ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А40-20356/16 от 24.05.2016 АС города Москвы

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Москва                                                                           Дело №А40-20356/2016-84-172

31 мая 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2016 года

Полный текст решения изготовлен  31 мая 2016 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бабенской Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению: ЧОУ ВО «КИГИТ»

к ответчику: Рособрнадзор

о признании незаконным и отмене приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 октября 2015 года № 1919 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», действия, связанные с его изданием и проведением проверки; о признании незаконным и отмене предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» об устранении выявленных нарушений (без даты, без номера), вынесенное в ходе проведения проверки,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Никулин В.А. (паспорт), Титов И.М. (паспорт, дов. №07-16/05 от 18.01.2016г.),

от ответчика: Исаенко О.К. (удост. №ЦА №00144, дов. №11-87 от 04.09.2015г.), Балашев А.Е. (паспорт, дов. №01-36/07-01 от 08.02.2016г.),

УСТАНОВИЛ:

ЧОУ ВО «КИГИТ» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (далее также Рособрнадзор, ответчик) о признании незаконным и отмене приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 октября 2015 года № 1919 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», действия, связанные с его изданием и проведением проверки; о признании незаконным и отмене предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» об устранении выявленных нарушений (без даты, без номера), вынесенное в ходе проведения проверки.

В судебном заседания заявитель поддержал заявленные требования.

Ответчик в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения требований заявителя по основаниям, указанным в письменном отзыве, со ссылкой на то, что оспариваемые предписание является законными и обоснованным, вынесенным в пределах компетенции ответчика.

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.10.2015 № 1919 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», расположенного по адресу: 426003, Удмуртская Республика, город Ижевск, улица имени Вадима Сивкова, дом 12а, ответчиком в период с 26.10.2015 по 30.10.2015 была проведена внеплановая выездная проверка (учетный номер проверки 00150601303250, порядковый номер проверки 151000000000161839).

По результатам проверки ответчиком был составлен акт проверки от 30.10.2015 № 571/ВП/Л/З/К (далее - акт проверки), в качестве приложения к которому обозначено предписание Рособрнадзора от 30.10.2015 № 07-55-453/37-Л/З .

Не согласившись с указанным приказом и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев вопрос о подведомственности спора арбитражному суду, выслушав представителей сторон, суд считает, что дело в части признания и отмены приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 октября 2015 года № 1919 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», действия, связанные с его изданием и проведением проверки; не подлежит рассмотрению в арбитражном суде по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Под ненормативным актом понимается правовой акт индивидуального характера, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц, такого рода акт властно-распорядительного характера должен содержать обязательные предписания, распоряжения, влияющие на гражданские права и охраняемые законом интересы конкретных лиц. Характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19.04.2007 № 286-О-О, суды не вправе ограничиваться формальным установлением характера оспариваемого акта, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права организаций и иных лиц, соответствует ли законам и иным актам отраслевого законодательства, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав.

По смыслу приведенных норм, в судебном порядке может быть обжалован акт уполномоченного органа и действия, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающий на юридическое лицо какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия.

Как следует из материалов дела, Рособрнадзором издан приказ от 23 октября 2015 года № 1919 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий».

Оспариваемый приказ издан и действия совершены Федеральной службой в рамках полномочий, предоставленных Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки".

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Из пункта 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ следует, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в частности, истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Согласно части 1 статьи 14 Закона N 294 проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностным лицом, указанным в распоряжении (приказе).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки.

В соответствии с положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Частью 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

В соответствии с ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" субъект хозяйственной деятельности (или его представитель) может обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ в суде могут быть оспорены также результаты проверки.

Таким образом, указанным Законом N 294-ФЗ, а также иными нормами действующего законодательства возможность оспаривания иных организационных документов, составляемых в ходе проверки, не предусмотрено.

В свою очередь, арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности (§ 2 главы 25 АПК РФ), а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов (глава 24 АПК РФ).

