ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-20199/13 от 03.07.2013 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва

Дело № А40-20199/13

30 июля 2013 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 30 июля 2013 года

Арбитражный суд в составе судьи Абызовой Е.Р. (шифр 137-75), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповым А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «ВНИИ «Градиент» к Министерству Обороны РФ о взыскании 164 207 305 руб., при участии: от истца – ФИО1 (паспорт, доверенность №1147/7003 от 07.06.2013г.), ФИО2 (паспорт, доверенность №649/7003 от 02.04.2013 г), ФИО3 (паспорт, доверенность №2722/7003 от 10.12.2012 г.), от ответчика – ФИО4, (удостоверение, доверенность №207/822д от 12.11.2012г.),

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 01.07.2013 г. по. 03.07.2013 г.

УСТАНОВИЛ:

ОАО «ВНИИ «Градиент» обратилось в суд к Министерству Обороны РФ о взыскании денежных средств в сумме 164.207.305 руб. составляющих разницу между выплаченной ответчиком стоимости работ и фактической стоимостью выполненных работ в рамках государственного контракта от 21.04.1994 г. № 54023 (42-5).

Исковые требования мотивированы со ссылкой на ст.ст. 309, 310, 709 ГК РФ, тем, что ответчик необоснованно занизил цену выполненных истцом работ.

Ответчик исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд, выслушав стороны, рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что 21.04.1994 г. между в/ч 64176 (заказчик) и ВНИИ Градиент (исполнитель) был заключен договор на выполнение опытно-конструкторских работ № 42-5, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнить и сдать заказчику, а последний обязуется принять и оплатить опытно-конструкторскую работу по теме «Москва». Примечание: шифр составным частям ОКР присваивается согласно ГОСТ В 15.203-79. Полный объем работы и отдельные ее этапы указаны в прилагаемой к договору ведомости исполнения, составляющей неотъемлемую часть настоящего договора (п. 1). Предусмотренная договором работ выполняется в полном соответствии с ТТЗ № ТК-0889494, утвержденным зам. Командира 64176 от 24.03.94 г. (п. 2). При выполнении работ, предусмотренных настоящим договром, и использовании (в том числе передаче) результатов работ должны соблюдаться следующие условия: требования инструкции № 0126-87. Согласно ст. 3 контракта, предусмотренная договором работа выполняется в сроки, указанные в прилагаемой к договору ведомости исполнения (п.11). Датой исполнения обязательства по отдельным этапам является дата подписания (утверждения) заказчиком документа, который в соответствии с государственными стандартами ГОСТ В15.103-84, ГОСТ В15.203-79 является основанием для закрытия этого этапа (п. 13).

Порядок приемки и сдачи работ определен сторонами в ст. IV контракта.

Стоимость работы и порядок расчетов – ст. VI контракта. В силу п. 21 договорная цена работы по настоящему договору установлена по этапам работы: 1 этап – 229.908.650 руб. (протокол КР – 299№от 18.04.94 г.) При изменении в установленном порядке тактико-технического (технического) задания и других требований п. 2 договора, вызывающем увеличение или уменьшение объема работ, цена работы по соглашению сторон может быть соответственно пересмотрена.

Срок действия договора с 01.01.1994 г. по 31.12.1998 г. (ст.Х).

В 2004 г. стороны согласовали изменения условий государственного договора от 21.04.1994 г. № 42-5 на выполнение опытно-конструкторской работы шифр «Москва-1», согласно п. 3 работы по контракту выполняется исполнителем в полном соответствии с согласованным сторонами тактико-техническим (техническим) заданием №ТК-0889-94 от 24.03.94 г. с учетом Дополнения № 1 от 28.12.2001 г. На объем работ, согласованный сторонами и выполняемый сверх требований тактико-технического задания (технического) задания, оформляются отдельное дополнение к тактико-техническому (техническому) заданию и дополнительное соглашение к контракту. Предусмотренная контрактом работа выполняется в сроки, указанные в ведомости исполнения (приложение № 1 к контракту) (п. 31). Датой исполнения обязательств по настоящему контракту считается: в отношении отдельных этапов работы – дата утверждения заказчиком акта (заключения) приемки этапа ОКР; в целом работы – дата утверждения заказчиком рабочей конструкторской документации, предназначенной для изготовления изделия ВТ в мирное время и в военное время с присвоением ей литеры «О1» (п. 33). Приемка выполненных работ осуществляется в порядке установленном ГОСТ РВ 15.203-2001 (п. 36).

