ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-1894/2021-171-12 от 03.03.2021 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

29 марта 2021 года Дело № № А40-1894/21-171-12

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2021 года

Полный текст решения изготовлен 29 марта 2021 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Р.Т. Абрекова (единолично)

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению

истца ООО "СИНЕРГИЯ" 105120 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ЗЕМЛЯНОЙ ВАЛ ДОМ 39/1СТРОЕНИЕ 2 , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 19.02.2016, ИНН: <***> к ответчику ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ" 117312, МОСКВА ГОРОД, ВАВИЛОВА УЛИЦА, 19, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 16.08.2002, ИНН: <***>

о взыскании неосновательного обогащения по платежному ордеру № 610725 от 29.12.2017 г. в размере 288 004,80 руб.

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании неосновательного обогащения (удержанной комиссии) в размере 288 004,80 руб., ссылаясь на положения ст. 845, 846, 1102 ГК РФ.

Стороны извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства на основании главы 29 АПК РФ.

Ответчиком представлен в материалы дела отзыв, из которого следует, что Банком правомерно получена комиссия на основании заключенного договора, условие договора о взимании комиссии за перевод денежных средств со счета юридического лица на счет физического лица не противоречит закону. При этом Банк вправе изменять соответствующие тарифы при условии опубликования изменений на официальном сайте.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности. Заявление мотивировано тем, что исполненные Банком распоряжения Клиента с удержанием комиссии за их осуществление являются сделками в понимании ст. 153 ГК РФ, срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет один год, оспаривая комиссия списана при совершении операции 29.12.2017 г., а иск подан в 2021 г., т.е. срок исковой давности истцом пропущен.

При изготовлении полного текста решения суд считает необходимым отметить следующее.

Возражения ответчика на отзыв и уточнение исковых требований, направленное в суд посредством Почты России 02.03.2021 г. судом не учитываются и не рассматриваются, поскольку данное ходатайство и пояснения поданы за рамками, установленных для сторон сроков

Определением от 15.01.2021 г. Исковое заявление на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по настоящему делу судом установлен срок для представления ответчиком отзыва на исковое заявление по существу заявленных требований до 08.02.2021 г., для предоставления дополнительных документов до 02.03.2021 г.

Отзыв в материалы дела представлен ответчиком 05.02.2021 г., при этом возражения на отзыв ответчика и ходатайство об уменьшении размера исковых требований направлены истцом только 02.03.2021 г., т.е. не заблаговременно.

Более того решение состоялось уже 03.03.2021г., а ходатайства поступили позднее.

Истцом нарушен срок, установленный судом для предоставления дополнительных документов (до 02.03.2021 г.).

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч.2 ст. 9 АПК РФ).

Исследовав материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью «СИНЕРГИЯ» (далее – ООО «СИНЕРГИЯ», клиент) и публичным акционерным обществом «Сбербанк России» в лице Смоленского отделения № 8609/0025 (далее – ПАО Сбербанк, банк) заключен договор на расчетно-кассовое обслуживание № 40702810759000002327 от 04.10.2016.

По условиям договора банк принял на себя обязанность осуществлять банковское обслуживание клиента, а клиент - оплачивать услуги Банка (п.п. 1.1 - 1.3, 6.2.1, 5.2.4 договора).

В соответствии с п. 4.3 договора порядок предоставления и оплаты банковских услуг изложены в соответствующем приложении к Правилам банковского обслуживания.

Истец указывает на то, что на дату заключения договора между Банком и ООО «СИНЕРГИЯ», действовали тарифы, в соответствии с которыми услуга за перечисление денежных средств (расчеты ДБО) на счет физических лиц оценивалась в 1% от перечисленной суммы.

Как следует из иска, об изменении тарифов ООО «СИНЕРГИЯ» не было проинформировано.

29.12.2017 платежным поручением № 18 клиент перечислил денежные средства в размере 7 200 120,00 (Семь миллионов сто двадцать) руб. 00 коп. с назначением платежа – оплата по договору аренды автотранспортного средства и договору найма жилого помещения за 2017 год.

29.12.2017 года платежным ордером № 610725 банк списал со счета ООО «СИНЕРГИЯ» сумму денежных средств в размере 288 004,80 (Двести восемьдесят восемь тысяч четыре) руб. 80 коп. В назначении платежа банк указал - комиссионное вознаграждение за перечисление денежных средств со счета юридического лица на счет физического лица.

Как указывает истец, в соответствии с действующими тарифами на дату заключения договора, стоимость перевода денежных средств – со счета юридического лица на счет физического лица (сотрудника ООО «СИНЕРГИЯ») не облагается комиссией.

