ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Москва Дело № А40-202193/15-146-726
04 мая 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2016 г.
Полный текст решения изготовлен 04 мая 2016 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе судьи Л.В. Ласкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем заседания ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО2 (адрес: 127253, <...> вл.1, стр.1, частный сектор, 127591, <...>) к ЦБ РФ (адрес: 107016, <...>) о признании незаконным предписания от 22.07.2015 г. № Т1-40-1-10/113404ДСП
третье лицо – ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» (адрес: 119002, <...>)
при участии представителей от заявителя – ФИО3 дов. от 30.09.2015 г., от заинтересованного лица – ФИО4 дов. от 05.10.2016 г., ФИО5 дов. от 05.10.2015 г., от третьего лица – ФИО6 дов. от 16.10.2015 г.
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным предписания Банка России от 22.07.2015 г. № Т1-40-1-10/113404ДСП.
Представитель заявителя явился в судебное заседание, заявленное требование поддерживает.
Представители заинтересованных лиц явились в судебное заседание, требование заявителя не признают.
Представитель третьего лица явился в судебное заседание.
Выслушав объяснения представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица, изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает предписание Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва от 22.07.2015 № Т1-40-1-10/113404ДСП, которым к ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» на основании ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» была применена мера воздействия в виде запрета на осуществление ряда операций, а также предъявлено требование реклассифицировать ссудную задолженность ряда заемщиков Банка и доформировать резерв на возможные потери по ссудам в размере, соответствующем требованиям Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
В соответствии со ст. 4, ст. 56 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России, являясь органом банковского регулирования и банковского надзора, осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, либо совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ.
Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные Федеральным законом №86-ФЗ меры по отношению к нарушителям (ст. 73 Федерального закона № 86-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случаях, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе, в том числе, ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года.
Таким образом, Предписание направлено в адрес ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» в рамках реализации Банком России функций по надзору за кредитными организациями в соответствии со ст. 4, ст. 56, ст. 74 Закона о Банке России.
Основанием для вынесения обжалуемого Предписания послужили неисполнение предписания ГУ Банка России по Центральному федеральному округу от 23.06.2015 № Т1-40-1-10/95070ДСП в части введенного ограничения на привлечение средств физических лиц, а также нарушения требований п. 2.5 Положения Банка России № 385-П, п. 7.5 Положения Банка России от 28.12.2012 № 395-П, выявленные в ходе инспекционной проверки ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» (промежуточный акт проверки от 22.07.2015 № А2К-И25-11-12/1317ДСП).
Предписанием от 23.06.2015 в связи с неисполнением предписания от 23.12.2014 № 40-1-10/175325ДСП в части введенных ограничений на привлечение денежных средств физических лиц, а также за допущенные нарушения п. 3.12.1 и п. 3.3 Положения Банка России № 254-П, ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» сроком на 6 месяцев было введено ограничение на осуществление отдельных банковских операций, предписано устранить выявленные нарушения (оценить финансовое положение ряда заемщиков не лучше, чем «плохое»), а также предъявлено требование о реклассификации ссудной задолженности ряда заемщиков - юридических лиц и доформировании резерва.
Однако, в нарушение действующих ограничений, введенных предписанием от 23.06.2015 (в том числе, на привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)), объем привлеченных денежных средств физических лиц увеличился. За период с 24.06.2015 (с даты введения ограничения) по 20.07.2015 был установлен прирост остатков денежных средств по счетам физических лиц на общую сумму 4 591 588 тыс. руб. По состоянию на 20.07.2015 остатки на счетах (текущих и депозитных) физических лиц составили 46 217 619 тыс. руб.
Таким образом, банк, превышая установленные количественные ограничения, в частности на привлечение денежных средств физических лиц, тем самым усиливал реальную угрозу кредиторам и вкладчикам.
В ходе проведения внеплановой тематической проверки в деятельности ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» были выявлены нарушения банковского законодательства, в частности нарушения Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П, связанные с оценкой банком качества ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности, полноты формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам, договоры по которым переданы в обеспечение по кредитам Банка России, а также нарушения при формировании и использовании банком элементов расчетной базы, по которой формируется резерв на возможные потери в соответствии с требованиями, установленными Положением Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери».
