифы на услуги ГУП «Москоллектор» регулируются законодательством города Москвы и являются регулируемыми ценами в силу законодательства г. Москвы.
Довод ответчика о том, что город Москва и истец навязывают ответчику невыгодные условия судом отклоняется, поскольку распоряжением от 18 ноября 2013 года № 49-Р истцом в антимонопольные органы не обжаловалось, доказательств обратного не представлено.
Расходы по уплате госпошлины относятся на ответчика, в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 309,310,424,431,779,781 ГК РФ, ст.ст. 106,110,167-171 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» (ИНН <***>, дата регистрации 16.12.2004 г., 119048, <...>) в пользу ГУП города Москвы по эксплуатации коммуникационных коллекторов «Москоллектор» (ИНН <***>, дата регистрации 14.12.1993, 129090, <...>) долг в размере 9 927 руб. 99 коп., проценты в сумме 116 руб. 04 коп., проценты, начисленные на сумму долга в размере 9 927,99 руб. с 01.12.2014 г. по дату фактического исполнения обязанности по уплате долга, а также 2 000 руб. расходов по госпошлине.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в десятидневный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.В. Михайлова