ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва
12 февраля 2021 г. Дело № А40-190167/20-133-1322
Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 12 февраля 2021 г.
Арбитражный суд в составе судьи Е.В. Михайловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степиной А.А.,
при участии:
от истца: ФИО1, дов. бн от 05.02.2019 г., пред. паспорт, оригинал диплома обоз. в сз.
от ответчика: ФИО2, дов. №33-Д-1247/20 от 09.12.2020 г., пред. удост.
рассмотрев в судебном заседании дело
по иску истца - ООО "АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС" (125475 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ДЫБЕНКО ДОМ 26КОРПУС 1 ПОМЕЩЕНИЕ I, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.03.2011, ИНН: <***>)
к ответчику - ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, <...>, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>)
о присуждении
УСТАНОВИЛ:
В окончательном виде иск заявлен ООО "АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС" к ДЕПАРТАМЕНТУ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ о взыскании 418 163 руб. 71 коп., в виде излишне уплаченной Истцом арендной платы за период 20.05.2019 г. по 16.03.2020 г., в связи с уклонением Ответчиком от отчуждения в установленном порядке и сроки в пользу Истца арендованного имущества.
В судебном заседании отказ от требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 23 461,54 коп. (л.д.61), который судом рассмотрен и принят в порядке ст.49 АПК РФ.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей, суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью «Актив Инвест Бизнес» и Департаментом городского имущества города Москвы заключен Договор аренды нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы от 01.09.2016 г. № 00-00469/16 (далее - Договор), объект аренды - нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, расположенные по адресу: <...> (подвал, пом. III, комн. 1-2, пом. V, комн. 26), общей площадью 112,6 кв.м. (далее - Объект).
Договор в установленном порядке прошел государственную регистрацию, дата регистрации 28.09.2016, номер регистрации 77-77/01-77/012/25/2016-2725/2.
26 февраля 2019 г. ООО «Актив Инвест Бизнес» обратилось в Департамент городского имущества города Москвы (вх. № 33-5-21755/19-(0)-0) с заявлением о намерении реализовать свое преимущественное право на приобретение арендуемого помещения.
Как утверждает истец, в нарушение положений ч. 3 ст. 9 Закона № 159-ФЗ ответчик не исполнил установленных законом обязанностей, письмом от 20.06.2019 г. Департамент уведомил ООО «Актив Инвест Бизнес» об отказе в предоставлении государственной услуги (исх. № 33-5-21755/19-(0)-5).
Между тем, нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373.
Административный регламент, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы» (пункт 1.17) устанавливает состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) и (или) принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по запросу (заявлению) индивидуального предпринимателя или юридического лица либо их уполномоченного представителя;
В спорном случае заключение договора купли-продажи в порядке статьи 3 Федерального Закона № 159-ФЗ является муниципальной услугой, порядок предоставления которой, помимо указанного закона, определен Административным регламентом «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы», утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП, и его исполнение является для Ответчика обязательным, соблюдение Ответчиком его требований должно было быть проверено судами при определении периода возникновения убытков.
Ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, п. 1 ст. 555 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества, являющуюся существенным условием такого договора, при отсутствии которого договор считается незаключенным.
При этом, как следует из п. 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по смыслу Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу ст. 130 Гражданского кодекса РФ, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях реализации указанного федерального закона постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 № 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве» утвержден Порядок разработки административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы (приложение 2).
Пунктом 3.1 постановления Правительства Москвы № 546-ПП установлено, что административные регламенты предоставления государственных услуг (в том числе государственных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления и подведомственными органам местного самоуправления организациями при осуществлении ими отдельных государственных полномочий, переданных законами города Москвы) утверждаются нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
При таких обстоятельствах, Правительство Москвы как высший исполнительный орган государственной власти города Москвы обладает достаточными полномочиями для принятия Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы».
Анализ положений Административного регламента в системной взаимосвязи с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что определение порядка исчисления срока приостановления предоставления государственной услуги не отменяет и не изменяет требований, предъявляемых федеральным законодателем к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги.
Срок предоставления государственной или муниципальной услуги - одно из обязательных условий предоставления государственной или муниципальной услуги, что предполагает его указание в административном регламенте.
Согласно части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Исчерпывающие перечни оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги устанавливаются соответственно федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами».