Лимитная цена работы (предельное значение стоимости работы в целом) установлена в сумме 40.000.000 руб. в ценах 2004 г. (п. 42).

В силу п. 46 окончательный расчет за сданную исполнителем научно-техническую продукцию производится заказчиком только по твердой фиксированной цене, сформированной, согласованной и зарегистрированной в соответствии с НК РФ ч. 2 и Инструкцией по формирования контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденной приказом Минэкономики РФ от 18.12.1997 г. № 179 (в части непротиворечащей Налоговому кодексу), а также другими законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими состав и размер затрат (доходов и расходов предприятий) за месяц до сдачи этапа или работы в целом.

В период действия контракта договорные цены на ведущиеся этапы могут пересматриваться в случаях, установленных «Инструкцией по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу», утвержденной приказом Минэкономики РФ от 18.12.1997 г. № 179. Изменение цены должно оформляться совместным протоколом (п. 47).

Дополнением № 1 к ТТЗ № ТК-0889-94 г. от 28.12.2001 г. изменен состав разрабатываемой техники и дополнительно в ОКР «Москва-1» введены работы по разработке и изготовлению модуля разведки - изделие 1Л265, ранее не предусмотренные в стоимости ОКР «Москва-1».

Дополнение № 1 к ТТЗ № ТК-0889-94 г. от 28.12.2001 г. разработано во исполнение решения пленума ВНК ГРАУ МО «Оценка состояния и перспективы развития наземных средств РЭБ и РТР...» от 17.04.2001 г. и решения Начальника заказов и поставок вооружений от 15.09.2001 г. о проведении в рамках ОКР «Москва-1» работ по модернизации КРТР «Автобаза».

Дополнительным соглашением № 5 к госконтракту от 23.05.2005 г. функции Заказчика переданы в/ч 54344 (Управление заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники ПВО).

Генеральный Заказчик в лице в/ч 54344 (Управление заказов и поставок вооружения, военной и специальной техники ПВО) предъявил новые требования к разрабатываемым изделиям, реализация которых установлена Дополнением № 3 к ТТЗ, утвержденным 02.02.08 г., в котором расширены функциональные возможности комплекса, предъявлены требования, позволяющие повысить эффективность комплекса. Реализация этих требований повлекла существенные изменение состава аппаратуры изделий 1Л265 и 1Л266, усложнение систем пеленгации сигналов и необходимость проведения доработок функционального программного обеспечения указанных изделий.

Согласно заключения 2845 ВП МО от 29.02.2008 г. № 385 ориентировочная цена экономически обоснованная при положительном решении заказчика составила 258.427,970 тыс.руб.

Данная цена было согласована сторонами Протоколом 4/2008/158 с разбивкой по этапам, составляющей в итоге 258427,970 тыс. руб. с приложением пояснительной записки к протоколу согласования цены.

В ходе исполнения госконтракта между сторонами заключались дополнительные соглашения.

В соответствии с доп. соглашением № 9 от 19.11.2008 г. функции Заказчика переданы Управлению развития и организации заказов средств воздушно-космической обороны и Заказчик принял на себя обязательства изыскать бюджетные средства на завершение ОКР в 2009 г. в сумме - 76 399,93 руб., в том числе

Подэтап 4.2.4.2 «Разработка РКД изделия в соответствии с перечнем. Согласованными с 2845 ВП МО» в сумме 5572,03 тыс. руб.;

Подэтап 4.2.4.3 «Изготовление составных четей опытного образца, разработка РКД и функционального ПО изделия 1Л265, закупка комплектов деталей, КИ и материалов для изготовления изделия 1Л265 на последующем подэтапе ОКР в соответствии с перечнем, согласованными с 2845 ВП МО» в сумме 44427,97 тыс. руб.;