Указанные нарушения привели к недооценке банком кредитного риска по ссудной задолженности 22 заемщиков (ООО «Профит Трейд», САЙНФЕЙС СОЛЮШНС ЛИМИТЕД, ОАО «ИКМА», ООО «Авиакомпания «ВИМ-АВИА», ООО «Строительная компания «Единые Решения», ООО «СТРОЙИНВЕСТ», ООО «ГСК «Лаврский», ОАО «Объединение Альфапластик», ООО «ЖК-Альянс», АО «АлеутСтрой» (ЗАО «ГРУППА КОМПАНИЙ «ЖИЛИЩНЫЙ КАПИТАЛ»), ООО «АртСтрой», ООО «АСТОН ГРАНД», ООО «Активы (Бутики)», ООО «САДЛУЭРТ», ООО «ГидроСтрой», ООО «Симос», ООО «ПРОЕКТИНВЕСТ», ООО «Универсальные системы», ООО «Техномарк», ЗАО «Региональная Лизинговая Компания», ЗАО «Трубмаш-Инжиниринг», ООО «КЛЕВЕРЛЕНД»), а также по элементам расчетной базы.
Общая сумма недосозданных банком резервов по ссудам указанных заемщиков в соответствии с требованиями, установленными Положением № 254-П и Положением № 283-П, по состоянию на 01.07.2015 составила в общем объеме 20 194 662 тыс. руб., при величине собственных средств согласно отчетности ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» по форме 0409123 «Расчет собственных средств (капитала) («Базель III»)» по состоянию на 01.07.2015 в размере 18 576 937 тыс. руб.
Вместе с тем, создание резервов на возможные потери, а также на возможные потери по ссудам является прямой обязанностью кредитных организаций (ст. 24 Закона о банках, п. 1.1 Положения № 254-П, п. 1.2 Положения № 283-П), надлежащее исполнение которой направлено на недопущение наступления негативных последствий для вкладчиков и кредиторов кредитной организации.
В соответствии с п. 6 ст. 62 и ст. 69 Федерального закона № 86-ФЗ в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций для покрытия возможных потерь по ссудам, валютных, процентных и иных финансовых рисков.
Порядок формирования резервов на возможные потери по ссудам кредитными организациями закреплен в Положении № 254-П.
В соответствии с п. 2.2 Положения № 254-П, оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляется кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России вч соответствии со ст. 72 Федерального закона № 86-ФЗ.
Согласно п. 9.1 Положения № 254-П территориальные учреждения Банка России, действуя в соответствии со ст.73 Федерального закона № 86-ФЗ, проводят оценку активов и пассивов кредитной организации на основании ч. 4 ст. 72 указанного закона, в том числе оценивают обоснованность классификации ссуд и размера сформированного резерва, руководствуясь требованиями и методами, предусмотренными настоящим Положением.
В соответствии с п. 9.5 Положения № 254-П, если Банк России (его территориальное учреждение) оценивает отдельные ссуды иным образом, чем кредитная организация или устанавливает, что сформированный резерв по ссудам недостаточен, то на основании ст. 72, ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ требует от кредитной организации реклассифицировать ссуду и (или) уточнить резерв в соответствии с оценкой, данной Банком России (его территориальным учреждением). Указанное требование оформляется предписанием.
Нормативные акты Банка России согласно ст. 7 Федерального закона № 86-ФЗ являются обязательными для всех юридических и физических лиц, а их нарушение образует самостоятельный оконченный состав нарушения, ответственность за которое установлена ст. 74 Федерального закона № 86-ФЗ. При этом положения указанной статьи, равно как и иных нормативных актов, не связывают вид операций, на осуществление которых вводятся ограничения, с характером допущенных нарушений, и Банк России самостоятелен в выборе мер, подлежащих применению в каждом конкретном случае.
ГУ Банка России по Центральному федеральному округу в рамках надзора за деятельностью ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» было установлено, что в нарушение п. 2.5 Приложения 10 Положения Банка России от 16.07.2012 №385-П, банком учитывались облигации ПАО «ИФК «СОЮЗ» по текущей (справедливой) стоимости (балансовый счет №50208 «Прочие долговые обязательства, имеющиеся в наличии для продажи») при наличии фактов, указывающих, что их текущая (справедливая) стоимость не может быть надежна определена.
