ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-197516/2021-145-1550 от 08.11.2021 АС города Москвы

именем Российской Федерации

решение

г. Москва                                                                 

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен 09 ноября 2021 года.

Арбитражный суд в составе

Председательствующего судьи М.Т. Кипель

при ведении протокола судебного заседания секретарем И.И. Каменсковой

Рассмотрев в открытом судебном заседании суда дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Облтеплоэнерго" (156007, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 23.07.2007, ИНН: <***>)

к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (107031, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 04.07.2006, ИНН: <***>)

о признании недействительным предписания от 27.05.2021 г. № 10.2-215-2251пл-П/0043-2021,

В судебное заседание явились:

от заявителя: неявка (изв.);

от ответчика: ФИО1 (по дов. от 21.12.2021 г. № Д-210-71 паспорт);

установил:

ООО "Облтеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписания от 27.05.2021 г. № 10.2-215-2251пл-П/0043-2021 в части п.1 и 5.

Заявитель, надлежаще извещенный о дате и времени судебного разбирательства в суд не прибыл.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам отзыва.

Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Кодекса, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжениями Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.04.2021 № РП-215-2253-о проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Облтеплоэнерго».

По итогам проведения проверки был составлен акт проверки Центрального управления Ростехнадзора от 27.05.2021 № 10.2- 215-2251 пл-А/0043-2021, в котором:

1.На стр. 3-4 (п. «а»), стр. 12 (п.1 таблицы) отражено, в том числе нарушение: отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на внутренний газопровод котельной;

2.На стр. 10 (п. «о»), ст. 13 (п.5 таблицы) отражено, в том числе, нарушение: ООО "Облтеплоэнерго" заключен договор на обслуживание ОПО «система теплоснабжения №1» от 27.01.2021 № 29/21 о ОГКУ «Служба спасения, обеспечения мероприятий гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях» - организацией, не допущенной к проведению газоспасательных работ (свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ серия 207 №07551, (действительно до 15.11.2021).

По итогам проведения проверки выдано предписание от 27.05.2021г. № 10.2-215-2251пл-П/0043-2021.

ООО "Облтеплоэнерго" полагает, что оспариваемое предписание в части п.1 и 5 не соответствует законодательству Российской Федерации, нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

В статье 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дано понятие ОПО, то есть это предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ количествах опасные вещества, в том числе воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ, статьей 33 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом №116-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

Согласно статье 12 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей» (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ), все аварийно-спасательные службы, аварийно- спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные службы, аварийно- спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «Облтеплоэнерго» заключен договор на обслуживание ОПО «Система теплоснабжения № 1», рeг. № А17-03817-0001, с областным государственным казенным учреждением «Служба спасения, обеспечения мероприятий гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях» (далее - ОГКУ «Служба спасения. ГО и ЧС»). ОГКУ «Служба спасения, ГО и ЧС» имеет свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ серия 207 № 07551, на право проведения видов работ: поисково-спасательные работы и аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров.

В статье 5 Федерального закона № 151-ФЗ указано, что к аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.

Газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ, то есть это определенный порядок действий, который выполняется в местах с повышенной загазованностью, где идет интенсивное выделение газа, пара, летучих взрывоопасных и (или) токсичных соединений, их высокая концентрация в воздухе чревата взрывами и возгоранием, химическим отравлением.

К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным     с тушением пожаров, и горноспасательным работам. В связи с чем, несоблюдение специального порядка действий при локализации и ликвидации аварий на ОПО, выполняемых профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, не аттестованными по виду работ «газоспасательные», может привести к усугублению аварийной ситуации, что создает угрозу жизни и здоровью людей.

Таким образом, организации, эксплуатирующие ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества, обязаны соблюдать требования Федерального закона № 116-ФЗ и Федерального закона №151-ФЗ в части заключения договора с профессиональными аварийно-спасательными службами, которые аттестованы на право выполнения видов работ «газоспасательные», то есть способными обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных планом локализации и ликвидации аварийных ситуаций, с целью их недопущения.

Кроме того,   нормативными правовыми            актами Российской Федерации не предусмотрено, что такие договоры должны заключаться с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями на территории того субъекта Российской Федерации, на котором расположен ОПО.

Отсутствие на территории Костромской области профессиональных аварийно-спасательных служб, имеющих право осуществлять вид работ «газоспасательные», не освобождает организации, эксплуатирующие ОПО, от установленных законодательством обязанностей.

По вопросу нецелесообразности заключения договоров с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, расположенными на территориях других близлежащих областей, ввиду того, что одним из важнейших факторов является скорость прибытия на место, суд отмечает, что скорость прибытия на место - не единственный фактор для обеспечения проведения мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО.

В случае локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО должен выполняться комплекс мероприятий по проведению газоспасательных работ, входящих в состав аварийно-спасательных работ.

Суд полагает, что договор на обслуживание должен заключаться с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями на выполнение всего комплекса аварийно-спасательных работ, в том числе и газоспасательных.

Таким образом, довод о том, что требования Управления избыточны и незаконны, является необоснованным.

По вопросу отсутствия замечаний по результатам проведенной проверки в 2015г.. в ходе которой не установлено нарушений в части заключения договора с профессиональными аварийно-спасательными службами, которые не аттестованы на право выполнения вида работ «газоспасательные», судом установлено, что факт наличия нарушения, выразившегося в отсутствии у юридического лица договора, заключенного с профессиональными аварийно-спасательными службами, не аттестованными на право выполнения вида работ «газоспасательные» установлен при проведении плановой выездной проверки в 2021 г., что отражено в акте проверки от 27 мая 2021г. № 10.2-215-2251пл-А/0043-2021 и в предписании об устранении выявленных нарушений № 10.2-215-2251 пл-П/0043-2021.

Ссылка заявителя на решение Ленинского районного суда г.Костромы от 27.09.2021 по делу №12-268/2021 судом отклоняется, поскольку при принятии судебного акта судом общей юрисдикции не были учтены выводы, отраженные во вступившем в законную силу судебном акте Арбитражного суда Костромской области по делу №А31-9044/2021.

Кроме того, следует отметить, что судом общей юрисдикции был сделан вывод о виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, однако, были применены положения ст.2.9 КоАП РФ.

В рамках рассмотрения судебного дела №А31-9044/2021 суд пришел к выводу о виновности Общества, и принял решение об изменении постановления Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.06.2021 №10.2-Пс/0046-215-2189пл-2021 которым ООО «Облтеплоэнерго» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение вступило в законную силу.

Иные доводы заявителя судом оцениваются критически и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что предписание в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства.

На основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 71, 75, 159, 167 -170, 176, 198-201 АПК РФ, суд

решил:

Отказать в удовлетворении требований ООО "Облтеплоэнерго" в полном объеме.

Проверено на соответствие гражданскому законодательству.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                       М.Т. Кипель