Этап 4.3 «Разработка РКД и функционального ПО изделия 1Л265 в полном объеме. Изготовление опытного образца изделия. Проведение предварительных испытаний. Акт ПИ» в сумме 15972,03 тыс. руб.;

Этап 5.1 «Проведение государственных испытаний ОО изделия 1Л266. Акт ПИ» в сумме 5500,0 тыс. руб.;

Этап 5.2 «Проведение государственных испытаний ОО изделия 1Л265. Акт ПИ» в сумме 4000,0 тыс. руб.;

Этап 6.1 «Утверждение РКД для организации промышленного (серийного) производства изделия 1Л266. Откорректированная РКД по результатам ГИ. Акт МВК» в сумме 2500,0 тыс. руб.;

Этап 6.2 Утверждение РКД для организации промышленного (серийного) производства изделия 1Л265. Откорректированная РКД по результатам ГИ. Акт МВК» в сумме 4000,0 тыс. руб.

Всего стоимость ОКР «Москва-1» согласно ведомости исполнения (приложение № 1 к доп. соглашению № 9 к госконтракту № 54023(42-5) от 21.04.1994г.) с учетом завершенных этапов установлена в сумме - 189 500,0 тыс. руб. в соответствии с ГОЗ - 2009. Подэтап 4.2.4.2 завершен 28.02.2009 г.

10.02.2009 г. Заказчиком с введением дополнительного соглашения № 11 изменена стоимость работы. Из действующей ведомости исполнения без сокращения перечней изготавливаемых составных частей опытного образца 1Л265 был исключен этап 4.2.4.3 стоимостью 44 427,97 тыс. руб., цена этапа 4.3. с 15 972,03 тыс. руб. сокращена до 699,72 тыс. руб. (приложение к дополнительному соглашению № 11 от 10.02.2009г. к государственному контракту от 21.04.1994 г. № 42-5).

Несмотря на увеличение объемов ассигнований ГОЗ 2009 по направлению «Прикладные научные исследования в области национальной обороны» (глава187 раздел 02 подраздел 08) (приложение 6 «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 г.» к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 годи на плановый период 2010-2011 гг.) и в нарушение п.5 Изменений условий госконтракта от 26.01.2004 г. Заказчиком сокращена стоимость завершения этапов 4.3; 5; 6 с 70 827,9 руб. до 1 400,0 тыс. руб. без сокращения состава разрабатываемого комплекса в рамках ОКР «Москва-1» (приложение № 1 к доп. соглашению № 13 от 12.11.2009 г. к госконтракту).

Неоднократными письмами в адрес Заказчика истец указывал ответчику о несоответствии установленной Заказчиком стоимости, реальным затратам на завершение разработки и изготовления опытных образцов изделий (исх. № 786/НТЦ от 27.02.2008 г., № 824/2601 от 29.02.2008 г., № 2597/НТЦ1 от 27.06.2008 г., № 3650/2601 от 01.09.2008 г., № 316/НТЦ от 26.01.2009 г., № 1084/2600 от 06.04.2010 г., № 1630/2600 от 21.05.2010 г.).

Однако, Управление перспективных межвидовых исследований и специальных проектов, лимитная цена ОКР и ориентировочная цена этапов 4.3, 5, 6 оставлены без изменений, а исходящие письма без ответа.

В обоснование своих требований истец указывает на то, что Заказчиком в одностороннем порядке в нарушение п. 5 Изменений Условий госконтракта от 26.01.2004 г. и, несмотря на увеличение объемов бюджетных ассигнований ГОЗ - 2009, была установлена экономически необоснованная цена, более чем в два раза меньшая реальной стоимости работы.

В настоящее время работа по государственному контракту завершена и изделия приняты на вооружение. Рабочей конструкторской документации присвоена Литера 01.

Фактическая стоимость выполнения ОКР «Москва-1», на основании фактических затрат предприятия, подтвержденных 7 отделом 269 ВП МО РФ 269 ВП МО РФ, аккредитованном на предприятии, с учетом заимствованной аппаратуры согласована в сумме 277.307.505 руб. (исх. от 09.07.2012 г. № 269/7/1128).