Из содержания оспариваемого приказа и действий следует, что он носит организационный характер. В приказе указаны: место нахождения учреждения, место фактического осуществления учреждением образовательной деятельности, сведения об экспертах, цели, задачи, предмет проверки, сроки и правовые основания проверки, мероприятия проверки, перечень документов, подлежащих представлению в ходе проверки, лицо, осуществляющее контроль за исполнением приказа.

Сам по себе оспариваемый приказ и действия, связанные с его изданием и проведением проверки не порождает изменений в правах и обязанностях заявителя, не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора, являясь лишь обязательным документом для осуществления проверочных мероприятий лицензионного контроля в рамках образовательной деятельности, не влечет для заявителя правовых последствий. Такие последствия могут возникнуть после завершения проверки, которые и могут быть обжалованы в судебном порядке.

При этом действующее процессуальное законодательство не содержит препятствий тому, чтобы в ходе обжалования итогового решения, среди прочего, было проверено соблюдение проверяющими требований, предъявляемых к проведению проверки.

 Признание незаконным  приказа и действий, связанные с его изданием, не влечет за собой восстановление нарушенного права, что является целью обращения в суд.  Таким образом, заявитель избрал неверный способ защиты. 

Следовательно, в настоящем споре, учитывая требования главы 24 АПК РФ приказ о проведении проверки не является ненормативным правовым актом, в связи с чем, не подлежит самостоятельному оспариванию.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав доводы представителей явившихся в судебное заседание сторон арбитражный суд установил, что заявленные требования в части признания незаконным и отмене предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки об устранении выявленных нарушений (без даты, без номера), вынесенное в ходе проведения проверки, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Из материалов дела следует, Внеплановая выездная проверка в отношении Частного образовательного учреждения высшего образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» (далее - Институт) проводилась по основаниям, указанным в пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), пункте 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) (абзац 1 приказа Рособрнадзора от 23.10.2015 № 1919).

В  рамках исполнения  поручения Правительства Российской  Федерации  от 23.12.2014 № ОГ-П8-9429 Рособрнадзором был издан приказ от 18.02.2015 № 188 «О проведении внеплановых проверок организаций высшего образования» (далее - приказ от 18.02.2015 № 188)

Согласно пункту 1 приказа от 18.02.2015 № 188 Рособрнадзору необходимо было провести мероприятия по контролю в отношении образовательных организаций, выполнивших менее 4 показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования, а также не предоставивших сведения для оценки эффективности деятельности, согласно протоколу заседания Межведомственной комиссии по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования от 3 июня 2014 № ДЛ-25/05пр (далее - протокол заседания Межведомственной комиссии).

Данный протокол имеется в открытом доступе на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по следующему адресу: п«р://минобрнауки.рф/документы/4232/Файл/3186/ДЛ-25 05пр%20от%2010.06.2014.pdf.

В соответствии с пунктом 5 протокола заседания Межведомственной комиссии (выписка из протокола заседания Межведомственной комиссии прилагается) Рособрнадзору также поручено провести мероприятия по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью образовательных организаций высшего образования и их лицензионному контролю в отношении образовательных организаций, указанных в приложениях к протоколу заседания Межведомственной комиссии.

Согласно пункту 95 приложения № 2 к протоколу заседания Межведомственной комиссии Институт был включен в перечень образовательных организаций высшего образования, которые признаны по результатам мониторинга неэффективными, так как выполнила менее 4 показателей мониторинга эффективности, таким образом, поручение Правительства Российской Федерации относится и к проверке в отношении Института.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона № 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

Рособрнадзор в рамках своих полномочий и в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 294-ФЗ вправе решать, какой вид проверки применять к тем или иным образовательным организациям, при этом выбор вида проверки (документарная или выездная) не будет считаться грубым нарушением требований законодательства, предусмотренных частью 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ.

