ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-195040/20-147-1386 от 08.06.2006 АС города Москвы

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                        Дело № А40-195040/2020-147-1386

29 апреля  2021 г.

Резолютивная часть решения суда оглашена 26.04.2021 г.

Решение в полном объеме изготовлено 29.04.2021 г.

Председательствующего судьи: Дейна Н.В. 

протокол вел секретарь судебного заседания Демина Е.А.

Рассматривает в судебном заседании дело по заявлению ООО «Трансзас Навигатор»  (адрес 199178, <...>, лит. В, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 08.06.2006, ИНН: <***>)

к 1) Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ,

2) Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций

третье лицо: Федеральная антимонопольная служба РФ

о признании недействительным п. 8 решения № 12-15-05-6 от 02.10.2012 (в редакции Решения ГКРЧ от 13.07.2020 г. № 20-55-01)

при участии:

от заявителя – неявка (уведомлен)

от ответчика – 1) ФИО1 (паспорт, диплом, по дов. от 10.06.2020 г.), 2) ФИО1 (паспорт, диплом, по дов. от 10.12.2020 г.)

от третьего лица – неявка (уведомлен)

суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «Трансзас Навигатор»  обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГКРЧ при Минкомсвязи России, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ об оспаривании решения от 02.10.12 № 12-15-05-6 (в редакции от 13.07.20 № 20-55-01) в частип. 8.

Заявитель и третье лицо, в судебное заседание не явились, извещены судом надлежащим образом.

Ответчик  против удовлетворения требований возражал.

Выслушав объяснения заявителя,  исследовав материалы дела, и, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Срок для обращения в суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ, заявителем не пропущен.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд руководствуется следующим.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О Связи» (далее - Закон «О связи») ГКРЧ является межведомственным коллегиальным органом при федеральном органе исполнительной власти в области связи. Положение о Комиссии, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336 (далее - Положение о ГКРЧ), определяет ее как межведомственный координационный орган, осуществляющий на коллегиальной основе регулирование использования радиочастотного спектра в Российской Федерации. Решения, принятые Комиссией в пределах ее компетенции, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц, включая иностранных.

Законом «О связи» определены способы реализации в разрешительном порядке права на использование радиочастотного спектра - посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.

Согласно ст. 2 Закона «О связи» выделение полосы радиочастот -разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот, в том числе для разработки, модернизации, производства в Российской Федерации и (или) ввоза в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств с определенными техническими характеристиками.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О связи» в связи с запросом Думы Корякского автономного округа» Государственная комиссия по радиочастотам не является федеральным органом исполнительной власти, ее права не тождественны правам таких органов и в силу своей природы она не может осуществлять нормативно-правовое регулирование. Федеральный закон «О связи» наделяет ее статусом-органа при федеральном органе исполнительной власти в области связи и соответствующими координационными функциями. Так, ее решения служат выполнению технических задач регулирования использования радиочастотного спектра, оформляются протоколами заседаний и приобретают обязательный для всех органов исполнительной власти, юридических и физических лиц характер постольку, поскольку утверждаются полномочным федеральным органом исполнительной власти в области связи либо согласованным решением данного органа и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, доводы заявителя о том, что комиссия уполномочена лишь решать вопросы о выдаче конкретному заявителю разрешения на использование полос радиочастот, но не вправе определять порядок и условия радиоэлектронных средств на территорию Российской Федерации не соответствуют действительности.

Согласно п. 21 ст. 2 Закона «О связи» радиоэлектронные средства -технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.

В составе судовой земной станции спутниковой связи содержатся передающие и приемные устройства, а также вспомогательное оборудование -антенна, в связи с чем, судовая земная станция является радиоэлектронным средством (далее - РЭС).

Согласно приложению № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Приложение к Договору о Евразийском экономическом союзе), РЭС входят в раздел 2.16 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и их ввоз осуществляется в соответствии с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 (далее - Положение). Таким образом ввоз судовых земных станций спутниковой связи должен осуществляться в установленном порядке в соответствии с Положением при представлении лицензии.