При этом, при согласовании договорной цены по фактическим затратам (протокол от 05.09.2012 г.) на научно-техническую продукцию специального назначения ОКР «Москва-1» подэтап 4.3 «Разработка РКД и функционального ПО опытного образца изделия 1Л265 в полном объеме. Изготовление опытного образца изделия. Проведение предварительных испытаний. Акт предварительных испытаний», при согласованной 7 отделом 269 ВП МО РФ цене подэтапа в сумме - 141 951,346 тыс. руб. (протокол от 05.09.2012 г.), Заказчиком необоснованно сокращена стоимость выполненных работ до 1400,0 тыс. руб.

По этапу 5 «Участие в проведении ГИ ОО изделий 1Л265 и 1Л266. Акт ГИ» при согласованной 7 отделом 269 ВП МО РФ цене выполненных работ на этапе по фактическим затратам в сумме - 16 139,366 тыс. руб. (протокол от 05.09.2012 г.), Заказчиком установлена цена в сумме - 0 руб.

По этапу 6 «Утверждение РКД для организации промышленного (серийного) производства изделий 1Л265 и 1Л266 «Откорректированная РКД по результатам ГИ. Акт МВК», при согласованной с 7 отделом 269 ВП МО РФ цене выполненных работ на этапе по фактическим затратам в сумме - 6 116,793 тыс. руб. (протокол от 05.09.2012 г.), Заказчиком установлена цена в сумме - 0 руб., Таким образом, Заказчик утверждает, что стоимость работ, выполненных в составе подэтапов 4.3 равна 1 400,0 тыс. руб., игнорируя фактические затраты Исполнителя, подтвержденные заключением 7 отдела 269 ВП МО РФ, в котором подтверждена трудоемкость завершения изготовления опытного образца изделия 1Л265 на подэтапе 4.3 в размере 1856,20 чел/мес. и номенклатура использованных материалов, покупной аппаратуры, стоимость которых составила 60 473,254 тыс. руб.

Стоимость этапов 5 и 6 по утверждению Заказчика равна нулю в то время как фактические затраты на их выполнение, подтвержденные 7 отделом 269 ВП МО РФ составили по трудоемкости - 173 чел/мес. - 5 этап, 91,7 чел/мес. - 6 этап. Стоимость использованных материалов ПКИ на 5 этапе составила 405,949 тыс. руб.

Таким образом, стоимость ОКР, установлена Заказчиком в сумме 114 500,0 тыс. руб. Однако, расчетная стоимость только изготовления опытного образца изделия 1Л267 в составе изделия 1Л266 и 1Л265, разработанных в рамка ОКР «Москва-1» составляет 309 397,107 тыс. руб. без НДС, что существенно превышает установленную Заказчиком стоимость ОКР.

В течение 1994-2011 гг. ОАО «ВНИИ «Градиент» по заказу Управления перспективных межвидовых исследований и специальных проектов, исполнял государственный контракт № 54021 (42-14) т 25.07.1994 г. шифр «Красуха-4», по составу транспортной базы, размещаемой аппаратуры и функциональным возможностям аналогичным изделию 1Л265. Лимитная цена ОКР «Красуха-4» по разработке и изготовлению опытного образца составляет 258 000,0 тыс. руб. (протокол от № 4/2007/21 от 13.02.2007г.). Стоимость изготовления опытного образца составляет 174 644,067 тыс. руб. без НДС в ценах 2011 г.

По мнению истца, цена ОКР «Москва-1», включающая в себя разработку и изготовление опытных образцов изделия 1Л267 в составе изделия 1Л266 и 1Л265 не может составлять 114 500,0 тыс. руб. как утверждает Заказчик.

В соответствии со ст. 709 ГК РФ Исполнитель выполнил свои обязательства, а именно неоднократно информировал Заказчика (исх. № 786/НТЦ от 27.02.2008 г., № 824/2601 от 29.02.2008 г., № 2597/НТЦ1 от 27.06.2008 г., № 3650/2601 от 01.09.2008 г., № 316/НТЦ от 26.01.2009 г., № 1084/2600 от 06.04.2010 г., № 1630/2600 от 21.05.2010 г.) о существенном превышении реальной стоимости работ над установленной ориентировочной ценой договора в связи с возникшей необходимостью в дополнительных работах. Заказчик, не согласившись на превышение цены, был вправе отказаться от договора.

