ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-200341/17-92-1605 от 23.01.2018 АС города Москвы

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

30 января 2018 года

                                             Дело № А40-200341/17-92-1605

Резолютивная часть решения объявлена 23 января 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 30 января 2018 года

Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.

При ведении протокола судебного заседания секретарем Дьяковой Е.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Компании «Рефтех Индастриал Продактс Гмбх»

ответчики: УФК по г. Москве, МИФНС России № 47 по г. Москве 

об обязании ответчиков осуществить возврат госпошлины в размере 240 000 руб.

в судебное заседание явились:

от заявителя: неявка, извещен;

от ответчиков: 1) ФИО1 дов. от 27.12.2017 г. № 86; 2) ФИО2 дов. от 27.12.2017 г. № 05/86, ФИО3 дов. от 31.05.2017 г. №05/12

УСТАНОВИЛ:

Компания «Рефтех Индастриал Продактс Гмбх» обратилась в суд с заявлением к УФК по г. Москве, МИФНС России № 47 по г. Москве   (далее ответчики) об обязании ответчиков осуществить возврат госпошлины в размере 240.000 руб.

Заявитель в судебное заседаниие не явился, извещен надлежащем образом.

Межрайонная ИФНС России №47 по г. Москве и УФК по г. Москве представили отзыв, согласно которому против заявления возражают.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей ответчиков, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению ввиду нижеследующего.

Как следует из материалов дела, 28.12.2015           в Межрайонную ИФНС России №47 по г. Москве (далее - Инспекция) Иностранной организацией «РЕФТЕХ ИНДАСТРИАЛ ПРОДАКТС ГМБХ» (далее - Иностранная организация, Заявитель) представлены Заявление об аккредитации представительства иностранного юридического лица по форме № 15 АФП, а также документы для аккредитации.

Инспекцией принято решение от 08.02.2016 №430 об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица по основаниям, предусмотренным абз. 2 пункта 3 статьи 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ), а именно: документы представлены с нарушением установленного срока; представленные документы не соответствуют утвержденным в установленном порядке формам, форматам или требованиям к их оформлению.

15.04.2016        (вх. №013135) в Инспекцию Иностранной организацией «РЕФТЕХ ИНДАСТРИАЛ ПРОДАКТС ГМБХ» представлены Заявление об аккредитации представительства иностранного юридического лица по форме №15 АФП, а также документы для аккредитации.

Инспекцией принято решение от 24.05.2016 № 556 об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 3 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ, а именно: документы представлены с нарушением установленного срока.

Не согласившись с указанным решением, Иностранная организация обратилась с жалобой б/д, б/н (вх. от 02.09.2016 № 028585).

По результатам рассмотрения УФНС России по г. Москве указанной жалобы Решение об отказе в аккредитации признано правомерным (исх. от 28.09.2016 №21-19/111105@, приложение 1).

Впоследствии Иностранная организация обратилась в Инспекцию с заявлением о возврате уплаченной государственной пошлины. Рассмотрев указанное заявление, Инспекция сообщила, что правовые основания для возврата ранее уплаченной государственной пошлины отсутствуют (письмо от 17.10.2017 № 11-15/1/18970).

Иностранная организация обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит обязать ответчиков осуществить возврат суммы государственной пошлины в размере 240 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 21 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в редакции от 05.05.2014) (далее по тексту - Федеральный закон № 160-ФЗ от 09.07.1999) перечень документов, которые представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия аккредитации, требования к оформлению документов, порядок аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, формы и форматы заявлений и документов, используемых при осуществлении аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации, утверждаются указанным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7 раздела II Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, перечня документов, представляемых иностранным юридическим лицом вместе с заявлением об аккредитации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, прекращении действия аккредитации (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), и требований к их оформлению, утвержденного приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ (далее - Порядок аккредитации), иностранное юридическое лицо в течение двенадцати месяцев после принятия решения о создании, об открытии на территории Российской Федерации филиала, представительства представляет в уполномоченный налоговый орган заявление об аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица по форме №15АФП, утвержденной приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681 @, и документы для аккредитации иностранного филиала, представительства.