Пунктом 14 Положения предусмотрено, что в случае, если в соответствии с законодательством государства-члена решение о выдаче лицензии принимается уполномоченным органом по согласованию с другим органом государственной власти этого государства-члена (далее - согласующий орган), то такое согласование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена. При этом п. 15 Положения предусмотрено, что в выдаче лицензии отказывается, в том числе, в случае отказа согласующего органа в согласовании заявления на выдачу лицензии.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р Роскомнадзор в рамках своей компетенции осуществляет согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в раздел 2.16 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.

Таким образом, для получения лицензии на импорт РЭС заявителю необходимо представить в Минпромторг России согласованное Роскомнадзором заявление на выдачу лицензии с указанием конкретной РЭС.

Решением ГКРЧ от 13.07.2020 № 20-55-01 «Об использовании полос радиочастот в диапазонах 14/11-12 ГГц абонентскими земными станциями, находящимися в движении и работающими через космические аппараты на геостационарной орбите» (далее - решение ГКРЧ) пункт 8 решения ГКРЧ от 02.10.2012 № 12-15-05-6 «Об использовании полос радиочастот в диапазонах 14/11-12 ГГц абонентскими земными станциями спутниковой связи, устанавливаемыми на подвижных объектах» (прилагается) был изложен в следующей редакции:

«8. Ввоз на территорию Российской Федерации абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих через космические аппараты на геостационарной орбите в фиксированной спутниковой службе должен осуществляться в установленном порядке.

При этом ввоз (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских земных станций, находящихся в движении, может осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться.

Данные ограничения на ввоз абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих через космические аппараты на геостационарной орбите в фиксированной спутниковой службе, не распространяются на ввоз оборудования, предназначенного для установки на объекты, строящиеся в рамках контрактов, заключенных до 30.11.2018, а также на объекты, строящиеся в рамках Государственных контрактов.».

Таким образом, при согласовании Роскомнадзором заявлений о выдаче лицензий на импорт абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, учитывается не только наличие указанных РЭС в Реестре но и ограничения, определенные решением ГКРЧ.

Таким образом, согласование заявления о выдаче лицензий на импорт абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, возможно только операторам связи, имеющим лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющий в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться.

Ограничения, предусмотренные решением ГКРЧ, являются законными и не ограничивают как право Заявителя, так и права иных лиц заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности, поскольку в нем ограничен лишь круг субъектов наделенных правом ввоза (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы.

Также, помимо того, что отмечалось непосредственно в п. 8 решения ГКРЧ, в целях недопущения срыва ранее заключенных контрактов на поставку оборудования и срыва сроков постройки судов по Государственным контрактам, а также недопущения дополнительных издержек, как со стороны поставщиков оборудования, так и со стороны судостроительных заводов, на заседании Комиссии 17.03.2020 принято решение ГКРЧ № 20-54-03-1, в соответствии с которым ограничения на ввоз абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, не распространяются на ввоз оборудования, предназначенного для установки на объекты, строящиеся в рамках контрактов, заключенных до 30.11.2018, а также на объекты, строящиеся в рамках Государственных контрактов.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» (далее - Закон о безопасности) Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в том числе по вопросам обеспечения безопасности, а также по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации (п.1 ст. 13 Закона о безопасности).

Таким образом, одной из основных задач Совета Безопасности является обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности (ст. 14 Закона о безопасности). В связи с этим, решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации и согласно ст. 18 Закона о безопасности являются обязательными для исполнения государственными органами и должностными лицами.

Так, протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 22.08.2018 № Пр-1637 «Об. обеспечении информационной безопасности в условиях возрастающих возможностей спутниковых систем для доступа в сеть «Интернет» (утвержден Президентом Российской Федерации 06.09.2018) (далее - протокол) установлено, что рядом западных компаний запланировано развертывание в ближайшей перспективе негеостационарных систем спутниковой связи и доступа в сеть «Интернет», которые будут покрывать в том числе всю территорию Российской Федерации. При этом технологические особенности вышеуказанных проектов обуславливают возникновение угроз национальной безопасности.