Министерство обороны РФ не предприняло мер по прекращению государственного контракта от 21.04.1994 г. № 54023 (42-5) на выполнение опытно-конструкторской работы шифр «Москва-1». В соответствии с п. 5 Изменений условий от 20.02.2004 г государственного договора от 21.04.1994 г. № 54023 (42-5), в связи с внесением Заказчиком конструктивных изменений в разрабатываемые образцы, вызвавшее увеличение объема работ, предусмотренных дополнениями к тактико-техническому заданию, Заказчик был обязан оформить в 30-тидневный срок дополнительное соглашение с уточнением (корректировкой) цены работы с приложением протокола согласования доплаты к сумме контракта.

По мнению истца, Исполнитель не утратил право на возмещение понесенных расходов в виде оплаты фактической стоимости выполненных работ.

ОАО «ВНИИ «Градиент» не получив указаний о прекращении работ по договору, продолжил выполнять обязательства без оплаты за счет своих оборотных средств и за счет кредитных средств, привлеченных на условиях платности и возвратности:

Согласно расчета истца фактическая стоимость выполненных и неоплаченных работ составила 141 951 346,0 руб. (подэтап 4.3) + 16 139 366,0 руб.(этап 5) + 6 116 793,0 руб.(этап 6) = 164 207 505 руб.

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.

Суд, анализируя представленные по делу доказательства, оценивая их по правилам ст. 71 АПК РФ, приходит к следующим выводам:

Как установлено ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 310 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

По договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель обязуется разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее (пункт 1 статьи 769 ГК РФ).

Согласно п. 1 ГОСТ РВ 15.203-2001 настоящий стандарт распространяется на опытно-конструкторские работы и составные части ОКР по созданию(модернизации) систем, комплексов, образцов военной техники и их составных частей (далее в тексте - изделия ВТ и составные части изделий ВТ), выполняемые в интересах обороноспособности и безопасности Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с разделом 4.4.1 ГОСТ 15.203-2001 по завершении ОКР головной исполнитель ОКР с участием ПЗ до оформления акта сдачи-приемки ОКР проводит инвентаризацию материальных ценностей, созданных или приобретенных за счет контракта, и готовит предложения заказчику о порядке их дальнейшего использования. Решение о порядке дальнейшего использования этих ценностей принимает заказчик, если иное не предусмотрено условиями контракта.

Головной исполнитель ОКР должен представить заказчику калькуляцию фактической (уточненной сметной) стоимости ОКР в сроки, предусмотренные в контракте.

После выполнения работ, установленных для этапов ОКР, должен быть оформлен акт приемки этапа ОКР, являющийся документом, подтверждающим завершение этапа и переход к следующему этапу ОКР. Утвержденный акт приемки этапов ОКР является основанием для расчетов по этапам ОКР.

Пунктом 5 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 октября 2010 г. № 1365 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных Силах Российской Федерации» (далее - Приказ № 1365) предусмотрено, что для проведения инвентаризации в воинской части приказом командира назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В целях единовременного проведения инвентаризации при большом объеме работ могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии, которые подчиняются председателю инвентаризационной комиссии.

В состав инвентаризационных комиссий воинских частей могут включаться представители финансово-экономических служб, служб материально-технического обеспечения, а также представители независимых аудиторских организаций.

Согласно пункту 63, 65 Приказа № 1365 при инвентаризации затрат на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы (НИОКР), проводимой органом военного управления - заказчиком:

а) определяются фактические затраты по каждому этапу работы и на работу в целом и сопоставляются с данными аналитического и синтетического бюджетного учета;

б) выявляются: фактическое наличие затрат на НИОКР, их технико-экономические характеристики и сопоставление последних с данными бюджетного учета;

Фактически произведенные затраты на НИОКР должны быть подтверждены оформленными в установленном порядке первичными учетными документами (актами приемки выполненных работ).

