ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
29 ноября 2018 года Дело № А40-199342/18-2-1522
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2018 года.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи – Махлаевой Т.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кондрашкиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению ИП ФИО1
к ответчику ФАС РОССИИ
третье лицо: ФГБУ "ЦЖКУ " МИНОБОРОНЫ РОССИИ
о признании незаконным решение № ПГОЗ-211/18 от 05.07.2018 г. по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
при участии в судебном заседании:
от заявителя – неявка, извещен
от ответчика – ФИО2 по доверенности от 22.02.2018г. №ИА/11822/18
от третьего лица - неявка, извещен
УСТАНОВИЛ
ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Федеральной антимонопольной службы № ПГОЗ-211/18 от 05.07.2018 г. по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения требований.
Представители заявителя и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы антимонопольного органа, изучив представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Решение № ПГОЗ-211/18 вынесено по результатам рассмотрения комиссией ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее — Комиссия ФАС России) обращения Заявителя, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее — Заказчик) при проведении Заказчиком, обществом с ограниченной ответственностью «АСТ ГОЗ» (далее — Оператор электронной площадки) закрытого аукциона на поставку электроматериалов (извещение № 0362400001318000142) (далее — Закрытый аукцион), и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) указавшего в документации о Закрытом аукционе показатели для закупаемого товара «лампы» (позиции 1, 2, 3, 4, 5 приложения № 2 «Техническое задание» документации о Закрытом аукционе (далее — Приложение № 2)), «светильники» (позиции 6, 8, 9, 13 Приложения № 2), «стартер» (позиция 32 Приложения № 2) в нарушение требований Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1221 (далее — Правила энергетической эффективности).
2) неправомерно установившего в документации о Закрытом аукционе запреты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.01.2017 № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее — Постановление № 9).
В соответствии с извещением о проведении Закрытого аукциона, документацией о Закрытом аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика:
1) извещение о проведении Закрытого аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее — ЕИС) — 31.05.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта — 21 816 539 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Закрытом аукционе — 18.06.2018;
4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в
Закрытом аукционе — 21.06.2018;
5) дата проведения аукциона — 25.06.2018;
6) на участие в Закрытом аукционе подано 2 заявки от участников
закупки;
7) к участию в Закрытом аукционе допущено 2 участника закупки;
8) в период проведения Закрытого аукциона предложения о цене
контракта подавали 2 участника Закрытого аукциона;
9) победителем Закрытого аукциона признано общество с ограниченной
ответственностью «ГК «Интегра» с минимальным предложением о цене
контракта— 17 142 606,94 руб.
Закрытый аукцион проводился в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2017 № 1428 «Об особенностях осуществления закупки для нужд обороны страны и безопасности государства».
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с абзацем 3 подпункта «е» пункта 7 Правил энергетической эффективности к первоочередным требованиям энергетической эффективности относится запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26 - 38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13. Согласно абзацу 4 подпункта «ж» пункта 7 Правил энергетической эффективности к первоочередным требованиям энергетической эффективности для светильников для наружного освещения и светильников для освещения жилых и общественных зданий, а также пускорегулирующих устройств относится запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, за исключением случаев, когда для освещения в соответствии с санитарными правилами и нормами, устанавливающими требования к искусственному и смешанному освещению, не могут применяться светодиодные источники света.
Согласно доводам Заявителя, по позициям 1, 2, 3 Приложения № 2 Заказчиком нарушен запрет на приобретение ламп люминесцентных со встроенным пускорегулирующим аппаратом; по позициям 4, 5 Приложения № 2 Заказчиком нарушен запрет на приобретение двухцокольных люминесцентных ламп диаметром 26-38 мм с люминофором галофосфат кальция и индексом цветопередачи менее 80 с цоколем G13; по позициям 6, 8, 9, 13 Приложения № 2 нарушен запрет на приобретение светильников для двухцокольных люминесцентных ламп с цоколем G13, по позиции № 32 Приложения № 2 нарушен запрет на приобретение неэлектронных пускорегулирующих аппаратов для трубчатых люминесцентных ламп.
При этом в Приложении № 2 указаны показатели товаров «Люминесцентная лампа», «Встраиваемый потолочный люминесцентный светильник с зеркальной решеткой», «Светильник люминесцентный, потолочный для общественных зданий с одной лампой», «Светильник люминесцентный, подвесной для промышленных и производственных помещений одной лампой», «Стартер», не включенные в подпункты «е» и «ж» пункта 7 Правил энергетической эффективности.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 20 документации о Закрытом аукционе установлен запрет в соответствии с Постановлением № 9.
В соответствии с пунктом 1 Постановления № 9 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют. Согласно пункту 7 Постановления № 9 под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 12 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида деятельности Заказчика указана деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности.
Согласно пункту 13 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России основными целями деятельности Заказчика является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Таким образом, Заказчиком обоснованно установлен в документации о Закрытом аукционе запрет, предусмотренный пунктом 1 Постановления №9.
На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия ФАС России признала действия Заказчика соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
ФИО1 не согласилась с Решением и обжаловала его в Арбитражный суд города Москвы.
Комиссия ФАС России рассмотрев доводы Заявителя, изложенные в обращении, дала им в Решении надлежащую правовую оценку.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что задачами судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из обстоятельств настоящего дела, подача ФИО1 жалобы в арбитражный суд с требованием о признании незаконным Решения не влечет восстановления прав и законных интересов ФИО1 на участие в Закрытом аукционе в связи со следующим.
ФИО1 21.06.2018 подала жалобу на действия Заказчика в УФАС по Свердловской области.
Согласно части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Закрытого аукциона дата и время окончания срока подачи заявок 18.06.2018 17:00. Следовательно, ФИО1 пропустила установленный Законом о контрактной системе для обжалования положений документации о Закрытом аукционе.
ФАС России в целях соблюдения принципа законности при осуществлении закупок провела внеплановую проверку действий Заказчика и не установила в его действиях нарушений норм Закона о контрактной системе.
Следует особо отметить, ФИО1 не подавала заявку на участие в Закрытом аукционе.
Исходя из правил части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, в указанном случае положения документации о Закрытом аукционе могут быть обжалованы только в судебном порядке. ФИО1 не обжаловала в судебном порядке положения документации о Закрытом аукционе.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ФАС России законодательства Российской Федерации, ограничения прав и законных интересов Заявителем обжалуемым Решением.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону и иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения ФАС России законодательства и ограничения прав и законных интересов Заявителя обжалуемым решением в совокупности.
Суд приходит к выводу о том, что совокупность оснований, необходимая в силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемого решения незаконным, отсутствует, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако, они не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.
На основании Федерального закона ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», руководствуясь ст.ст. 65, 68, 71,110, 167 - 170, 176, 197-201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ИП ФИО1 в удовлетворении требований полностью.
Проверено на соответствие положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд».
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Т.И. Махлаева