С учётом указанного, ООО «СИНЕРГИЯ» полагает, что в указанный период банком необоснованно списана сумма комиссии в указанном размере 288 004,80 (Двести восемьдесят восемь тысяч четыре) руб. 80 коп.

ООО «СИНЕРГИЯ» 20.11.2020 № 62 обратилось в банк с претензией, однако обращение осталось без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Статьей 851 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.

Возможность взимания банком платы за оказанные им услуги по договору банковского счета путем списания денежных средств клиента, находящихся на счете, установлена пунктом 2 статьи 851 ГК РФ.

Списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом (статья 854 ГК РФ).

Отношения между банками и их клиентами осуществляются на основании договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

Комиссионное вознаграждение банка по совершаемым им операциям устанавливается по соглашению с клиентом в соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"

Банк вправе устанавливать комиссию за отдельные услуги, имеющие самостоятельную потребительскую ценность, при условии согласия клиента с их оказанием (статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 4 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре, приведенного в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147). Не являются услугой в смысле 779 ГК РФ действия банка, которые непосредственно не создают для клиента банка какого-либо отдельного имущественного блага, не связанного с заключенным сторонами договором, или иного полезного эффекта.

Суд не соглашается с позицией истца, изложенной в иске и признает действия Банка по списанию комиссии правомерными, ввиду следующего.

04.10.2016 в соответствии с заявлением о присоединении между Банком и ООО «Синергия» был заключен Договор конструктор ЕД8609/0003/0067657. В указанном заявлении истец подтвердил, что ознакомился с действующими «Условиями обслуживания расчетного счета Клиента в валюте РФ в рамках Пакета услуг», Тарифами Банка и Платой за обслуживание по Пакету услуг, действующей по месту открытия расчетного счета, понимает их текст, выражает свое согласие с ними, обязуется их выполнять и просит осуществить оказание услуг по его расчетном счету <***>.

В соответствии с п. 3.1. Условий открытия и обслуживания расчетного счета в редакции от 28.06.2016(далее- Условия от 28.06.2016) Банк осуществляет предоставление Клиенту по Счету расчетных и кассовых услуг в соответствии с действующим законодательством РФ, нормативными актами Банка России, действующими Тарифами и Условиями расчетно-кассового обслуживания.

Согласно п.2.22 Условий от 28.06.2016 тарифы - ценовое предложение Банка на услуги (услугу, набор услуг) Банка. Тарифы могут быть выражены в виде Пакета услуг (набор банковских услуг, предоставляемых Клиенту в течение месяца в пределах установленного лимита за определенную плату). Тарифы устанавливаются в рублях или иностранной валюте. Тарифы размещены на Официальном сайте Банка в сети интернет.

Как указано в п. 6.2. Условий от 28.06.2016 Банк в одностороннем порядке вводит новые Тарифы, вносит изменения и/или отменяет действующие Тарифы, вносит изменения в Условия расчетно-кассового обслуживания (включая все Приложения) с предварительным уведомлением Клиента не менее чем за 15 календарных дней через Официальный сайт Банка в сети интернет.

В силу п. 6.1 Условий от 28.06.2016 плата за оказываемые услуги взимается Банком путем списания денежных средств банковским ордером со Счета без дополнительного распоряжения Клиента в соответствии с Тарифами, действующими на день совершения операции, по мере совершения операций или ежемесячно.

Аналогичные положения впоследствии были закреплены и в Условиях открытия и обслуживания расчетного счета в редакции от 01.12.2017.

Следовательно, договор-конструктор и Условия от 28.06.2016 и 01.12.2017 не содержат обязанности Банка специальным образом уведомлять клиентов об изменении Тарифов.

Истец, своевременно не предприняв предусмотренные договором меры к ознакомлению с Тарифами Банка после внесения в них изменений, самостоятельно несет риск связанных с этим неблагоприятных последствий.

Действующие в настоящий момент Тарифы опубликованы на сайте ПАО Сбербанк www.sberbank.ru в разделе «Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц» «Стандартные тарифы расчетно- кассового обслуживания»

Ранее действовавшие тарифы опубликованы в разделе Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц» «Архив Тарифов».

Таким образом, ссылки истца на не извещение ответчиком истца об изменении тарифов судом отклоняются.

В «Архиве тарифов размещен и «Перечень тарифов и услуг, оказываемых клиентам подразделений ПАО Сбербанк на территории Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тверской области, Тульской области», действовавший с 01.12.2017 (далее -Тарифы от 01.12.2017) по состоянию на 29.12.2017.

Пунктом 1.3.2. Тарифов от 01.12.2017 установлен следующий размер комиссии:

1.3.2. Перевод средств со счета ЮЛ на счет ФЛ, включая переводы, назначение которых содержит одновременно указанные ниже исключения и иные цели (нарастающим итогом в течение календарного месяца в рамках одного расчетного счета):

0,5%

-

до 300 тыс. руб. включительно

свыше 300 тыс. руб. до 1500 тыс.руб. включительно

1,1%

-

свыше 1500 тыс. руб. до 5000 тыс. руб. включительно

2%

-

свыше 5000 тыс. руб.