Таким образом, проверка фактических затрат по ОКР производится Заказчиком, при участии инвентаризационной и межведомственной комиссий, по результатам проверки составляется акт приемки этапов ОКР, который является основанием для расчетов по этапам ОКР.

Представленные Обществом в материалы дела Акты проверки фактических затрат по Контракту, согласованные 269 Военным представительством, не является документом, подтверждающим факт согласования Сторонами фактических затрат на заявленную сумму.

В соответствии с пунктом 4 Постановление Правительства РФ от 11 августа 1995 № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» Военные представительства вправе контролировать качество военной продукции и ее соответствия технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции.

Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается заказывающими управлениями Министерства обороны Российской Федерации и доводится до руководителей организаций и военных представительств.

Согласно п. 8 и 10 Постановления № 804 на военные представительства возлагаются:

участие в подготовке и согласовании договоров на поставку военной продукции, комплектующих изделий, на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также контроль за выполнением этих договоров;

-проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным договорам;

- приемка военной продукции в сроки, предусмотренные договорами, выдача организациям удостоверений на принятую продукцию;

- контроль за отработкой технической документации на военную продукцию, проверка ее соответствия требованиям нормативно-технических документов и условиям договоров, а также согласование изменений, вносимых в эту документацию, и проверка состояния ее подлинников;

- ведение учета материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке и производстве военной продукции за счет средств Министерства обороны Российской Федерации;

- контроль за соблюдением организациями государственных стандартов по разработке и производству военной продукции (далее именуются стандарты);

- участие в оценке мероприятий по защите государственной тайны, осуществляемых при разработке, изготовлении, испытаниях и поставке военной продукции;

-контроль за мобилизационной подготовкой организаций.

При осуществлении контроля выполнения аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработки проектной документации на строительство военных объектов военные представительства обязаны:

-принимать участие в согласовании тактико-технических (технических) заданий на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также согласовывать технические задания на составные части этих работ; контролировать выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на этапах разработки, установленных тактико-техническими (техническими) заданиями и договорами;

- согласовывать методики и программы испытаний, проводимых организациями на всех этапах разработки и изготовления опытных образцов (партий) военной продукции, а также участвовать в проведении этих испытаний и подготовке заключений по их результатам;

- проводить проверку опытных образцов (партий) военной продукции, предназначенных для проведения предварительных или государственных (межведомственных) испытаний, на их соответствие нормативно-технической документации и тактико-техническим (техническим) заданиям.

Военные представительства несут ответственность за необоснованную задержку выдачи заключений по выполненным этапам аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Аванпроекты, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы (их этапы), предъявляемые для приемки, должны быть отклонены в случае невыполнения условий договоров, требований тактико-технических (технических) заданий и стандартов. Указанные работы (их этапы) могут быть повторно предъявлены для приемки после выполнения утвержденных заказывающим управлением Министерства обороны Российской Федерации мероприятий по устранению выявленных недостатков.

Таким образом, в полномочия Военного представительства не входят обязанности по согласованию фактических затрат, согласование фактических затрат осуществляется государственным заказчиком.

Следовательно, подтверждением согласования фактических затрат является протокол согласования фактических затрат между Заказчиком и Исполнителем.

Дополнительным соглашением № 11 от 10.02.2009 г. подписанным сторонами, утверждена стоимость работ, данное доп. соглашение было подписано без разногласий, условия о сроках и цене выполнения обязательств ни в административному, ин в судебном порядке недействительными не признавались.

Условия, в которых предстояло выполнять работы, были известны исполнителю при согласовании условий контракта и дополнительных соглашений, истец принял на себя данные обязательства, следовательно, предполагал их выполнить в срок с учетом всех обстоятельств, в том числе финансирования.

При изложенных обстоятельствах оснований к удовлетворению заявленных требований у суда не имеется.

Госпошлина распределяется судом в порядке п. 3 ст. 110 АПК РФ.

На основании ст.ст. 8, 11, 12, 309, 310, 709 ГК РФ, руководствуясь ст.ст. 65, 66-68, 71, 101-103, 110, 112, 156,163, 167-171, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.

   Судья Е.Р. Абызова