Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Москва
5 февраля 2015 г. Дело № А40-201307/2014
Резолютивная часть решения объявлена 3 февраля 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 5 февраля 2015 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: судьи Корогодова И.В. (139-1697),
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Козловой Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Легион" (ИНН <***>, 141304, <...>)
к Федеральной таможенной службе (ИНН <***>, 121087, <...>)
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя - ФИО1, дов. от 17.11.2014 г. б/н; ФИО2, дов. от 17.11.2014 г. б/н
от ответчика – ФИО3, дов. от 09.12.2014 г. № 15-49/101-14д
УСТАНОВИЛ:
ООО "Легион" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение Федеральной таможенной службы, оформленного письмом от 31.10.2014 г. № 04-53/52054 об отказе во включении в реестр уполномоченных экономических операторов и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем включения ООО "Легион" в реестр уполномоченных экономических операторов.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя и ответчика, оценив представленные доказательства, суд признал заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении требования арбитражный суд должен дать оценку законности ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственного или иного органа (должностного лица).
Из материалов дела следует, что 07 июля 2014 г. ООО «Легион» обратилось в ФТС России с заявлением о включении в Реестр уполномоченных экономических операторов по установленной приложением № 3 к Административному Регламенту форме, с приложением всех необходимых документов.
В соответствии с пунктом 27 Административного Регламента заинтересованное лицо письмом № 04-53/36674 от 04.08.2014 сообщило, что заявление принято ему присвоен входящий № 27962 от 15.07.2014 и срок рассмотрения данного заявления исчисляется с даты регистрации настоящего письма (с 15.07.2014) не превысит 100 дней, с даты принятия заявления ООО «Легион». Таким образом, заявление должно быть рассмотрено не позднее 23 октября 2014 года.
В связи с изменением юридического адреса ООО «Легион» направило письмо в ФТС России № 1-08 от 05.08.2014 года (входящий - по реестру от 07 августа 2014 года) об изменении индекса, КПП приложив документы налогового и почтового органа.
В соответствии со статьей 132 ТК ТС 28.07.2014 начальник Московской областной таможни по поручению ФТС издал решение № 10130000/400/280414/Р0130 о проведении выездной таможенной проверки.
29 июля 2014 г. представителем ООО «Легион» было получено требование о предъявлении товаров и (или) предоставлении документов и сведений при выездной таможенной проверке.
14 августа 2014 г. должностным лицом ГГТИ ОТКПВТ МОТ был проведен таможенный осмотр помещений и территорий ООО «Легион», а также по требованию были получены от заявителя все запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, что подтверждается актом приема-передачи документов.
По результатам проверки 19 августа 2014 года составлен АКТ выездной таможенной проверки № 10130000/400/190814/В0130, в котором таможенный орган пришел к выводу о соответствии ООО «Легион» требованиям, предъявляемым к уполномоченным экономическим операторам, указав о соблюдении заявителем в полном объеме условий, перечисленных в части 3 и подпунктах 1,2 и 4 статьи 88 Закона 311-ФЗ.
03 сентября 2014 года ФТС России направила в ООО «Легион» письмо № 04-53/41950 о принятии предварительного решения о соблюдении ООО «Легион» условий включения в реестр УЭО. Обязанность о представлении заинтересованному лицу каких-либо иных документов данное письмо-уведомление не содержало.
Решением ФТС России от 31.10.2014 оформленным письмом № 04-53/52054 «О рассмотрении заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов» заявителю сообщено, что основания для включения ООО «Легион» в реестр УЭО отсутствуют.
Полагая, что оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Легион" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из следующего.