Пунктом 6.5 приложения № 1 к постановлению Правительства Москвы № 546-ПП «Единые требования к предоставлению государственных услуг в городе Москве» также предусмотрено, что административным регламентом предоставления государственной услуги устанавливаются сроки приостановления предоставления государственной услуги. Срок приостановления предоставления государственной услуги исчисляется с даты принятия решения о приостановлении предоставления государственной услуги.
В связи с изложенным включение в Административный регламент положений, разъясняющих порядок исчисления срока приостановления предоставления государственной услуги, является одним из необходимых условий его соответствия стандарту предоставления государственной услуги.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации «такое правовое регулирование, со всей очевидностью будучи направленным на обеспечение права граждан на получение точной и достоверной информации по вопросу срока приостановления предоставления государственной услуги, априори не может расцениваться как нарушение прав заявителя при получении государственных и муниципальных услуг» (Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 № 5-АПГ16-123).
Согласно пункту 2.7.1. Административного регламента, общий срок предоставления государственной услуги включает срок межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и организаций в процессе предоставления государственной услуги и не может превышать 30 рабочих дней.
В пункте 2.9.1 установлены основания для приостановления предоставления государственной услуги.
В соответствии с приложением 17 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 г. N 199-ПП "Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 199-ПП), срок услуги может быть пересчитан следующим образом.
1) П. 2.7.1 приложения N 17 устанавливает общий срок предоставления государственной услуги не более 30 рабочих дней.
2) П. 2.7.2 в общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
Указанное, не входит, по мнению суда в противоречие с ФЗ от 22.07.2008 № 159-ФЗ .
Исходя из сроков, указанных в приложении 17 к постановлению Правительства Москвы N 199-ПП, ответчик должен был получить проект договора купли-продажи не позднее (два месяца +две недели +10 дней +30 + сроки, на которые было приостановлено оказание услуг: 40 проведение (оценка) +90 ( Распоряжение Правительства). Указанное соответствует судебной практике, например А40-199813/18).
Кроме того, согласно ч.3 ст.9 ФЗ от 22.07.2008 № 159-ФЗ в двухмесячный срок с даты получения заявления входит обязанность уполномоченного органа на обеспечение заключения договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, но не проведение оценки рыночной стоимости объекта купли-продажи.
Изложенное также указано в Определении от 05.02.2018 № 307-ЭС17-21653 по делу № А56-65395/16, в котором Верховный Суд Российской Федерации согласился с выводами судов: «после разрешения спора о праве в отношении указанного объекта Комитет в предусмотренный подпунктом 1 пункта 3 статьи 9 Закона № 159-ФЗ срок заключил государственный контракт на определение рыночной стоимости объекта; после составления отчета об оценке в срок, установленный подпунктами 2, 3 пункта 3 названной статьи, принял распоряжение от 31.12.2015 об условиях арендуемого имущества и направил Обществу проект договора, 26.01.2016 сторонами заключен договор купли-продажи помещения».
Таким образом, вывод Истца о том, что срок с момента обращения с заявлением о выкупе нежилого помещения и до выдачи договора купли-продажи нежилого помещения не может превышать 85 дней отклоняется судом, так как не основан на законе.
Как установлено судом, в отношении заявления истца № 33-5-21755/19-(0)-0 о намерении реализовать преимущественное право приобретения нежилого помещения по вышеуказанному адресу, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» поданного 26.02.2019, Департамент 11.03.2019 направил в адрес истца письмо № 33-5-21755/19-(0)-2 о приостановлении предоставления государственной услуги сроком на 30 рабочих дней для проведения кадастровых работ.
В рамках предоставления государственной услуги в ГБУ МОСГОРБТИ был направлен запрос о проведении кадастровых работ по разделу объекта недвижимости общей площадью 727,8 кв.м. с целью внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 2180ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с п. 2.10.1.1 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является истечение срока приостановления государственной услуги, если в течение данного срока не были устранены причины, ставшие основанием приостановления предоставления государственной услуги.
Поскольку работы по формированию обособленного объекта недвижимости площадью 112.6 кв.м., арендуемого ООО «Актив Инвест Бизнес» по договору от 01.09.2016 г. № 00-00469/2016, по истечении срока приостановления завершены, в решении от 20.06.2019 г. Департамент указал, что нежилое помещение площадью 112,6 кв.м. не сформировано в качестве обособленного объекта недвижимости, и входит в состав объекта недвижимости площадью 727,8 кв.м., на который зарегистрировано право собственности города Москвы.