В результате внеплановой выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.10.2015 № 1919 в отношении негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» (далее - лицензиат, институт), расположенного по адресу: ул. им. Вадима Сивкова, д. 12 А, г.Ижевск, 426003, в период с 26 по 30 октября 2015 г., выявлены следующие нарушения (акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.10.2015 № 571/ВП/Л/З/К): в нарушение подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 (далее - Положение о лицензировании) в филиале лицензиата отсутствуют на праве собственности или ином законном основании объекты физической культуры и спорта, необходимые для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 951 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2014, регистрационный № 33777), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.19 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.03.2010 №221 (зарегистрирован Минюстом России П.05.2010, регистрационный № 17166) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.19 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 № 723 (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2010, регистрационный № 16314) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.19 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.19 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2010. регистрационный № 16500) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 J 1245), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 201 (зарегистрирован Минюстом России 07.04.2015, регистрационный № 36767), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.19   Федерального   государственного   образовательного   стандарта   высшего профессионального  образования  по  направлению  подготовки  072500 Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнаую России от 22.12.2009 № 780 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 16272) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245),    у    института    отсутствует    материально-техническое    обеспечение – образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры), утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 322 (зарегистрирован Минюстом России 15.04.2015, регистрационный № 36854), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 226 (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2015, регистрационный № 36671), у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной . деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 6.4 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 656600 Защита окружающей среды, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 165 тех/дс (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст) у института отсутствует материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений; в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании пункту 7.3.2 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ..по направлению подготовки 21,03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 226 (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2015, регистрационный № 36671), у лицензиата отсутствуют необходимые комплекты лицензионного программного обеспечения, согласно рабочим программам дисциплин; в нарушение подпункта «в» пункта 6 Положения о лицензировании, части 3 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») институт не предоставил безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности; и институтом не осуществляется охрана здоровья обучающихся в соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании у лицензиата по специальности 350400 Связи с общественностью отсутствуют разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании лицензиата  по  специальности  072500  Дизайн  отсутствуют  разработанные  и утвержденные  организацией,  осуществляющей  образовательную деятельность, образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании у лицензиата по специальности 072500 Дизайн отсутствуют разработанные и утвержденные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; оценочные средства в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся, которые входят в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, пунктов 5.1., 6.5. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), части 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - у лицензиата отсутствуют утверждённые в установленном порядке программы учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента (экономической); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 4 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденно» постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), части 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», - у лицензиата отсутствуют рабочие программы дисциплин (модулей); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 8.4. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённого приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2010, регистрационный № 16500), п. 20, п. 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013     № 1367     (зарегистрирован     Минюстом     России     24.02.2014, регистрационный № 31402), - у лицензиата отсутствуют фонды оценочных средств по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), профиль подготовки: «Экономика предприятий и организаций»; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённого приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2010, регистрационный № 16500), пункту 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402), - у лицензиата отсутствуют: календарный учебный график; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), пункту 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный №31402), - у лицензиата отсутствуют: - календарный учебный график; рабочие программы "чебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 8.4. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), пунктов 20, 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный №31402), - у - лицензиата отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 8.4, Федерального государственного образовательно стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.1 1.2013 № 1245), пунктов 20, 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный №31402), - у лицензиата отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 8.4. Федерального государственного образовательной стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), пунктов 20, 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный №31402), - у лицензиата отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практикам; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части °~ статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российск. Федерации», пункта 7.1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.03.2010 № 221 (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2010, регистрационный № 17166) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), пункту 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402), - у лицензиата отсутствуют: календарный учебный график; рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 8.4. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600. Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.03.2010 №221 (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2010, регистрационный № 17166) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), пунктам 20, 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный .№31402), - у лицензиата отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебным дисциплинам (модулям); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 20, 21 11орядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402), - у лицензиата отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практикам, входящим в состав соответственно программ практик; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 20, 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный №31402), - у лицензиата отсутствуют фонд * оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации по образовательной программе по направлению подготовки 42.03.01 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»), профиль подготовки: «Реклама и связи с общественностью в системе государственного и муниципального управления»; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 4.3. Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры), утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.03.2015 № 322 (зарегистрирован Минюстом России 15.04.2015, регистрационный № 36854), пункта 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402), - у лицензиата отсутствуют рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, част, статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 20, 21 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный № 31402), - у лицензиата отсутствуют фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (модулям) и практикам, входящим в состав соответственно рабочих программ дисциплин (модулей) и программ практик, установленных учебным планом заочной формы обучения образовательной программы по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры, профиль подготовки: «Управление экономическими системами»), утверждённым ректором лицензиата 31.08.2015; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, части статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 20, 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014, регистрационный №31402), - у лицензиата отсутствует фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации по образовательной программе по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (уровень магистратуры, профиль подготовки: «Управление экономическими системами»); в нарушении подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 18 раздела II Порядка организации и осуществления образовательной деятельности г образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013г. №1367 (зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014 регистрационный №31402, пункта 7.4 ФГОС ВГГО по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность у лицензиата во всех рабочих программах дисциплин по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность перечень планируемых результатов обучения по дисциплине не соотнесен с планируемыми результатами освоения образовательной программы; отсутствуют методические указания для обучающихся по освоению дисциплины, что не соответствует требованиям части 7 статьи 12 Закона об образовании; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 13 Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказе Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, у лицензиата отсутствуют рабочие программы учебной и производственной практик по направлению подготовки 08.03.01 Строительство; в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании, пункту 22 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367, у лицензиата отсутствует фонд оценочных средств для итоговой (государственной итоговой) аттестации по направлению подготовки 08.03.01 Строительство; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, статье 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессиональною образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 № 780 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 16272) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.16. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»), утверждённого приказом Минобрнауки России от 21.12.2009 №747 (зарегистрирован Минюстом России 25.02.2010, регистрационный № 16500), у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.16. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.05.2010 № 544 (зарегистрирован Минюстом России 15.07.2010, регистрационный № 17837) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, части 9 статьи 2, части 7 статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», пункта 7.16. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.03.2010 №221 (зарегистрирован Минюстом России 11.05.2010, регистрационный № 17166) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245), у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании лицензиатом при заключении трудовых договоров с научно-педагогическими работниками лицензиата не проводилась проверка кандидатов на право занятия педагогической деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, подпункта 10 пункта 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в_ Российской Федерации» у лицензиата отсутствуют сведения, подтверждающие прохождении педагогическими работниками в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения и проверке знаний и навыков в области охраны труда; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензиатом на должности заведующих кафедрой, назначены лица, не имеющее ученое звание; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 1 раздела I Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 26.11.2002 №4114 (далее - Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников), в институте— отсутствуют документы о проведении конкурсного отбора преподавателей; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.2.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 09.03.04 Программная инженерия (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 229 (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2015, регистрационный № 36676) у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.2.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 (зарегистрирован Минюстом России 07.04.2015, регистрационный № 36767) (далее –ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 Строительство), у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта б Положения о лицензировании, пункта 7.2.4 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 Нефтегазовое дело (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2015 № 226 (зарегистрирован Минюстом России 01.04.2015, регистрационный № 36671), у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.16 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 № 723 (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2010, регистрационный № 16314) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245) (далее - ФГОС ВПО по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность), у лицензиата отсутствуют педагогические работники, заключившие с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность привлечены преподаватели, не имеющие базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины; в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.16 ФГОС ВПО по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность к реализации образовательной программы 20.03.01 Техносферная безопасность привлечены научно-педагогические кадры, у которых не подтверждено систематическое занятие научной и (или) научно-методической деятельностью; в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.17 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.12.2009 №780 (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2010, регистрационный № 16272) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245). по направлению подготовки 072500 Дизайн основная литература представлена изданиями старше 5-ти лет; в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании по направлению подготовки 38.04.02 «Менеджмент» (Магистр) по дисциплинам: «Стратегический  менеджмент», «Инновационный  менеджмент», «Эффективное функционирование отраслевых рынков» отсутствует печатные образовательные и информационные ресурсы в соответствии со статьей 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании в библиотечном фонде отсутствуют печатные экземпляры основной образовательной литературы,  указанные   в  рабочих  программах  дисциплин   по  направлению подготовки 38.03.01 «Экономика»; в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании в библиотечном фонде отсутствуют печатные экземпляры изданий по направлению подготовки 08.03.01 «Техносферная безопасность»; в нарушение  подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании в библиотечном фонде отсутствуют печатные экземпляры изданий по направлению подготовки 656600 «Защита окружающей среды»; в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании в библиотечном фонде отсутствуют печатные экземпляры изданий по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство» (бакалавриат); в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.17 