С учетом требований п.п. 1.4 и 2.1.1 Положения Банка России от 20.03.2006 № 283-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» вложения в облигации ПАО «ИФК «СОЮЗ» банку следовало оценивать по цене приобретения и классифицировать данные требования в V категорию качества с формированием резерва в размере 100 %.
Доводы ФИО2 не опровергают фактов ведения Банком бухгалтерского учета вложения в ценные бумаги с нарушением требований Положения Банка России от 16.07.2012 № 385-П.
В случае доформирования резерва на возможные потери и возможные потери по ссудам в объемах, соответствующих требованиям нормативных актов Банка России, на 01.07.2015 величина собственных средств (капитала) Банка могла принять отрицательное значение, что приводило к нарушению обязательных нормативов достаточности капитала банка и, как следствие, к возникновению оснований для отзыва у ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» лицензии на осуществление банковских операций в соответствии со ст. 20 Закона о банках.
Установленные факты систематического недоформирования кредитной организацией адекватных принятым рискам резервов на возможные потери по ссудам свидетельствуют, помимо прочего, о представлении кредитной организацией в Банк России существенно недостоверной отчетности, в том числе отчетности, не отражающей реальный размер собственных средств (капитала) Банка, что создало препятствия надзорному органу оценивать реальное финансовое положение кредитной организации, в том числе соответствие размера собственных средств (капитала) банка установленным минимальным требованиям.
Таким образом, у Банка России имелись как правовые, так и фактические основания для применения в отношении ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» мер принуждения, содержащихся в обжалуемом предписании.
Доводы заявителя, приведенные им в основание его оценки ссуд, не опровергают выводы надзорного органа, а являются собственным (субъективным) мнением акционера ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» ФИО2 по вопросу применения нормативного акта Банка России. Фактические обстоятельства, установленные в ходе проверки, ФИО2 не оспаривает, при этом дает им тенденциозную оценку, принимает во внимание только положительные факты и игнорирует все негативные обстоятельства.
Заявитель указывает, что оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, как акционера ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ», в том числе, право на получение дивидендов от деятельности акционерного общества, что он фактически лишается собственности в виде ценных бумаг, имеющих денежную оценку.
В качестве квалифицирующих признаков для признания недействительным ненормативного правового акта государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц законодатель выделил два взаимосвязанных признака - несоответствие такого акта закону или иным правовым актам и нарушение этим актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица (ст. 13 ГК РФ, ст. 198 АПК РФ).
Тот факт, что обжалуемое предписание, в числе других, легло в основу издания Приказа Банка России от 24.07.2015 №ОД-1774 об отзыве у ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» лицензии на осуществление банковских операций не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов ФИО2
Банковская деятельность, как и любая другая предпринимательская деятельность, осуществляется на риск самой коммерческой организации (в числе которого, риск понесения финансовых потерь). Наличие лицензии не гарантирует получение прибыли кредитной организацией, а является только разрешением на совершение определенных банковских операций. Однако в отличие от других субъектов предпринимательской деятельности, кредитная организация рискует не только собственными средствами, но и привлеченными средствами, как своих клиентов, так и акционеров. В связи с этим, к кредитным организациям предъявляются повышенные требования законодателя, в результате чего показатели их экономической деятельности должны быть прозрачными, лишенными повышенных рисков.
Приобретая акции кредитной организации, акционер может и должен предвидеть риск наступления каких-либо потерь, в том числе неполучения им прибыли в виде дивидендов, вследствие применяемых надзорным органом мер воздействия к кредитной организации в случаях осуществления кредитной организацией своей деятельности с нарушением требований, установленных действующим законодательством.
Таким образом, обжалуемое предписание не могло нарушить никакие права Заявителя. Доказательств иного, заявителем не представлено, материалами дела также не подтверждается.
Оспариваемое предписание было принято ОАО «БАНК РОССИЙСКИЙ КРЕДИТ» к исполнению. Возражений относительно выявленных нарушений от Банка не поступало, предписание в установленном порядке не обжаловано.
Таким образом, требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 АПК РФ, арбитражный суд первой инстанции
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении требования ФИО2 о признании незаконным предписания Банка России от 22.07.2015 г. № Т1-40-1-10/113404ДСП, в связи с соответствием Федеральному закону № 86-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционной суд через Арбитражный суд города Москвы в месячный срок.
Судья Л.В. Ласкин