Департамент 24.03.2019 направил в адрес истца письмо № 33-5-21755/19-(0)-3 о приостановлении предоставления государственной услуги сроком на 23 рабочих дней для проведения кадастровых работ.
Департамент 20.06.2019 направил в адрес истца письмо № 33-5-21755/19-(0)-5 об отказе в предоставлении государственной услуги на основании пункта 2.10.1.1. Административного регламента, утвержденного пунктом 1.17 постановления Правительства Москвы от 10.05.2012 № 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы». При этом было разъяснено право на повторное обращение в Департамент по вопросу реализации преимущественного права выкупа после завершения работ по формированию обособленного объекта недвижимости.
ООО «АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы от 20.06.2019 № 33-5-21755/19-(0)-5 об отказе в предоставлении Государственной услуги, обязании Департамента устранить нарушение прав и законных интересов ООО «АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС» путем направления в адрес общества проекта договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного по адресу: ул. Новорязанская, д. 16/11, стр. 1, общей площадью 112,6 кв.м.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 по делу № А40-192834/19, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2020, удовлетворены исковые требования ООО «АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС».
03.09.2020 с момента заключения договора купли-продажи от 03.09.2020 № 59-6538 на основании статей 413, 414 ГК РФ ввиду совпадения должника и кредитора в одном лице.
Таким образом, действия, предпринятые Департаментом городского имущества до 20.06.2019 г. были правомерны и соответствовали требованиям регламента, в связи с чем, с ответчика подлежат взысканию сумма в размере 373 688 руб. 55 коп. за ериод с 26.06.2020 г.
Причинная связь между незаконным бездействием Департамента и причинением ООО «Актив Инвест Бизнес» убытков заключается в том, что именно незаконный отказ, а впоследствии уклонение ответчика от исполнения вступившего в законную силу судебного акта и своевременного заключения договора купли-продажи арендуемого имущества создало ситуацию, при которой арендные отношения не прекращались, в результате ООО «Актив Инвест Бизнес» в течение продолжительного времени несло дополнительные расходы по арендной плате по Договору, в то же время в случае своевременного совершения ответчиком действий по заключению договора купли-продажи в установленный законом срок ООО «Актив Инвест Бизнес» приобрело бы право собственности на арендуемые нежилые помещения и не понесло бы дополнительных расходов, связанных с уплатой арендных платежей в сумме 418 163,71 руб. за использование нежилых помещений в период с 20.05.2019 г. по 16.03.2020 г..
Расходы по госпошлине подлежат распределению в порядке ст. 110 АПК РФ.
Учитывая изложенное, на основании ст. ст. 8, 9, 10, 11, 12, 15, 307, 309, 310 ГК РФ, руководствуясь ст. ст. 4, 64, 65, 69, 71, 101, 102, 110, 150, 167-171, 180-182 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
1. Принять отказ ООО "АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС" от иска в части требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 23 461, 54 коп.
Производство по делу А40-190167/20-133-1322 в указанной части прекратить
2. Взыскать с ответчика - ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ (123112, <...>, , ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.02.2003, ИНН: <***>) в пользу истца - ООО "АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС" (125475 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ДЫБЕНКО ДОМ 26КОРПУС 1 ПОМЕЩЕНИЕ I, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.03.2011, ИНН: <***>) убытки в размере 373 688 руб. 55 коп., и 10 154 руб. в возмещение судебных расходов по оплате госпошлины.
3. Возвратить ООО "АКТИВ ИНВЕСТ БИЗНЕС" (125475 МОСКВА ГОРОД УЛИЦА ДЫБЕНКО ДОМ 26КОРПУС 1 ПОМЕЩЕНИЕ I, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 09.03.2011, ИНН: <***>) из доходов федерального бюджета государственную пошлину, уплаченную по платёжному поручению от 28.09.2020 г. № 566 в размере 329 руб.
Настоящий судебный акт, согласно абзацу 8 пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует об обстоятельствах излишней уплаты суммы госпошлины и является основанием для ее возврата плательщику.
Судебный акт, выполненный в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Е.В. Михайлова