ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-197406/20-125-1018 от 01.06.2021 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Москва

Дело № А40-197406/20 -125-1018

24 июня 2021  г.

Резолютивная часть решения объявлена 01 июня 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 24 июня 2021 года

Арбитражный суд в составе судьи Смыслова Л. А. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Колесниковым Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению (заявлению) Префектуры Центрального Административного округа города Москвы  (109147, г. Москва, ул. Маркисистская, д.24, ОГРН: 1027700381280, Дата присвоения ОГРН: 31.10.2002, ИНН: 7709112130, КПП: 770901001)

к ответчику Общество с ограниченной ответственностью «Чистая Линия» (125009, г. Москва, ул. Тверская, д.5/6, эт.1, пом.1, ком.88, ОГРН: 1165047062476, Дата присвоения ОГРН: 16.11.2016, ИНН: 5047191938, КПП: 771001001)

о взыскании задолженности в сумме 338 320,78 руб. и неустойки за нарушение срока внесения платежей в сумме 10 431,56 руб.,

при участии представителей

от  истца – Нерсесян Г.Б. по доверенности от 26.10.2020 №ЦАО-07-05-3483/20

от  ответчика – Зурначян А.Г. по доверенности от 31.05.2021 №б/н

У С Т А Н О В И Л:

Префектуры Центрального Административного округа города Москвы обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО «Чистая Линия» о взыскании суммы арендных платежей в размере 274 891, 54 руб.

Истец требования поддержал согласно исковому заявлению.

Ответчик требования не признал согласно доводам отзыва.

Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Префектура ЦАО г. Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, полномочия которой определены Положением, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов власти города Москвы» (далее -Положение о префектуре).

На основании п. 2.2.14 Положения о префектуре в случаях, установленных правовыми актами города Москвы, префектура заключает договоры на размещение нестационарных торговых объектов, договоры на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах и контролирует их исполнение, при нарушении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями существенных условий договоров на размещение нестационарных торговых объектов, договоров на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарных торговых объектах применяет предусмотренные указанными договорами меры гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с п. 33 (2) Порядка разработки, утверждения, изменения схемы размещения нестационарных торговых объектов и их размещения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 03.02.2011 г. № 26-1111 «О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности» (далее -Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 03.02.2011 №26-ПП) размещение передвижных торговых объектов - тележек со специализациями «Мороженое», «Горячие напитки, выпечка» на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется префектурами административных округов города Москвы.

На основании протокола о результатах аукциона на право заключения Договора на осуществления торговой деятельности в сезонном нестационарном торговом объекта «Тележка» от 02.11.2017 г. № СОМ28091700086 между Префектурой ЦАО г. Москвы и ООО «Чистая линия» был заключен договор на осуществление торговой деятельности в сезонном нестационарном торговом объекте типа «Тележка», находящегося в государственной собственности города Москвы, по адресу: 119180, г. Москва, Якиманская наб., вл. 2, от 14.11.2017 г.№ НТО-02-06-004518.

Префектура ЦАО г. Москвы предоставила по Договору Предпринимателю право осуществления торговой деятельности в сезонном нестационарном объекте типа «Тележка» общей площадью 2,5 м2, расположенного по вышеуказанному адресу, со специализациями «Мороженое», «Горячие напитки, выпечка». Срок действия Договора 5 лет без права пролонгации с 14.11.2017 г. по 14.11.2022 г.

Пунктом 1.3 Договора определены периоды размещения объекта: с 1 мая по 1 октября со специализацией «Мороженое», с 1 октября по 1 мая со специализацией «Горячие напитки, выпечка».

Разделом 4 Договора предусмотрены условия, устанавливающие механизм определения платы за право осуществления торговой деятельности. В соответствии с пунктом 4.2 Договора плата за право осуществления торговой деятельности в Объекте без налога на добавленную стоимость вносится Предпринимателем за каждый месяц периода размещения объекта в течение срока действия Договора не позднее 5-го числе текущего месяца, за текущий период, но не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи, в размере, установленном пунктом 4.2 настоящего  договора,   в  бюджет  города  Москвы  на расчетный  счет Префектуры.