В силу ст. 91 Закона 311-ФЗ уполномоченный таможенный орган рассматривает заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и принимает решение о включении или об отказе во включении юридического лица в указанный реестр в срок, не превышающий 100 календарных дней со дня его принятия к рассмотрению. В случае, если заявителем вместе с указанным заявлением было представлено обязательство предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 90 настоящего Федерального закона, при соблюдении иных условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора уполномоченный таможенный орган уведомляет заявителя о принятии предварительного решения о соблюдении таких условий в пределах указанного срока. Заявитель в течение 60 календарных дней со дня направления указанного уведомления представляет уполномоченному таможенному органу документы, подтверждающие предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. В этом случае уполномоченный таможенный орган принимает решение о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов не позднее 10 календарных дней после дня представления заявителем уполномоченному таможенному органу документов, подтверждающих предоставление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статьей 90 Закона 311-ФЗ и пунктом 23 Административного Регламента установлено, что включение в Реестр происходит на основании заявления, поданного в соответствии с п. 11 Регламента. ФТС России рассматривает заявление о включении в Реестр в срок, указанный в пункте 7 Административного Регламента (с учетом его приостановления в случае, указанном в пункте 16 Административного Регламента), и принимает одно из следующих решений:
- о включении юридического лица в Реестр и выдаче Свидетельства при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 30 Административного регламента;
- предварительное решение о соблюдении иных условий включения в Реестр, предусмотренное пунктом 36 Административного регламента, в случае, если юридическим лицом вместе с заявлением о включении в Реестр не были представлены документы, подтверждающие предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
- об отказе во включении юридического лица в Реестр по основаниям, приведенным в пункте 17 Административного Регламента.
В части доводов заинтересованного лица об отсутствии проектов соглашений между заявителем и таможенным органом, в регионе деятельности которых планируется осуществление деятельности в качестве УЭО, суд указывает следующее.
ФТС России в 5 абзаце оспариваемого письма сообщает, что по состоянию на 17 октября 2014 года ООО «Легион» не предоставил проекты соглашений между заявителем и таможенным органом, в регионе деятельности которых планируется осуществление деятельности в качестве УЭО.
Вместе с тем, обязанность предоставить проекты таких соглашений прямо установлена Административным Регламентом и лежит не на заявителе, а исключительно на таможенном органе.
В части 8 статьи 86 Федерального Закона 311- ФЗ определено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 94 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы, осуществляющие таможенные операции, взаимодействуют с уполномоченным экономическим оператором при применении специальных упрощений. Порядок указанного взаимодействия, включая регламент информационного обмена между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами, состав и форматы данных, порядок передачи таможенных пломб, снятых уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 87 настоящего Федерального закона, устанавливаются в соглашении, заключаемом между соответствующим таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором при принятии решения о присвоении последнему статуса уполномоченного экономического оператора.
Типовая форма указанного соглашения определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности»
Типовая форма установлена Приказом ФТС РФ от 20.09.2011 N 1914 "Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором.
Требованиями части б статьи 91 Закона 311-ФЗ установлено, что в случае подтверждения соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора в пределах срока рассмотрения заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов таможня (таможни), в регионе деятельности которой (которых) заявитель планирует осуществлять деятельность в качестве уполномоченного экономического оператора, и заявитель согласовывают порядок взаимодействия таможенных органов, осуществляющих таможенные операции, с уполномоченным экономическим оператором при применении специальных упрощений, а также регламент обмена информацией между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами путем подписания соглашения, предусмотренного частью 8 статьи 86 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем пунктом 33 Административного Регламента (начиная с 5 абзаца) установлено, что если по итогам выездной таможенной проверки установлено, что условия присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора соблюдаются, уполномоченный таможенный орган в соответствии с частью 6 статьи 91 Федерального закона согласовывает порядок взаимодействия таможенных органов, осуществляющих таможенные операции, с уполномоченным экономическим оператором при применении специальных упрощений, а также регламент обмена информацией между уполномоченным экономическим оператором и таможенными органами и подготавливает проект соглашения, предусмотренного частью 8 статьи 86 Федерального закона.
Если юридическое лицо находится и планирует совершать таможенные операции с применением специальных упрощений в регионе деятельности одной таможни, соглашение заключается между данной таможней и уполномоченным экономическим оператором.
Если юридическое лицо находится в регионе деятельности одной таможни, а будет совершать таможенные операции в регионах деятельности других таможен (одной или нескольких), соглашение заключается между ФТС России и уполномоченным экономическим оператором.
Копия акта выездной таможенной проверки, в выводах по итогам проведения которой указано о соблюдении (либо несоблюдении) условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, указанных в частях 3 и 4 статьи 88 Федерального закона, приложением к нему проекта соглашения в 2-дневный срок после его составления направляется в ФТС России письмом за подписью начальника уполномоченного таможенного органа либо лица, его замещающего, для последующего приобщения к заявлению о включении в Реестр.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что Проекты соглашений, отсутствие которых послужило основанием для отказа заявителю во включении в РЕЕСТР, готовит сам таможенный орган по форме ими же утвержденной.