4%

-

Исключение переводы:

Первоначально данная комиссия введена в «Перечне тарифов и услуг, оказываемых клиентам подразделений ПАО Сбербанк на территории Брянской области, Калужской области, Рязанской области, Смоленской области, Тверской области, Тульской области», действовавших с 01.10.2017 (п.1.3.2.). Данные тарифы размещены Банком на сайте и находятся в настоящее время в разделе «Архив тарифов».

29.12.2017 на основании платежного поручения №18, поступившего от истца, со счета № 40702810759000002327 было списано 7 200 120 руб. в пользу ФИО1 с назначением платежа: «Оплата по договору аренды автотранспорта и договору найма жилого помещения за 2017 г. НДС не облагается»

29.12.2017 банковским ордером № 610725 со счета №40702810759000002327 списано 288 004, 80 руб. комиссии за совершение указанной операции с назначением платежа «Комиссия за перечисление средств со счета юридического лица на счет физического лица кроме перечислений в рамках заключенных с Банком зарплатных договоров и страховых возмещений (кредитные организации, Банк России) (оборот после 5000 тыс. руб.) согласно договору РКО №40702810759000002327 от 04/10/2016. За документы: №18 (7200120 RUR) от 29/12/17. Без НДС».

Таким образом, с учетом установленного размера комиссии (4% от суммы, превышающей 5000 тыс. руб. в месяц перечислений на счет физ. лиц), расчет выглядит следующим образом: 7 200 120 руб.*0,04= 288 004, 80 (руб.), что и составляет оспариваемую сумму.

Позиция Банка о законности списания комиссии за перечисление на счета физ. лиц, возможности изменения тарифов путем размещения их на сайте организации подтверждается судебной практикой: Определением Верховного Суда РФ от 06.05.2020 N 310-ЭС20-6683 по делу N А62-2682/2019, от 06.06.2019 N 308-ЭС19-7581 по делу N А32-6234/2018, Определением Верховного Суда РФ от 26.08.2020 N 307-ЭС20-10707 по делу N А56-77889/2019, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.11.2018 N Ф05-20431/2018 по делу N А40-52783/18, Постановлениями 9 ААС по делу №A40-300404/2019, 9 ААС по делу № A40-105477/2019, 9 ААС суда по делу № A40-98472/2019, 9 ААС от 29.05.2020 по делу № А40-312661/19, Решением АС г. Москвы по делу №А40-312661/2019.

С учётом вышеуказанного, суд приходит к выводу о неправомерности заявленного истцом требования, и как следствие отказывает в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

Рассмотрев заявление ответчика о пропуске срока исковой давности, суд отмечает следующее.

В соответствии со статьями 196, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности - три года.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В силу положений статей 196 и 200 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае срок исковой давности необходимо исчислять с момента списания денежных средств.

Комиссия списана Банком при совершении операции 29.12.2017 г., т.е. срок исковой давности истекал 29.12.2020 г.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.

В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.

Согласно части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор, возникающий из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом либо договором.

Таким образом, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.

20.11.2020 года, т.е. в период течения срока исковой давности, истец направил в адрес ответчика претензию № 62, которая доставлена ответчику 07.12.2020 г., что подтверждается отчетом о почтовом отправлении.

Иск подан 30.12.2020 г. (согласно отметки Почты России на конверте).

Таким образом, с учётом приостановления течения срока на 30 календарных дней, суд приходит к выводу, что настоящее исковое заявление заявлено в пределах трехлетнего срока исковой давности (29.12.2020 г. +30), в связи с чем, срок исковой давности истцом не пропущен.

При этом ссылки ответчика на срок исковой давности, установленный для признания недействительной оспоримой сделки (п. 2 ст. 181 ГК РФ), признаются необоснованными и не применимыми в данном споре, поскольку истцом заявлен иск о взыскании неосновательного обогащения, а не о признании сделки недействительной.

Расходы по госпошлине возлагаются на истца в порядке ст. 110 АПК РФ.

Суд, руководствуясь ст.ст. 8, 10,11, 12, 309, 310, 779 ГК РФ, ст.ст. 101, 106, 110,167-170, 227, 229 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Возвратить ООО "СИНЕРГИЯ" из федерального бюджета РФ государственную пошлину в размере 2 105 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение 15-ти дней со дня принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции, а в случае составления мотивированного решения – в течение 15-ти дней со дня принятия решения в полном объеме.

Судья:

Р.Т. Абреков