ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-200903/17-72-1597 от 30.11.2017 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                                Дело № А40-200903/17 -72-1597            

15 декабря 2017 г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 ноября 2017 года.

Полный текст решение изготовлен 15 декабря 2017 года.

Арбитражный суд в составе судьи Немовой О. Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Голод А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ГУП «Московский метрополитен»

к ответчику/заинтересованному лицу – Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве

о признании незаконным постановления № 1110 от 10.10.2017 г., представления от 10.10.2017 г.

при участии:

от заявителя: ФИО1 доверенность от 16.03.2016 г., ФИО2 доверенность от 21.03.2017 г.

от ответчика: ФИО3 доверенность от 06.07.2017 г.

УСТАНОВИЛ:

ГУП «Московский метрополитен» (далее – заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. № 1110 от 10.10.2017 г., а также Представления от 10.10.2017 г.

Заявитель, поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованное лицо относительно заявленных требований возражает по доводам письменного отзыва.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требование заявителя подлежит по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, оспариваемым постановлением от 10.10.2017г. № 1110, вынесенным на основании протокола об административного правонарушении 06 октября 2017г № 318 ГУП «Московский метрополитен» привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 14.8 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей, а именно: при заключении договора перевозки пассажира с использованием проездного билета «Единый» не более 60 поездок ГУП «Московский метрополитен» включило в договор условие ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, так как приобретение данного вида проездного билета кассах ГУН «Московский Метрополитен» обусловлено его записью на транспортную карту «Тройку», которая имеет залоговую стоимость 50 рублей.

Не согласившись с данными постановлением заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд установил, что оспариваемое постановление принято ответчиком в пределах его полномочий, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Проверив порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что срок привлечения заявителя к ответственности административным органом не пропущен.

Требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении общества также было уведомлено.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, судом не установлено.

Согласно ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Виды, сроки действия и стоимость проездных билетов Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" и тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском, включая Московский метрополитен, и пригородном сообщении (за исключением услуг по железнодорожным перевозкам, осуществляемым вне Малого кольца Московской железной дороги) утверждены в Приложении 1 постановления Правительства Москвы от 15.12.2015г. № 880-ПП (с изменениями и дополнениями) «О проездных билетах, тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (за исключением услуг по железнодорожным перевозкам, осуществляемым вне Малого кольца Московской железной дороги), порядке организации пересадок при проезде на метрополитене и Малом кольце Московской железной дороги в рамках совершения одной поездки и порядке определения коэффициента использования железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на Малом кольце Московской железной дороги» (далее - Постановление № 880).

В соответствии с разделом 3 Постановления № 880 Единые билеты ГУП "Московский метрополитен" для проезда в городском сообщении и по смежным межрегиональным маршрута регулярных перевозок в пригородном сообщении обеспечивают возможность проезда на троллейбусе, автобусе, трамвае в городском сообщении и по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении (кроме смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок N 510 и N 510э в пригородном сообщении), на Московском метрополитене, Московской монорельсовой транспортной системе, а также на Малом кольце Московской железной дороги.

Пунктом 3.1.6. Постановления № 880 утверждён вид проездного билета «Единый» не более 6 поездок.

Поскольку указанное Постановление № 880 не предусматривает запись данного билета на транспортную карту «Тройка», осуществление такой записи на  транспортную карту «Тройку», которая имеет залоговую стоимость 50 рублей, по мнению административного органа является нарушением п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Исходя из сложившегося толкования, под приобретением понимается получение чего-либо (товара, результата работ, услуг) в собственность.

Вместе с тем, транспортная карта «Тройка» является имуществом метрополитена.

Карта «Тройка» не является товаром и не продается (за исключением сувенирной продукции с символикой и функционалом карты «Тройка»), а передается пассажиру безвозмездно во временное пользование (п. 3.2 Порядка пользования проездными билетами, п.п. 4.1.1, 4.1.2 Публичной оферты использования транспортной карты «Тройка»).

Согласно п. 3.2 Порядка пользования проездными билетами бланк транспортной карты «Тройка» для записи любого проездного билета передается пассажиру в безвозмездное временное пользование. С пассажира взимается залоговая стоимость бланка в размере 50 рублей, которая может быть возвращена пассажиру при возврате им работоспособной и неповрежденной карты в любой кассе метрополитена, монорельсовой транспортной системы, МЦК или в специализированных пунктах продажи билетов ГУП «Мосгортранс» независимо от места ее получения во временное пользование.

Залоговая стоимость карты «Тройка» взимается с пассажиров в обеспечение возврата карты и может быть удержана метрополитеном только в случае невозвращения или возвращения неработоспособной (поврежденной) по вине пассажира карты.

При этом возможность приобретения Единых проездных билетов и билетов «90 минут» на 60 поездок не обусловлена обязательным приобретением карты «Тройка»: указанные билеты могут быть реализованы также на иных носителях, имеющих транспортное приложение (банковские, платежные карты, USIM-карты мобильных телефонов, часы, браслеты, брелоки и др.), предоставленных пассажиром.

Денежные средства в размере 50 рублей (залоговая стоимость карты «Тройка») взимаются исключительно в качестве залога. Залоговая стоимость карт «Тройка», полученная от пассажиров, не является доходом метрополитена и не используется им для собственных нужд, метрополитен не является выгодоприобретателем и не получает доход от данных денежных средств. Такие денежные средства хранятся на специальном забалансовом счете до момента  возврата пассажиром работоспособной транспортной карты «Тройка». При этом отсутствуют какие-либо ограничения по срокам возврата работоспособных карт «Тройка» для получения их залоговой стоимости Порядка пользования проездными билетами, п.п. 8.1.1, 8.1.2 Публичной оферты использования транспортной карты «Тройка»).

В тарифном меню метрополитена (в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 880-1111 от 15.12.2015) имеются иные проездные билеты, различные как по сроку действия, так и по количеству поездок, которые могут реализоваться как на бумажных бланках билетов, так и на картах «Тройка», что позволяет пассажиру выбрать удобный для него тариф и приемлемый для него вид носителя проездного билета.

Таким образом, пассажир имеет возможность ознакомиться с условиями реализации проездных билетов метрополитена и выбрать подходящий для него поездной билет на удобном для него носителе.

В соответствии с чем, суд соглашается с доводами заявителя о том, что нарушения обязательных требований п.п. 1, 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей и соответственно состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, в действиях Заявителя отсутствуют.

В связи с чем, требования заявителя  соответствии с п. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению.

Судом рассмотрены все доводы административного органа, однако они не опровергают установленных судом обстоятельств и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

На сновании изложенного, в соответствии с ч.1 ст.1.6, 2.1, ч.ч.1,2 ст.24.5,ч.1 ст.25.1, ч.2 ст.25.4 26.2, 28.2 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.29,67-68,75,123,ч.3 ст.156, 167-170,176,208-211 АПК РФ,  суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г.Москве от 10.10.2017 г. № 1110 о назначении административного наказания юридическому лицу, а также признать незаконным полностью представление от 10.10.2017 г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административному правонарушению.

Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в порядке и сроки, установленные АПК РФ.

Судья                                                                                                                О.Ю. Немова