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 280700 Техносферная безопасность (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 № 723 (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2010, регистрационный № 16314) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245). основная учебная литература, указанная в рабочих программах дисциплин представлена изданиями старше 5 лет; в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании, пункта 7.17 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 031600 Реклама и связи с общественностью (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного" приказом Минобрнауки России от 29.03.2010 №221 (зарегистрирован Минюсте России 11.05.2010, регистрационный № 17166) (с учётом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245). основная учебная литература представлена изданиями старше 5 лет в рабочих программах по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»; в нарушение подпункта «е» пункта 6 Положения о лицензировании по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» отсутствует основная учебная литература, указанная в рабочих программах; в нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании у института отсутствуют безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; в нарушение подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании, у института отсутствуют научные работники в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; в нарушение подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании, статьи 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» институтом заключены договоры о сетевой форме реализации образовательной программы с юридическими лицами, не являющимися образовательными организациями; в нарушение пункта 3 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и подпункта «з» пункта 12 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг), в договорах об образовании не содержатся сведения о порядке оплаты стоимости образовательных услуг на старших курсах; в нарушение пункта 8 Правил оказания платных образовательных услуг в договорах об образовании допускается увеличение стоимости обучения свыше уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период; в нарушение пунктов 5-7 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в договорах об образовании допускается приостановление оказания образовательной услуги или повторное обучение на этом же курсе за дополнительную плату при наличии у обучающегося академической задолженности; в нарушение пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 на официальном сайте образовательной организации не размещена Актуальная информация о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе, профессии, специальности, направлению подготовки (на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц); в нарушение пунктов 77, 116, 117 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалиста, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 Ж 839 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2014, регистрационный № 33799), в личных делах зачисленных на обучение за счет средств федерального бюджета в 2015 году отсутствуют оригиналы документов об образовании; в нарушение пункта 25 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (зарегистрирован Минюстом России 07.03.2014, № 31540). в книге регистрации выданных документов об образовании и о квалификации отсутствует подпись руководителя подразделений (службы) организации, выдающей диплом (дубликат); в нарушение подпункта 4 пункта 7,4 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (зарегистрирован Минюстом России 07.03.2014, регистрационный № 31540), пункта 4 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 052400 Дизайн, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации Л.С. Гребневым 14.03.2003, номер государственной регистрации 575 и с к/с п (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст), в приложении к диплому выпускников общее количество часов по образовательной программе не соответствует требованиям; в нарушение части 4 статьи 60 Федерального закона «Об образовании к Российской Федерации», пункту 4 государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст); подпункту б) подпункта 1) подпункта 7.4. пункта 7 Порядка заполнения, учёта и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденный приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (зарегистрирован Минюстом России 07.03.2014, регистрационный № 31540), - у лицензиата в приложениях к дипломам, выданным выпускникам 2015 года, обучавшимся в соответствии с государственным образовательным стандартов высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджме».. организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст). сведения по дисциплине федерального компонента ГОС ВПО «Статистика» в части трудоёмкости в академических часах (цифрами) (подпункт «б» введен Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 481) составляет 220 часов; в нарушение части 4 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктам 5.1, 6.5. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальносте по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ет); подпункта 2) подпункта 7.4. пункта 7 Порядка заполнения, учёта и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденный приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (зарегистрирован Минюстом России 07.03.2014, регистрационный № 31540), - у лицензиата в приложениях к дипломам, выданным выпускникам 2015 года отсутствуют сведения о пройденных выпускниками учебно-ознакомительной, экономической и практики менеджмента (экономической); в нарушение частью 4 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», пунктам 7.4., 7.5., 7.6. государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 Менеджмент организации, утвержденного заместителем Министра образования Российской Федерации В.Д. Шадриковым 17.03.2000, номер государственной регистрации 234 эк/сп (с учетом Общероссийского классификатора специальностей по образованию, утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст); подпункту 3) подпункта 7.4. пункта 7 Порядка заполнения, учёта и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденный приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (зарегистрирован Минюстом России 07.03.2014, регистрационный № 31540), - у лицензиата в приложениях к дипломам, выданным выпускникам 2015 года, отсутствуют сведения о прохождении государственной итоговой аттестации в части выполнения и защиты выпускной квалификационной работы - дипломного проекта; в нарушение подпункта 4 пункта 7.4 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.02.2014 № 112 (зарегистрирован Минюстом России 07.03.2014, регистрационный № 31540) в приложении к диплому общее количество часов по образовательной программе по специальности 350400 Связи с общественностью не соответствует требованиям; в нарушение пункта 93 Порядка приема на обучение по образовательным - программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 № 839 (зарегистрирован Минюстом России 25.08.2014, регистрационный № 33799) в организации не созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Суд отмечает, что указанные нарушения, заявителем в судебном заседании не опровергнуты, доказательств обратного суду не представлены.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 594 (далее - Положение о Службе), Рособрнадзор является федеральным органом государственной власти, осуществляющим следующие полномочия: федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке (пункт 5.1 Положения о Службе); федеральный  государственный  контроль  качества  образования  в  организациях осуществляющих    образовательную    деятельность    по    имеющим    государственную аккредитацию   образовательным   программам   высшего   образования,   в   соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (пункт 5.2 Положени о Службе); контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий и осуществлении образовательной деятельности (пункт 5.9 Положения о Службе); на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (пункт 9.6 Положения о Службе).