Одновременно с указанным заявлением представляются следующие документы:

1)           учредительные документы иностранного юридического лица;

2)           выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус иностранного юридического лица;

3)           документ, выданный уполномоченным органом страны происхождения иностранной организации, подтверждающий ее регистрацию в качестве налогоплательщика в этой стране с указанием кода налогоплательщика (или аналога кода налогоплательщика);

4)           решение иностранного юридического лица о создании иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации;

5)           положение об иностранном филиале, представительстве;

6)           доверенность о наделении руководителя иностранного филиала, представительства на территории Российской Федерации необходимыми полномочиями;

7)           документ об уплате государственной пошлины, если ее уплата предусмотрена законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

8)           опись представленных документов (в двух экземплярах).

Согласно пп.5 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -НК РФ) государственная пошлина за аккредитацию филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, составляет 120 000 рублей за каждый филиал, за каждое представительство.

Согласно п. 9 Порядка аккредитации иностранному филиалу, представительству может быть отказано в аккредитации по основаниям, установленным п. 3 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 №160-ФЗ. Отказ оформляется на бланке уполномоченного налогового органа и подлежит выдаче (направлению) заявителю в течение пяти рабочих дней со дня принятия уполномоченным налоговым органом решения об отказе в аккредитации.

Иностранная организация обратилась в Инспекцию с Заявлениями об аккредитации 28.12.2015 и 15.04.2016.

По результатам рассмотрения указанных заявлений Инспекцией были приняты решения об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица от 08.02.2016 № 430 и от 24.05.2016 № 556.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Порядок, сроки, размеры, как уплаты, так и возврата государственной пошлины предусмотрены главой 25.3 НК РФ (статьи 333.16 - 333.41).

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 НК РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

При этом, в силу статьи 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ под организациями понимаются, в т.ч., иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В целях главы 25.3 НК РФ аккредитация филиалов, представительств иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, приравнивается к юридически значимым действиям, за которые взимается госпошлина.

Рассмотрение инспекцией заявления юридического лица об аккредитации представительства, филиала на территории Российской Федерации признаются юридически значимыми действиями аккредитующего органа. Указанный вывод подтверждается судебной практикой (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2016 по делу № А40-79586/16).

Также, суд кассационной инстанции в постановлении от 10.09.2013 по делу №А40-149064/12-153-1525 указал, что и решение о государственной регистрации юридического лица и решение об отказе в государственной регистрации юридического лица признаются юридически значимыми действиями регистрирующего органа.

В силу изложенного, рассмотрение заявления об аккредитации, по результатам которого принято решение об отказе в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица также является юридически значимым действием.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Инспекцией не были совершены юридически значимые действия не может быть признан обоснованным, поскольку Инспекцией рассмотрены заявления об аккредитации и представленный пакет документов и прияты решения об отказе в аккредитации, что является юридически значимыми действиями.

Кроме того, основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины предусмотрены статьей 333.40 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1)           уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НКРФ;

2)           возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3)           прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству, а также при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции;

4)           отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5)           отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

6)           направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 НК РФ).

Таким образом, указанной статьей предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для возврата или зачета уплаченной госпошлины. Данный перечень не содержит такого основания для возврата или зачета сумм госпошлины как отказ в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица.

Указанный вывод подтверждается судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.08.2017 по делу № А40-79586/2016).

Поскольку государственная пошлина уплачена Иностранной организацией в установленном размере, с отказом от совершения юридически значимого действия до его совершения заявитель не обращался, правовые основания для возврата уплаченной государственной пошлины отсутствуют.

Довод Заявителя о том, что Иностранная организация в настоящее время отказалась от юридически значимого действия является необоснованным, поскольку с отказом от совершения юридически значимого действия до его совершения Заявитель не обращался.

На основании вышеизложенного, в случае принятия решения об отказе в аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, правовых оснований для возврата из бюджета ранее уплаченной государственной пошлины не имеется.

Доводы Заявителя, изложенные в заявлении, являются необоснованными, не опровергают правильности выводов Инспекции об отсутствии правовых оснований для возврата государственной пошлины.

По положениям статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам отнесена государственная пошлина.

Согласно частям 1, 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Принимая во внимание указанное обстоятельство, расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

На основании ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Компании «Рефтех Индастриал Продактс Гмбх» к УФК по г. Москве, МИФНС России № 47 по г. Москве  об обязании ответчиков осуществить возврат госпошлины в размере 240 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья:                                                                                                                  Уточкин И.Н.