В соответствии с пунктом 4.2 Договора ежемесячная плата за право осуществления торговой деятельности в Объекте устанавливается в размере 9 740 руб., включая НДС.

Согласно пункту 5.2.3 Договора Предприниматель обязуется своевременно вносить плату за право осуществления торговой деятельности, в свою очередь, согласно пункту 5.4.2 Договора Префектура обязана осуществлять контроль за исполнение Предпринимателем обязательств по Договору.

Разделом    6    Договора    предусмотрена гражданско-правовая ответственность Предпринимателя за нарушение обязательств по Договору за причинение имущественного ущерба в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условия Договора (пункт 6.1 Договора).

В соответствии с пунктом 6.2 в случае нарушения Предпринимателем сроков оплаты, установленных пунктом 4.2 Договора, Префектура вправе взыскать с Предпринимателя штраф в размере 1/150 ставки рефинансирования, ежегодно устанавливаемой Центральным банком Российской Федерации от суммы долга за каждый день просрочки, начиная с 6 числа месяца по день уплаты включительно. При задержке оплаты более чем на 30 календарных дней подряд, Префектура вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий Договор без возмещения Предпринимателю денежных средств, ранее перечисленных по Договору. Данное положение коррелируется с положением подпункта 4 пункта 7.3.2 части 7.3 Договора. В соответствии с абзацем 4 пункта 7.3 в случае расторжения Договора по данному основанию, Договор считается расторгнутым автоматически (без письменного уведомления) в день, следующий за днем неисполнения Предпринимателем обязательства по оплате цены договора (на 31 день просрочки исполнения обязательства по оплате очередных платежей по Договору).

В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставленное Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.

09.07.2020 г., 14.07.2020 г, 27.08.2020 г. в адрес Предпринимателя были направлены уведомления № ЦАО 07-05-1467/20, № ЦАО 07-05-1498/20, № ЦАО-07-05-2108/20 о погашении задолженности и неустойки, размер которой установлен по состоянию на 27.08.2020 г., в размере 348 752, 34 руб., включая налог на добавленную стоимость.

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что за ответчиком образовалась задолженность по плате за право осуществления торговой деятельности по договору на осуществление торговой деятельности в сезонном нестационарном торговом объекте типа «Тележка», находящегося в государственной собственности города Москвы, от 14.11.2017 г. № НТО-02-06-004518 за период май-июнь 2020 года  в размере 338 320, 78 руб., и неустойка за нарушение срока уплаты платежей за период с 06.05.2020 по 26.08.2020 в размере 10 431, 56 руб.

Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплатить задолженность, которая была оставлена ответчиком без удовлетворения, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.

В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление ответчик требования не признал, ссылаясь на то, что Истец не учел право Ответчика на освобождение от арендных платежей.

Суд пришел к следующим выводам.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, Указом Мэра Москвы от «05» марта 2020 года №12-УМ «О введении режима повышенной ГОТОВНОСТИ» (далее по тексту отзыва - Указа Мэра Москвы №12-УМ) временно приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением аптек и аптечных пунктов, специализированных объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи (в том числе мобильных телефонов, планшетов), специализированных объектов розничной торговли, реализующих медицинские и оптико-офтальмологические изделия (оборудования), зоотовары, а также объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров или непродовольственных товаров первой необходимости, указанных в Приложении №1 к данному Указу.

В свою очередь, перечень потребительских товаров первой необходимости за-креплен в Постановлении Правительства Российской Федерации от «15» июля 2010 года № 530.

Мороженое, иные продовольственные товары, являющееся предметом реализации в сезонном нестационарном торговом объекте «Тележка» в период с «01» мая по «01» октября, согласно подпункту 5.2.2. Договора, в закрытый перечень потребительских товаров первой необходимости не входят.