Пунктом 2.7 протокола поручено закрепить возможность ввоза абонентских терминалов подвижной спутниковой и фиксированной спутниковой службы и абонентских наземных станций, находящихся в движении и работающих в спутниковых системах, только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой связи и эксплуатирующими сети связи, введенные в эксплуатацию в установленном порядке, а также, изменений, направленных на использование этих терминалов и станций только в сетях связи указанных операторов связи. Кроме того, при необходимости, предусмотреть внесение соответствующих изменений в решения Государственной комиссии по радиочастотам.

Минцифры России во исполнение протокола письмом от 21.09.2018 № ОИ-П12-200-22652, направило в адрес Государственной комиссии по радиочастотам (далее - комиссия, ГКРЧ) на рассмотрение проект решения ГКРЧ, в установленном порядке на очередном заседании комиссии.

30.11.2018 ГКРЧ приняла решение № 18-47-03, пунктом 14 которого в ряд решений ГКРЧ (в том числе в оспариваемый пункт 8 решения ГКРЧ) внесено следующее условие:

«Ввоз (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, может осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в которых ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться.».

В дальнейшем решением ГКРЧ от 13.07.2020 № 20-55-01 редакция пункта 8 решения ГКРЧ от 02.10.2012 № 12-15-05-6 была изменена, суммируя изменения, внесенные решениями ГКРЧ от 30.11.2018 № 18-47-03 (пункт14) и от 17.03.2020 № 20-54-03-1 (пункт 17) (прилагается).

Кроме того, 13.11.2018 Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума, ГД) зарегистрирован и направлен председателю Государственной Думы проект федерального закона «Q внесении изменений в ст. 71 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» № 586665-7 (далее - Законопроект), согласно которому ст. 71 Закона о связи дополняется пунктом следующего содержания:

«Ввоз (за исключением таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и таможенной процедуры реимпорта) абонентских терминалов подвижной спутниковой службы и абонентских земных станций, находящихся в движении и работающих в рамках фиксированной спутниковой службы, может осуществляться только операторами связи, имеющими лицензию на предоставление услуг подвижной спутниковой радиосвязи и осуществляющими в установленном порядке эксплуатацию сетей связи, в который ввозимые радиоэлектронные средства будут применяться.».

Законопроект принят ГД в первом чтении 11.07.2019 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/586665-7).

При этом, в пояснительной записке к Законопроекту указано, что лицензию на оказание услуг подвижной спутниковой связи может получить только российское юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (ст.ст. 24, 30 Закона о связи, Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий»). Данная мера будет способствовать предотвращению угроз национальной безопасности, обусловленных неконтролируемым ввозом абонентских терминалов и использованием зарубежных спутниковых систем связи и доступа в сеть «Интернет» на территории Российской Федерации.

Согласно официальному отзыву Правительства Российской Федерации от 02.04.2019     исх. № 2838п-П10 принятие законопроекта не создаст существенных
ограничений для операторов спутниковой связи, работающих в соответствии с
действующим законодательством, а также не повлечет за собой
дополнительных расходов федерального бюджета. В связи с этим
Правительство Российской Федерации поддержало указанный законопроект.

Суд, также принимает во внимание  вступившее в законную силу решение по делу № А40-51665/20, где  проверены те же  обстоятельства и дана оценка доводам заявителя. Суд принимает выводы суда по делу  № А40-51665/20 в силу ст. 16 АПК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110,  167, 170, 176, 198, 201  АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ООО «Транзас Навигатор»  к ГКРЧ при Минкомсвязи России, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ об оспаривании решения от 02.10.12 № 12-15-05-6 (в редакции от 13.07.20 № 20-55-01) в частип. 8 – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в  Девятый арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯН.В. Дейна