Доводы ответчика об отсутствии оснований для включения ООО "Легион" в реестр УЭО, являются необоснованными по следующим основаниям.
В пункте 1 стать 204 Федерального закона 311-ФЗ установлено, что Декларация на товары подается в электронной форме. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни товаров, таможенных процедур, а также случаи, при которых декларирование может осуществляться в письменной форме.
В пункте 2) части 1 статье 197 ТК ТС установлено, что выпуск до подачи таможенной декларации (до декларирования) может быть осуществлен при условии предоставлении обязательства в письменной форме о подаче декларантом таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары.
Из совокупного толкования указанных норм следует, что подача обязательства не является декларированием товаров, а является таможенной операцией по выпуску товаров до декларирования.
Заинтересованное лицо в оспариваемом письме ссылается на приказ ФТС России от 25.11.2010 № 2244 «Об установлении компетенции таможенных постов», в котором установлено, что таможенные посты (центры электронного декларирования), созданные в соответствии с правовыми актами ФТС России, являются специализированными таможенными органами, компетенция которых ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет", в соответствии с приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей "Интернет" (зарегистрирован Минюстом России 21.02.2008, peг. N11201).
Предоставление в ЦЭД обязательства в соответствии со ст. 197 таможенного кодекса в бумажном виде никак не нарушает правовых норм, закрепленных в приказе ФТС России от 25.11.2010 № 2244 «Об установлении компетенции таможенных постов».
Согласно пункту 84 Административного Регламента ФТС ведет реестр уполномоченных экономических операторов в электронном виде по утвержденной форме. На основании пункта 87 административного Регламента, ФТС обеспечивает регулярное, не реже одного раза в 3 месяца, опубликование Реестра в официальных изданиях ФТС России и размещает его на своем официальном сайте.
По состоянию на 14 ноября 2014 г. на сайте ФТС России www.customs.ru размещен Реестр от 10 июля 2014 г. (4 месяца вместо положенных трех месяцев), в котором как минимум 16 уполномоченным экономическим операторам включены в реестр с предоставлением специальных упрощений (в том числе и в соответствии со статьей 197 ТК ТС - выпуск товаров до подачи таможенной декларации, в реестре в графе 21 «Специальные упрощения, предоставленные УЭО» это цифра 2) в центрах электронного декларирования. Три уполномоченных экономических оператора (номера 28, 80, 114, 119) имеют только единственное специально упрощение, то же самое, что и запрашивал ООО «Легион» - «выпуск до подачи таможенной декларации», что подтверждается прилагаемым фрагментом Реестра.
Эти обстоятельства также подтверждаются и прилагаемым соглашением, заключенным между Московской областной таможней и УЭО ООО «БиоЛайн», которым в пункте 2.5 б) установлено, что в части выпуска товара до подачи таможенной декларации таможенные операции могут осуществляться в ряде таможенных органов, среди них установлены и Можайский центр электронного декларирования, и Щелковский центр электронного декларирования.
В силу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании оспариваемых действий незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ предусматривают обязанность арбитражного суда указать на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц совершить определенные действия, направленные на устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, в связи с чем, суд полагает необходимым обязать Федеральную таможенную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Легион" в срок не позднее десяти дней после вступления решения суда в законную силу путем включения ООО "Легион" в реестр уполномоченных экономических операторов.
Согласно ст.110 АПК РФ с учетом ч.1ст.333.37 НК РФ уплаченная ООО "Легион" госпошлина подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 4, 27, 29, 65, 71, 110, 167-170, 176, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Проверив на соответствие таможенному законодательству, признать недействительным решение Федеральной таможенной службы, оформленное письмом от 31.10.2014 г. № 04-53/52054 об отказе ООО "Легион" во включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
Обязать Федеральную таможенную службу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Легион" в срок не позднее десяти дней после вступления решения суда в законную силу путем включения ООО "Легион" в реестр уполномоченных экономических операторов.
Взыскать с Федеральной таможенной службы в пользу ООО "Легион" госпошлину в размере 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья И.В. Корогодов