Таким образом, ответчик  уполномочен на выдачу предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений обязательных требований законодательства РФ.

В соответствии с ч. 6 ст. 93 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.

Аналогичная норма установлена Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Так, согласно ч. 1 ст. 17 указанного Закона, в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

С учетом имеющихся в материалах дела доказательств суд приходит к выводу о том, что проверка образовательного учреждения была проведена и предписание от выдано Рособрнадзором в рамках его компетенции и в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание то обстоятельство, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с законодательством, права и законные интересы заявителя не нарушены, обстоятельства, указанные в оспариваемом предписании, соответствуют фактическим обстоятельствам, выявленным при проведении проверки, суд приходит к выводу, что оспариваемый ненормативный акт вынесен с соблюдением норм процессуального и материального права.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются на заявителя. При этом, суд считает возможным возвратить заявителю излишне уплаченную государственную пошлину.

При этом, рассматривая заявление о взыскании судебных расходов, суд отмечает, что в соответствии со ст. 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов, отнесения судебных расходов на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами, и другие вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.

В связи с тем, что заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о взыскания судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 176, 180, 181, 197-201 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Производство по делу № А40-20356/16-84-172 в части заявленных требований ЧОУ ВО «КИГИТ»  о признании незаконным и отмене приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23 октября 2015 года № 1919 «О проведении внеплановой выездной проверки в отношении Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий», действия, связанные с его изданием и проведением проверки прекратить.

В удовлетворении заявленных требований ЧОУ ВО «КИГИТ» о признании незаконным и отмене предписания Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки выданного Негосударственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Камский институт гуманитарных и инженерных технологий» об устранении выявленных нарушений, вынесенное в ходе проведения проверки отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течении месяца с даты принятия в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ                                                                                                       О. В. Сизова