С учетом соответствующего временного запрета на торговую деятельность для определенной категории субъектов экономической деятельности, Правительство города Москвы «24» марта 2020 года издало Постановление №212-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях режима повышенной готовности», согласно которому предприниматели (в том числе, юридические лица), являющиеся субъектами малого или среднего предпринимательства, приостановившие свою деятельность в связи с изданием Указа Мэра Москвы №12-УМ освобождаются от уплаты арендных платежей с «01» марта 2020 года по «01» июля 2020 года (на срок временного приостановления деятельности) при условии, что такие предприниматели (в том числе, юридические лица) осуществляют свою деятельность в соответствующих сферах, а арендованное имущество находится в собственности города Москвы.

В данном же Постановлении Правительства города Москвы №212-ПП закреплен порядок получения соответствующей экономический поддержки: обращение предпринимателя (в том числе, юридические лица) с просьбой заключить Дополнительные соглашения о предоставлении арендных каникул на период прекращения деятельности, после получения которого орган государственной власти в срок не позднее трех рабочих дней со дня обращения обязуется заключить соответствующее Дополнительное соглашение.

ООО «Чистая линия» в адрес Префектуры Центрального административного округа города Москвы было направлено уведомление о предоставлении арендных каникул (исходящий №4/1/04-06/05 от «06» апреля 2020 года), официальный ответ на которое дан не был.

Вместе с тем, после получения указанного выше уведомления представитель Префектуры Центрального административного округа города Москвы в личной переписке с сотрудниками ООО «Чистая линия» и в общем чате мессенджара «WhatsApp», участниками которого являются предприниматели города Москвы, являющиеся сторонами аналогичных договоров, оповестил, что запрошенные льготы будут предоставлены, дополнительные соглашения будут подписаны.

Далее, представителем Префектуры Центрального административного округа города Москвы в адрес ООО «Чистая линия» был направлен текст соответствующего дополнительного соглашения по их форме с просьбой подписать и направить через электронную приемную Правительства Москвы. Хронологически указанные переговоры осуществляются с «04» апреля по «07» апреля 2020 года.

ООО «Чистая линия» подписало все необходимые документы и направило через электронную приемную Правительства Москвы в адрес Префектуры Центрального административного округа горда Москвы.

В будущем, после месячного ожидания, представитель Префектуры Центрального административного округа города Москвы ЦАО в упомянутом чате «WhatsApp» (без направления официальных документов) сообщил, что мороженое относится к продовольственным товарам, соответственно с «01» мая 2020 года возникает обязанность по внесению арендных платежей.

Вместе с тем, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от «15» июля 2010 года № 530 мороженое в закрытый перечень потребительских товаров первой необходимости не входит.

Таким образом, ООО «Чистая линия», являясь субъектом МСП, в части деятельности по размещению нестационарного торгового объекта «Тележка» со специализацией «Мороженое», удовлетворяет всем критериям субъекта, имеющего право воспользоваться мерами экономической поддержки, в том числе, правом на «арендные каникулы», закрепленными в Постановлении Правительства Москвы №212-ПП.

С учетом изложенного, у ООО «Чистая линия» за заявленный Истцом период с мая по июнь 2020 года включительно задолженность по Договору отсутствует.

Статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на реализацию своих прав исключительно с целью причинения вреда интересам других лиц.

Таким образом, действия Префектуры по фактическому отказу от заключения с ООО «Чистая линия» дополнительного соглашения о предоставлении «арендных каникул» и подача соответствующего искового заявления о взыскании «задолженности» представляют собой ничто иное, как злоупотребление правом, что судебной защите не подлежит.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами. Под достаточностью доказательств понимается такая их совокупность, которая позволяет сделать однозначный вывод о доказанности или о недоказанности определенных обстоятельств.

Согласно статьям 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.

В учетом вышеуказанного, суд на основе совокупности представленных доказательств и установленных обстоятельств, пришел к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 9, 64, 65, 71, 110, 148, 167-171, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд       

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

            Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья:

Л.А. Смыслова